
Полная версия
Эдип. Боги и герои Древней Греции
56. Зевс посылает Гермеса удержать Эриний от мести Эдипу
Зевс и остальные его сородичи, на мощных Олимпийских высотах постоянно живущие, не только услышали, но и увидели зоркими своими глазами, что происходит на дороге, ведущей в семивратные Фивы.
Олимпийцы в это время, как всегда, пировали, амбросию в больших количествах поглощали и неустанно честь воздавали друг другу кубками с пенящимся нектаром, который после вознесения на нерушимый вовеки Олимп Диониса, стали сначала слегка, а потом все больше и больше разбавлять вином медосладким. Любопытные боги стали наблюдать со все возрастающим интересом за бессильным нападеньем на Эдипа Эриний. Бессмертные дружно молчали, время от времени, поглядывая на своего верховного повелителя.
Заметивший взгляды богов, Олимпиец сначала косматой потряс головой и повращал кустистыми своими бровями. Потом начал меж них говорить всеобщий родитель бессмертных и смертных:
– Своими глазами я вижу, как юношу пытаются истязать демонические Эринии. А ведь я его знаю. Мне Феб рассказывал, что за преступленья моего сына Тантала, весь род которого я проклял, а также за нечестивость Пелопа, которого мы с вами чуть не съели… и из-за Ожерелья Гармонии, изготовленного моим ревнивым, как его мать, сыном Гефестом… да за все это старуха Лахесис выткала Эдипу убить отца Лаия и жениться на матери Иокасте. Но! Ведь он не знал, что высокомерный старик, встретившийся на дороге, его отец настоящий. Поэтому, давайте-ка боги, усердно все обсудив, вместе решим, что нам делать, – вмешаться и спасти от безумья Эдипа, который убил отца по неведению. Пока яд змеекудрых Эриний на него не подействовал, но ведь они от него так просто не отстанут, ибо они считают, что он нарочно родителя жизни лишил, чтоб воссесть на трон поскорее. Или все же позволить древним мстительницам бичами ядовитыми разум юноши навсегда укротить? Тем более, что этому Эдипу еще и на матери жениться придется…
Тут Гера не выдержала и супругу сказала:
– Зачем, Чернотучий, ты воздух сотрясаешь напрасно? Знаешь ведь сам, что все в этом мире происходит по непререкаемой воле Мойры Лахесис. Если старая Ткачиха так наткала, то Эдип и на матери женится, и счастливо с ней много лет проживет. А ты, должно быть, сейчас взбесившихся Эриний удержишь, пока они не нашли способ как Эдипа до безумия довести…
Зевс изумленно покачал и покрутил в стороны головой и Гере в некотором замешательстве так изрек:
– Дике святая мне знак подает, что я на этот раз должен с тобой согласиться, супруга моя волоокая, хотя… я и сам так поступить собирался и спрашивал совета у богов притворно, чтоб их только проверить… насколько правильно они все понимают, что там внизу на земле происходит.
Олимпиец помавал кустистыми своим бровями, сросшимися на крепкой переносице, и так обратился к Гермесу:
– Сын мой любезный и быстрый вестник! Гермес, ты самый верный моих велений исполнитель! Ты и всегда ведь, моим быстрым посланником служишь, так, что и ныне нисколько не медли. Скользни ты, на ногу крылатую резвый, своим обычным быстрым полетом вниз на землю в тот предел, где храм аполлонов находится. Передай, Киллений, Эриниям, чтобы от Эдипа пока отстали, ведь по неведению он убил родителя Лаия.
Неутомимый Гермес без промедления ринулся отцовский приказ исполнять на подошвах амвросиальных, всюду его с дуновением ветра над землей беспредельной и над морем бескрайним носившие.
57. Гермес останавливает Эриний
Златожезлый отпрыск старшей Плеяды сразу увидел трех страшных старух, водящих вокруг ничего не подозревавшего Эдипа ужасный хоровод. Он крикнул Эриниям остановиться, но они не обратили на вестника Зевса внимания. И тогда Киллений кинул между Эриниями и Эдипом свой знаменитый кадуцей.
Говорят, что в древности жезл Гермеса был обвит виноградными лозами, и только в позднее время на нем появились две змеи. Согласно древнему преданию Киллений увидел двух борющихся в траве змей, которые, переплетаясь гибкими телами, угрожали друг другу, готовясь вступить в смертельный поединок. Гермес воткнул жезл в землю между ними, и они, обвив посох, тотчас примирились, оставшись как перевитые ленты на нем навсегда. Поэтому Гермес объявил, что этот жезл впредь будет символом мира.
Гомер поет, что своим жезлом Аргоубийца могучий глаза усыпляет у смертных, если захочет, других же, заснувших, наоборот, от сна пробуждает.
Диодор Сицилийский говорит, что Гермесу приписывают происходящие во время войны переговоры, заключение мира и союза, символом чего является жезл, который носят ведущие переговоры и благодаря которому, оказавшись среди противников, не подвергаются опасности. Поэтому Гермеса и называют Общим, поскольку старающиеся о мире во время войны приносят пользу общую для обеих сторон.
Благожезлый сын Майи приблизился к Эриниям, легкими крыльями воздух колебля, подошвой плесницы словно веслом он воздушный ток разрезал, и мирно так к ним обратился:
– Остановитесь трудолюбивые девы Аида! Ваш труд и нрав, столь многим ненавистный, мне понятен, но сейчас вы Эдипа должны отпустить. Не позволяет великий Кронид его сейчас доводить до безумия, ибо убийство отца он совершил по неведению. Он и сейчас не знает, что старик, которого он ударил посохом на дороге его настоящий отец. Поэтому и ваши змеи и отравленные бичи на него пока не действуют.
Угрожающе поднялись на челе у древней богини отмщения Аллекто гады, и, щелкнув пропитанным ядом бичом, она прохрипела Гермесу:
– Подействуют! Мы Эринии, богини древнейшие, в мраке живущие вечном, нам не страшны молнии Зевса. Даже Солнце не преступит предопределенных ему границ, а не то его разыщем мы – Черноокие союзницы Правды – Эринии, стерегущие прегрешения. И потому не всегда и не во всем мы должны слушаться Олимпийца.
Зловещая Мегера поддержала сестру:
– Отцеубийцу мы должны покарать – так велит древний закон. Кровь родителя взывает к отмщенью! Если же он не ведал кого убивал, то мы ему сейчас это скажем, и безнаказанным не ускользнет от нас Эдип, скоро в безумии он начнет корчится и извиваться!
Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» говорит, что Гермеса называют собакой не в собственном смысле слова, но связывают с хитроумнейшим из богов бдительность этой твари, ее неутомимость и мудрость, ибо она различает дружественное и враждебное по своему знанию или незнанию предмета.
Гермесу совершались возлияния, и когда по завершении трапезы жертвенным животным отсекались языки, – они посвящались ему как богу красноречия.
Вестник Зевеса на словах стал во всем соглашаться с Эриниями и даже Эдипа стал ругать, как последнего нечестивца, на деле же коснулся своим кадуцеем их глаз, и они заснули.
Когда Эринии проснулись, и Эдип был уже далеко, Гермес с таким вопросом к ним обратился и сам же на него ответил:
– Как вы думаете, любезные мстительницы, почему я так легко смог вас всех усыпить? – Да потому, что так нить жизни Эдипа сама Мойра Лахесис соткала и такие колечки-предопределения на нее нанизала. Поэтому не стоит вам сейчас пытаться Эдипа догнать. Он сам явится к вам, когда настанет пора, всемогущим предопределенная Роком. Это будет лет через двадцать недалеко от Афин в местечке Колоне. И вы, став по отношению к нему благодетельными Эвменидами, справедливо его за все покараете иль воздадите – сами решите. Такова непреложная воля старой Ткачихи.
Услышав о всемогущей Мойре Лахесис, страшные лица суровых богинь, милосердия чуждых от века, смягчились.
За уничтожение Сфинкс Эдип получает в награду трон в Фивах и ложе овдовевшей царицы
58. Певица ужасов Сфинкс
Некоторые говорят, что на Беотийской горе Фикион в древности обитало ужасное чудовище Фикс, порожденное исполинской змеедевой Ехидной от двуглавого пса Орфа, убитого Гераклом при похищении коров Гериона. Именно Фикс с оружием в руках в жестокой битве одолел Эдип и за эту победу получил фиванский трон. Однако, впоследствии о Фикс забыли и стали говорить о другом чудовище по имени Сфинкс.
Сфинкс, или Сфинга – душительница, была порождением Ехидны и незаконного силой исполина Тифона – самых страшных чудовищ, которых, когда – либо порождала всеобщая матерь Гея – Земля. Все сходятся во мнении, что у Сфинкс, как и у матери – чудовищной змееженщины Ехидны, было красивое женское лицо с холодными никогда не мигавшими змеиными глазами и красивая женская грудь.
Некоторые говорят, что ниже груди тело у Сфинкс было, как у брата – огромного горного льва с каменной шкурой, жившего в Немее, только у нее еще были мощные крылья, как у другого брата – орла Эфона и бычий хвост.
Крылатая дева с могучим львиным телом была особенным чудовищем, настоящим исчадьем адского мрака. Сфинга гордилась не столько своим мощным телом, сколько необычным для чудовищ хитроумием. Она сладким женским голосом, словно песню, пела (потому ее и прозвали Певицей Ужасов) одиноким путникам загадки, которые они должны были разрешить. Если же путники были бессильны решить предложенную ею загадку, то Сфинга пускала в ход свою огромную львиную силу и душила их в убийственном объятии, раздирая кровожадными когтями и пожирала. При этом она была совершенно уверена в том, что поступает справедливо, рассматривая свою песню-загадку как соревнование, и проигравший в нем должен быть наказан.
Некоторые говорят, что это ужасное чудовище было послано златотронной царицей Герой за нечестивое преступление фиванского царя Лаия в отношении побочного сына Пелопа Хирисипа. Лай из-за красоты юноши влюбился в него и, согласно критскому обычаю, похитил возлюбленного, увезя его в Фивы на колеснице. Однако Пелоп сам был влюблен в побочного сына и, угрожая войной, потребовал его обратно. Пелоп за совращение сына наложил проклятье на Лаия и весь его род, и во исполнение этого проклятья боги предначертали Лаию смерть от руки сына, а злокозненная Гера, согласно непререкаемой воле Мойры Лахесис, тут же наслала на Фивы чудовищную Сфинкс.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.