
Полная версия
Язык мой – друг мой

Елена Триандофилова
Язык мой – друг мой
Рекомендовано к публикации Издательским Советом
Русской Православной Церкви
№ ИС Р25-424-0548

© Триандофилова Е.И., текст, 2024
© Издательство «ДАРЪ», 2024
© ООО ТД «Белый город», 2024
От автора
По роду своей деятельности мне приходится проводить много времени в общении с людьми. За эти годы я убедилась, что потребность в общении можно назвать базовой, а само общение – смело – одним из способов реализации основных потребностей человека.
Мы все нуждаемся в дружеском общении или в интеллектуальном общении, как в реализации любви к ближнему, в духовном общении и, наконец, в общении церковном. Но зачастую под этой потребностью маскируется то, что просто заполняет нашу душевную пустоту, ложно утешает в нашей беспомощности, на время заглушает наше внутреннее одиночество. Тогда эта потребность перерастает в зависимость.
Нередко бывает, что потребностью в общении мы оправдываем нашу тягу к самовыражению, например, когда человек вживается в роль этакого весельчака-балагура, постоянно притягивающего внимание к себе своими шутками, порой колкими и циничными. Это уже не реализация любви к ближнему, а самореализация, и проявляется она иногда в крайне негативном виде, когда кто-то реализует свою волю и свое мнение в истерических интонациях, не выбирая выражений и подавляя чужую волю.
Самое печальное, что в состоянии аффекта человек может произнести те самые роковые слова, о которых потом жалеет всю жизнь.
«Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притч 18:21).
Эти слова из книги притчей Соломоновых потрясли меня до глубины души и подтолкнули к изучению этой темы и к многолетней работе над собой. Надеюсь, что они не оставят равнодушными и моих дорогих читателей.
Глава первая
О влиянии языка на жизнь человека
Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро
(Пс 33:13–15).Задумываетесь ли вы, в какой мере ваша речь влияет на вашу жизнь? Я отнюдь не о том, чем пестрит сегодня интернет, звеня ключами от счастья и успеха и раскрывая всевозможные секреты вселенной о волшебной силе слов. Но давайте будем честны и ответим себе на вопрос из псалма: «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?» Хочу ли я долго жить и видеть благо в своей жизни? Кто ж не хочет? Мы все стараемся, как можем, трудиться для того, чтобы обеспечить себе старость. Мы зарабатываем на эти блага, поддерживаем свое здоровье всевозможными способами, но забываем или попросту не знаем, что наше долгоденствие и благополучие зависят еще и от исполнения духовных законов, таких как «почитай отца и мать» и «удерживай язык свой от зла» и «делай добро».
Без этих составляющих все наши труды тщетны. Сегодня я не буду говорить о пятой заповеди. Речь пойдет о том, что стоит под номером один в ответе царя и пророка Давида на поставленный им вопрос – об удержании своего языка от зла.
Но сначала поделюсь с вами одной реальной историей.
Смерть от злого языка.
Как-то моя давняя знакомая рассказала мне историю своей сестры, и эта история потрясла меня до глубины души.
Сестра моей знакомой много лет была замужем и жила в достатке. Ее муж, бизнесмен, достаточно решительный и успешный человек, старался делать все для семьи и детей, и это было заметно для окружающих. Их часто видели вместе, много времени они проводили с детьми, вместе путешествовали. Долгие годы они могли бы жить счастливо, но внезапно все изменилось.
Кто-то из их окружения, то ли из зависти, то ли из других побуждений, рассказал жене о единственной измене мужа, которая случилась с ним в командировке много лет назад. Во время конфликта на этой почве жена в порыве гнева истошно кричала: «Да чтоб ты издох после такого, чтоб ты издох! Ни одного дня с тобой жить больше не буду! Проваливай!» Поняв, что сейчас говорить с ней бесполезно, муж вышел из дома, сказав, что вернется, когда она успокоится, но… больше не вернулся. В ту ночь он сел в машину и поехал к своей матери. Но по дороге, не справившись с управлением, скорее всего, из-за стресса, он вылетел в кювет. Машина угодила в выкопанный для строительства котлован. Нашли его только утром, но было уже поздно.
Эта трагедия изменила женщину, похоронившую мужа, навсегда. Она бесконечно винила себя за эти проклятия.
Можно сказать, что это совпадение, всякое же бывает. Но она не смогла так сказать. Совесть не обманешь.
Конечно, мы не разбрасываемся проклятиями, мы же христиане и понимаем, что так нельзя. Но давайте поразмышляем и копнем чуть глубже… В этой истории есть один важный момент, на который стоит обратить внимание. Ведь все началось с чьих-то слов о старой измене мужа. Думал ли этот «доброжелатель», что все так обернется? И знает ли он вообще о том, как все произошло? Вряд ли ему рассказали все в подробностях. А отвечать пред Богом придется. Ведь если бы не его длинный язык, то не случилось бы конфликта и муж остался бы дома.
Часто ли мы отдаем себе отчет в том, что, кому и зачем мы говорим и какие последствия в жизнях людей могут быть от наших слов?
Паисий Святогорец приводит примеры, когда из-за злобных слов родителей пропадали и даже погибали дети. Страшнее нет, когда по вине родителей страдают дети. Да, мы не желаем им смерти, упаси Бог! Но ведь вредными для ребенка могут быть даже такие на первый взгляд простые и безобидные слова, как «бестолковый», «тупой», «ленивый», «вредный», «безмозглый», «слепой», «глухой», «безрукий», «дебильный», «дурной», «корявый», «ненормальный», «дохлый» или «больной». А кроме этих «чудных» эпитетов в семейном обиходе еще может быть много ярлыков: «зараза», «придурок», «врун», «жадина», «скотина». И целый зоопарк: «корова», «свинья», «крыса», «змея», «собака», «обезьяна». Хочется пошутить, что, может быть, квадроберо-вирус дело рук (вернее, языка) родителей.
Для чего я это все так подробно перечисляю? Могла бы обойтись парой примеров и не утомлять дорогого читателя неприятными словечками. Но мне кажется, что два-три слова проскользнут незаметно мимо и не смогут актуализировать в вашем сознании эту проблему, заострить ваше внимание, ваш слух на этих словах. Ведь это для нас почти незаметно, часто мы просто не слышим себя.
А еще для того, чтобы каждый читатель нашел в этом списке свое «любимое» словечко и укорил себя.
Только пожалуйста, не укоряйте других, особенно своих родителей, если они вас так называли. Если вы живы и читаете эти строки, значит, Бог помиловал вас и обратил все вам во благо, даже ваши детские страдания. Наша задача не повторять ошибки наших родителей и все простить им, даже если это были проклятия. Подробно об этом вы можете узнать из моей книги «Радость прощения».
Вернемся к теме недобрых слов, которым мы не придаем значения. Наверное, вы слышали, как мамы, особенно одинокие, говорят своим детям-подросткам: «Ты такой же, как твой отец». Эти слова, сказанные матерью в гневе на отца, алкоголика или живущего в других тяжких грехах, становятся проклятием для ребенка и отравляют ему жизнь, связывая с греховной жизнью отца. И дело здесь не в мистической силе этого выражения, а в том, что сначала ребенок злится на мать, которая его сравнивает с тем, кого ненавидит. Потом подросток осуждает своего отца за то, что он «такой». А кого за что осудишь, в том и сам побудешь…
Я начала свои примеры с самых близких: мужей, детей, – чтобы было понятно, кто в первую очередь страдает от нашего злоречия. И жены, конечно, страдают, если мужья злоречивы.
Но часто бывает, что мы и сами себе вредим, не задумываясь о том, что мы утверждаем. «Я никогда не выйду замуж!» – говорит в сердцах девушка, глядя на пьющего отца. Или: «Я не хочу детей», – а потом, когда проходит время и желания меняются, вдруг что-то мешает им осуществиться.
А сколько мы говорим о своих болезнях или плохом самочувствии? При этом мы можем молиться о своем исцелении пять минут в день или в неделю, без особой веры, а потом с твердой уверенностью по несколько раз в день рассказывать о том, как нам плохо и тяжко. То же самое и о проблемах в семье, о нехватке денег или страхе потерять работу. Как часто у нас срывается с языка: «Вечно в долгах по уши», или «Вечно проблемы с работой, полгода поработаю и увольняют», «Вечно эта машина ломается!», «Вечно этот начальник ко мне придирается!», «Вечно мне не везет с мужчинами, одни уроды попадаются!», «Вечно эти скандалы дома!», «Вечно я опаздываю».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.