
Полная версия
Прометей
Ту усмехнулся: им стало жарко и нечего есть, поэтому они пришли сюда. Теперь им холодно, и опять нечего есть. И вновь пошли разговоры о том, чтобы идти дальше. Ту подозревал, что решать эту проблему нужно как-то иначе. Хватит уже ходить за едой следом.
– Сделать так, чтобы еда пришла к нам, а не мы к еде, – пробубнил про себя Ту.
От таких мыслей у него разболелась голова и он, решив в конце концов, что подобное невозможно, выкинул прочь сумасбродную идею.
Белый с тех пор выпадал еще раз. И потом еще… Ту загнул палец на руке. Затем подумал и загнул другой. И еще один.
Брови его поползли вверх вместе с очередной мыслью. Этому следовало дать название. Малый снова растопырил пятерню и загнул большой палец.
– Раз, – сказал Ту.
Потом загнул указательный и добавил:
– Раз-раз.
Он кивнул сам себе. Ту был крайне горд собой. Соплеменники, конечно же не поймут, но Кою рассказать можно. Так ведь можно знать, сколько и чего.
– Раз-раз-раз, – радостно бубнил он, подходя наконец к Молочному дереву.
Ту так сильно задумался, что едва не наступил на змею, даром что сейчас было не слишком холодно, и змеи повыползали на тропы.
– Тьфу! – плевался малый, подбирая полы балахона.
Балахоны они начали носить сразу же, как похолодало. Голышом уже было нельзя, и Ма придумала, как проделать в тряпках дырки для головы и рук. А Ту еще наплел веревок и перевязывал тряпку под ребрами, чтобы не болталась. С ногами оказалось сложнее, но и здесь Ма справились: сладили и на ноги тряпки, которые, как мешочки, перевязывали бечевой. Только истирались такие тапки слишком быстро. Ту подумал, что если приладить к ним внизу, например, кусок дерева…
«Нет, так я никогда не достану молочный шар», – с досадою подумал он.
Если он опять не справится с делом, как в тот раз на охоте, его точно не допустят до старших. И кому какое дело, что старшим его объявили сразу же, как он предъявил воду в кулаке. На самом деле шерсть на лице у Ту до сих пор не росла, хотя у его погодков уже во всю кучерявилось на подбородках. У кого-то едва-едва, но всё же… А он, Ту, как всегда, самый слабый, да еще и без бороды. Старшие его не принимали. Если бы не заступничество Коя, Ту бы давно уже прибили, такого хиляка. Хотя Кой и странного Ру защищал…зачем-то.
Вот и теперь вместо охоты послали плод добывать. Единственный плод, который не могут достать Ма, и потому за ним ходят важные.
Ту сжал зубы и враждебно уставился на древесный. Ствол его был словно пряди перевитой шерсти, а наверху разверзался зонт из листьев. Под этими листьями, прежде мясистыми, а ныне почерневшими и вялыми, располагались молочные шары. Всего раз и раз. А велено было достать для Коя, Бу и Ма. То есть раз, раз и раз. Ту загнул пальцы и выругался.
Надо лезть. Ну ничего, он, Ту, гибкий, он у Ма учился, так что справится. Ту снял с пояса бечеву и замотал ее на затылке- так шерсть не лезла в глаза. Потом снял с ног тряпки и зажав зубами каменный нож, проворно полез на ствол. Балахон конечно же мешал, да и шерсть тоже – цеплялась за торчащие тут и там куски ствола, дергая беднягу вниз. Забравшись наверх, Ту кое-как достал плоды и скинул на землю, а после принялся слезать сам. Каково же было его возмущение, когда на середине спуска он глянул вниз и увидел какую-то чужую ма, которая беспардонно пыталась утащить его добычу!
Ту учился у своей Ма. Он умел хорошо и правильно прыгать. Аккуратно повернувшись, старший сиганул вниз. Ударился больно пятками, но вроде ничего не сломал. Чужая Ма, перепугавшись, застыла на месте в обнимку с молочными шарами.
– А ну отдай! – рыкнул на нее Ту, и отнял плоды.
Затем дал глупой воровке хорошую затрещину. Кто другой на его месте убил бы, но Ту был слабаком. Даже избить нормально не мог, особенно ма, которые не умели ответить. Позор, конечно. Потому старшие и не принимали.
Однако пришелица не оценила доброты. И вместо того, чтобы обрадоваться, что ее не убили, начала выть. Вот так просто стояла перед Ту и раскрыв свой огромный страшный рот, орала зычным голосом. А из маленьких глазок под тяжелыми бровями, катились огромные слезы.
«Да это же она!» – мысль проскочила и пропала, смытая начисто диким ревом девицы. Голос ее был низок и так оглушителен, словно то рычал Великий Черный.
Ту ненавидел, когда воют ма. Это мешало думать. Когда он слышал подобное, то сразу глупел.
– Да замолчи ты! – заорал он, не выдержав, и дал ма еще одну затрещину.
Не помогло, глупая завыла еще громче.
«Помогите, кто-нибудь», – в панике подумал Ту.
И тут, вдруг вспомнив, он крикнул:
– Эй, Ра! Ну хватит!
Ма закрыла рот и уставилась на Ту.
– Р-ра? – осторожно уточнила она.
– Ну да, Ра, – ответил ей Ту, – Ты же так себя называешь.
– Бу ра, – вдруг сказала девица, и тыкнула пальцем в плод, – Р-ра тхи.
– Да, конечно, мне все понятно, – мрачно сказал Ту и сунул собеседнице кулак под нос.
Ра шмыгнула носом. Ту испугался.
– Ладно! Ладно, говорю. Бери, вот один. И уходи отсюда.
С этими словами он сунул ей в руки один шар. Ра покрутила его в руках и ткнула во второй.
– Не, не, не, – сказал Ту, пятясь, – Только этот. Другой мне. Всё – всё, уходи!
Сказав это, Ту сам бегом бросился прочь.
Его обсмеяли. Ту пытался рассказать про неожиданную встречу и что на древесном было всего лишь раз и еще раз плодов. Его разумеется не поняли и попытались избить. Но тут пришел Бу и сказал:
– Ну-ка покажи, что ты делаешь с пальцами?
Потом молочный шар был разделен на части, а молоко слито в общий котел. По куску досталось Кою, Бу и Ма. Тогда Кой похвалил Ту при всех.
Позже, на шкурах, Кой спросил Ту:
– Так кого ты встретил у Молочного?
Ту, который что-то делал с длинной шерстью на шкурах, вскинул голову.
– Ма. Но не такая как мы. Её зовут Ра.
Ту какое-то время продолжал теребить шерсть, но молчание главного его встревожило. Он ожидал, что Кой удивится, как Ма могут звать Ра, но тот только хмуро смотрел на Ту.
– Ра не имя, – сказал он жестко, – У них нет имен. Никогда больше не подходи к этой ма.
Ту попытался выяснить, почему нельзя, и что тогда значит ра, но Кой наотрез отказался говорить и снова выгнал Ту со шкур. А затем встал и пошел говорить с Бу. Случилось что-то серьезное…
Ту не оставалось ничего, кроме как отправиться к древесным корням и там играться уже с собственной шерстью, да размышлять про Ра: так он продолжал про себя называть эту ма. Шерсть свалялась паклей и не раздиралась: у Ту не было костяной руки, только своя. А кто такая Ра так и оставалось тайной. Он не спал всю ночь, но к утру всё равно ничего не понял. Зато заплел себе шерсть почти так же, как на стволе Молочного дерева – позже эту прическу назвали косицей.
Морозы ударили внезапно. Так случалось и раньше, но Ту заметил закономерность: с каждым новым выпадением Белого становилось все холоднее. Балахоны уже не спасали. И Ту всё чаще вспоминал про Горячего.
– Нужно научиться его брать, – убеждал он хмурого Коя, – А то мы ж замерзнем.
Кой качал головой и думал сам.
– Нужно искать нору, – выдал в конце концов главный. – В норе будет теплее.
– Уходить нужно, – спорил Бу, – Туда, где тепло.
– А где тепло? – мрачно спрашивал Кой, – Знаешь?
– Назад, – неуверенно предложил Бу.
– Нельзя назад.
Бу и сам знал, что нельзя. Там жил злой Светлый и не было еды.
– Делай как знаешь, – сдался в конце концов Старый.
Они нашли пещеру, настреляли зверей. Мастера научились вырезать острые тонкое иглы из костей, и научили ма ими пользоваться. Теперь все ходили в шкурах и спали на шкурах. Не только Кой.
Другие кланы покидали земли. Кой договорился с соседним, что они пришлют одного обратно, чтобы рассказать. Но вместо одного вернулись все. Точнее… почти все.
– Там Злые, – сказала их Главная на встрече кланов, – Убили моего малого, и ещё забрали охотниц. Много их. И они хотят сюда. Там, видно, еще хуже.
Кой сплюнул. По всему выходило, что места потеплее они не найдут. Своё бы не потерять.
– А вот если бы нам служил Горячий… – гнул свое Ту.
– Горячий не будет никому служить! – заорал на него Старый, – Горячий нами повелевает, а не мы Горячим.
– Ой, ладно, – буркнул Ту, который во всю эту чушь не верил.
Вода тоже с неба падает. Иногда она становится Белым. Но и вода и белый – не живые. Когда гневается Черный, Горячий падает с неба вместе с водой. Ну и какой вывод?
***
Беда случилась уже вскоре. Его Ма и Кой недавно сделали еще малого. То, что малые получаются, когда Ма и Кой обнимаются, старший понял давно. Многие не понимали, но Кой подтвердил: так и бывает. Значит, у Ту с этим малым общая Ма и общий Кой. Почему-то для него это казалось важным. У малого были красивая рыжая шерсть, как у Коя, и красивые зеленые глаза, как у Ма. У Ту тоже были глаза, как у Ма. Но и шерсть у него была, как у Ма – темная. Ту много времени проводил с малым. Почему-то его тянуло к этому созданию. Старший не знал как назвать его, но понимал – это не просто малый. Это его малый, ближе других. Потому что у них общие Кой и Ма.
Когда вновь ударили морозы малый уже умел бегать и собирать с Ма плоды. Ту, с одобрения Коя, начал строгать ему острую палку. Такой палкой они ловили рыбу в ручье, там, где вода еще не стала твердой. Дело, как оказалось, хитрое, можно и провалиться. Но Ту был легкий не проваливался: его и посылали чаще всех. Малой все время приставал:
– Дай паку, – он не выговаривал некоторые звуки, но Ту хорошо понимал его.
– Не дам, – ругался он, – Рано тебе! Вот холода сойдут, буду учить.
Кто-то из старших эти разговоры подслушал. И однажды утром Ту не нашел на своей шкуре малого.
– Где? – спросил он у одного из соклановцев.
Вид у Ту в тот миг был столь страшен, что старший даже не стал насмехаться, а просто сказал:
– Ла забрал.
– Зачем?
– Учить рыбу бить.
– Ему рано! – заорал Ту.
– Пора уже. Развелось дармоедов, – презрительно сплюнул другой старший и ушел.
Ту кинулся к реке. По дороге встретил старого Бу и рассказал ему. Бу нахмурился и обещал дать леща всем, кто участвовал.
Ту не успел добежать до ручья. На встречу ему бежал зареванный Ла. Это напугало Ту страшно.
– Что? – заорал он на старшего.
Тот вместо ответа только выл, словно какая-то Ма. Ту надавал оплеух, но не добился ответа. Тогда он кинулся к ручью. На берегу лежали вещи малого и недоделанная острая палка. Сам же ручей был почти весь твердым. И только в середине зияла дыра. Не маленькая дырка у берега, в которую тыкали палками. Нет, то была дыра размером с малого. И к этой дыре вели следы маленьких ножек.
Ту заорал и кинулся к дыре, но никого в ней не нашел. Он сунул руку в воду – вода обожгла, и рука перестала чувствовать. И тогда Ту понял, что лезть туда нельзя. Он пошел по ручью, разгребая ногами Белый. Ручей тек на заход Светлого, значит туда и надо идти. Может малого выбросило на берег в какой-то похожей дырке?
Идти далеко не пришлось. Там, где корень дерева протыкал берег ручья, Ту нашел малого. Белого там почти не нападало, и твердая вода была совсем прозрачной. Сквозь эту твердую прозрачную корку Ту и увидел малого: тот смотрел на него из-под воды красивыми зелеными глазами. Он не шевелился.
Тем же днем Кой с почерневшим лицом копал яму в мерзлой земле. Глубоко не получалось, но Ту помог, и вдвоем они кое-как вырыли. Остальные не понимали. Бу сказал: все равно зверье раскопает. Они раньше всегда так и оставляли мертвых – зверью. Бу говорил: «Мы едим зверей, так пусть и звери поедят нас». Тех, кому уже все равно. Кой сначала морщился, но не спорил. Потом спорил, но уступал – как случилось с Ру. Сегодня Кой избил Бу, когда тот сказал так сделать. Клан возмутился и обругал главного. Поэтому Кой и Ту копали вдвоём.
Когда дело было сделано, Ту молча собрал вещи.
– Куда ты идешь? – спросил его Кой.
– Я иду ловить Горячего, – ответил Ту.
– Не позволю! – взревел Кой и попытался схватить Ту, – Малый помер, тоже хочешь?
– Хочу, – ответил Ту с достоинством, – Чтобы больше никто не помер. Или хотя бы не так… на морозе.
И Кой опустил руку. А потом велел стоять и ждать. Вскоре он вернулся и протянул небольшой лук.
– Бери.
– Мне же рано…
– Бери сказал! – рыкнул Кой, – С тобой бы пошел, но не могу.
– Знаю.
И Ту ушел не оборачиваясь. А Рыжий Кой до самой ночи стоял на том же месте и смотрел ему вслед.
Глава 3, в которой смелый Ту совершает опасное путешествие и находит свою любовь.
Ту бродил долго. И в конце концов добродился… Выйдя из Древесного на ровную землю, он практически сразу увидел стойбище. Странное это было поселение: будто конусом натянутые шкуры посреди ровной земли, покрытой белым. Над конусами поднимались серые струйки. Ту принюхался: воняло горячим. Стойбище находилось рядом с опушкой их леса, хотя раньше ничего подобного здесь не водилось. Ту вспомнил, как говорили сородичи о том, что Злые идут сюда. Надо было вернуться и предупредить Коя, и Ту уже собрался было, но очень уж стало любопытно. Кроме того, раз тут есть Горячий, он непременно его поймает сначала, а потом уже вернется и предупредит.
Ту сообразил, что просто подойти не получится и лег на землю. Ползком он пробирался в сторону жилища. Подполз к одному из конусов и ткнул пальцем. Шкура оказалась толстой, но под пальцем прогнулась. Пригибаясь, Ту обошел жилище кругом. Найдя зазор, приоткрыл шкуры и заглянул в щель. И застыл удивленно, ничего кругом себя не видя. Внутри сидели важные. Они гуртом собрались на полу посередине и ели мясо. В полумраке их лица трудно было разглядеть. Мясо пахло странно, не так, как то, которое пробовал Ту. Мясо в клане воняло кровью и сыростью. Здешняя еда пахла куда аппетитнее. От кусков поднималось серое марево. Но, самое главное, посередине между людьми, играя оранжевыми бликами, танцевал…Горячий!
Ту понял. Злые приручили Горячий! Он живет у них, но никого не обижает! Ту с сожалением осознал, что украсть его сейчас не сможет. Но если он расскажет Кою, тот придумает, как заставить злых поделиться тайной!
С такими мыслями Ту начал отступать, но внезапно врезался во что-то спиной. Обернувшись, он обмер: на него смотрело гигантское существо, всё в шерсти и со звериной головой. Существо протянуло лапу, чтобы схватить чужака, но тот проворно увернулся. Существо заорало во всю глотку:
– Рраааа!
Тут соглядатого заметили все. С гиканьем и криками Злые выбежали навстречу, замахиваясь топорами. Злые выглядели страшно – все в шерсти, а вместо голов звериные морды. У кого-то даже были рога!
Ту кинулся прочь. Он стремился к Древесному, зная, что тот защитит. Но вскоре старший понял, что бегает слишком медленно. Ту был слаб, и быстро уставал. Он бежал всё медленнее, а злые постепенно догоняли. Старший оглянулся и заскулил в отчаянии: преследователи рассыпались по трём сторонам и забирали добычу в клещи.
«Словно волки», – подумал перепуганный Ту и хорошенько наподдал. Он уже забежал под тусклые полу облетевшие кроны. На миг ему даже показалось, что удастся скрыться среди добрых детей Древесного. И в этот самый миг кто-то схватил его за ногу. Не ожидая такой подлости, Кой свалился в Белый, и сразу же выхватил нож.
– Тц, – прошипели ему в ухо.
Ту обернулся и увидел подле себя ма. Точнее Ра, или как её там. Он уже обрадованно открыл рот, но замолчал под злобным взглядом маленьких глазок.
Рассерженная Ра приложила ладонь к его губам и повторила:
–Тц!
Ту кивнул, и она поманила его за собой. Они скатились в овраг и затаились там, лежа в обнимку. Сверху донесся топот ног, несколько горстей Белого скатилось со склона, и попало Ту прямо за шиворот. Тот вздрогнул и хотел ругаться, но ма пребольно ткнула его в бок, и старший захлопнул рот. Преследователи пробежали мимо, и спутница будто вся обмякла под руками Ту. Старший подумал, что эта ма гораздо приятнее его соклановок – те от голода стали костлявы, и щупать их Ту совсем не нравилось…не то, что эта Ра…
– Всё? – шепотом спросил он.
Ма в ответ улыбнулась, но вдруг втянула носом воздух и застыла. Тело ее под ладонями старшего окаменело. Ту сразу насторожился. И понял, что не зря. Преследователи уже удалились прочь, но последний из них внезапно остановился. Он стоял неподалеку от оврага и принюхивался по-звериному. Затем посмотрел себе под ноги.
У Ту шерсть встала дыбом на загривке.
«Мы же оставили следы!»
Вражеский важный начал спускаться вниз, проваливаясь под собственным весом. Только ноги его тоже были обернуты в шкуры по самые коленки, и Белый не доставлял неудобств. Следы беглецов оказались отчетливо видны, и враг шел по ним легко и быстро. Ту понял, что пропал: еще немного и незнакомец найдет их. Что будет дальше, старший и предполагать не хотел.
Но внезапно Ра вывернулась из его объятий и выскочила перед злым. В тот же миг она с криком кинулась на преследователя.
– Куда? – с перепугу орал Ту, путаясь схватить Ра за шкуру, – Глупая, вернись!
– АААА!!! – орала Ра, и лупила кулаками по груди врага.
В конце концов она схватила злого за рога и сняла с плеч голову. В тот миг Ту осознал, что глупый здесь как раз он. Снятая голова оказалась звериной, и под ней находилась еще одна – такая же как у Ра.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.