
Полная версия
Рядовой. Назад в СССР. Книга 1
Китель и штаны из тонкого хлопчатобумажного материала светлого, коричневато-зеленого цвета я узнал сразу. К ним полагался кожаный ремень со звездой на мощной металлической бляхе, выкрашенной в защитный цвет. Помню, что когда служил срочную службу, мы эти бляхи начищали сначала мелкой наждачной бумагой, а потом доводили до блеска пастой Гои. Это символизировало переход из категории «духов» в категорию «слоны». А вот бляхи золотистого цвета положены только старослужащим и дембелям. Кое-где было заведено, что дембель, уходя из армии, оставлял свой ремень молодому приемнику.
Ну и как же без легендарных кирзовых сапог? Нет, конечно, они состояли из кирзы не полностью, а только в районе голенища. Нижняя часть вплоть до подошвы, была из прочной кожи, так как кирза не справлялась с высокими нагрузками на изгиб. Особенно это касалось горных местностей.
Попав на вещевой склад, мы спустились в относительно прохладное подвальное помещение, где на длинных деревянных столах лежали комплекты формы. Чего тут только не было, а про порядок я молчу – разве на вещевом складе бывает порядок?
Таких помещений тут было много, но это оказалось небольшим и предназначенным для малых групп. Нас было всего двенадцать человек.
Завскладом был, естественно, прапорщик. Точнее, старший прапорщик.
– Вы кто, десантники? Или пограничники? – лениво, но с иронией поинтересовался тот, почему-то глядя на меня.
– Вроде того!
На самом деле Ветров не сказал, где мы будем служить, поэтому никто из нас и понятия не имел, кто мы такие. Наверное, все-таки погранцы.
– Ну и хорошо! – гаркнул вещевик, глядя на раздаточный лист. Перед ним огромной стопкой лежали подготовленные комплекты обмундирования всех мастей, в том числе и новой «эксперименталки». – Кто из вас уже видел такую военную форму?
– Не только видел, но и носил! – смело выпалил я.
– Да ладно! – искренне удивился прапорщик. – Где?
– А, неважно… – скромно отмахнулся я. – Просто было дело, надевал и снимал не один раз.
Тот посмотрел на меня заинтересованным взглядом, затем кинул взгляд на лежащие на столе подготовленные комплекты военной формы. Она была новая, еще мятая. От нее пахло мышами.
– Скажи еще, что и портянки наматывать умеешь! – прищурившись, фыркнул он.
– Конечно, умею!
– Ну прям Джон Рэмбо! Фильм такой в Америке вышел, только его у нас хрен посмотришь… А знаешь, предлагаю тебе спор! – немного подумав, вдруг произнес прапорщик, посмотрев на наручные часы. – Если все оденешь как надо и уложишься за… две минуты, то с меня презент! Всей команде! Ну?
Видно было, что человек он азартный, а сама служба на складе, где изо дня в день все одно и то же, его изрядно достала. И действительно, чего тут интересного? Разве что на оленей смотреть, которые только внешне на человека похожи.
– Что за презент?
– А ты спор прими и узнаешь! – хитро усмехнулся прапорщик. – Да не бойся, не обижу!
– А если я не успею? – спросил я.
– Ну-у… Тогда уйдете отсюда со старой формой второй категории! – сложно было сказать, пошутил он или нет. – Так как?
– А согласен! – улыбнулся я. Честно говоря, предложение оказалось весьма неожиданным. Но я был уверен в своих силах. – Только один момент. Разрешите ножницы? Нужно кое-что подправить.
– Бери!
Я взял небольшие ножницы со стола и быстро расширил ими все отверстия для пуговиц на кителе и на штанах. С фабрики все комплекты шли с очень плохими дырками, причем это касалось не только «афганки». Вещевик понимающе хмыкнул, явно был в курсе того, что на новой форме не везде были прорезаны дыры для пуговиц.
– Значит, так… Порядок простой – сначала тельняшку, потом надеваешь китель, штаны, наматываешь портянки, затем сапоги. Потом ремень и головной убор. Просто, да? А я засекаю время. Вопросы?
Я кивнул. Вопросов не было.
– А почему тельняшку? – спросил еще кто-то.
– Другие майки закончились. Что есть, то и выдаю. У меня тут склад, а не швейная фабрика.
Дима Самарин, явно заинтересованный таким поворотом событий, смотрел на меня с позитивом. К счастью, майора Ветрова не было, он занимался оформлением вещевых аттестатов. Вряд ли он позволил бы устраивать такой цирк.
– Да на фиг надо! – произнес угрюмый и подозрительный Стас Куртов. Его это предложение совсем не впечатлило. – Давайте лучше поскорее оденемся и обратно наверх. Презенты эти… Не люблю подвалы!
– Что, не терпится солдатом стать?! – усмехнулся я, затем повернулся к прапорщику. – По рукам!
– Сейчас найду секундомер и начнем!
Хоть его стол и был завален всевозможным хламом, но нужные вещи находились быстро и в целом, все было под рукой.
– Макс, смотри, не ударь лицом в грязь! – усмехнулся Дима Самарин, приготовившись к зрелищу. Было волнительно, но интересно. Самоуверенный призывник бросил вызов прапорщику… Наверняка тот был уверен, что я завалюсь не на форме, а на наматывании портянок.
Я кивнул.
– Чтобы упростить задачу, можешь снять свою гражданскую одежку. Она тебе все равно больше не понадобится. Потом здешние дембеля растащат, чтоб в увалы в город ходить.
Вскоре я остался в одних трусах-семейках.
– Ну что, готов? Пошел!
Одновременно со щелчком кнопки часового механизма, я приступил к процессу.
Сначала натянул майку-тельняшку, затем сунул ноги в штаны и рывком натянул их до пояса. Застегнул. Тут же накинул на плечи китель, но застегивать его пока не стал. Приступил к портянкам. Немного помедлил, все-таки правильно намотать портянку – это целая наука. Лишь бы как – не пойдет, когда ноги вспотеют, то непременно будут кровавые мозоли. Закончив с обмоткой ног, сунул ноги в кирзовые сапоги. Это были еще старые модели, без фиксирующего ремешка. С некоторым трудом застегнул китель на все пуговицы, заправил под штаны. Затем быстро расстегнул ремень, отрегулировал по размеру и затянул застежку. Сверху накинул панаму.
– Готово! – отрапортовал я, мысленно понимая, что уложился. Во время процесса одевания я не забывал считать время.
Державший в руках секундомер прапорщик, глядя то на меня, то на циферблат, сразу же остановил отсчет. Хмыкнул и показал мне.
– Минута пятьдесят две!
– А-а! Макс, вот это скорость! Как будто репетировал!
Ага, знал бы он, сколько раз мне пришлось провести это самое «снять-надеть» и неважно, какой модели. Тот же ВСР-93 я эксплуатировал несколько лет кряду. А потом «Флора», Юдашкинскую цифру, ВКПО, горку и прочее… Последнее, что я носил, было нашей копией формы НАТОвского образца.
– Быстро, это да! – закивал головой прапорщик, но при этом криво усмехнулся. – Но неправильно! Китель должен быть навыпуск! А еще рукава не закатал, форма одежды-то летняя.
Честно говоря, правила ношения военной формы, хоть и незначительно, но менялись уже не один раз, поэтому неудивительно, что я совсем забыл этот момент. Ну и про рукава он тоже был прав. Но тогда в две минуты я бы точно не уложился и прапорщик это знал лучше меня.
– Однако, все равно молодец! Как фамилия, воин?
– Громов!
– Хорошая фамилия, боевая. Так, ладно… А свое обещание я все-таки сдержу. Поскольку едете вы в приграничную зону с Афганистаном, то в сапогах там будет непрактично. Кирза, особенно в горной местности, слабая и быстро треснет, придет в негодность. Вместо них выдам вам ботинки с высокой шнуровкой. В них удобнее, и надевать их нужно под носки. Цените, не каждому дано.
Ай да прапор, ай хитрец!
Он так и так должен был выдать берцы, но разыграл все это намеренно. И себя развлек, и нас заинтересовал. Следовательно, проиграть в этом случае с обувью было просто невозможно.
– Вот как надо! – еще раз похвалил меня прапорщик. – Учитесь у Громова! Еще солдатом не стал, а уже отличился. Ладно, снимай сапоги, не нужны они вам. И портянки тоже, носки получите. Хэбэшные.
За двадцать минут мы полностью избавились от гражданской одежды и облачились в летнюю «афганку». Пришлось кое-кому помочь, не все же с таким багажом опыта, как у меня.
Стоит отдать должное – форма более-менее была подогнана под нужный размер, не лишь бы как-нибудь. Часто бывает, что срочников одевают как попало, лишь бы отчитаться в раздаточной ведомости. Но в нашем случае все было иначе – вот она особая договоренность. Этот Ветров перекинулся лишь парой слов, а нам уже пихают самое лучшее из имеющегося. Конечно, подшивать потом все равно придется, но это когда прибудем на место несения службы.
Помнится, в прошлой жизни было иначе – после получения военного обмундирования, большинство из нас выглядели, как клоуны оливкового цвета. Все висело вразнобой, сапоги болтались, форма как в одном месте побывала, бляхи гнутые и поцарапанные. Как сейчас помню.
После того как мы переоделись и вместе с Ветровым сходили на ужин – ввиду того, что выглядели мы уже не как оборванцы и двигались в составе малой команды, многие смотрели на нас иначе. Те, что проходили службу на самом сборном пункте, уже понимали, что это значит.
Я вновь встретил Женьку Смирнова.
– Макс, а чего ты не сказал, что в отдельную команду попал? – обиженно произнес он, глядя на меня с завистью. Ему форму еще не выдали. – Я ж тебя спрашивал!
– Извини, Жека, случайно получилось. Мне сказали, ни с кем это не обсуждать.
– Ну-у… – тот махнул рукой. – Это не по-дружески, вообще-то.
– А разве что-то изменилось бы, если бы раньше сказал? – напрямую спросил я и тот не нашелся что ответить. Некоторое время мы молчали.
– Куда вас? В Афганистан? – нехотя спросил он.
– Не знаю. Как повезет.
Тот тяжко вздохнул. И чего ему этот Афган сдался?!
– Макс, идем! – окликнул меня Самарин.
Остальная группа отошла чуть вперед и остановилась. К слову говоря, с Димкой мы сразу подружились, а вот Стас Куртов был каким-то замкнутым и молчаливым. Все переживал, что нам может за что-то прилететь.
– Ладно, не обижайся! – я протянул Смирнову руку. – Это ерунда, от нас тут мало что зависит. Давай, Женька, удачи тебе! Если повезет, скоро увидимся!
Тот помедлил, но все-таки ответил на рукопожатие.
– И тебе удачи!
Теперь я не знал, как сложится моя дальнейшая жизнь – все уже пошло по иному пути. Я перевел стрелку жизненного пути на другие рельсы, пусть они и были военными. Также я не знал, вернусь ли еще в родной город, увижу ли его еще раз. Перед глазами неожиданно всплыла мрачная картина – памятник. И табличка с именем и фамилией. Женькин памятник и венки вокруг него. Нужно что-то сделать, чтобы этого не случилось.
– Жень, погоди! – крикнул я. – Ты это, когда дембельнешься, если вдруг не встретимся раньше… Запомни, в девяносто четвертом году, когда тебе нужно будет срочно ехать в Воронеж, езжай поездом! Только поездом, не на машине! Это важно!
– Почему? – удивился тот.
– Не спрашивай, так надо! – без давления, но я все-таки настоял на своем. – Просто запомни и сделай, как говорю! Хорошо?
Тот согласно кивнул.
А потом мы ушли и больше на территории сборного пункта я его не видел… Да и не до этого было!
Глава 6. В поезде
После проведения общей вечерней поверки, нам определили казарму, общую для всех убывающих команд. Нераспределенные призывники спали в другой казарме, которые, впрочем, были абсолютно идентичными друг другу, без каких-либо привилегий. Те же скрипучие «раскривушки», тонкие ватные матрасы, слежавшиеся от времени подушки и хрустящее постельное белье с запахом хозяйственного мыла.
Наш майор ночевал за пределами сборного пункта, в отдельном офицерском общежитии, однако ушел только после того, как решил все проблемы. Старшим назначил Самарина – тот зачем-то сам вызвался. Сейчас эта ответственность мне и на фиг не сдалась, вот позже, когда прибудем в часть, там другое дело. Как ты себя покажешь в первые дни, так оно дальше и пойдет. А сейчас следить, чтобы никто из команды не нашел приключений на задницу, меня совершенно не прельщало.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.