
Полная версия
Книга дурака/Игра в кости
Кот резко включает заднюю скорость и, ударяясь о столбы ограды, ретируется. Кот в ужасе уезжает из города на максимальной скорости. Он непрерывно звонит жене, Ивану Дураку, всем, кто есть в списке контактов. Но нет связи ни с кем. В трубке не говорят: «Абонент недоступен», там просто тишина. Полная, безысходная… и страшная.
«Что это всё? – думает он. – Скорее домой. Немедленно». Паника. Кот несётся в темноте по пустынной дороге пятый час. Кончается бензин. Его мучают дурные предчувствия. Вдалеке появляются огни города. Кот проезжает указатель «Укропинск». «Это где это я? – думает он. – Какой Укропинск. Тут нет таких городов. Неужели блуканул я?» Он не узнаёт города. Чужие дома, чужие люди. Он заезжает на заправку. Подходит к кассиру.
КОТ
(Протягивает кредитную карточку.) Полный бак пятого.
Кассир – симпатичная девушка. За Котом выстраивается очередь водителей.
КОТ
Девушка, я что-то с пути сбился. А как проехать в город Мопр?
Кассир удивлённо смотрит на него.
КАССИР
Нет тут таких городов.
КОТ
Как нет? Мопр. Административный центр.
КАССИР
Я такого города не знаю. Бензин заливают.
Над головой кассира висит большой телевизор. Кот поднимает на него глаза. На экране щуплый, плюгавый субъект стоит за трибуной. Он что-то невнятно, непонятно бубнит, периодически ухмыляясь, поднимая брови и делая руками плебейские жесты. Его слушает огромная аудитория, сосредоточенно вытянув шеи и ловя каждое слово, громко, одобрительно хлопая после каждых нескольких словосочетаний. Потом идут комментарии речи. Все – от министров до простых граждан –
с придыханием восхищаются небывалой мощью и величием нынешнего руководителя страны. Его зовут Упорщик Косяков. Кот поражён этим зрелищем. Он видит знак на трибуне, это завязанный в узел червяк.
КОТ
(Оборачивается к очереди.) Как проехать в Мопр?
Ему говорят, что тут такого города нет.
КОТ
А есть атлас дорог?
КАССИР
Да, конечно, с витрины возьмите.
Кот берет атлас, открывает и с ужасом читает название: «Атлас дорог Говнофакии».
КОТ
Так мы в какой стране?
Очередь недоумённо его оглядывает.
ПОЖИЛОЙ ВОДИТЕЛЬ
В Говнофакии мы. А ты думал где?
КОТ
А где же Расистская империя?
ВОДИТЕЛЬ
Так нет её давно. Ты что, с луны упал? Распалась она на национальные территории.
Очередь и кассир подозрительно разглядывают Кота. Он чувствует кожей, что все они уже готовы на него донести, куда следует. Кот в ужасе выходит, садится в машину. Бесцельно едет по городу. Ему попадается компьютерный клуб. Кот входит туда. За столом на входе сидит молодой парень- администратор. За столиками горят компьютеры. Уютная неоновая подсветка освещает тускло зал. Они одни.
КОТ
Мне нужен компьютер на час.
АДМИНИСТРАТОР
За любой садитесь, какой нравится.
КОТ
Хорошо. И чашку кофе мне принеси.
Кот открывает компьютер, набирает: «Новейшая история». Кот читает. Государство распалось на отдельные страны. «Как так?! Не может быть. Что это было за место? Добро, зло, обман… Где моя реальность? Отделилась Говнофакия… Ну, что ж… В конце концов, мы, расисты, не против, если так удобно говнофакам… Надо вернуться туда. Надо вернуть семью-страну. Я был в месте между мирами. Ответ только такой. Там бедлам. Но не это ли мои были желания? Секс со всеми, кого хочешь, беззаконие… Мои юные желания. Страх приходит, когда желания исполняются… Это об этом говорил Кощей? Что это было за место? Кощей был Старость. Добро, Зло… А эти парни? Простота. Простота… Молодость… Моя молодость… Простота… Бесшабашность… Эгоизм… А Кощей? Старость? Готов всё за палку отдать…» Кот в ужасе вытирает пот со лба. «Это бред. Я болен. Я просто сошёл с ума. Потому что того, что я вижу, быть не может. Я помешался, мне в дурдом надо. Да… Но я же не пойду туда сейчас? Не пойду. А что же делать? Что это было за место? Так тонка грань между мирами».
Администратор приносит чашку кофе. Кот машинально отхлёбывает глоток. Он думает: «Да, я сплю… Я просто сплю». Он окунает палец в чашку и тут же вытаскивает его, обжёгшись. Дует на него. Судорожно мыслит: «Мне надо вернуть всё обратно. Там были Зло, Добро, Обман, Простота и Правда. Правда – это Иван Дурак. Он, кстати, пропал… пропал совсем некстати… Связи нет. Правда пришла со мной. Она была моя, и она со мной ушла. Правда уходит с Лукавством. Так сказал Дикий Кот. Мне надо только опять вернуться туда». Кот в панике выходит, не заплатив. Вскакивает в машину и несётся обратно.
Кот гонит машину в ночи. Он напряжённо думает: «Я опять еду в ад. Других вариантов нет. Что случилось с этими людьми? Они сошли с ума? Но как? Потеряли память. Но можно было тихо сидеть без памяти, ни делая ничего. А они ведут себя как звери. Нет, они, пожалуй, хуже зверей. Они утратили любовь. В их мире больше нет любви, нет привязанности, каждый каждому враг… В клубе тоже её не было. Там была Доброта, было Зло… был Обман… там не было… Любви. Вот оно что. Всё так просто! Стоит только у людей отнять это чувство, и они становятся зверями… Да нет! Гораздо хуже. Звери же любят. Они заботятся о детёнышах. Они любят своих партнёров. Они вообще живут семьями… и даже строят примитивные жилища. В мире зверей ничего не меняется. Он полностью консервативен. Они живут так сотни, тысячи… миллионы лет. В мире зверей ничего не меняется, потому что они не умеют мечтать. Они не хотят больше есть, меньше работать, не хотят иметь всех женщин и все сокровища на земле… Так вот куда приводят мечты!» Кот горько улыбается. В глазах выступают слёзы.
Кот включает приёмник. Нет радиостанций. В эфире помехи. Кот сканирует станции. Находит одну. Звучит «Нирвана». Акустический концерт. Кота поражает эта музыка. Он выключает радио. «Так вот оно что.... Игра продолжается… „Вся наша жи-и-и-и-изнь… – игра!“ Камень – это обстоятельства. Они требуют ходов. Я вырвался из безумного города и поехал в свой. Это обстоятельства. Но своего города я не нашёл. На его месте другой. Значит, в мою ячейку поставили чужую фишку. И я не могу сыграть свой камень. Это обман. Или мы… играем без заров. Кто играет со мной?..»
Ясный рассвет. Кот приезжает в город Нахуйнахуй. «Какой Нахуйнахуй? – думает он. – Где Поливайск?» Он едет по унылому промышленному городу. Серые люди спешат на работу. Кот проголодался. Он подъезжает к бистро. Входит, садится за столик. К нему подходит заспанный, небритый официант.
ОФИЦИАНТ
Что будете?
КОТ
Яичницу сделай. Глазунью с ветчиной.
ОФИЦИАНТ
Сколько яиц?
КОТ
Четыре. И чашку кофе. Слушай, любезный, а где тут город Поливайск?
ОФИЦИАНТ
Тут нет таких.
КОТ
Как нет?
ОФИЦИАНТ
Ну, я такого не знаю. Нет такого города. (Уходит.)
Кот думает о своей семье, о котёнке, о кошке. О своей пропавшей жизни… «Что же мне делать? Как там говорил Тигр: „Наша жизнь – следствие наших мыслей. Она рождается в нашем сердце, она творится нашей мыслью. Если человек говорит или действует с доброй мыслью, радость следует за ним, как тень, никогда не покидающая“. Может, я был глубоко в своём сознании. И оно больно. Мне надо просто привести в порядок мысли… И снова вернётся прежний порядок вещей…» Тяжесть ситуации не даёт ему полностью погрузиться в тоску. Его осеняет мысль. Он думает: «Что я парюсь? У меня ж все ходы записаны». Кот вскакивает, бежит в машину. Достаёт из багажника саквояж. Вытаскивает паспорт. Открывает его, читает: «Так… Кот… Сибирский… Гражданство… ГОВНОФАКИЯ…» Кот взрывается хохотом до слёз.
Иван Дурак приезжает домой. Глубокая ночь. Квартира пуста. Почему-то нет жены и дочки. Он очень встревожен. Телефон жены выключен. Иван Дурак не знает, что и думать. Узнать что-то не у кого. Родители его давно умерли. Все знакомые спят. Наконец он решается позвонить тёще. Слышит долгие мучительные гудки. Заспанная тёща снимает трубку. Иван Дурак спрашивает её о дочери. Тёща уклончиво отвечает, что с ней всё в порядке и завтра он всё узнает. Иван Дурак пытает её, что произошло. Но разговор не получается. Тёща говорит, что хочет спать, и бросает трубку. Иван Дурак не спит до утра. Он думает, курит, курит…
Наконец наступает пасмурное утро. Он несётся к тёще, жены там нет. Тогда он несётся к жене на работу. Жена – Царевна Лягушка, работает на заводе душистого мыла. Иван Дурак вызывает жену по внутреннему телефону. Ждёт её на проходной. Курит. К проходной подходит Царевна Лягушка.
У неё большие приклеенные ресницы. Она, как оса, затянута в корсет. Рядом с ней подходит Пингвин. Иван Дурак знает его, это хозяин завода. Пингвин становится поодаль и наблюдает. Иван Дурак не может ничего понять.
ИВАН ДУРАК
Привет, милая! (Кидается к Царевне Лягушке.) Ты где была? Что случилось? Я приехал ночью, до утра не спал.
ЦАРЕВНА ЛЯГУШКА
(Останавливает его холодно.) Всё кончено. Я тебя бросила.
ИВАН ДУРАК
Как бросила?! Ты что, милая? А дочка? А семья?
ЦАРЕВНА ЛЯГУШКА
Послушай, я тебе отдала десять лет жизни. Я тебя никогда не любила. Всё, хватит. Я хочу пожить для себя. С дочкой будешь видеться в выходные… как все.
Иван Дурак смотрит на наблюдающего за ними Пингвина и всё понимает. Он молча выходит на улицу, он раздавлен.
Иван Дурак едет в садик к дочке. Воспитательница говорит, что мама запретила отдавать девочку ему. Иван Дурак держит дочку за руку. Просит идти жить к нему. Но дочка, смотря в пол, говорит, что хочет жить с мамой.
ИВАН ДУРАК
Но там же чужой дядя с ней…
ДОЧКА
(Смотря в пол, тихо вытаскивает свою ручку из руки Ивана Дурака.) Ну и что… Я хочу с мамой…
Иван Дурак едет домой. За час с небольшим он выкурил пачку сигарет. Он включает радиолу. Новости. Новости сообщают, что банк, чьи векселя у Ивана Дурака, купленные на все деньги, лопнул. И вкладчикам, и клиентам не будет выплат никаких. Иван Дурак приезжает к своему дому. В магазине на первом этаже он берёт бутылку водки. Поднимается в пустую квартиру. Он кидает взгляд на портфель, полученный от Кота, открывает его, вытаскивает векселя. Они красивые, цветные, с аккуратными печатями. Иван Дурак безразлично смотрит на них и швыряет через голову веером назад. Бумаги разлетаются по всей комнате. Иван Дурак открывает бутылку, наливает до краёв стакан водки. Он вспоминает о своём единственном товарище. Одиночество так тяжело сейчас. Он звонит Емеле.
ИВАН ДУРАК
Привет, Емеля.
ЕМЕЛИНА МАТЬ
Это Марь Иванна. Нет Емели.
ИВАН ДУРАК
Здравствуйте. А где он?
ЕМЕЛИНА МАТЬ
В тюрьму посадили.
ИВАН ДУРАК
За что?
ЕМЕЛИНА МАТЬ
В церкви окна побил по пьяни. Пятнадцать суток дали пока. А там, может, ещё чего припаяют… Некогда мне. Потом позвони. (Бросает телефон.)
Иван Дурак выпивает залпом стакан водки. «Как же это всё случилось вдруг! – думает он. – Что это было за место? Там меня назвали Правдой. Вот уж воистину… Правда никому не нужна… потому что лучшая Правда есть ложь».
Тигр уходит от погони. Жандармы идут по пятам. Но он обманет, он уйдёт. Куда им до него! В стране крысиный режим. Как же он ненавистен Тигру. Во главе Главный Крысин. И далее по ранжиру крысы помельче и пожиже. Но все при деле, все у общественного корыта, все берут общественное достояние, согласно рангу, соблюдая субординацию. У них охрана. Пропаганда круглые сутки вещает о величии Главного Крысина и прелестях крысиного режима. Всё хорошо. И мог бы и Тигр как-то пристроиться боком к жизни крысиной. Она, в сущности, ни плоха, ни хороша. Вернее, для одних, немногих, хороша, потому что можно всё; для других, подавляющего большинства, она плоха, потому что ничего нельзя. Не пропал бы и при таком режиме Тигр. Но как же служить ему, Тигру, крысам?! Некрасиво… Да и не может Тигр смириться. Смириться с полной несправедливостью. Он ведёт подрывную работу, возглавляет революционную борьбу. Крысы давно бы его погубили, всё в их руках: и армия, и жандармы, и стукачи. Да одна беда – мало их, крыс. Хотя они и всем управляют.
А народ их не любит. И чем больше ему вещают, как они, крысы, хороши, тем больше он их и не любит. Тайно не любит, подло. А Тигра любят все, все уважают. Поддерживают скрыто.
А крысам во всём саботаж.
Наступает утро восстания. Тигр яростно рвётся к крысиному дворцу. Ярость удесятеряет силы. За ним несутся полчища его последователей.
Большой Пёс стоит на набережной. Он видит несущуюся народную лавину к крысиному дворцу. Он провожает её спокойным взглядом. Отходит к ограде. Опирается на гранитную тумбу локтями. Он смотрит на большую ленивую, медленно текущую реку. Большой Пёс достаёт из широкого накладного кармана свободной замшевой куртки полбуханки хлеба, отламывает кусочки и бросает в реку. Он кормит белых лебедей.
В крысином дворце полная паника. Власть не удержать. Да и чёрт с ней! Главный Крысин относится к жизни философски: ну, не получилось… не срослось. Бывают в жизни огорчения. Тылы прикрыты. Денег он накрысил с народа, хватит всем потомкам тратить не считая. Главный Крысин спускается в нору. Там он с самыми близкими и избранными крысинами садится на подземный поезд и покидает пределы страны. Охрана дворца, предваряя расправу, бросает оружие и уходит.
Тигр берёт в свои руку бразды правления. Он занимает большой кабинет. Он не хочет быть публичным и не определился еще, какова будет структура его власти. Он диктует первые указы. Все границы закрыть. Всё имущество и деньги национализировать. Тигр лишился покоя. Страх. Страх держит его в своих объятьях. Груз ответственности слишком велик. «Неужели я не смогу наладить лучшую жизнь? Всё ж работало. И продолжало бы работать, если не трогать систему вообще. Но тогда к чему всё это? Справедливость должна восторжествовать. Надо всё забрать и поделить.
А потом уж наладить справедливые отношения. Я всё поправлю, я могу. Как там сказал Большой Пёс? Кто хочет, тот может. Нет, он сказал: кто думает, что может, тот может. А кто хочет, тот может – это уже моё».
В кабинет Тигра входит секретутка. Она в мини-юбке, вся из себя. Длинные ноги кажутся вообще нереально длинными от высоких каблуков. Она подходит, как циркуль, вплотную к Тигру.
СЕКРЕТУТКА
Извините, товарищ Тигр. Не хочу вас отвлекать…
ТИГР
(Поднимает на неё тяжёлый взгляд.) Говори.
СЕКРЕТУТКА
Там к вам с утра рвётся Микки-Маус. Он весь день ждёт. Я понимаю…
ТИГР
Пусть войдёт.
Тигр думает: «Почему нет? Микки-Маус мужик толковый, умный. Мне соратники нужны. Можно его министром финансов сделать или экономики…»
Входит, почтительно согнувшись, Микки-Маус.
МИККИ-МАУС
Здравствуйте, товарищ Тигр. Поздравляю… Поздравляю…
ТИГР
Да не с чем поздравлять. Забот полон рот.
МИККИ-МАУС
Ну как же, как же… Слушай, Тигр. У меня имущество арестовали, счета, бумаги ценные изъяли. Я понимаю, революция. Но мне надо всё отдать. Я ж не чужой.
ТИГР
Ну, все равны теперь у нас.
МИККИ-МАУС
Кого равны?! Ты что? Это моё. Моё! Я работал. Вкладывал. Я уехать хочу…
ТИГР
Не напрягайся, я знаю наперёд всё, что ты мне скажешь. Ты честно бизнес развивал. Жизнь положил, разбогатев. Но мне не важны твои мотивы и не важен твой жизненный путь.
МИККИ-МАУС
Ты что, Тигр?! Что же важно?
ТИГР
(Поднимается из-за стола, нависает над Микки-Маусом. Издаёт громовой рык.) Важно то, что у тебя в гардеробной комнате двести костюмов и двести туфлей, а в стране голодают старики и дети. Пошёл вон отсюда, пока я тебе голову не откусил!
Микки-Маус стремглав вылетает, как пуля, из кабинета.
Кролик, Слон и Черчилль въезжают в город. Зима. Как у Пушкина: «Мороз и солнце. День чудесный…» На улицах нет людей. Их нет вообще. Нет людей в ресторанах, кафе, магазинах. Город как вымер. Он пуст. Сначала их это даже забавляет. Они заходят в магазины, выбирают дорогую одежду. Катаются на пустых автомобилях. Устраивают гонки, разбивают их. Берут новые. Едят продукты в магазинах, разбивают витрины. Проходит день, и не наступает ночь. Продолжает светить солнце. Неизвестно, сколько прошло времени. Они заваливаются в гостиницу, падают спать. Просыпаются. Бесконечно тянется день. Они замечают, что на улицах нет не только людей, но и животных, и птиц. Только растения, молчаливые свидетели того, что здесь произошло. Они уезжают из города. Страх толкает их двигаться вперёд. Они хотят хоть кого-то встретить. Сменяются города. Они чужие, пустые. Время остановилось. Бесконечное солнце, бесконечный день. Куда-то пропал Черчилль. Кролику и Слону это уже безразлично. Тоска. Кролик не хочет больше идти. Он останавливается, видит, как высокая, сухая фигура Слона скрывается в переулках очередного чужого пустого города. Кролик присел на бордюр. Он понял. Это всё стремление к свободе. То, чего ему всё было мало. Как в тюрьме колют формулу свободы на запястье: это «с» в кубе. «С» в третьей степени. «Это сладкое слово свобода». Воли всегда было мало. Кролик беспомощно плачет. Вот она, абсолютная свобода… Он понял: чем больше свободы, тем больше одиночества… Воистину, чем больше ты свободен, тем больше одинок.
Дикий Кот на палубе большого парохода заходит в порт неведомой страны. Он разглядывает причудливые строения чужого города. Он не волнуется, он знает много языков. Ближайшее будущее его не тревожит, как и отдалённое. Дикий Кот сытно пообедал напоследок и стоит у бортика, раскуривая трубку, сверкая камнями в перстнях. Багажа, как истинный бродяга, он не имеет. Небольшая спортивная сумка. Немного наличности. Немного белья, немного табака. Трубка и бритва. Что ещё нужно одинокому мужчине?
Дикий Кот сходит на берег. Берёт такси.
ТАКСИСТ
Куда желаете ехать?
ДИКИЙ КОТ
(Ненадолго задумавшись.) Отвези-ка меня для начала в публичный дом.
Проходит некоторое количество лет. Кот, голодный и нищий, подходит пешком к дверям Клуба почитателей честной игры. Он постарел. Ноги гудят от усталости. Кот опирается на крыльцо. Из дверей выходит мужчина во фраке. Он критически измеряет Кота взглядом. Кот поднимает на него горящие, воспалённые глаза, разжимает кулак, на ладони лежит золотой ауреус.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.