bannerbanner
Заметки о сложности. Связность, сознание и бытие
Заметки о сложности. Связность, сознание и бытие

Полная версия

Заметки о сложности. Связность, сознание и бытие

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Эклектичный путь Лэнгтона включал разнообразные курсы, которые он слушал в нескольких бостонских университетах, книги, какие только удавалось добыть в местных библиотеках и книжных магазинах, а также год работы в лаборатории в Пуэрто-Рико, где он изучал поведение приматов. В конце концов в 1976 году, еще не оправившись после аварии дельтаплана, в которой сломал тридцать пять костей тела и лица, он приехал в высококлассный центр астрономии и космологии Аризонского университета, расположенный в пустыне Сонора.

Лэнгтон начал понимать, что его самые глубокие вопросы касаются “истории идей” и “эволюции информации” – информации, закодированной в машинах или в физических процессах вселенной, а также той, которой обмениваются люди на индивидуальном или социальном уровне. Теперь он был уверен, что именно информация – ключ к разгадке. “Я нутром это чувствовал”8.

Он обнаружил, что существует богатая литература, созданная великими умами предыдущих десятилетий, которые рассматривали формальную, даже физическую природу информации, – литература, написанная такими известными мыслителями, как Джон фон Нейман, создатель теории игр, и Алан Тьюринг, основоположник современной компьютерной науки.

В 1982 году Лэнгтон поступил в магистратуру Мичиганского университета по специальности “компьютерные науки и теория связи”. Там он собрал воедино все интеллектуальные нити своей жизни и после многих лет отступлений и петляний в попытках идти по тому самому следу наконец вернулся обратно к игре “Жизнь” – спустя более десяти лет после того, как она впервые подняла волосы на его затылке. Теперь он знал, как это назвать: “искусственная жизнь”9.

Жизнь на грани хаоса

Несколько лет спустя игрой “Жизнь” заинтересовался физик и программист Стивен Вольфрам, работавший в то время в Институте перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси. Используя сложный научный подход к функционированию игры, он разделил возможные результаты на четыре класса10. Два класса обладали стабильностью: это либо устойчивые конфигурации (Г на рисунке выше), либо осциллирующие (Д). Третий класс имел поистине хаотичный вид, отражающий фрактальную математику (здесь он не показан, поскольку его можно визуализировать только на видео: содержащиеся там конфигурации эволюционируют со временем и подобны “стабильности в движении”, характерной для водоворота). Однако неожиданным оказался четвертый класс, независимо выделенный Лэнгтоном и одним из первых теоретиков хаоса Норманом Паккардом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Впоследствии мы расширили группу, включив в нее математика Марка д'Инверно и компьютерщика Роба Сондерса, чтобы продолжить исследования. Мы назвали себя командой CELL. (Здесь и далее – прим. автора, если не указано иное.)

2

Синергия – взаимодействие нескольких факторов, эффект от которых сильнее, чем простая сумма эффектов от этих же факторов по отдельности. (Прим. перев.)

3

Доска для игры в “Жизнь” вполне может быть не безграничной, а ограниченной или замкнутой. (Прим. перев.)

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2