
Полная версия
История религий России
С XI в. на Руси появляется большое количество монастырей. Они становятся очагами духовной культуры и образования в Древней Руси. Главной обителью этой эпохи был Киево-Печерский монастырь. Его по праву называют духовным центром Древней Руси. В домонгольскую эпоху эта обитель являлась кузницей кадров на высокие церковные должности – именно Киево-Печерский монастырь долгие десятилетия поставлял Русской церкви епископов и священников.
В период Киевской Руси бурно развивается храмостроительство, которое приобретает уникальные черты древнерусского зодчества. В это же время в русские святцы вносятся имена первых русских святых. К примеру, согласно свидетельствам древних источников, русский народ был особо впечатлён жертвенным подвигом князей Бориса и Глеба, которые погибли от руки их брата Святополка, прозванного в народе «Окаянным». Всенародное почитание князей Бориса и Глеба началось фактически сразу после их смерти.
В период феодальной раздробленности (XI–XII вв.), несмотря на ожесточённую вражду между князьями, простой народ в основной своей массе сохранял единство. Свидетельства об этом остались в древнем памятнике русской письменности «Слово о полку Игореве». В это тяжёлое время внешним выразителем единства народа был митрополит Киевский и всея Руси. Именно в митрополите люди видели примирителя враждующих князей. Объясняется это тем, что митрополитами на Киевскую кафедру фактически весь домонгольский период поставлялись греки, присланные из Константинополя. Они не были заинтересованы в том, чтобы поддерживать кого-то из удельных князей. Миссия митрополитов заключалась в том, чтобы поддерживать единство веры.
Подводя итоги характеристике киевского периода в истории Русской церкви, следует подчеркнуть три момента. Во-первых, православие сыграло заметную консолидирующую роль в истории Русского государства. Оно не только способствовало объединению восточнославянских племён в единое средневековое государство, но и оставалось его объединительной силой в период княжеских междоусобиц. Во-вторых, с крещением Русь вошла на равных в сообщество христианских европейских стран, что способствовало и успешной династической политике великих князей, и развитию торговых и культурных отношений с Европой. В-третьих, установившиеся культурные связи с развитыми европейскими странами, Византией прежде всего, дали импульс к бурному развитию русской культуры. Распространение единой системы письма (кириллицы) дало древнерусскую литературу и образование («учение книжное»), строительство храмов способствовало формированию оригинального древнерусского архитектурного стиля, а иконопись – развитию изобразительного искусства.
§ 3. Православие в Московской Руси (вторая половина XIII–XVII в.)
После нашествия Батыя и разорения многих княжеств Русь на целое столетие погружается в состояние крайнего упадка. Демографический спад и обнищание народа неминуемо повлекли за собой и упадок культуры. Многие историки отмечают, что в этот период происходит катастрофическое падение нравов. В народе вновь становятся популярными некоторые, казалось бы, уже давно забытые языческие обычаи. К примеру, источники доносят до нас сведения, согласно которым во время праздничных гуляний опять стали проводиться кулачные бои, нередко приводившие к гибели и последующему обкрадыванию убитого (как правило, с убитого снимали одежду).
Митрополит Киевский Кирилл II, по долгу своей пастырской службы много ездивший по землям разорённой Руси, отмечал, что в народе царит ужасающий упадок нравственности, образованности и культуры в целом. Именно при этом митрополите в 1274 г. во Владимире состоялся собор, на котором церковные иерархи обсуждали вопиющие духовные нестроения, имевшиеся в русском обществе, пытаясь найти пути решения из сложившегося кризиса.
Желая исправить нравы общества, собор в первую очередь осудил те нарушения, которые касались богослужений. Строгому порицанию подверглось распространившееся среди духовенства невежество, вследствие которого священнослужители небрежно и без должного благоговения относились к своим обязанностям. У этого явления были объективные причины – недостаток богослужебных книг, пожары, дефицит грамотных людей, способных переписывать книги.
Недовольство некоторых священников и мирян устройством современной им церкви порождало протестные движения, которые в средневековой культуре выражались в форме ересей. Ересь (от греч. hairesis – «выбор, направление») в общем смысле – это сознательное отклонение от признанного истинным религиозного учения, в более узком – от учения официальной церкви. В Средние века ереси находили распространение среди людей, недовольных официальной церковью. Одним из древнейших раскольнических движений, которое зародилось в XIV в. на северо-западе Руси, было стригольничество. Появившись в Пскове, оно впоследствии проникает и в Новгород. Одной из главных предпосылок для возникновения этого движения был протест против поставления в духовный сан за деньги – симонии.
Следует отметить, что симония в тот период была действительно серьёзной проблемой для Русской церкви. Ещё Владимирский собор 1274 г., желая взять под контроль практику «поставления пастырей на мзде», установил чётко фиксированный взнос в церковную казну, который должны были выплатить кандидаты в диаконы и священники. Сумма взноса называлась «ставленной пошлиной». Из деяний Владимирского собора следует, что его участники хотели лишь взять под контроль эти пошлины, но никто не решился их отменить.
В начале XIV в. значительная часть русского духовенства и активных мирян решительно выступила за отмену пошлин для лиц, рукополагаемых в священный сан. Обвинения и жалобы на некоторых русских церковных иерархов были в письменной форме отправлены Константинопольскому патриарху, который, в свою очередь, направил на Русь ответственного человека, возложив на него обязательство разобраться в этой проблеме на месте.
Именно с этой целью в 1311 г. в Переяславле-Залесском состоялся собор, который должен был решить назревший вопрос. Но деяния самого собора приняли неожиданный оборот для тех, кто ратовал за отмену пошлин. Посланник Константинопольского патриарха не нашёл ничего предосудительного в том, чтобы брать пошлину за поставление в священный сан. Тем более что сумма взноса была совсем невелика. Собор не решил обозначенной проблемы, и некоторая часть духовенства, недовольная выводами патриаршего посланника, направила в Константинополь своего делегата – некоего монаха Акиндина, чтобы тот изложил проблему непосредственно самому патриарху.
Константинопольский патриарх, выслушав делегата, поддержал его и принял сторону противников симонии. Более того, патриарх написал послание к великому князю Михаилу, в котором осудил практику ставленных пошлин. Но, несмотря на высказанную позицию Константинополя, эта практика так и не была изжита на Руси полностью, что и подвигло впоследствии группу недовольных клириков и мирян уйти в раскол. Таким образом и возникают общины стригольников – людей, отрицательно относившихся к сложившемуся церковному устроению.
По мнению стригольников, те священники, которые были рукоположены посредством предварительного взноса в церковную казну, не являются истинными священниками. Следовательно, совершаемые такими священнослужителями таинства необходимо считать недействительными, и нет никакой надобности посещать храмы, так как священство, которое в них служит, не имеет благодати.
Скудная информация о жизни и деятельности членов стригольнических общин, имеющаяся на сегодняшний день у исследователей, не позволяет во всей целостности воссоздать систему их верований. Известно лишь, что они отрицали церковную иерархию, поставляя во главе своих собраний наставников, ведущих строгий образ жизни.
Из старинной житийной литературы известно, что государственная власть учиняла расправы над стригольниками. Церковная же власть казней не устраивала, пытаясь вернуть последователей стригольничества в церковь через просветительскую деятельность, и отлучала от церкви тех священников и мирян, которые симпатизировали стригольникам. После первой половины XV в. стригольники уже не упоминаются ни в посланиях, ни в летописях.
Следует отметить, что многие митрополиты в период монгольского нашествия всеми силами пытались сохранить Русскую церковь. Задача была сложной, так как, с одной стороны, им приходилось вступать в переговоры с ханами-захватчиками, которые порой были беспощадны к христианской культуре и христианским святыням, с другой же стороны, необходимо было вести диалог с враждующими между собой русскими князьями, нередко прибегавшими к манипуляциям церковью, втягивая её в свои политические интриги.
Особую популярность на Руси в XIV в. приобретает монашество. Популярным и привлекательным для людей из разных слоёв общества оно становится со времени жизни Сергия Радонежского – выдающегося русского святого. В эту эпоху во многих монастырях активно развивается то, что мы теперь можем назвать социальным служением. Монастырские обители в голодные годы устраивают у себя раздачу еды, помогая неимущим крестьянам, также иноки стараются обеспечить крестьян зерном для посева, в ряде монастырей организуются школы и больницы.
В административном положении Русская церковь, как уже было сказано, долгое время оставалась зависимой от Византии. Фактически все митрополиты Руси до периода монгольского пленения присылались из Константинополя – столицы Византийской империи. Русские князья считали, что, где митрополит, там и столица. Поэтому с разорением Киева монголо-татарами и относительно стабильной ситуацией во Владимиро-Суздальском княжестве резиденцией митрополита становится Владимир (в 1299 г.), а с возвышением московских князей – Москва (1328 г.). Самостоятельность же Русская церковь приобретает лишь тогда, когда Византия в XV в. прекращает своё существование.
Незадолго до того, как Византийское государство исчезло с политической карты мира, византийский император Иоанн VIII Палеолог вместе с большой делегацией, в составе которой были Константинопольский патриарх, митрополиты, клирики и миряне, прибывает с визитом к римскому епископу Евгению IV. Целью этого визита было получение военной поддержки от Запада. С помощью западных войск византийцы надеялись остановить экспансию турок.
В 1438 г. в городе Ферраре открылся собор, на котором представители Константинопольской церкви и западные церковные иерархи предприняли попытку устранить вековые богословские разногласия между католиками и православными, чтобы прийти к изначальному единству. На соборе детально обсуждались догматические особенности восточной и западной традиции. Собор длился несколько лет и продолжился во Флоренции.
Во время проведения собора западные иерархи выдвинули грекам ультиматум, суть которого сводилась к следующему: военная помощь будет оказана только в том случае, если восточный епископат (т. е. православные) примет учение латинян. После недолгих рассуждений фактически все православные иерархи подписали унию – акт объединения с Католической церковью на условиях признания некоторых элементов католического учения и Римской юрисдикции. Среди этих иерархов, оставивших подпись под соглашением с латинянами, был и недавно поставленный на Киевскую кафедру митрополит Исидор.
После окончания собора, прибыв в Москву, митрополит Исидор стал открыто исповедовать свои униатские взгляды, за что и был арестован по приказу Московского князя Василия II. Иерархи Русской церкви осудили Исидора за его соглашательство с унией. Эта ситуация привела к тому, что Русская церковь оказалась в крайне сложном положении. Как уже было сказано ранее, до этого времени митрополитов на Русь избирал и поставлял Константинополь. Но Константинопольский патриарх теперь в глазах русских людей выглядел еретиком, поступившимся своим православием ради военной поддержки латинского Запада.
Проблема заключалась ещё и в том, что с самого начала крещения Руси, а уж тем более после Раскола 1054 г., византийцы постоянно внушали славянам, что христиане западного обряда являются отступниками от истинной веры. Уже в Повести временных лет мы находим предостережение Нестора Летописца: «Не принимай учения от латинян – учение их искажённое». Славяне за несколько столетий основательно поверили внушениям греков и теперь с неподдельным недоумением взирали на то, как их учителя и наставники «продают» свою веру латинянам ради земных выгод и преференций. После Флорентийской унии раскол между Русской церковью и гибнущей Византией был неизбежен.
В 1441 г. князь Василий II пишет Константинопольскому патриарху письмо, в котором сообщает, что митрополит Исидор, принявший участие в заключении унии с латинянами, был низложен собором русских церковных иерархов. В письме князь особо подчёркивает, что Русская церковь по-прежнему придерживается православного исповедания, которое она приняла от греков. Василий II просит патриарха о том, чтобы впредь глава Русской церкви избирался не в Константинополе, а из русских предстоятелей на месте. При этом князь выражает желание сохранить каноническую связь с Константинополем.
Эпохальным событием для Русской церкви стал Московский собор 1448 г., на котором в митрополиты был возведён русский иерарх Иона. Константинополь в этом соборе никакого участия не принимал и самостоятельности Русской церкви в деле избрания митрополита не признал.
Как известно, в мае 1453 г. турки захватили Константинополь и Византийская империя прекратила своё существование. Находясь в порабощённом положении, Константинопольские патриархи уже не могли диктовать Московскому княжеству свои условия в той мере, в какой они это делали ранее. С этого момента Русская церковь всё более и более приобретает черты самостоятельной религиозной организации.
Важным вопросом в истории становления Русской церкви является вопрос о монастырских землевладениях, возникший в конце XV в. и будораживший умы и сердца церковных деятелей последующие столетия. Дело в том, что к XV в. Русская церковь становится довольно крупным землевладельцем. Князья жертвовали Церкви земли и значительные суммы денег «на помин души». Многие монастыри Руси обзавелись земельными угодьями, деревнями и пастбищами. По этому поводу в монашеской среде возникает спор о том, насколько приемлемо для монастыря иметь значительные материальные ресурсы и земельные наделы. Не отвлекают ли эти земные блага иноков от подлинно монашеского делания – поста и молитвы?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Здесь и далее выделяются термины, включённые в Глоссарий и необходимые для запоминания.