
Полная версия
Серебряная роза. Женщины в искусстве. Строфы и судьбы. Том первый. Авторские очерки и эссе
О чем они?: О расстрелах, холоде смерти, безвестности, непосильной работе, о потерях и страхах. Да, вроде бы – об этом… Но и еще о многом другом. О том, что, помимо физической сути страдания, есть еще его высшая духовная суть, которая и открывает сердцу истинную цену жизни, бытия, боли, творчества:
«Ведь все страдания и желания наши и все, что мы здесь терпим, все в рамках времени.. Откиньте его и все отпадает. И видишь то, другое, то, что время заслоняло собой.. Вечность. Дух.. Бога.» (Из очерка «Приговоренный к смерти»)
Б Пастернак, познакомившийся с творчеством Аделаиды Казимировны Герцык в тридцатые годы, сказал: Конечно, поэтический опыт у нее был и ранее, но если бы он был смешан с горечью того, жизненного, что пришел поздно, перед смертью, то все это вознесло бы ее Бог знает куда» Б Пастернак. (Из разговора с сыном А. Герцык – Даниилом Жуковским, автором обширных, неопубликованных до сих пор, мемуаров.)
…Бог всегда ведает, куда возносить своих избранников. Вот только на месте их земного успокоения порою не остается ни креста, ни камня, ни надписи.
«И смерть пришла – и смерти не узнала» – горько напишет Волошин в стихотворении памяти А. Герцык. Этим она была сродни Марине Цветаевой, очаровавшейся когда-то ею: глухой, немолодой, неотразимой. Оставившей нам свои стихи, в которых: «думы, шепоты, виденья,// узнают вновь, что смерти нет.»
И еще один куплет из чудом уцелевших стихов:
Как знать, дождусь ли я ответаПрочтут ли эти письмена?Но сладко мне перед рассветомБудить родные имена.Симферополь 1924—25 гг.Письмена прочтены. Значит и ответ – получен. Неважно, что ушел он в звездные выси.
А, может быть, в крымские ветры, что веют на Судгейских равнинах так же вольно, как в морских просторах. Веют, как бы нашептывая что – то.. Может, строчки стихов?
P. S. Аделаида Казимировна Герцык Жуковская умерла 25 июня 1925 года (нов. стиль) в г. Судак, Крым. Место захоронения не сохранилось.
28 апреля 2001 года.
Из отзывов к очерку:
Ди. Вано 11.05.2015 16:50:49
Отзыв: положительный
Знакомое имя.
Именно по Судаку (и запискам Волошина
(В музее Волошина, в Планерском).
Вы раскрыли дух СИВИЛЛЫ…
через отклики.., через Цветаевские строки…
Спасибо за память, за возрождение имён. значимых для души.
В сети есть публикация «Подвальные очерки».
Попробую дать сноску.
Поклон, дорогой Автор.
Шостакович 07.05.2015 18:59:54
Отзыв: положительный
Светлая! Здравствуй ненаглядная! Прости, что пропала… дача. Двенадцатого всё перечитаю-восхитюсь!! Очерк замечательный!! Какие судьбы… Счастье прикоснуться к Твоим граням!! Тебя и твоих дорогих с Победой!! Победа – хорошее дело! Над всеми бедами и страданиями! Будем жить!! Я тебя очень люблю, ты всегда со мной! Обнимаю и преклоняюсь…
Твоя Наташа.
Мария Константиновна Башкирцева. «На зов души завороженной»

Фотопортрет Марии Башкирцевой. Источник: «Тысяча великих и знаменитых имен» том 3. М. Издательство «Олма – Пресс». 2002 год. Личное собрание автора статьи.
О книге Колет Коснье «Мария Башкирцева. Портрет без ретуши». Москва. Издательство «Терра – Книжный Клуб. 2008 год. 288 стр. Перевод Т. Чугуновой.
…Мария Константиновна Башкирцева никогда не писала стихов.. Она писала дневник – с малых лет.. Письма, картины.. В дневнике пыталась написать свою биографию. Полную, естественную, настоящую.. С думами, чувствами, впечатлениями…
Как птица поет свою песню не задумываясь о каплях дождя, так и Мария Башкирцева хотела в своем сокровенном «Дневнике» написать свою песнь Души, не оглядываясь ни на кого, ни с кем не соревнуясь… Канва жизни. Неподдельная, неистовая… Изящная молодая девушка, умершая двадцати пяти с небольшим лет от роду, от чахотки, развившейся бурно едва ли не в детском возрасте, на почве подавленных желаний, слез от разлуки с отцом и родными местами, которые любила неподдельно, потому что были красивы и спокойны, как река, протекавшая в богатой усадьбе, как зеркальные пруды, как прохладные углы беседок – ротонд… Темные, хранящие тайны детства..
Ей нужно было создавать свое детство. Ибо на самом деле его у нее не было. Оно было украдено амбициями взрослых, их игрой в чувства, их ненастоящей, театрально – горестной каруселью разрывов, споров, судебных тяжб, неприязни и враждебности друг к другу, неистовства страстей, до сумасшествия. Скрывания их.… Делили ли при этом душу самой маленькой Марии, мечтавшей истово о своем мире – девушка умалчивает.. Или дает понять между строк… Вероятно, да… «Дышать я могу только в мастерской или с чужими людьми, Появляться на публике со своей семьей давно уже стало пыткой!» – признается Мария на страницах дневника.

Автопортрет с палитрой. М. Башкирцева 1881 год. Частное собрание. Фотоколлекция М. Картузова (Москва).
Думается, что делили еще и потому, что сама она жила – «на разрыв».. Хотела стать певицею, обладала чудным голосом, красотою, манерами, изяществом жестов и движений, но начала в результате жестокой простуды глохнуть, терять слух и врачи запретили заниматься пением. Жадно изучала языки. Читала на латыни и древнегреческом, французском и итальянском, оборудовала собственную изящную студию, в которой книги летели с полок, рояль соседствовал с мольбертом, ноты с палитрой и мастихинами.. Но жар чахотки съедал все силы души и тела. Не отдавая Марию во власть того, что она так любила и жаждала достичь. Ни во власть любви, ни во власть счастливого женского эгоизма – мир духов, поцелуев, нарядов, смеха, свободных прогулок, жизни вообще, которая может быть каплею вечности или брызгами моря.. Может быть чем то непреходящим, зовущим, волнующим, манящим.. Пенным и бренным одновременно. Чем всегда и бывает.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Здесь – тома.
2
(ударение в первой фамилии – на первом слоге) —