Полная версия
Уфологическая психология
Классификация контактов с НЛО
Контакт первой степени – это визуальное наблюдение НЛО (странных огней, космических кораблей, которые явно не принадлежат современной цивилизации по уровню технологий, так называемых «летающих тарелок). При этом данное наблюдение должно происходить на расстоянии не более 160 метров, так как на более дальнем расстоянии велика вероятность ошибки в определении объекта наблюдения.
Контакт второй степени – наблюдение НЛО, сопровождающееся физическими явлениями, например, параличом, появлением кругов на полях, радиопомехах, пробелах в памяти, после контакта.
Контакт третей степени – наблюдение «живых существ» – фактически инопланетян.
Контакт четвертой степени – похищение человека неопознанным летающим объектом, либо инопланетянами.
Контакт пятой степени – это контакт людей и пришельцев, при этом контакт должен быть двухсторонним и обоюдным, то есть должна присутствовать передача какой-либо информации как в одну, так и в другую сторону.
Контакт шестой степени – когда в результате контакта с НЛО происходит травмирование человека, или его смерть.
Контакт седьмой степени – это половой акт между человеком и инопланетянином.
Характерные черты контактерства
1. Контактанты могут считать, что они одновременно принадлежат двум мирам – нашему и пришельческому.
2. Контактанты могут быть подвержены чувству опасности.
3. Повторяемость деталей о которых рассказывают совершенно незнакомые с друг другом контактанты.
4. Практически во всех случаях присутствуют существа типа «гуманоид».
5. Человек наблюдает гуманоидов и общается по методу телепатии (вложение мыслей прямо в голову).
6. Ощущение присутствия.
7. По рассказам многих контактантов пришельцы проводят медицинские обследования.
8. После похищения у человека меняется личность (он становится более духовно развитым).
9. После похищения могут оставаться физические проявления (следы от операции, раны, ожоги).
10. Высокая степень последовательности и совпадения деталей в рассказах о похищении, сообщаемых в глубоком волнении, соответствующим переживанию события.
11. Контактант осознает, что в его сознания кто – то вторгся.
12. Многие контактанты рассказывают об комнате похожую на кабинет зубного врача.
13. Контактаты получают информацию о будущем Земли, о конце света.
14. Контактанты рассказывают, что гуманоиды пытались блокировать его память.
15. При регрессивном гипнозе, характерной чертой является выражение эмоций (Громкий голос, ругань, плачь.).
16. Некоторые контактанты очень религиозные. Или в некоторых случаях религиозность появляется после похищения.
17. После похищения появляется сильный стресс или депрессия.
18. Контактерство может начинаться в раннем возрасте и продолжаться на протяжении всей жизни.
19. Многие контактанты открывают для себя новые духовные горизонты, как только начинают относится к похищениям более терпимо, задумываться об их глубоком смысле и значение.
20. При телепатическом контакте, контактанту надковываются логически выстроенные лекции о будущем Земли, о космосе, о других планетах и т. д.
21. До похищения будущие контактанты не знали, не верили и не признавали контактерство и феномен НЛО.
22. Контактанты говорят, что они должны выступить в роле мессии (выполнить некую миссию, которую им назначил Высший разум).
23. Отсутствие психического заболевания в том числе зрительных и слуховых галлюцинаций и псевдогаллюцинаций.
24. Часто контактанты испытывают беспокойство под действием определенных звуков, запахов, образов или действий.
25. Характерные тревожные сны, в которых фигурируют космические корабли, отсеки или сами пришельцы.
26. Контактанты описывают металлические НЛО из серебристого или серебристо- белого сплава, в форме сигары, купола или диска.
27. Информацию, которую получают контактанты от гуманоидов, до этого они знать ее не могли, особенно это видно на примерах, когда у человека нет высшего образования или он простой рабочий.
Из этой характеристики контактерства видно, что галлюцинации и псевдогаллюцинации отличаются характерными чертами от контактов. Эти характеристики это отчетливо показали.
Исследование контактеров и контактов Союзуфоцентром:
Исследований контактерства Союзуфоцентром: «Проводилось изучение психического состояния 106 контактеров. В результате этого исследования выяснилось, что из 106 человек только четверо оказались психически здоровыми. Остальные 102 контактера страдали следующими психическими заболеваниями: «шизофрения – 47 человек, из них парафренный этап параноидной шизофрении – 16, периодические формы – 9, дефектное состояние с выраженными дефицитарными расстройствами – 10, с дифференциально диагностическими сомнениями о форме хронического душевного состояния – 10 человек; психопатия – 40 человек, из них параноидные формы – 24, истерические – 12, гипертимные – 6 человек; интеллектуальная недостаточность – 5 человек («индуцированный бред»); органические поражения ЦНС – 80 человек; циклотиминия (маниакальная фаза) – 2 человека».
Вообще объяснение чего либо, дело очень неблагодарное, потому что найдется всегда кто-то, который скажет «вы не правы…». Тем более что объяснять такой неоднозначный феномен, как контактерство вдвойне не благодарное занятие. По факту объяснение требуется только 2—4% случаев, связанных с контактерством, остальные 97%, как мы уже выяснили проявления самой психики человека и к контактерству не имеет никакого отношения. Есть еще один момент, контактерство достаточно редкий феномен, поэтому есть смысл каждый случай рассматривать отдельно, при этом отбрасывать все ложные связанные или фантазиями, или с психическим расстройством. Тут я постараюсь объяснить феномен контактерства с точки зрения психологии, можно конечно еще постараться объяснить с точки зрения физики, но это вотчина других специалистов в другой области. И так начнем:
Начнем мы с исследований Станислава Грофа одного из лидеров трансперсональной психологии. Он проводил свои исследования ЛСД сессий с различными пациентами, что позволило Грофу, как он считает создать новую картографию бессознательного, классификацию трансперсональных переживаний, которая для нас особенно интересна. Исследуя подсознательное С. Гроф сделал вывод:
«Существование и природа трансперсональных переживаний нарушают некоторые наиболее фундаментальные предположения механической науки. Они требуют признания таких кажущихся абсурдными представлений, как относительность и условность всех физических границ, непространственные связи Вселенной, коммуникация посредством неизвестных средств и каналов, память без материального субстрата, нелинейность времени, сознание, связанное со всеми живыми организмами, в том числе с низшими животными, растениями, одноклеточными и вирусами, и даже неорганической материей.
Многие трансперсональные переживания включают недоступные непосредственно органам чувств человека события макрокосма и микрокосма или периодов, предшествующих возникновению Солнечной системы, формированию Земли, появлению живых организмов, развитию центральной нервной системы, появлению homo sapiens. Все это ясно указывает на то, что каким-то необъяснимым пока образом сознание человека содержит информацию обо всей Вселенной, или обо всем существовании. Человек обладает потенциальным эмпирическим доступом к любой ее части и в некотором смысле является всей космической сетью, будучи одновременно ничтожно малой ее частью, отдельным и незначимым биологическим существом».
Опираясь на этот вывод Грофа, можно предположить, что если сознание человека содержит информацию обо всей Вселенной, то вполне можно утверждать, то так называемый контактер, общается вовсе не с инопланетянами и не с Высшим разумом, а черпает информацию из недр своего собственного сознания. Но по всей видимости трактует полученную информацию неправильно, определяя ее как полученную от неких инопланетян, возможно черпая эти образы из фантастической литературы и СМИ. Здесь нужно привести цитату из интервью с А. Е. Семеновым президентом Ассоциации Экологии Непознанного в документальном фильме «НЛО: Русская версия» говорит про 60 – 70 годы, когда зарождалась уфология: «…т.е. эпоха покорения космоса… близкая высадка на Марс, на Луну, покорение других планет и встреча с инопланетянами. Огромное распространение хорошей научно – фантастической литературы описывала и предваряла все эти встречи, у меня и моих коллег сложился целый психологический пласт ожидания этого космического чуда».
И вот ожидание «этого космического чуда» отразилась в сообщениях якобы связанных с контактами с НЛО, совершенно не подозревая, что психика человека – это многомерное и многоуровневое образование, не имеющее ни каких внутренних подразделений или границ. Но уфологи начали трактовать данный феномен, так как это им выгодно, идя совершенно не верном направлении, трактуя это совершенно однозначно, как контакты с НЛО и инопланетянами, или существами из параллельных миров. Хочется сразу оговорится, что у контактера на самом деле существует некий дар получения информации, заложенной у него в глубинных слоях психики, которую, он как правило получает с помощью изменных состояний сознания, или другим способом.
Опять же хочется привести еще один пример касающихся сходными, по способу общения и каналами связи – это шаманы, получающие информацию якобы от духов, впадая в особые состояния сознания или применяя наркотические, или галлюцегенные вещества. С контактерами происходит похожая ситуация, для общения якобы с Высшим разумом они погружаются в особые состояния сознания и таким образом происходит получение информации. В книге А. А. Островской «Ченнелинг. Как открыть канал связи с Высшим разумом» автор пишет: «Ченнелинг подразумевает сознательное смещение фокуса нашего ума и изменение конфигурации нашего ментального пространства. Цель этого – достижение «расширенного» состояния сознания, которое принято называть «трансом». Основа опять одна, что и в шаманизме, и в контактерстве – контакт через ИСС, которое может называться по-разному, но суть одна и та же.
Здесь может опять встать вопроса как же быть с так называемыми инплантантами, которые вживляют в организм человека инопланетяне и они являются единственным материальным доказательством Контакта с НЛО? Во-первых, сразу хочу сказать, эти инплантанты практически никто не видел. Во-вторых, где доказательства, что они появились в результате контакта.
В настоявший момент я сформировал семь основных гипотез контактерства:
1. Реальный телепатический контакт с Высшим разумом. На самом деле люди контактируют с некими высшими существами из иного мира или с другой планеты. В принципе – это самая распространенная гипотеза как для многих уфологов, так и для самих контактеров.
2. Контакт с Высшим Я или контакт с самим собой. Психологическое объяснение контактов с Высшим разумом, которая гласит, что наше сознание многомерное и состоит из разных глубинных слоев, эти слои я подробно описывал в брошюре «Новая интегральная картография человеческого сознания». В глубинных структурах нашей психики, возможно в подсознании, существует трансперсональная область в котором находиться Высшее Я, имеющая доступ коллективному бессознательному, через которое и передается вся эта информация.
3. Психическое расстройство. Основном в психиатрии все сводиться к тому что все так называемые контакты с НЛО, инопланетянами объясняется психическим расстройством: галлюцинациями, псевдогаллюцинациями, бредом. Психиатры утверждают, что в структуре современного квазирелигиозного мифотворчества «ядром», смыслообразующим началом является тезис об актуальных контактах с внеземными цивилизациями. На протяжении второй половины XX в. накопился значительный по объёму и разнообразный по форме материал о т.н. «контактах третьего рода» – взаимодействиях землян с экипажами НЛО. При анализе этого материала определённый интерес представляет концептуальный аппарат современной психиатрии, – в частности, клинические признаки галлюцинаторно-параноидного синдрома – синдрома Кандинского—Клерамбо (СКК). Его «составляющие» – псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия, явления психического автоматизма, – так или иначе просматриваются в «контакторском опыте». В результате мнимого воздействия посторонней силы у больных возникают сенестопатические (сенсорные) автоматизмы; кинестетические (моторные) и речедвигательные автоматизмы, – расстройства, при которых больные утверждают, что слова, произносимые ими, принадлежат посторонним лицам, преследователям (или высшим силам и сущностям) и имеют глубочайший смысл.
4. Информационное поле (эзотерическая гипотеза). Гласит, что мироздание разделяется на материальный и тонкий мир. Человек из материального мира может контактировать с существами из тонкого (астрального) мира. В том числе существует некое Информационное поле (абсолют), иногда его еще называют Высшем разумом или Богом и т.д., в котором якобы храниться информация обо всем мироздании, некоторые люди способны подключаться к этому информационному полю и передавать информацию, как устно, так и письменно, так называемые телепатические контакты.
5. Живая, мыслящая планета Земля. Вытекает из предыдущей гипотезы. Наша планета Земля – является живым мыслящим существом, которая по сути и является Высшим разумом, Богом и т. д. Все живые существа на планете растения, насекомые, животные, человек, образуют как бы единое мыслящее информационное поле, которое хранит и запоминает информацию на протяжении всего существования планеты Земля. Контактеры получают информацию от этого информационного поля Земли, которое является живым мыслящим существом.
6. Субличности, раздвоение личности. Субличности – это такие подструктуры личности, обладающие относительно независимым существованием, которые персонифицируются во внутренние образы и элементы поведения человека. Скорее всего это связанно также с психическим расстройством. Личность человека как бы разделилось на две личности или более, которые общаются между собой. Есть основная личность, а есть другая, которая представляется Высшим разумом или духом помощником, и которая общается с основной личностью и передает ей информацию якобы от Высшего разума. Бывает так, что человек имеющий склонность верить в мистическое и сверхъестественное, наделяет свои субличности мистическими свойствами, начинает утверждать, что с ним общаются инопланетяне, ангелы, демоны, высший разум и т. д. Этой гипотезой, например, можно объяснить почему контактерская информация такого низкого качества или даже ложного качества.
7. Психотеррор. Гипотеза, утверждающая, что правительство либо люди, обладающие психотронным оружием/врождёнными пси-способностями (так называемые пси-операторы, псиопы), используют электромагнитное или СВЧ-излучение, микроволновый слуховой эффект, радиолокацию либо методы слежки для передачи «слуховых сигналов в головы людей» или управления их телами, заставляя последних страдать. Говоря о пситерроре, невозможно обойтись без упоминания псиоператоров – специально подготовленных работников, оказывающих психотронное воздействие на испытуемых.
Вывод, который можно сделать исходя из этой сравнительно не большого доклада заключается в том:
1. Каким-то необъяснимым пока образом сознание человека содержит информацию обо всей Вселенной, или обо всем существовании. Человек обладает потенциальным эмпирическим доступом к любой ее части и в некотором смысле является всей космической сетью, будучи одновременно ничтожно малой ее частью, отдельным и незначимым биологическим существом (С. Гроф).
2. Человек с помощью изменного состояния сознания может получать информацию из глубин психики, но связи с различными факторами неправильно ее трактует, принимая ее за откровения инопланетян или существ из параллельного мира.
3. Человек может видеть образы очень похожие на реальность, но существующие только у него в сознании. В данный момент речь идет непосредственно о физических контактах с НЛО.
Значение уфологической психологии
для уфологии
Какое значение для уфологии имеет уфологическая психология (УФОП) и стоит ли водить этот термин? На это я могу сказать, что НЛО наблюдает человек и возможно именно на него оказывает влияние этот аномальный объект, вследствие чего произойти различные психологические изменения в личности человека и его восприятия.
Восприятие на самом деле связано с цепочкой событий, и в каждом звене этой цепи могут возникать некоторые неточности. В результате сформировавшийся в сознании наблюдателя образ объекта может в чем-то, а иногда и очень значительно отличаться от действительного. Иногда можно «увидеть» и несуществующий объект, который очевидец может отнести к НЛО, есть смысл выделить категорию «псевдо-НЛО». То есть существуют запредельные случаи, когда самый заурядный объект был искажен органом чувств очевидца до неузнаваемости (в психиатрии – иллюзии) или же все «наблюдение» началось и закончилось в его мозгу без всякой реальной на то причины (в психиатрии – галлюцинации).
Цепочка восприятия очевидца НЛО начинается с какого-либо объекта, отражающего или излучающего свет и находящегося на некотором расстоянии от наблюдателя. Этот свет проходит в некоторой среде, как правило, в атмосфере, затем через орган чувств (глаз) и, посредством оптического нерва, образ, созданный светом, передается в мозг, где постигается форма объекта, и наблюдатель дает свою интерпретацию конечного образа. Если образ достаточно странен и наблюдатель имеет достаточную мотивировку (заинтересованность, служебный долг и др.), то он может рассказать о своем наблюдении заинтересованным лицам, которые выслушают его описание, в результате чего создается картина события.
Автор имеет в виду случаи, когда вполне здоровые очевидцы с хорошим зрением, находящиеся рядом, видят один и тот же объект совсем по-разному. Или одни очевидцы его видят, а другие нет.
М. Герштейн описывает такие случаи восприятия очевидцем НЛО: «В сентябре 1964 года около 22 часов отдыхающие Кастропольского дома отдыха (150 человек) совершали вечернюю прогулку на катере и находились довольно далеко в море -береговые огни видны не были. Вдруг пассажиры катера увидели летящий со стороны земли ярко-желтый диск с туманной серо-голубой поволокой вокруг него. Величина диска была чуть меньше Луны. Он летел с невероятной скоростью. Пролетев мимо, диск остановился довольно далеко. 3—4 минуты возбужденные пассажиры наблюдали объект. Но среди них раздавались возгласы: „Где? Покажите. Не вижу“. Не видящим стали показывать ярко светящийся НЛО, они смотрели в указанное место и продолжали ничего не видеть. Диск сделал несколько бросков то в одну, то в другую сторону и улетел».
Похожий случай произошел под Винницей в июне 1974 года. На фоне темных туч пролетел очень яркий желтый диск несколько меньше Луны с серовато-голубым нимбом. Пролетев прямо над очевидцами, диск завис над городом, а затем быстро скрылся. Очевидцев было пятеро. Трое из них очень четко видели диск, причем испытали чувство тревоги, нараставшее с приближением диска. Четвертый сказал, что он что-то видел, но ничего не помнит и не может рассказать. Пятая же, обладавшая хорошим зрением, не видела ничего, сколько ей не показывали. Как это объяснить?
Можно предположить, что физическое присутствие объекта, который оказывает некое воздействие (физическое, парапсихологическое или психологическое) на очевидцев, имеет природу, мешающую его реальному восприятию. Также существуют так называемые негативные галлюцинации или псевдогаллюцинации, когда в результате психической болезни или внушения гипнотизера человек как бы «не видит» предмет, хотя он никуда не делся.
Если говорить о том, что человек-очевидец со своими эмоциями, чувствами, восприятием реальности в отдельно взятом месте видел неопознанный летающий объект, или якобы видел, как это проверить? На этот вопрос и может ответить уфологическая психология.
Предмет уфологической психологии
В уфологической психологии развернулся первый этап дискуссии о предмете уфологической психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы.
Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных уфологических и реабилитационных проблем, связанных с кантактантами позволило более пристально анализировать психологическую сторону контактов с НЛО. Механизмы конкретного взаимодействия НЛО на личность в этих условиях должны быть исследованы не только на уфологическом, но и на уфопсихологическом уровне.
Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в общей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» и позволило обсуждать судьбу уфологической психологии не в качестве «паранауки». Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбе уфологической психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но и возможным.
Термин «Уфологическая психология» конечно не совершенен, но при введения этого термина я руководствовался прежде всего тем, чтобы он был понятен не только уфологам, но и психологам. Также я считаю, что новый термин должен состоять не более чем из одного двух слов. Три слова и более – это уже перебор и термин начинает походить на некое определение. Основная полемика касалась двух вопросов:
1. понимания предмета уфологической психологии и соответственно круга ее задач;
2. соотношения уфологической психологии с психологией, с одной стороны, и с уфологией – с другой.
Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.
Так, по вопросу о предмете уфологической психологии видится три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди уфологов, понимал уфологическую психологию как науку о «парапсихологических явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии контактантов, других уфологических общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как феномен НЛО и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения контактантов с точки зрения психологии. Большинство уфологов определенно трактовали предмет уфологической психологии как исследование в реабилитационной психологии
Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования психологии кантактанта. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись особенности личности после контакта с НЛО. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии контактанта» в системе психологического знания. Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе уфологическую психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.
Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Уфологическая психология была рассмотрена здесь как научное направление, изучающая воздействие НЛО на человека так и личность кантактанта. В этом случае, естественно, проблематика уфологической психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах, уфологическая психологии включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, по моему мнению, которого уфологическая психология изучает: