bannerbanner
Песень белой церкви
Песень белой церкви

Полная версия

Песень белой церкви

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Светлана Вахеметс

Песень белой церкви

Маршрутка промчалась мимо, подняв столб пыли. Лиза машинально прикрыла футляр со скрипкой рукой, словно это могло защитить инструмент от невидимой угрозы. Скрипка обошлась ей непомерно дорого, особенно, учитывая небольшую стипендию.

Она неспешно шла по улицам родного Слонима, разминая ноги после долгой поездки. Город встречал её привычной тишиной: редкие звуки лая собак, звон велосипедных звонков и лёгкий шорох травы успокаивали, всеми силами напоминая: она дома. Воздух наполняли ароматы свежей зелени и прелых листьев.

Впереди был короткий отдых – всего месяц перед началом работы в оркестре. Лиза улыбнулась: место в Президентском оркестре далось ей непросто. За этим стояли долгие ночи за нотами, бесконечные репетиции и вера в собственный талант. Но порой она всё же сомневалась: действительно ли её старания стоят того, чтобы оказаться среди лучших?

За поворотом показался дом – невысокий, выкрашенный в голубой цвет, с огородом, ограждённым невысоким забором. На нём сушились банки и бидоны, которые вечером снова наполнят парным молоком. Лиза невольно закатила глаза от удовольствия – она скучала по этим мелочам. Минск с его шумом и ритмом так и не стал ей домом.

– Лизонька! – из-за забора донёсся знакомый голос. Суетливо вытирая руки о передник, навстречу вышла бабушка. Серафиме Ивановне давно перевалило за семьдесят, но в глазах всё ещё горел озорной огонёк.      Она обняла внучку так крепко, что Лиза на миг почувствовала себя ребёнком. От бабушки пахло молоком и свежим хлебом – в доме уже всё готово к её приезду.

– Пойдём, моя хорошая, – ласково сказала она. – Мама тоже скоро будет, пораньше отпросилась.

Серафима Ивановна взяла её под руку и повела к дому, где всё оставалось таким же родным и уютным.      Дом встретил Лизу теплом и уютом. На столе уже красовался накрытый белоснежной скатертью хлеб, рядом лежала свежая сметана и банка мёда. Лиза только сняла пальто и успела вдохнуть аромат домашнего уюта, как бабушка, ни на секунду не теряя бодрости, заговорила:

– А знаешь, кого я сегодня встретила? Ксенза из нашего костёла! Хороший человек, давно у нас служит. Говорит, костёл готовится к благотворительному концерту – надо деньги собрать на новый орган. Так вот, как только узнал, что ты приедешь, сразу спросил: а не согласится ли наша Лиза выступить?

– Выступить? – смутилась Лиза.

– А почему бы и нет? – просто ответила бабушка, наливая внучке молока, – ты ведь не зря в консерватории училась, таким талантом тебя Бог наградил. А тут такой случай, и ведь, не абы где, а в костеле!

Лиза задумалась. Они с бабушкой часто бывали на службах в костеле, и девушка всегда относилась к костелу Святого Андрея с трепетом. Его величественные стены, древние витражи, и орган с богатой историей, все это словно переносило в другой мир.

– Не знаю, бабуль, – протянула Лиза, – Мне нужно подумать, – выступления перед большой публикой до сих пор давались ей с трудом.

– Чего тут думать, – Серафима Ивановна поставила пирог в духовку, – Ты только представь, как все красиво будет! Ты, твоя музыка, витражи на закате…

Лиза перевела взгляд на окно. Там, вдали, виднелись шпили костёла. Лучи заходящего солнца освещали их так, что казалось, они касаются неба. Лизе почему-то вспомнились страшные истории о костеле, которыми дети пугали друг друга, будто там живут привидения. На какую-то секунду девушку кольнула необъяснимая тревога. Но это чувство тут же развеялось, когда на кухню вошла её мама.

Дом наполнился разговорами и смехом, вся семья наконец была в сборе. Лиза радовалась, как просто и уютно было рядом с самыми близкими. И всё же, в глубине души её не покидала мысль о предстоящем разговоре с ксёндзом.

Ночь в родном доме прошла бессонно, после шума столичных улиц Лиза тяжело засыпала в тишине. Она бесконечно крутила в голове возможные варианты произведений, которые могла бы сыграть на благотворительном концерте, но ни на чем так и не смогла остановиться. Она не могла понять, какая музыка подходит святому месту?

На улице уже запел петух, а дом ожил. Бабушка отправилась в коровник, а мама на смену на хлебозавод. Лиза еще немного поворочалась в кровати, и приняла решение вставать. Часы показывали начало седьмого, когда девушка вышла из комнаты, и, натянув резиновые сапоги, отправилась помогать бабушке, это был своеобразный ритуал в каждый ее визит домой.      За работой время бежало незаметно, и уже после сытного обеда и принятого душа, Лиза собралась сходить в костел. Ей хотелось обсудить с ксезом то, как будет проходить благотворительный концерт, и что требуется именно от нее.

Лиза вышла из дома и вдохнула аромат свежей земли и цветущих яблонь. Девушка крепче сжала ремешок своей сумки, мысль о концерте не давала ей покоя. "Я ведь не профессионал", – думала она, – "Только закончила консерваторию, а тут такой уровень, столько людей. Что, если я всех подведу?"

Она вздохнула, остановившись на мгновение у калитки костёла. Высокие белые стены возвышались перед ней, окружённые мистическим ореолом тишины.

– Бог даст, всё получится, – прошептала она себе, собираясь с духом, и толкнула тяжёлую дверь.      Внутри костёл встречал прохладой и тишиной. Солнечный свет лился через витражи, окрашивая каменные стены в цвета радуги. За одним из алтарей Лиза увидела фигуру в сутане – ксёндз возился с нотами, расставляя их на подставке органа.

– Доброе утро, отец Казимир, – позвала она, стараясь, чтобы голос не дрогнул. Ксёндз обернулся, с улыбкой разведя руки в стороны.

– Лиза! Рад тебя видеть! Заходи, заходи. Мы как раз обсуждали репетиции к концерту.

– Бабушка сказала, что вы хотели поговорить о моём выступлении…

– Да, все верно, – кивнул мужчина, – Наш орган уже давно не работает, концерт мы организовываем с целью собрать средства на новый, – мужчина кивнул на внушительного вида инструмент, – Поэтому, это важное событие для нас, и мне бы хотелось, чтобы ты стала его частью. Не каждый раз, у нас есть возможность пригласить кого-то, вроде тебя, – Лиза почувствовала, как в груди стало тесно. Его слова звучали так уверенно, но её сердце билось быстро, а в голове метались сомнения. Она резко отвела взгляд в сторону, пытаясь скрыть свою смущенную растерянность.

– Какое произведение вы бы хотели услышать? – Слова сорвались с её губ почти механически, но сама Лиза была далеко не уверена. В её голове уже звучали сотни вариантов, но все они казались недостаточно хорошими. Она могла бы сыграть что-то сложное, но не было ли это слишком рискованно для первого публичного выступления? Или наоборот, сыграть что-то лёгкое, но тогда она могла бы показать свою слабость. Лиза пыталась удержать контроль над собой, но каждый выбор казался неверным.

– На твой выбор, Елизавета. Выбери то, что поможет тебе почувствовать себя комфортно, – мужчина улыбнулся, и эта лёгкость в его голосе как бы успокоила её. Он верил в её способности. И, несмотря на сомнения, Лиза почувствовала, как её сопротивление тает. Отец Казимир смог подкупить её своей уверенностью, и, не чувствуя другого выхода, она сдалась, позволив себе поверить, что, возможно, всё не так страшно. Отказать она не могла по определению – такой поступок несомненно расстроит бабушку, а Лизе этого очень не хотелось.

Концерт был назначен через несколько дней, которые Лиза провела за репетициями. Она почти не бывала дома, почти все время проводя в костеле. Бабушка переживала, что девушка почти не отдыхает, но Лиза лишь отмахивалась. На ней лежала большая ответственность, и она не могла подвести людей. Вечерело. Лиза вновь осталась в костёле одна. Пустынный зал погрузился в полумрак, лишь слабые лучи заходящего солнца пробивались сквозь витражи, отбрасывая разноцветные отблески на стены и пол. Лиза провела смычком по струнам, и мелодия заполнила пространство. Она закрыла глаза, полностью отдавшись музыке, и вдруг услышала звук, заставивший её замереть.

Это был орган. Низкие, глубокие ноты раздались из темноты, словно кто-то невидимый присоединился к её игре. Лиза оторопела, осматриваясь. Орган давно был неисправен, она точно знала это. "Казимир говорил, что он не работает уже много лет…" – подумала она, чувствуя, как по коже пробежали мурашки.

Музыка прекратилась также внезапно, как и началась. Тишина, наполненная напряжением, вновь окутала зал. Лиза положила скрипку и медленно подошла к органу. Он стоял в углу, величественный и древний, с потускневшими клавишами. Она провела пальцем по пыльной поверхности, но ничего необычного не заметила.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу