bannerbanner
Сборник упражнений по развитию Креативного мышления
Сборник упражнений по развитию Креативного мышления

Полная версия

Сборник упражнений по развитию Креативного мышления

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Яна Иванова

Сборник упражнений по развитию Креативного мышления

Ключ к развитию своего мышления.

Автор этой книги – Яна Владимировна Иванова. Арт-терапевт, психолог, тьютор по развитию эмоционального интеллекта и специалист по развитию креативного мышления. В свое время именно умение думать помогло мне сдавать экзамены легко, практически без подготовки, именно это умение и еще желание докопаться до самой сути меня уберегли от не самых лучших решений с деньгами. И именно это умение помогло мне защитить свой проект о Школе Эффективного Мышления для детей и подростков перед президентом Республики Татарстан и стать одним из лучших специалистов в своем деле.

Очень сложно манипулировать человеком, который умеет думать, и так легко управлять теми, кто думает, что думает, но чаще всего просто пережёвывает чьи-то мысли или чьи-то высказывания, полученные из соц.сетей или СМИ, или от таких же “думающих” друзей. Поэтому я не хочу никого заставлять думать по-настоящему. Я предлагаю Вам возможность выбора. В этом случае Вы будете хотя бы уверены, что это Ваш выбор.

И да, я совсем не обещаю, что это будет приятно, часто первые вопросы самому себе очень даже болезненны, но в такой момент стоит себя поздравить – Вы на верном пути!

Ну что ж… Дорогу осилит идущий. В добрый путь!

Креативность.

Есть в любой профессии, даже самой любимой, такие компоненты, которые могут нам не так уж и нравиться. Это может быть поиск клиентов, составление смет – да все, что угодно! Допустим, нам нравится выступать на сцене, а долгие репетиции мы ненавидим, они очень утомляют. Одна мысль о них убивает всякую охоту что-либо делать. Но ради любимого дела, ради удовольствия, которое мы хотим испытать, мы все же будем заставлять себя ходить на эти репетиции. И может так показаться, что неприятные дела отбрасывают тень и на любимое занятие.

Хотим ли мы так? Я думаю, нет. Существует такая идея, что нельзя делать удовольствие работой. Зато вот работу делать удовольствием можно! Да, даже ту, что не нравится. Даже рутинную, даже противную. Потому что все эти «не нравится» и «скучно» находятся у нас в голове. И мы вполне можем на это повлиять и пересмотреть свое отношение и свое восприятие.

Например, давайте представим девушку Соню. Она любит писать рассказы, а всю работу, помимо этой, Соня делает через силу. И больше всего она не любит составлять необходимые для издательств договора. Подходящего юриста она еще не нашла. Поэтому все делает сама. И ей очень жалко потраченного на эту скучную работу времени. Она постоянно откладывает её на самый крайний срок, что немного смущает издательство.

Что же делать Соне? Да, она может продолжать заставлять себя составлять договора, вносить в них корректировки и жалеть о потраченном времени. А может взглянуть на эту проблему под другим углом. Вероятно, ей будет интереснее читать договор, если она заранее распределит строчки и абзацы по ролям. То есть Соня будет брать в руки уже не скучнющий договор, а интереснейшую пьесу, например, где все герои стараются не выдать своих чувств с помощью сухих, лишенных эмоциональности слов. (Попробуйте сами с любым договором – разбейте по ролям и прочитайте вслух с разными голосами, передавая настроение лишь интонацией. Если совсем войдете во вкус, можете даже пропеть некоторые строчки. Или даже станцевать между реплик. Делайте так, как интереснее.)

Это лишь один пример, где очень помогает нам креативность. Всегда можно сказать «я не знаю», но стоит сначала спросить себя «как?» Как мне провести это время с бОльшей пользой? Как мне закончить эту работу быстрее? Как рационализировать производство? Как найти больше клиентов? Как сделать работу интересной?

Ведь даже мытье посуды можно полюбить, если «привязать» его к любимому и полезному занятию. Это может быть прослушивание аудиокниг для развлечения или образования. Это может быть пение. Заметьте, в самой работе заняты ведь только руки. А остальные органы чувств абсолютно свободны.

Что касается отношений?

Говорить о необходимости креативности в отношениях нет смысла. Это и так все давно понимают. Оригинальные решения необходимы при организации свидания, подарка, предложения, при готовке еды, организации уютного вечера для всей семьи. И это я не говорю о действительно сложных проблемах, которые приходится переживать парам.

Как часто можно увидеть, что люди опускают руки, становятся, как говорит Елена Тарарина, унылышами. Они окружены стереотипами, сидят очень крепко в своей зоне комфорта и унывают, и унывают. Лезли, лезли на гору и в какой-то момент сели, и сидят, ждут, что их кто-нибудь, мимо проходящий, подвинет или продвинет или еще что-нибудь.Такие люди могут быть активными снаружи, создавать много шума, но внутренне стоять при этом на месте. Они не ищут решения, а если и ищут, то очень быстро успокаиваются, вспомнив, что где-то когда-то слышали, что креативным нужно родиться. Вздыхают «Ну я не такой, что поделать» и опять «сидят» унывают.

Я вела занятия с детьми от 5 до 9 лет и с подростками. И могу сказать, что почти 90% детей до 7 лет в моих группах – креативные. У них отличная фантазия и нет ограничителей «правильно» и «не правильно». Они просто делают мир вокруг таким, чтобы им было интереснее. А вот уже с 7ми лет креативных детей резко меньше – 15%. К девяти годам – 10%. Большинство уже смирились с тем, что нужно терпеть и подстраиваться.

Зато в подростковом возрасте происходит эмоциональный «бум» и креативность опять входит в жизнь многих детей. 60% опять начинают придумывать различные идеи усовершенствования окружающей действительности. К 25 годам остается в среднем 10-12% людей, готовых сделать свою жизнь интереснее, ярче, живее.

Вспомните, когда в последний раз Вы принимали креативное решение? Сколько таких решений Вы помните? Часто мы вспоминаем решения, на обдумывание которых у нас было достаточно времени. Но так бывает не всегда.

Давайте рассмотрим конкретную ситуацию, которая реально произошла в моей жизни (Имена и не имеющая для нас значения информация изменены.).

Собрание, шеф спрашивает, сам рассказывает что-то. И вот он проходит мимо одного сотрудника с фразой: «Все, кто здесь работают, это либо высокомотивированные люди… Либо неудачники, которых не берут в крутую фирму. Да, Василий Петрович?» И многозначительно смотрит на этого сотрудника.

Что сделал этот сотрудник в реальной ситуации? Он засмущался, стал пытаться очень неуверенно перевести разговор на кого-то другого. Но всё. Подкол шефа удался, авторитет Василия Петровича упал.

Вот человек, который боится. И который придет домой и будет злиться на себя за этот ответ, вернее НЕ ответ.

А что бы ответил человек, который работал над своей креативностью? Ведь тут важно не только отвести от себя, но и с шефом не вступить в конфронтацию.

Давайте прямо сейчас возьмите ручку и листочек и напишите пару своих вариантов ответа. Представьте, что Василий Петрович – это Вы. Как бы Вы ответили?

Знаю, что многие продолжают читать дальше, потому что листочек далеко или ручка потерялась, или лень, или «да я примерно знаю». И все же приложите небольшое усилие и напишите свои варианты.

Я не знаю, написали ли Вы, но буду надеяться, что да.

Здесь у задания может быть огромное количество вариантов.

Ш – Все, кто здесь работают, это либо высокомотивированные люди… Либо неудачники, которых не берут в крутую фирму. Да, Василий Петрович?

● ВП – Где они?

● ВП – Да, Геннадий Эдуардович, у нас таких очень много. – И так с сожалением покачать головой.

● ВП – Пожалуй, но думаю, что здесь только люди из первой категории.


После последнего ответа Василий Петрович еще и себе очков добавит от остальных сотрудников.

Если поставить себе целью придумать 10 или 20 вариантов, то Вы можете открыть и вовсе гениальные решения.

Но, к сожалению, очень часто страх перед возможным провалом будто парализует наш мозг, и мы выглядим не лучше настоящего Василия Петровича. А потом стараемся отодрать нашу самооценку от плинтуса.

Наш мозг любую новую входящую информацию пытается сравнить с какой-то уже имеющейся и для меньших затрат энергии на этом успокаивается. Так образуются стереотипы. Например, если человек в красных носках нас когда-то предал, то к другому человеку в красных носках мы еще не будем относиться с недоверием. Но если и второй нас предаст. То следующему человеку в красных носках мы вряд ли поверим. Потому что наше сознание уже имело дело с похожими людьми, и сейчас на автомате оно и этого определило в предатели. Это очень утрированный пример, и люди, выбирающие красные носки, могут быть совершенно разными.

Есть множество стереотипов, которые мы взяли себе из своей социальной группы. Сюда относятся и стереотипы о том, что все блондинки глупые и легкомысленные, что мужчины водят машину лучше женщин и многие другие. Все ситуации, задачи и люди, с которыми мы сталкиваемся, наш мозг автоматически стремится куда-то определить. Это очень помогает нам в повседневной жизни действовать быстрее, не тратить ни времени ни энергии на обдумывание. Но эта же стереотипизация также нам очень мешает. Мешает принять, например, красивую блондинку за рулем розового миникупера как профессора физико-математических наук. И даже убедившись в её квалификации, мы все равно пытаемся найти такое объяснение, которое мы смогли бы принять. Вот если у неё папа министр образования, тогда мы с радостью подтверждаем наш стереотип и не воспринимаем её дальше как эксперта.

Сложность заключается не только в принятии людей, но и вообще. Вот реальный пример: повсюду в социальных сетях пишут, как радуются пятнице, что, наконец, они её дождались. Это тоже развитие стереотипа, которое, простите за тавтологию, останавливает в развитии нас. И тут возникает вполне резонный вопрос: Как уметь в нужных моментах не поддаваться стереотипам?

Представьте себе широкую асфальтированную дорогу. Мы по ней идём. На пути встречается яма. Большая яма, протяженностью пару километров. Что мы делаем? Садимся и ждём, когда нам кто-нибудь поможет. Видим, ещё одного человека, который тоже подходит к этой яме и тоже садится и ждёт. Ещё одного и ещё. Нас уже сотни три. И мы все ждём…

Тут подходит ещё один человек и не садится, как другие, а обходит яму. Мы все радуемся и идём по его пути, обходим яму. Теперь мы знаем ещё один путь и уверены, что в следующий раз нас уж точно ничего не остановит.

Но в следующий раз у нас не яма, а река поперёк дороги, и её никак не обойти. И мы опять садимся ждать. А когда вновь какой-то человек решает и эту задачу, мы восторженно удивляемся «как это он так додумался?». А очень просто! К – Креативность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу