
Полная версия
Смена профессии для процветания в новую эру. Чем бы вы занимались, если бы не боялись все изменить?
Потом эти драгоценные металлы стали храниться в сейфах золотопромышленников. Взамен те давали вкладчику «монетный чек», наделявший его правом впоследствии потребовать свое золото обратно. Эти бумаги, еще более легкие и удобные в обращении, чем металл, начали циркулировать повсюду в качестве платежного средства для купли-продажи товаров. Люди принимали их, поскольку они были обеспечены золотом, хранившимся в сейфах золотопромышленников, в свою очередь, охраняемых государством[5]. Это политическое, экономическое и общественное соглашение было зародышем, давшим начало первым в истории банкам.
Рождение современной банковской системыПервый современный банк был учрежден в 1406 году в итальянском городе Генуя, откуда данная модель распространилась по всей Европе. Учитывая, что в ту пору не у всех граждан было золото, банкиры начали выдавать ссуды, т. е. составлять, подписывать и выдавать бумаги, в которых был указан размер выдаваемого займа, – таким образом возникла новая форма денег. Именно тогда банки дали ход системе, которая постепенно обеспечивала им все больше и больше власти над обществами, где она функционировала.
С одной стороны, они выдавали определенный процент за то золото, которое люди оставляли на хранение в сейфах. Таким образом они благоприятствовали накоплению сбережений, год за годом наращивая клиентскую базу и капитал. А с другой стороны, они брали еще больший процент с тех, кому выдавали деньги в долг. Разница покрывала расходы банкира, и так родилось новое понятие – «выгода». А в качестве мостика между теми, кто мог позволить себе сделать накопления, и теми, кому срочно нужны были средства, возникли так называемые бумажные деньги[6]. Это и есть деньги в той форме, в какой мы их знаем. В Европе первые денежные купюры появились в Швеции в 1661 году. Из-за удобства, каким они обладали по сравнению с тяжелыми мешочками с монетами, они быстро распространились по остальным европейским странам.
Параллельно на протяжении XVII века возник огромный спрос на кредитование ввиду необходимости финансировать европейскую экспансию в Америке. Получилось так, что банки не могли выдать такое количество денег, какое у них просили. Главным образом потому, что не имели в своем распоряжении достаточного количества золота для обеспечения кредитов. И тогда данные финансовые организации снова изменили свою систему функционирования. Банкиры знали: весьма маловероятно, что все клиенты одновременно заберут свое золото обратно. Поэтому они решили выдавать больше капитала, чем хранилось в их сейфах. Для поддержания доверия к этой системе необходимо было лишь, чтобы клиенты продолжали сохранять уверенность в том, что банк вернет их золото в любой момент, когда они его потребуют обратно, вне зависимости от того, соответствовало это действительности или нет[7].
Вместо того чтобы запретить данным учреждениям одалживать больше денег, чем имелось в их распоряжении, государство легализовало эту практику и стало ее контролировать. Со временем появились центральные банки, подстраховывавшие частные банки на случай краха. Их функция состояла в том, чтобы поставлять новые запасы золота тем своим коммерческим филиалам, которые оставались без средств к существованию. А те, в свою очередь, брали на себя обязательство выдавать кредиты частным лицам, семьям и фирмам. Как следствие, денежный оборот посредством купюр и монет, выпускаемых государством, начал демократизироваться, превратившись в движущую силу общественного прогресса.
Таким образом, торговля стала ускоряться, усложняться и распространяться, и развилась форма обмена и кооперации между людьми, известная как рынок, т. е. та площадка, на которой сторона предложения (те, кто что-то предлагает) и сторона спроса (те, кто в чем-то нуждается или что-то хочет приобрести) торгуются, покупают и продают, чтобы получить это что-то. По сути, рынок – это то место, где мы взаимодействуем с целью так или иначе улучшить качество нашей жизни.
Наследие Адама СмитаВ конце XVIII века швейцарский экономист и философ Адам Смит опубликовал книгу, которая навсегда определила будущее нашей экономической системы, – «Исследование о природе и причинах богатства народов», – считающуюся первым современным трактатом по экономике. По сути, Смит утверждал, что люди ведут себя разумно в отношении заработка и денежных трат, вследствие чего рынок работает как «невидимая рука», увеличивающая благосостояние общества, т. е. как механизм, который способствует тому, чтобы каждый из нас, стремясь удовлетворить свои потребности, желания и чаяния, принимал решения и совершал действия, в экономическом и финансовом отношении благоприятствующие системе в целом. Смит приводил такой пример: когда пекарь встает в пять утра, чтобы печь хлеб, он делает это не на благо соседей, а ради себя и своей семьи. Но в то же время его эгоистические мотивы приводят к возникновению общественного блага.
Нужно заметить, что в конце XIX – начале XX века рынок заработал в большом масштабе. И постепенно деньги начали циркулировать в глобальной монетарной системе «под покровительством золота». В ту эпоху монеты и купюры обеспечивались только запасами этого металла, которые различные банки мира хранили в своих сейфах.
В 1944 году в рамках Бреттон-Вудского соглашения страны – победители во Второй мировой войне создали Всемирный банк и Международный валютный фонд – учреждения, которые сегодня регулируют финансовые отношения в мире. Они также постановили, что валюты Соединенных Штатов (доллар) и Великобритании (фунт стерлингов) официально станут новым международным платежным средством. С этого момента остальные страны должны были обращаться к одному из этих двух государств, чтобы обменять свою национальную валюту на доллары и фунты стерлингов соответственно. Лишь на эти официальные платежные средства государства могли получить новые золотые резервы, чтобы продолжать развивать свою экономику.
С 1944 по 1971 год данная международная валютная система позволила осуществить индустриализацию многим странам, особенно тем, которые обладали наивысшей финансовой властью. Невзирая на экономические последствия, распространявшиеся на остальное международное сообщество, эти страны называют данный период истории «золотым веком».
Банкир – это человек, который одолжит вам зонтик в солнечную погоду и отберет его в тот самый момент, когда начнется дождь.
Марк Твен5. Мелкий шрифт в кредитном договоре
В 1971 году президент США Ричард Никсон совершил революцию в правилах мировой экономической и финансовой игры. В тот год деньги перестали зависеть от золота, они стали зависеть от долга. До 1971 года запасы этого металла в сейфах центральных банков делали возможным производство и хождение монет и банкнот. А теперь единственное, чем обеспечены используемые нами деньги, – это надежность или доверие к правительствам, которые курируют центральные банки. И обещание, что рано или поздно граждане вернут те кредиты, которые все они взяли.
Всего два года спустя остальные правительства и международные банки пошли тем же путем. В 1973 году мир окончательно отказался от золотого обеспечения и перешел к обеспечению кредитом. По этой причине современные деньги называются фидуциарными или фиатными деньгами. Латинское слово fiducia происходит от корня fides, который означает «доверие, вера, верность».
Несмотря на то что эта финансовая система оказывает огромное влияние на нашу жизнь, в целом мы не знаем, как создаются деньги, какие политики заправляют в этой сфере и какое влияние их решения оказывают на нашу повседневную жизнь. Хороший способ начать в этом разбираться – это обратиться к современным корням существующего порядка – к Центральному банку Соединенных Штатов Америки, более известному как Федеральный резервный банк. Эта частная организация была создана в 1913 году элитой, состоящей из наиболее богатых семей планеты, таких как Ротшильды, Рокфеллеры, Вандербильты, Асторы, Дюпоны и Гуггенхаймы – все они были банкирами. При этом отцы-основатели Америки и создатели американской конституции Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин решительно противились тому, чтобы частный банк контролировал экономические ресурсы всей нации[8].
Победив всех противников, Федеральный резервный банк заложил основы «Современной денежной теории» – документа, который детально описывает процесс создания капитала в современной банковской системе фракционного резерва. В общих чертах там утверждается, что финансовые учреждения могут предоставлять кредиты без необходимости располагать при этом необходимым количеством денег в сейфах – лишь бы только в их хранилищах находился фракционный резерв. Данная финансовая система зиждется на той же предпосылке, на какую опирались золотопромышленники, – что, если в банках в качестве резерва находится 10 процентов от получаемых ими вкладов и доходов, у них всегда будет достаточно наличных денег, чтобы удовлетворить требования клиентов[9].
Так что всякий раз, когда мы делаем вклад или нам выдают заем, скажем, 1000 евро, банк выпускает новые кредиты стоимостью 900 евро. А учитывая, что этот процесс повторяется систематически, от изначальных 1000 евро банк в итоге выдает десятикратно: 9000 евро. Таким образом, посредством подобной кредитной схемы центральные банки мира имеют возможность делать деньги из ничего[10].
Легализуя и стимулируя бесконечное распространение денег, возникших словно по волшебству из ниоткуда, Федеральный резервный банк позволил Соединенным Штатам, Великобритании и Японии достичь беспрецедентного уровня материального развития. При этом чересчур краткосрочное видение создателей этой денежной системы привело к тому, что они упустили один базовый недостаток – непрочность самой системы. Ведь все эти финансовые махинации возможны лишь потому, что вновь выпускаемые деньги подрывают ценность тех, что уже находятся в обращении.
Поскольку новый капитал не коррелирует с пропорциональным увеличением предложения и спроса на товары и услуги, цены поднимаются, отнимая покупательную способность у каждого евро. Это значит, что при сохранении одинакового заработка мы каждый месяц становимся все беднее. Этот феномен известен как инфляция – проблема с непростым решением, обычно пагубно влияющая на кошельки наименее обеспеченных людей. Кроме того, если хранить деньги дома под подушкой, они обесцениваются быстрее, чем если держать их в банке на вкладе с фиксированной процентной ставкой. Однако в последнем случае мы способствуем тому, чтобы финансовая организация использовала 90 процентов от суммы на выдачу новых кредитов.
Деньги – это долгВершиной этого карточного домика является то, что каждый раз, как мы берем деньги в кредит у коммерческого банка, их нужно возвращать с процентом. Например, если мы просим выдать нам 20 000 евро и нам предоставляют эту сумму под 5 процентов, вернув ее полностью, мы заплатим на 1000 евро больше. Так образуется замкнутый цикл капитала: сначала он создается в каком-либо центральном банке, который, в свою очередь, распространяет его посредством своей сети коммерческих банков. Оттуда он через торговлю продвигается по обществу – или через спекуляции по финансовым виртуальным сетям – и в итоге возвращается в ту организацию, где возник, с причитающимся процентом.
Но если все эти деньги берутся в долг у центрального банка и распространяются через другие финансовые организации в виде новых кредитов, то откуда же берется капитал, необходимый для того, чтобы покрыть проценты, начисляющиеся по данным кредитам? Из Федерального резервного банка, которая, в свою очередь, устанавливает новые типы процентов. По этой причине количество денег, вращающихся в нашем обществе, всегда меньше, чем долг, который у всех у нас есть. В Испании, например, разница между выданными кредитами и вкладами, имеющимися в распоряжении финансовых организаций, за последнее десятилетие составила в среднем около 600 миллиардов евро[11].
Благодаря банковской системе фракционного резерва деньги и долг превратились в две стороны одной монеты. Чем выше экономический рост страны, тем больше увеличивается ее долг. Как следствие, необходимо напечатать больше банковских билетов, чтобы выплачивать образующиеся проценты. Если каждый из нас выплатит все, что должен, а это физически невозможно, то современные деньги исчезнут и наступит коллапс экономики. Через этот порочный круг мир превратился в коммерческое предприятие, тянущее за собой долг, выплатить который невозможно.
Поскольку деньги теперь «состоят» не из золота, а из ничего, банкноты, которые мы используем, уже не имеют ценности сами по себе – только ту, какую мы решим им придать. В реальности купюры, которые мы держим в своих кошельках или дома под подушкой, – это просто кусочки бумаги с цифрами, печатями и портретами каких-то важных людей. Их нельзя съесть. Они не обеспечивают нас ни витаминами, ни калориями. Мы также не можем залить их в бензобак. Тогда что же такое бумажные деньги? Главным образом символ. Общественный договор, принимаемый в полной мере[12].
Вдобавок в XXI веке фидуциарные деньги снова видоизменились, прекратившись в дебетные и кредитные карты, а также в электронные сообщения виртуальных банковских счетов. Даже ничего осязаемого не осталось. А то, что есть, находится не в наших руках, а у банков, которые выступают в качестве посредников между нами и нашими деньгами. Фактически считается, что менее 3 процентов денег, находящихся в мировом обороте, существует физически в виде монет и купюр[13]. Новая монета существует лишь на экранах компьютеров. Развитие электронных и цифровых денег окончательно отберет у нас единственную свободу, какой мы еще обладали, – возможность забрать деньги домой.
Дайте мне управлять деньгами страны, и мне нет дела до того, кто будет устанавливать там законы.
Майер Амшель Ротшильд6. Тайная империя
На протяжении истории создавалось множество империй и рушилось немало цивилизаций. Все они распространяли свой язык, культуру и религию на тех, кого завоевывали, кого колонизовали и кем управляли. Параллельно в каждую эпоху главенствовал какой-то определенный институт в обществе. Церковь. Монархия. Армия. Государство… Различные политические, социальные, религиозные, военные и финансовые организмы, которые делали возможной и прочной власть этих империй.
Хоть и в измененной форме, но борьба и конфликт между экономическими классами актуальны и в настоящее время. Разница в том, что сегодня империализм не так очевиден. Он существует скрыто. Главным образом потому, что империя и главенствующий институт сейчас – это одно и то же: корпорация. Но что такое корпорация? И как ей удалось захватить королевский престол?
Корпорации возникли на заре индустриализации наиболее развитых стран примерно с 1850 года. Вначале речь шла о группе лиц – позже их назовут капиталистами, – которые хотели вкладывать свои деньги в создание империи и управление ею. Их союз основывался на личной верности и взаимном доверии, они объединяли свои ресурсы, чтобы организовывать предприятия, которыми сами управляли и владельцами которых являлись. Для этого они учреждали законные фирмы. А когда государство одобряло их статус, их принципы и нормы функционирования, официально появлялось юридическое лицо. В таком качестве оно находилось под покровом и защитой закона. Таким образом корпорации превратились в активных и уважаемых членов нашего общества[14].
Изначально целью подобных предприятий было принести обществу благо, которое граждане не могли обеспечить сами себе в индивидуальном порядке. И в результате своих вложений – в виде полезных продуктов и услуг – фирмы получали экономическую выгоду. Чтобы добиться этой цели, они приобрели многие из законных прав, какими обладаем мы, рядовые граждане. Действительно, в законодательстве, на котором зиждется их существование, оговаривается, что их главная цель – преследование собственных интересов, при этом интересы корпорации приравниваются к интересам акционеров. И никакого упоминания об их ответственности за общественное благо. На юридическом языке это право называется ограниченной ответственностью[15]. Любопытно, что, когда речь заходит об ответственности за то, как их деятельность влияет на общество и на окружающую среду, все становится гораздо более расплывчатым.
Не на кого возложить ответственностьСовременные корпорации отделяют собственность от аппарата управления. С одной стороны, есть акционеры (владельцы), которые привносят идеи и вкладывают капитал, с другой стороны – команда управленцев (менеджеров), чья роль заключается в том, чтобы руководить компанией и претворять в жизнь планы корпорации. Согласно положению закона, акционеры заведомо освобождены от какой-либо ответственности в случае нарушений или преступлений со стороны корпорации. И то же самое касается совета директоров. Они считаются непричастными к незаконной деятельности фирмы, если только не будет доказано, что они были идейными вдохновителями наказуемых действий. Поэтому суды накладывают санкции и выносят приговоры в отношении юридического лица, которым является корпорация, а не в отношении живых людей, осуществляющих ее деятельность в реальности[16].
Находясь под защитой этой бюрократической процедуры, в какой-то момент своей истории корпорации ступили на порочный путь, забыв об истинной цели своего существования. Капиталистическая система, в которой они зародились, стала моделировать их по своему образу и подобию. Движимые бесконечной эгоистичной алчностью, акционеры начали требовать все большей и большей рентабельности и с каждым годом увеличивать ее. Только так их бизнес мог безгранично расширяться, все быстрее и быстрее. Капитал превратился в смысл и цель их существования. Именно так корпорации приняли новую религию – увеличение прибыли.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Рассказ доктора Камило Круса.
2
Рассказ из документального фильма «Дух времени» Питера Джозефа.
3
Информация из книги Nada est perdido («Ничто не потеряно») Сусаны Мартин.
4
Там же.
5
Информация из книги Cómo cambiar el mundo con tu dinero («Как изменить мир при помощи твоих денег») Ксави Теиса.
6
Там же.
7
Там же.
8
Информация из книги Telaraña de Deuda («Паутина долга») Эллен Ходжсон Браун.
9
Информация из документального фильма «Дух времени» Питера Джозефа.
10
Там же.
11
Данные из статьи La mayor caída del crédito en 50 años («Наибольший спад кредитования за 50 лет») Мигеля Хименеса и Иньиго де Баррона в El País от 18 сентября 2012 года.
12
Информация из документального фильма «Коллапс» Майкла Рупперта.
13
Информация из книги Nada est perdido («Ничто не потеряно») Сусаны Мартин.
14
Информация из книги «Корпорация» Джоэла Бакана.
15
Там же.
16
Там же.