
Полная версия
Родина предков. Рассказы
Кладбище на окраине села было необычайно маленьким, огороженным деревянным штакетником, посреди ослепительно залитой солнцем золотой стерни.
Парень и пожилая женщина красили оградку. Спросил у женщины, не знают ли они такой-то могилы. Оказалось, что нет. Она приехала в село в 1964 году, а прадед помер в году шестьдесят первом. Посоветовала спросить в крайнем доме…
В доме никто не откликался, только яростно лаяла из-под ворот собачонка. Пошел дальше по улице. Увидел мужика и подростка, возившихся с разобранным мотоциклом. Мужик посоветовал пройти по плотине на ту сторону пруда к Чермашенцеву Толику – Анатолию Яковлевичу. Он-то должен знать, поскольку доводился Григорию Ивановичу чуть ли не дальним родственником. Пришел к указанному палисаднику. Проходивший мимо сосед вызвал со двора хозяйку Нину Павловну.
– Ой, Анатолий-то спит. Разбудить его?
– Не надо. Может быть, вы знаете?..
Я поведал ей цель приезда. Она согласилась показать мне могилу прадеда, а, заодно, по пути и место, где стоял его дом. Пошли вдоль берега пруда к другой плотине.
– А мы сегодня картошку копали, уморились. Я мужу нагрела воды, искупала, он выпил и уснул. Себе воды поставила, нагреется – сама искупаюсь.
Вся улица состояла из пятнадцати домов.
– Вот здесь и стояла изба из самана, где Григорий Иванович с женой жил, – показала Нина Павловна на пустое место между предпоследним и последним домом. Тут еще лозина росла, но ее, видать, срубили.
Перешли по плотине к кладбищу. Скошенное жнивье, так и сверкало, отливало золотом на солнце. А за оградой в толще чернозема томились без жизни и дыхания бывшие жители Платоновки.
Могила Григория Ивановича оказалась во втором ряду справа от входа возле самого штакетника, вся поросшая бурьяном. Вдвоем с Ниной Павловной принялись рвать руками колкую сухую траву, освобождая едва заметный холмик с валявшимся на нем обломком сгнившего давно креста. Тут же обнаружились печенье, конфеты и даже сморщенный высохший огурец.
– Скажу Толику, чтобы крест на могилу сварил.
По рассказам родни, Григорий Иванович рано овдовел. Поднял на ноги троих детей, старшую дочь Аксютку выдал замуж, сына Егорку женил, а с младшей Евдокией отправился в столицу на белый свет посмотреть. Работал там извозчиком. Потом женился на платоновской. Война началась, вернулся с женой в Козловку. Поглядели – жить негде, и обосновались в Платоновке… Моя мать, училась во время войны в школе, голодала, как и все, и когда уже не могла есть распаренную траву, однажды пешком ходила из Козловки в Платоновку к деду Гришке. Там ее поразил огромный живописный пруд (пруд действительно красив, я сделал несколько снимков с расположившимися на берегу гусями). У деда отведала показавшихся необыкновенно вкусными желудевых оладьев, да и с собой дали желудей. Может, это путешествие и спасло ее…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.