bannerbanner
Ординарный день рядового, солдата-телефониста 311 стрелкового полка, 65 стрелковой дивизии, 102 гвардейской стрелковой дивизии
Ординарный день рядового, солдата-телефониста 311 стрелкового полка, 65 стрелковой дивизии, 102 гвардейской стрелковой дивизии

Полная версия

Ординарный день рядового, солдата-телефониста 311 стрелкового полка, 65 стрелковой дивизии, 102 гвардейской стрелковой дивизии

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Игорь Порохно

Ординарный день рядового, солдата-телефониста 311 стрелкового полка, 65 стрелковой дивизии, 102 гвардейской стрелковой дивизии

Лейтенант наклонился к открытой дверце печки и посмотрел на часы. Было 4:00 утра. Его рука легла на плечо телефониста, и он тихо сказал – "Пора!”. Телефонист был готов. Он молча снял с головы шнурок, завязанный петлей на пилотке, с висевшей на конце телефонной трубкой, на уровне уха и отдал ее младшему политруку, всегда, во время отсутствия командира стрелковой роты младший политрук принимал командование на себя. Телефон также передавался ему. Сегодня, к тому же, лейтенант брал с собой телефониста.

С легкой руки старшины хозвзвода полка к телефонисту пристала кличка. – Москвичек. Он взял резервный телефонный аппарат и на коленях выполз из землянки. Снаружи, у входа лежали две катушки. Пускаемые немцами ракеты, освещали, окружающий землянку, лес и ветер качал верхушки деревьев. Москвичек подключал к оставленному телефону конец кабеля от катушки, которую брал с собой. В это время вышли все бойцы группы, назначенной в бросок. Лейтенант, командир роты, еще раз оговорили задачу – выйти на высотку в расположение немцев, собрать возможные сведения. Уходило 10 человек. Вооружение – станковый пулемет, РПД, винтовки гранаты.

В голове группы, шедшей цепочкой друг за другом, шел сапер, потом лейтенант, пулеметчики. В конце-телефонист с двумя катушками, третья в руках раскручивала за собой кабель. Прошли наши сторожевые посты, вступили на нейтральную зону. Дальше лежала неизвестность, через которую необходимо было проникнуть и выполнить боевой приказ. Три катушки легли в линию, лесом. Наши незамеченными без особых трудностей добрались до высоты, поросшей редким ельником и осиной. Обзор был хороший. По склону вниз, метров 350, проходила дорога. На ней стояло несколько крытых грузовых машин и бронетранспортеров. Людей не было. Дорога грунтовая, свежая. Через ручей перекинут мест из неотесанных бревен. Лейтенант доложил в штаб по телефону обстановку.

Солнце встало над лесом. Было приказано остаться на высоте и продолжать наблюдение.

Потом заметили, над дорогой, прямо против высоты, несколько замаскированных блиндажей и два ДОТа. Лейтенант сообщил по телефону в штаб координаты распознанных точек. Из штаба обещали сделать огневой налет артиллерии и тут связь прекратилась. Лейтенант сказал: "Жми!" и Москвичек пошел обратно по линии. С собой карабин на плече в правой руке нож, в левой натянутая струна проложенного кабеля и кругом лес, под ногами хлюпает вода.

Где-то, на пол пути, он выходит, полусогнувшись на большую поляну, воды чуть ниже колена. Прошел метров 50, глянул вперед, на том краю поляны – группа немцев. Отчетливо видны автоматы, цилиндрические коробки противогазов, каски. Их было около 30. Поднятая нога так и застыла в воздухе. Он выждал несколько секунд не двигаясь. Немцы стояли к нему спиной – полукругом. Мелькнула мысль – обратно! И не сводя с немцев глаза, шагнул раз, другой, третий и в лес. Прибежал к группе. Доложил. Лейтенант принимает решение уходить обратно, стороной, не выдавая себя. Быть предельно внимательными. Возвратились в расположение роты, где узнали, что навстречу им выходил сержант взвода связи на ликвидацию обрыва кабеля и пропал без вести. Разведданные, собранные лейтенантом, были переданы в штаб полка.


Сентябрь 1941 года. Повестка из РВК о мобилизации. В ней говорилось: явиться на сборный пункт к 8:00 утра, шлея при себе продуктов на 5-6 дней, смену белья. 18 лет. Группа в 200 человек. Дороги перегружены перевозками военной техники, войск, эшелонами беженцев, эвакуированных с Запада нашей Родины, где уже полыхало пламя войны. На колесах перемещалось оборудование промышленных предприятий из районов военных действий в глубокий тыл, на Урал.

Где своим ходом, через город Егорьевск, где попутным транспортом, товарняком, группа прибыла в г. Йошкар-Ола. В лесах Марийской АССР находился один из военных лагерей на базе 54 отдельного запасного батальона связи. Ежедневно постигая азы военной науки, воинскую специальность телефонистов-проволочников, солдаты одновременно строили казармы. Здесь ковалось их сначала мальчишеское, затем солдатское мужество. Все трудности, физические и моральные, возникавшие в их воинской жизни, в связи с войной, с уходом из дома, из привычных удобств, им не казались тягостными. Просто они не думали о том, что им тяжело. Не было такого понятия. Они учились военному делу, строили, стояли в нарядах по охране объектов. Они хорошо понимали время, рвались на фронт кем угодно: истребителем танков, автоматчиками, партизанами, лыжниками – лишь бы воевать!

А перед этим был трудовой фронт. Строительство оборонительных сооружений в черте города Москвы и пригородах, противотанковые рвы, надолбы, отвесная срезка береговой линии реки, рытье окопов. Ночью дежурство на оборонительных объектах, крышах домов. При военкоматах была организована воинская учеба, Курс 110 часов. Эту школу прошла почти вся московская молодежь того времени кому по состоянию здоровья подлежало идти в армию.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу