bannerbanner
Котики в мировой культуре. Как котики проникли не только в наши дома и сердца, но и в наши сны, сказки и заклинания
Котики в мировой культуре. Как котики проникли не только в наши дома и сердца, но и в наши сны, сказки и заклинания

Полная версия

Котики в мировой культуре. Как котики проникли не только в наши дома и сердца, но и в наши сны, сказки и заклинания

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Людям важнее всего были четыре точки года – зимние и летние солнцестояния и равноденствия. Созвездия, в которых садится солнце в самый длинный или короткий день в году, часто изображались с Хозяином (или Повелителем) животных, расположенным в центре. Это встречалось и в минойской цивилизации, и в Месопотамии в древних городах шумеров, и в Малой Азии. Особенно широко этот мотив использовался в раннем бронзовом веке примерно 5000–5500 лет назад.

Чаще всего животные, окружавшие Хозяина, были связаны с равноденствием. Периодически из-за наклона земной оси созвездия смещаются (это называется «прецессия равноденствия»), и по тому, какое созвездие связано с равноденствием, можно узнать период, когда было создано изображение. Например, пара «Скорпион – Телец» для осени и весны соответственно появлялась с 3800 по 2300 годы до н. э., а Лев был «главным» на небе во время летнего солнцестояния в 4000–1500 годах до н. э. [66] и шел в паре с рогатым существом, похожим на козерога. Может быть, так древние видели современное созвездие Водолея.

Одна из ваз, найденных в шумерском Уруке (современный Ирак), создана в IV тысячелетии до н. э. и изображает льва, козерога и заходящее солнце. Так что еще пять с лишним тысяч лет назад люди смотрели на небо и видели там огромного кошачьего хищника. Возможно, именно отсюда брала начало сцена сражения Тельца и Льва – первый главенствовал на небе весной, второй – летом, «побеждая» весеннего быка.

И это еще не все! В VII тысячелетии до н. э., почти 9 тысяч лет назад, вместо Хозяина на небе видели Госпожу зверей (или, с греческого, «Потния Терон»). Небольшая статуэтка отсылает к возможному культу Богини-матери, изображенной рядом с леопардами в Чатал-Хююке (Турция), древнейшем известном нам городе [66], где богиня держит животных за шею. При этом возможное созвездие Леопарда больше похоже на современное созвездие Рака – тогда эти звезды «отвечали» за весеннее равноденствие. Госпожа зверей, таким образом, «подарила» кошкам связь с плодородием, ведь весной природа возрождается и расцветает, пока в небе солнце садится за Леопарда или леопардов.

Впрочем, люди выбрали Льва еще в неолите – изображение Хозяина животных и Льва, которое относится аж к IX тысячелетию до н. э., нашли в той же Турции, в месте под названием Таш-Тепелер. Недалеко находится один из древних мегалитических храмов в Гёбекли-Тепе, где изображен годовой календарь возрастом более 12 тысяч лет. Там, на одном из столбов, мы тоже можем видеть изображение кошки в зодиакальном круге.

Лев из Таш-Тепелер соответствует периоду, когда созвездие было главным во время весеннего равноденствия. Судя по всему, эти обозначения животных родом из верхнего палеолита Европы. Они перекочевали на Ближний Восток, использовались в Древнем Египте, а затем вернулись в античный мир и через древних греков подарили нам привычный круг созвездий. Так что, когда мы смотрим на Льва, мы видим то же, что и наши далекие предки тысячи, а то десятки тысяч лет назад.

Ближний Восток. Самые первые кошки

Хорошо, мы поговорили о крупных кошках, страшных хищниках и символах древних царей, а что же наши главные герои? Примерно в то же время, как в Гёбекли-Тепе шаманы и жрецы наблюдали за небесными кошками, первые земледельцы нашли того, кто поможет им справиться с вездесущими грызунами. Точнее, кошки нашли грызунов в человеческих поселениях. Сначала это были просто местные кошки – подвиды Felis silvestris. Постепенно их заменили потомки подвида lybica. Кстати, ближайшие родственницы домашних пушистиков все еще обитают в Месопотамии, например в современном Ираке [52]. Скорее всего, они были приручены около 10 000 лет назад – тогда же, когда в VIII тысячелетии до н. э. по Плодородному полумесяцу распространяется земледелие. До сих пор прирученные кошки, которые просто живут в поселениях и питаются грызунами и отходами, встречаются в Северной Африке, Аравии и в племени азанде на юге Судана [52].

Первые кошки, как мы помним, были спутниками людей, и только в Древнем Египте они были одомашнены полностью – мы видим следы массового разведения, смену полового поведения, так как одомашненные кошки могут приносить котят круглый год. В итоге они вытеснили других кошачьих – оказалось, что это гораздо более гибкие в социальном плане существа, которым было вполне комфортно сосуществовать рядом с людьми. Да и со своими сородичами тоже – как правило, в поселениях возникали целые группы кошек со своей иерархией, а их детеныши покоряли людей своим милым внешним видом. Еды было достаточно, так что дикие кошки стали лучше терпеть друг друга и нас, что позволило им следовать за людьми все дальше и дальше.

Чтобы понять, как происходило это расселение, понадобилась помощь генетиков. Две группы – Евы-Марии Гейгль из Института Жака Моно (Франция) и Вима ван Нира из Университета Лёвена (Бельгия) – занялись исследованиями древних кошачьих геномов. Задача перед ними стояла действительно серьезная – нужно было изучить образцы ДНК сотен образцов кошек, полученных из музеев и археологических памятников, охватывающих временной диапазон от VIII тысячелетия до н. э. до XIX века. Для исследования отобрали митохондриальную ДНК, передающееся от матери к ребенку, и выявили две основные линии домашних кошек. Одна – Felis silvestris lybica с Ближнего Востока. Этих кошек позднее забирали с собой в Европу и Восточное Средиземноморье. Вторая линия появилась благодаря древним египтянам и контрабандой распространилась по всей ойкумене – они найдены на территории современных Болгарии, Иордании и Турции. Во время Римской империи к ним добавилась азиатская дикая кошка, F. s. ornata. Видимо, эти кошки путешествовали с морскими торговцами из Индии, так же как в эпоху парусных судов кошки станут неотъемлемой частью команды и распространятся по всему миру вместе с европейскими путешественниками [22].

Самая ранняя подобная кошка в Европе датируется 7700 годом до н. э. и найдена в Румынии – видимо, ее завезли древние мореплаватели, при этом она сильно отличается от живших в Древней Анатолии кошек. Впрочем, и они скоро оказались в Европе – две находки обнаружены в Юго-Восточной Европе – в Болгарии (4400 год до н. э.) и Румынии (3200 год до н. э.), что говорит о развитии земледелия в этих местах. И появлении кошек, конечно.

Кстати, а вы задумывались, что табби-кошки[2] разные? Да-да, они бывают разные – двух типов. Более древний тип рисунка – «макрель»: полосатая кошка, как маленький тигр [49]. Пятнистые кошки, у которых на боку как будто булочка-улитка (такой узор можно встретить у современных британских кошек), появились не раньше, чем в Средневековье [49], как считается, в Малой Азии [69].



В отличие от многих животных, мы знаем, когда жила самая первая кошка, приручившая человека. Ее нашли в погребении Шиллурокамбос (Shillourokambos) на Кипре. Мы не знаем ее имени, поэтому назовем ее Шиллу – по имени стоянки позднего неолита. Правда, непонятно, была это кошка или кот – кости не сохранились настолько хорошо – так что пусть будет условно «она». Зато мы точно знаем, что она была полосатая – как современные котики-табби. Почему ученые так уверены, что именно на Кипре были прирученные животные, а не какие-нибудь дикие хищники?

Дело в том, что от берега до острова минимум 60 километров, и он был окружен морем задолго до того, как первые дикие коты заселили берега будущей Греции и Леванта. Доплыть сами они бы вряд ли смогли – в отличие от тигров, большинство мелких кошачьих с водой не дружат, значит, их привезли с собой люди. Если вы пытались помыть или собрать в путешествие среднестатистического потомка F. silvestris lybica, вы можете себе представить, как были недовольны первые кипрские кошки, преодолевая Средиземное море.



На еще одной стоянке раннего неолита, Климонас, была найдена единственная кошачья кость, зато крупная и не коренного происхождения с Кипра, то есть люди привезли кота с собой. Мышей, правда, тоже – наверняка грызуны спрятались в припасах и начали конкурировать с местными мышами за еду.

Помимо находки в Шиллурокамбос, кости кошек нашли на стоянке раннего неолита в Хирокитии (Кипр) и ряде других. Так что Шиллу и ее родственники оказались на острове примерно 9500 лет назад [75], задолго до того, как другие потомки степных кошек покорят сердца древних египтян.

Была ли Шиллу домашней кошкой? Гораздо больше, чем несколько других видов животных, появившихся на Кипре чуть раньше или в это же время. Например, древние мореходы привезли на остров лису, но не захоронили ее вместе с людьми, а вот кошка удостоилась такой чести.

Шиллурокамбос был крупным поселением своего времени. Люди жили там довольно долго, с конца IX до конца VIII тысячелетия до н. э. Постройки такой давности сохранились плохо, но зато археологи нашли десятки тысяч каменных артефактов и костей в рвах, ямах и колодцах. Удалось им обнаружить и древнее кладбище. И вот там в 2004 году нашлось захоронение, которое показало самую древнюю тесную связь человека и кошки.

Скелет животного находился в той же яме, что и человеческий, и оба костяка были обращены на запад. Шиллу было всего восемь месяцев, когда она погибла – и для нее в могиле вырыли специальное углубление в 40 сантиметрах от человека, который, возможно, был ее хозяином. Его не отправили в загробный мир с пустыми руками, а положили полированный камень, топоры, кремневые орудия и охру – минерал, который считался символом жизни [75]. Рядом с захоронением в небольшое углубление положили 24 морские раковины. Шиллу была довольно крупной и жила 9200–9500 лет назад, как и человек, с которым ее похоронили.

Откуда могли приехать ее предки? Скорее всего, с восточных берегов Средиземного моря, с территории Израиля – там найдены хранилища возрастом около 10 000–9500 лет, в которых обнаружились скелеты домашних мышей. И не только – кошачий зуб возрастом 9000 лет был найден в одном из поселений, а еще один, более поздний, возрастом 4000 лет – на территории современного Пакистана [8]. В том же Израиле была найдена статуэтка кошки возрастом 3700 лет – наверняка у резчика перед глазами было много примеров.

Помимо Кипра, кошачьи были завезены неолитическими мореплавателями около 6000–8000 лет назад на большинство других средиземноморских островов, далеких от континентальной Европы и Африки (Сардиния, Корсика, Крит и Балеарские острова) [41]. Правда, непонятно, в каком качестве они жили с людьми – были ли они дикие или прирученные. Но завозили их несколько раз – судя по генетике, три. Потом люди ушли, а кошки остались и сейчас считаются дикими. Такие живут, например, на Майорке и Корсике [19].

В Леванте и Месопотамии кошки упоминаются крайне редко. Мы знаем всего две шумерские пословицы, которые говорят о знакомстве жителей Междуречья с кошками, или, как их называли сами шумеры, «са-а» (sa-a). Из их пословиц следует, что шумеры довольно много знали об их поведении. В одном тексте кошка, когда она следует за человеком, несущим еду, сравнивается с послушным рогатым скотом. Не поспоришь – не только шумерские са-а, но и их современные потомки готовы на многое, чтобы получить заветный кусочек. Другой текст сообщает, что кошки любят высокие места и в целом очень любопытны [61]. При этом изображать своих са-а наблюдательные шумеры, а затем и аккадцы не спешили. Кошке была отведена довольно интересная роль – чаще всего эти хвостатые встречались в приметах и магических текстах под многими именами, например аккадский шурану, мурашу и мирану.

Нам известен один старовавилонский ритуальный текст, из которого можно понять кое-что о кошках. Мужчина увидел раненого кота, но проигнорировал его. Текст осуждает этого безучастного свидетеля:

«Он видел <…> но (сделал вид, что не заметил этого). Кошки дрались, и он это видел (но делал вид, что не замечает) <…> (коты) плакали, и он это видел (но делал вид, что не замечает). Кошки <…> были <…> они ругались, и он это видел, но лица своего не изменил» [28].

Текст связан с богиней Гулой, покровительницей врачевания. Она защищала собак, но, судя по всему, и пренебрежения к кошкам она не поощряла.

Другие упоминания о котах (судя по всему, именно котах) можно найти в пословицах, баснях, гадательных текстах, соннике. Их немного, но мы можем кое-что понять и из такого небольшого количества. Например, в Новоассирийском царстве (X–VII века до н. э.) врагов сравнивали с котом [95]. Кошку сравнивали с мангустом – последний сразу бросается на добычу, а кошка медлит и только потом выпускает когти. Причем это не негатив по отношению к кому-либо из этих животных. Кошка – это кошка, и это замечательно, считали шумеры. Нельзя с ними не согласиться!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В эксперименте Дмитрия Беляева, начатом в 1959 году, изучалось одомашнивание животных через селекцию лис, отбираемых на основе дружественного поведения к человеку. Вскоре у лис появились признаки, свойственные домашним животным – доверие к людям и некоторые изменения во внешности. – Прим. ред.

2

Табби – один из самых популярных окрасов кошек в мире. Это обычные полосатые котики, у которых на голове как будто буква «м». Они могут быть просто полосатыми, полосатыми с пятнышками, рыжими, тиковыми, у которых полосатый каждый волосок, и мраморными (почему-то их принято называть пятнистыми). – Прим. авт.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2