
Полная версия
Сто Сеансов Джека Смоули

Владимир Сачков
Сто Сеансов Джека Смоули
1. Декларация Джека Смоули
Пролог Декларации:
Вкусив с древа знаний, человек начал ошибаться.
Джек, как и любой другой, существует между знанием и незнанием, между чувством и бесчувствием. Насилия Джек не практикует, однако, заставляет людей думать. Таким необычным образом Джек зовет к знанию. Но, поскольку, Джек родился человеком, то в первую очередь он доверяет чувствам. Во вторую – он их проверяет. Отсюда его девиз: Хочу знать сам!
У человека всегда есть выбор между знанием и незнанием, между чувством и бесчувствием.
Выбирать – значит мыслить, открывать новое, изменяться.
Изменение – это и есть смысл существования и это сама жизнь и это – движение.
Джек призывает выбирать! Вы всегда можете выбрать между Джеком и прочими, но, учтите, если выбрали Джека, он вам этого не простит. Он заставит вас думать. Это месть Джека Смоули.
Эпилог Декларации:
Любой выбор, позволяющий существовать, является ошибочным.
2. Чувство юмора и философия
– Чувство юмора, – сказал как-то Джек Смоули, – Это умение сравнивать.
Потом он подумал, что процесс мышления – это то же самое. Тогда какая разница между двумя этими понятиями?
– Никакой! – понял Джек.
И улыбнулся. Так Джек Смоули обрёл чувства юмора.
Однако, чувство юмора предполагает в своем проявлении лишь улыбку. Но смех – это уже не чувство юмора. Смех – это издевательство. Издевательство – это смех. Некоторые думают, что смеяться над собой трудно, а легче смеяться над другими.
– Наоборот, – предположил Джек. – Ведь самое важное – это я! И, если я могу посмеяться над собой – значит, могу смеяться и над менее важным – над всеми.
А что такое философия? Философия – это издевательство над здравым смыслом. Кто-то ещё считает её наукой. Посмотреть бы, хоть на одного человека, которому философия спасла жизнь. Может, тебе, Сократ? «Я знаю, что ничего не знаю» – вот и весь смысл философии. Да, Сократ, – «Но другие знают ещё меньше». А мне-то с этого что? Другой, например, сказал, что в жизни нужно пользоваться меньшим – и выбрал бочку по своим размерам. А вот что б ему, используя собственную философию, не попробовать забраться в бутылку? И там, пользуясь наименьшим, расширить свою философию в более стеснённых обстоятельствах. А, Диоген?
С одной стороны, в мире нет ничего однозначного – поскольку существует минимум два взгляда на одну и ту же точку. Поэтому и однозначного определения философии не существует.
С другой стороны, рассуждать вообще, особенно на сытый желудок, очень приятно. Тогда для тех, кто питается не только духовной пищей, философия, это десерт мышления. Что же получается? Философия – это издевательство над здравым смыслом и, в то же время, философия – это десерт мышления. Значит, философия это сладкое издевательство над собой.
3. Реальность
Джек очень долго сидел у реки, пытаясь осознать что такое Реальность?
Мимо него протекала вода и Джек медитировал на мутную воду, представляя, что эта мутная вода, сквозь которую не видно дна, на самом деле есть Реальность.
Иногда Джеку, глядя на воду, то есть, на Реальность, виделось, что она движется. А иногда Джеку виделось, что Реальность стоит, а Движется он, Джек. Но, может быть, ни Джек ни Реальность не движутся? Может, движется и Джек и Реальность?
– Так что же такое Реальность? – задумался Джек.
В это время по реке, мимо Джека, проплывал китайский мудрец Лао Цзы – лёжа на спине. Лао Цзы, поравнявшись с Джеком, устремил указательный палец в небо и торжественно провозгласил:
– Знающий не доказывает, доказывающий не знает!
– Знающий не доказывает? – усомнился Джек и поинтересовался у проплывающего Лао Цзы: – Как отличить знающего от незнающего, если оба молчат? Или, допустим, найдётся мудрец, вроде тебя, с умным видом несущий софистику. Говоришь такому – докажи свои слова, а он тебе в ответ: знающий не доказывает! И всё. Что на это скажешь, мудрец?
На это Лао Цзы уплыл молча, лишь более энергично устремив в небо палец. В этот раз – не указательный.
Следующим мимо Джека по реке проплывал американский индеец в виде трупа. Этот индеец, как бы невзначай, заметил:
– Если долго сидеть у реки, то однажды увидишь как мимо тебя проплывает трупп твоего врага.
– Ты это к чему, амиго? – призадумался Джек. – Может, хочешь сказать, что, если ничего не делать, то есть, не двигаться, то кто-то убьёт твоего врага вместо тебя? А, может, хочешь сказать – если враг того достоин, то в любом случае будет убит, даже не тобой? Может, имеешь ввиду, что, двигайся, не двигайся – это не имеет значения?
Вместо ответа индеец скинул на поверхность воды боевые мокасины и отплыл с улыбкой облегчения. Когда же мокасины прибило к берегу, Джек прочёл на них надписи.
На одном: Реальность не зависит от мудреца, который её представляет.
На другом: Реальность зависит от мудреца, который её представляет.
Пока Джек пытался определить какой из мокасинов правый, а какой левый, на воде показался диван. На диване плыл Джек Смоули и спал. Над диваном реял белый флаг, на котором чёрными буквами была выведена надпись:
«Существует лишь то, что движется, а, что не движется – того нет.»
– Так вот что такое Реальность! – догадался Джек, – Это всё, что движется.
Далее Джек хотел разбудить Джека и спросить, правильно ли он осознал что такое Реальность? Однако, вовремя заметил прикреплённую к дивану табличку: «Не двигать!»
4. Жизнь
Наблюдательность – первый признак ума. Однажды, наблюдая, как копошатся пчёлы в улье и люди в мегаполисе, Джек заметил: пчела любит сладкое, а человек – гадкое. Эта же наблюдательность позволила Джеку, побывавшему в Стране Дураков, то есть, в России, понять, кто такие русские. Русский – человек слова. Говорит, но не делает.
Там же, в России, Джек узнал, что такое жизнь. Он это понял, наблюдая за уличными мошенниками, которые, используя быструю манипуляцию с тремя напёрстками, предлагали зевакам угадать под каким из них находится горошина и, соответственно, выиграть деньги. Причём, Джек заметил в толпе и сообщников этих мошенников, которые завлекали прохожих и, якобы, запросто угадывали счастливый напёрсток. Человеку сначала позволяли немного выиграть, втягивая в игру, а потом обдирали вчистую и простак уходил ни с чем. Секрет заключался в том, что горошина всегда оставалась в руке мошенника и он ловко подкладывал её под нужный напёрсток, когда это было нужно.
– Таким образом, у напёрсточников выиграть невозможно! – высказал Джек очередному огорошенному простаку, объяснив перед этим каким образом тот был обманут. – Вот так и жизнь – завлекает тебя и предлагает обогатиться. Ты втягиваешься, кое-что приобретаешь, но в конце уходишь на тот свет с пустыми руками. Парадокс же заключается в том, что, зная всё это, человек снова и снова играет в эту вечную игру, думая, что ему просто не повезло.
После этого Джеку осталось только выдать определение жизни:
– Жизнь – это наглядное пособие для дураков.
– Почему это? – обиделся русский.
– Потому что она тебя ничему не учит!
И всё. Джек больше ни слова не сказал.
5. Гордость и обида
Однажды Джека спросили что такое обида? Как раз в этот момент Джек был занят размышлениями о честолюбии. Поэтому напрашивался естественный ответ: обида – это нарушение процесса размышления о собственном честолюбии.
– Но ведь перед этим было действие! – вспомнил Джек. – Ведь меня спросили? Значит обида – это рассмотрение вопроса о собственном честолюбии после воздействия. Интересно, а, если вовсе не думать о честолюбии, может, тогда меня не спросят, что такое обида?
Джек перестал думать о честолюбии и никто его не спросил, что такое обида.
– Так вот в чём дело! Значит, действие ни причем, главное – не думать о честолюбии – тогда не будет и обид.
– Правильно, – подумал Джек и записал эту мысль.
Потом тот же некто заметил: гордость у Джека! Как быть с гордостью? «Так-так», – подумал Джек, – «Гордость у меня, но я её не замечаю».
Джек обратился к зеркалу. В зеркале Джек Смоули увидел Джека Смоули. Но гордости рядом не было. «Значит, она внутри» – решил Джек.
– Но что это такое, гордость? Во-первых, если она внутри – это чувство. Сравним же человека, льва и павлина, – предложил Джек. – От чего горд лев? От того, что силён. И он это знает. От чего горд человек? От того, что умён. И он это знает. От чего горд павлин? Ведь он такой слабый. Павлин красив и он это знает. Таким образом, гордость – это осознанное чувство владения силой, красотой или умом.
– Я, конечно, не столь красив, как павлин, – постановил Джек, – Но и не настолько силён, как лев. Зато я человек! Меня зовут Джек Смоули! Поэтому на вопрос как быть с гордостью, Джек Смоули отвечает: с гордостью надо жить!
6. Будда
Это я, Билл Холидей, друг и поверенный в делах Джека Смоули, рассказываю вам в чём, собственно, дело:
– Я знаю – Джек не любит своего Дня Рождения. Он как-то сказал мне: "Билл, я не помню этого дня и скажу больше – я о нём ничего не знаю, будто его никогда не было, будто это сама Ложь. Зато День Смерти меня никогда не обманет! Я считаю, что это настоящий День Правды." Вот тогда я задумался – что подарить Джеку на День Рождения? Вот тогда я купил для него бронзовую статую Будды, сидящего в позе лотоса. День Рождения Джека был в ноябре. В тот день я пошёл к нему в гости и увидел новенькую ступу, что построил Джек перед своим домом. Он только что вышел из ступы – а тут я со своим тяжёлым подарком.
– С Днём Рождения! – радостно поздравил я друга. – Вот тебе Будда, Джек! Возьми же скорей, ибо устал я нести его на руках.
Джек, будто, не рад был ни мне ни Будде ни своему Дню Рождения ни тому, что его вообще поздравляют. Каким-то серьёзным он мне показался в тот день.
– Будда? – переспросил Джек, заглядывая в лицо статуи. – Не кажется ли тебе, что чего-то на этом лице не хватает… ведь Будда был человеком! Так ли, Билл?
– Так, так, Джек. Но возьми же его, мне тяжело… с Буддой.
– Ведь он ни в чём не нуждался, этот принц наследный Будда Гаутама, – всё у него было, правильно? Весь комплекс наслаждений, какой только может устроить себе человек. Слуги, исполняющие твои любые капризы, любимая семья, яства, одежды, богатство. Ни забот ни хлопот, одно сплошное наслаждение! Так, почему он ушёл из дворца? Он не ушёл, а именно сбежал из дома как Лев Толстой. Чего ему не хватало, Билл?
– Не знаю, Джек, но он такой тяжёлый…
– А я точно знаю! Ему не хватало страданий. Вот он и пошёл их искать. И нашёл же! Очень много нашёл – среди людей. Потому что он человек, Билл! Человек не может без страданий. Понимаешь, чтобы жить, ему необходимо страдать! Ведь жизнь существует только, благодаря антагонизмам: свет – тьма, мужчина – женщина, горячее – холодное, любовь – ненависть, правда – ложь и так далее. Будда не знал страданий – вот в чём дело. Только наслаждения! Поэтому он пошёл искать недостающее – антагонизм наслаждения. Он нашёл этот антагонизм после того, как только попал в свободное людское сообщество. Там тебе болезни, грязь, несправедливость, ненависть, ложь – вобщем, настоящая жизнь! Ты ведь знаешь четыре благородные истины, Билл? Все они о страданиях. И ты знаешь что такое Серединный Путь, Билли. Ведь это всё нам известно, благодаря Будде!
– Да, да, Джек! – я уже кричал от невыносимой боли в руках. – Забери Будду, Джек!
Но Джек, будто, не слышал. Он всё вглядывался в бронзовое улыбающееся лицо великого Будды.
– Чего-то в этом лице не хватает… ведь Будда был человеком. Настоящим, не выдуманным человеком, с настоящей, невыдуманной судьбой. Человек улыбается, когда ему хорошо, и плачет, когда ему плохо… Ты ведь знаешь, что в конце жизни Будда разочаровался в своих постах, добровольных ограничениях и других жёсткостях, которые сам к себе применял. Возьми то же вегетарианство, например. Но в конце жизни он снова стал есть мясо. Будда разочаровался в жизни. Представляешь, Билл? Но когда Будда разочаровался в жизни? Когда? Почти в самом её конце. Но не в начале, когда он ещё не знал страданий! Вот так каждый человек. Человек улыбается, когда ему хорошо и плачет, когда ему плохо. Почему же Будда в статуях и на изображениях только улыбается? Ведь он сполна выпил чашу человеческих лишений!
– Не знаю, Джек, чёрт бы тебя побрал! Не знаю! Он тяжёлый, твой Будда. Забери же его, это подарок тебе на День твоего Рождения! Я его не удержу, Джек!
С этими словами я уронил Будду. Но не на землю, а на свою ногу, которую не успел отставить. Честное слово, ни одного ругательного слова от этой боли, от этого настоящего человеческого страдания я не выронил – это я смог. Я только не смог не заплакать. Скупая, как говорят шутники, мужская слеза выкатилась из моего зажмуренного глаза. Джек тут же ткнул в неё пальцем и перенёс на щеку статуи.
– Вот чего здесь не хватало, Билл! Вот чего не хватает на лице Будды – настоящей человеческой слезы!
Тут Джек, наконец, улыбнулся, дьявол его растряси! Так же, как улыбается Будда. Негодяй! Вот чего он добивался всё это время – чтобы я заплакал! Чтобы забрать мою слезу и отдать её Будде. Надо было как-то на это отреагировать. Тогда, я помню, высказался в сердцах:
– Это же вода, Джек! Она испарится, исчезнет, высохнет…
– Нет! – сказал Джек. – Человеческая слеза исходит из человеческого сердца и потому никогда не исчезнет с лица человека. Особенно с лица Будды.
В этих словах его вы сами можете убедиться – через три дня мы с Джеком устанавливали статую Будды на макушку ступы и я снова уронил статую Будды на ногу. Но теперь уже на ногу Джека – потому прослезился и сам Джек. Слеза же как была на щеке Будды, так и осталась. И блестит до сих пор.
Вот так мне представил человек Джек Смоули человека Будду Гаутама. Вот тогда я осознал, что Будда – это человек. Знаете, ещё что, люди? Иногда я вижу, что Будда – это я. А иногда я вижу, что Будда – это Джек.
7. Доброта и злость
Что это такое: добро и зло? Над Джеком кружилась муха, и Джек отгонял её, параллельно рассуждая о добре и зле. Разве существовало добро и зло до появления человека? Нет. Добро и зло это не законы природы, это понятия, их не существует на физическом уровне в животном мире и в природе вообще. Это понятия, которые человек придумал сам. Между тем, если уж понятия и существуют для человека, то только до тех пор, пока он в них верит. Перестань верить в добро – его не будет, перестань верить во зло – его тоже не будет.
Однако же, производные от добра и зла, как воплощённая человеком реальность, проявляются на физическом уровне, в жизни. Что такое, например, злость? И что такое доброта?
Взять, к примеру, муху. Муха от Джека не отставала.
– Интересно, – соображал Джек, – Почему она прицепилась именно ко мне, когда вокруг столько всякого дерьма?
– Наверное, это знак свыше! – определил Джек.
Он поймал муху с целью произвести опыт.
– Доброта, – предположил Джек, – Это отпустить муху, зная, что она вернется и ещё не раз будет доставлять мне неприятности. А злость – это оторвать ей крылья, сознавая, что она никогда не сможет летать, но при этом останется жить.
– Вот так всегда, – огорчился Джек, – Человек принужден выбирать между проявлениями добра и зла.
Джек ударил муху головой о пол. Муха, получив сотрясение мозга, скончалась мгновенно.
– Ни злости ни доброты, – констатировал Джек. – Я сделал выбор. Для мухи.
8. Добро и зло
За одной мыслью следует другая. За первой мухой прилетела и вторая. И стала кружиться над Джеком. Не так ли и добро и зло – следуют одно за другим в круговороте человеческого сознания?
Джек вспомнил размышления над первой мухой, когда он хотел отпустить её, сознавая, что та не отстанет и будет причинять зло. Ведь тем самым Джек хотел сделать мухе добро.
Что же такое добро, учитывая, что это лишь понятие? Добро – это осознанное приятие чего-либо.
Но, когда Джек предложил оторвать мухе крылья, чтобы она не смогла больше летать, это означало добро для Джека, а для мухи – зло.
Что же такое зло, учитывая, что это лишь понятие? Зло – это осознанное неприятие чего-либо.
Но потом Джек вспомнил, как муха приносила ему зло, а он не хотел лишать живое существо жизни, то есть, желал мухе добра. Не означает ли это, что добро есть начало зла? А потом он вспомнил, как хотел оторвать ей крылья, причинив зло. Не означает ли это, что зло есть продолжение добра?
Какие же отсюда следуют выводы?
Во-первых, добро и зло – понятия относительные. Во-вторых, добро есть начало зла, а зло есть продолжение добра. И третье, самое удивительное: умножая добро – умножаем зло, умножая зло – умножаем добро!
Но, однако же, человек принужден выбирать между проявлениями зла и добра. Последнее обстоятельство дало Джеку повод вернуться к эпилогу из собственной Декларации, который гласит, что любой выбор, позволяющий существовать, является ошибочным.
В этом месте своих рассуждений Джек выловил вторую муху.
– Интересно, а если муху заменить на человека, что-нибудь изменится в понятиях добра и зла? – Вряд ли! – усомнился Джек, – Ведь интересуется тем же и ест то же самое.
А, раз уж любой выбор является ошибочным, то Джек лишил муху крыльев и отпустил на свободу.
– Ходи! – пожелал ей Джек на прощание. – Так ты больше похожа на человека.
9. Страх и унижение
Страх бывает слепым и осознанным.
Слепой страх – это такое состояние сознания, когда оно, обращаясь к знанию, незнанию, чувству и бесчувствию, становится всем этим одновременно и при этом не руководит действиям. «От чего в теле возникает значительный дискомфорт,» – добавил про себя Джек, вспомнив о встрече с бешеным слоном.
Осознанный страх – это то же самое, только страх уже управляет действием (Джек опять вспомнил бешеного слона, но теперь – как убегал от него).
– Но тогда это и есть – жизненный процесс – то есть, управление действием, – определил Джек, – Значит, человеком, по большому счёту, управляет страх. Ведь человек всегда чего-нибудь боится. Всегда! И я, красавчик Джек Смоули, сильный Джек, умный Джек, тоже, получается, боюсь? Конечно, боюсь, но не сильно. Но, ведь я живу с гордостью! Неужели она тоже управляема? Несомненно – если весь человек управляем. И получается, гордостью тоже управляет страх. Тогда, что посоветовать людям? Гордым и не очень. Что?
Да вот что, люди:
– Бойтесь, но живите гордо!
Как-то раз, Джек блуждал в темноте своих сомнений, там ему повстречались двое. И спросили Джека:
– Эй, ты! Дашь прикурить?
«Почему люди задают друг другу трудные вопросы?» – подумалось Джеку. – «Может, ищут слабые места. А зачем искать слабые места? Наверное, чтобы унизить. Откуда берется желание унизить? Происходит это от чувств, либо от ума? Чувствуют люди по-разному, думают тоже по-разному. Но должно же быть что-то общее для всех? Не знаю, не знаю…» – сомневался Джек.
«Не знаю! Вот оно что!» – осенило Джека. – «Незнание! Желание унизить происходит от незнания».
Поняв это, Джек дал прикурить тем двоим. И вышел из темноты. Один.
10. Скромность и щедрость
Джек заметил, что из всех задающих вопросы, именно женщины задают коварные. Армянская леди спросила есть ли скромность у Джека и что это такое?
– Конечно есть, – уверил Джек. – Она появилась у меня после того, как я водиночку расправился с бешеным слоном. Это было на сафари, в Африке. Я вышел в саванну – поглазеть на львиные прайды. И вот смотрю, на меня быстро надвигается бешеный слон. У меня с собой было ружьё, но я забыл взять патроны. Поэтому я направился в кусты. Это же логично? Между тем, в кустах обитал носорог, но я этого не знал. Носорог, полагая, что я покушаюсь на его жилище, мгновенно взбесился и начал на меня атаку. Мне не оставалось ничего лучшего, как вернуться к слону. Таким образом я оказался между двух огней. В тот момент, когда между слоном и носорогом расстояние сократилось до двух метров, я подпрыгнул высоко вверх. Рог вонзился в слона, бивни – в носорога. Приземлился я уже на два труппа.
– Кошмар, Джек, вы убили несчастное животное! – воскликнула женщина.
– Двух, – уточнил Джек. – Но я не хотел…
– Нет, подождите, я сейчас сама выведу квинтэссенцию скромности, – перебила его леди. – Вот как звучит квинтэссенция скромности: «Я не хотел, так получилось…»
Это сказал не Джек Смоули. Джек лишь дал определение скромности. Он сказал: скромность – это искусственное преуменьшение собственных заслуг.
И показал фотографию, где стоит, опёршись ногою на тушу мёртвого слона.
Наблюдение над ребёнком, который ещё не умеет говорить, а значит, и не может высказывать своих чувств, позволяет сделать предположение, что он их показывает. Когда сын Джека научился ходить, то первым делом заложил руки за спину. Не вынимая соски изо рта, он так и ходил по комнате. Может, пытается игнорировать баланс, а, может, начинает думать, выдвинул гипотезу Джек. Ещё он заметил, что, когда в дом приходил незнакомый человек, его сын, не задумываясь, вынимал соску изо рта и предлагал её гостю, причём, независимо от пола, возраста и собственного настроения.
– Наверное, это щедрость, – предположил Джек, – Предлагать всё, чем располагаешь на данный момент, любому человеку, не задумываясь. Не задумываясь даже о том, как будет оценён твой подарок, – уточнил Джек.
Потом Джек вернулся к началу своих рассуждений о щедрости и понял ещё одну вещь. Щедрость – чувство показное.
11. Издержки
Однажды Джек отправился в Лондон на конференцию по английскому языку с докладом «О самом эффективном методе изучения английского языка и неизбежных издержках в процессе обучения». Перед выступлением Джек посетил туалет и там случайно познакомился с одним русским. Этот русский спросил, не знает ли Джек самый эффективный метод обучения английскому? Конечно, Джек знает. Но не желает ли джентльмен прежде заслушать доклад? Нет, не желает. Он торопится.
– Ну, тогда слушайте, – сказал Джек, – Мой метод самый эффективный. Нужно найти в Лондоне заику – и тот научит.
– Как это? – не понял русский.
– Очень просто – всё дело в произношении. Заика будет произносить каждый звук в отдельности, причем несколько раз, чтобы лучше запомнилось, а потом всё слово целиком. И через год можно свободно говорить на английском.
Через год Джек снова встретился с этим русским в публичной библиотеке. Русский, действительно свободно говорил на английском, но заодно его научили и заикаться. Он спросил у Джека, не знает ли тот эффективный способ избавиться от заикания? Конечно, Джек знает. Но, не желает ли джентльмен прежде заслушать доклад? Нет, не желает. Он торопится.
– Я хочу быть нормальным человеком! – пожелал русский.
Тогда Джек взял бюст Шекспира и нанес русскому удар по голове. Русский перестал заикаться, но заодно навсегда забыл английский язык.
Так Джек Смоули выяснил, что нормальным человеком можно быть и, не зная английского.
Второй вывод такой: издержки – неизбежная участь любого процесса.
12. Дао
– Это ещё та загадка, Билл, сколько людей ломало над нею голову!
– Какая-такая загадка, Джек?
– Да, вот, послушай:
"Дилижанс набит до отказа,
Но пусто внутри."
– Да, что тут думать, Джек! Это какая-нибудь тыква или огурец.
– Не всё так просто, Билл, особенно, когда дело касается текущего-сущего и, особенно, когда такую загадку задаёт тебе некий китайский философ, во время зимнего солнцестояния, да ещё в фазу новолуния 11-й Луны.
– Ну, тогда это другое дело. Дилижанс, говоришь, набит до отказа, да пусто внутри? Это, знаешь, что, Джек? … Это… я ел, ел китайский бизнес-ланч – и не наелся. Вот что это такое! То есть, желудок-то набил непонятно чем, а сытости нет – от того и "пустота внутри".
– Но причём тут зимнее солнцестояние и новолуние 11-й Луны?
– Очень просто! Это по дате приходится на Рождество. То есть, рождественский китайский бизнес-ланч. Это сегодня, Джек. Ведь сегодня Рождество!
– Допустим! А что такое "текущее-сущее"?
– Да тот же самый китайский бизнес-ланч, лапша! Горячая. Ты пробовал, Джек, есть горячую китайскую лапшу? Ещё какая текущая и сущая! Так что, считай, загадка разгадана.
– А я думаю, это другое, поважнее лапши. Не торопись с выводами, Билли. Видишь, там, вдалеке, дорога запылилась со стороны Ревущего Стана? Подождём немного, сдаётся мне, некуда этому дилижансу деться. Дорога-то одна, он здесь остановится, ну, или мы его…