
Полная версия
Когти грифона и летающие змеи. Древние мифы, исторические диковинки и научные курьезы
Вероятно, Плесси было бы интересно узнать, что в 1912 году у мыса Матапан[8] на оконечности Мани команда парового судна «Королева Элеонора» заметила пеструю морскую змею длиной более 7 метров, плывущую рядом с той же скоростью, что и их корабль. Капитан А. Ф. Роджер описал этот инцидент в программе BBC о морских чудовищах в 1961 году. Он отметил, что похожее на угря существо «имело на шее сзади два кольца или горба», и назвал его окраску «маскировочной». Существо исчезло после того, как главный инженер выстрелил в него из винтовки.
Сэр Артур Конан Дойл, горячо интересовавшийся доисторическими животными, тоже встречался с загадочными морскими жителями Греции, хотя он посчитал этот опыт не столько опасным, сколько увлекательным. Создатель невозмутимого детектива Шерлока Холмса в 1928 году плыл вместе с женой и детьми на остров Эгина. Семья стояла на палубе парохода и разглядывала храм Посейдона на мысе Сунион, когда их внимание неожиданно привлекло нечто, плывущее параллельно кораблю. По воспоминаниям Конан Дойла, «у этого любопытного существа была длинная шея и большие ласты. Мы с женой решили, что это молодой плезиозавр». Плезиозавры – крупные морские рептилии юрского периода (150 миллионов лет назад) – вымерли около 65 миллионов лет назад и известны только по ископаемым останкам. Их вид во многом совпадает с традиционным обликом морских чудовищ, нарисованным массовым воображением. Возможно, именно этот случай вдохновил Конан Дойла на создание романа «Затерянный мир», в котором животные, считавшиеся вымершими, оказываются живы.
Русалки
В древние времена в океане жил морской старец Нерей вместе со своими дочерями-нереидами. Старшая из дочерей Нерея, Фетида, обладала врожденной способностью менять облик, и именно к ней она прибегла, пытаясь ускользнуть из объятий смертного Пелея. Фетида превращалась в огонь, воду, ветер, дерево, птицу, тигра, льва, змею и, наконец, в каракатицу, но решительно настроенный Пелей продолжал крепко удерживать ее обеими руками. После этого Фетида приняла человеческий облик и стала невестой юноши. От их брака родился Ахилл, великий воин, чьи подвиги описаны в «Илиаде» Гомера. В древности жители Фокиды близ Дельф верили, что они также произошли от любовной связи между смертным человеком Эаком и нереидой (водяной нимфой) по имени Псамафа.
Легенды о любви между нереидами и смертными мужчинами существуют в Греции до сих пор. Несколько современных греческих семей утверждают, что они ведут свой род от нереиды. Знаменитый клан маниотов Мавромихалис отсчитывает свою родословную от того дня, когда Йоргос Мавромихалис встретил нереиду, сидевшую на скале на берегу полуострова Мани в южной части Греции. Отважный адмирал Лазарос Кондуриотис, родившийся в 1769 году на острове Гидра, сумел поймать нереиду после того, как потерпел кораблекрушение; потомки их союза продолжали рассказывать эту историю еще в начале ХХ века. Примерно в это же время одна семья в Мениди близ Афин с гордостью вспоминала о прабабушке-нереиде, а в Патисии все знали, что в садах у реки Кефисос живут три сестры-нереиды. Согласно народным преданиям, нереиды наделены редкой красотой, но романтические связи с ними почти всегда заканчиваются печально. Рано или поздно любая нереида устает от земной жизни и возвращается в свой водный дом.
Нереиды обладают общими свойствами с сиренами и другими водными духами. Они обитают возле колодцев, ручьев, фонтанов, гротов и родников, а также на берегу моря. Что касается их внешности и характера, все авторитетные авторы сходятся на том, что они гибельно прекрасны и своенравны. Того, кто посмеет помешать играм нереид, они нередко карают слепотой или немотой. Но полюбить нереиду еще опаснее. Юноши, попавшие под чары нереид, страдали меланхолией и припадками и угасали от болезней. Лишь в редких случаях знахарям удавалось вылечить человека, пораженного нереидой, с помощью зелий или заклинаний. Помимо непостоянства и не слишком кроткого нрава нереиды славятся тем, что прекрасно готовят и искусно ткут самые тонкие ткани. Как ни странно, они не бессмертны – по слухам, продолжительность их жизни составляет лишь около тысячи лет, однако за все это время их красота ничуть не увядает.
Особенную опасность козни нереид, по-видимому, представляли для одиноких молодых пастухов, особенно для тех, что играют на флейте. Одна старая островная песня предупреждает: «Не играй на флейте у прекрасной реки, иначе нереиды, застав тебя одного, толпой соберутся вокруг». Юношу непременно увлекут в тайный грот и заключат в страстные объятия, но на рассвете с пением петухов он обнаружит, что его нимфа исчезла.
В некоторых легендах описывается способ поймать нереиду, чтобы взять ее в жены. Типичную историю такого рода рассказывали на Крите в 1860-х годах. Один юноша играл на флейте для нимф, танцевавших возле уединенного источника. Они вплетали жемчуга и кораллы в свои волосы цвета морской волны и украшали себя цветочными гирляндами. Разумеется, он влюбился в одну из них. Юноша обратился к мудрой старухе, и та посоветовала незадолго до восхода солнца схватить девушку за волосы и крепко держать, что бы ни случилось. Он так и сделал, и с изумлением увидел, как его возлюбленная превращается в его руках в собаку, змею, верблюда и, наконец, в огонь. На рассвете спутницы нереиды исчезли, а она вернулась в свою изначальную форму и пошла за юношей домой, в его деревню. Они поженились, у них родился сын. Семья жила счастливо до тех пор, пока, верная своей природе, нереида не покинула мужа и ребенка. Некоторые говорят, что есть один способ удержать нереиду – для этого нужно спрятать что-то из ее одежды. Но прятать необходимо очень хорошо, потому что она обязательно будет искать свою вещь и, как только найдет, исчезнет.
Если сестры Фетиды встречаются в основном на морских побережьях и в гротах, то глубины океана принадлежат красавицам с рыбьими хвостами, делающим жизнь рыбаков и моряков намного интереснее. Русалок (их называют gorgones) нередко можно увидеть нарисованными на стенах прибрежных таверн, в виде носовых фигур на кораблях или татуировок на руках старых моряков, по словам которых эти создания чаще всего встречаются в восточной части Эгейского моря. Известная морская легенда гласит: иногда во время сильного шторма в этих местах из воды вдруг поднимается ослепительно прекрасная gorgona и берется рукой за бушприт раскачиваемого волнами судна. Она спрашивает капитана: «Где Александр Великий?» Если капитан ответит правильно – наберет в грудь побольше воздуха и изо всех сил крикнет: «Александр Великий жив и царствует!» – то русалка успокоит волны и исчезнет. Если дать неправильный ответ, буря усилится и корабль пойдет ко дну. Об этой легенде рассказывает современный греческий писатель Илиас Венезис в своих воспоминаниях о детстве в Анатолии и Йоргос Сеферис в стихотворении «Аргонавты». О ней также упоминает писатель Стратис Миривилис, а в его книге «Мадонна Горгона» рассказывается о рыбацкой деревушке на острове, где Богородица в церкви изображена в виде русалки.
Популярная песня «Дельфинокоритсо» («Девушка-дельфин») на стихи лауреата Нобелевской премии Одисеаса Элитиса, в 1970-х годах положенные на музыку Линосом Кокотосом, напоминает нам, что в наше время мысли о русалках по-прежнему занимают людей:
Недалеко от островов Гидра и СпецеТы появилась передо мной, девушка-дельфин,Нырнула в волны и исчезла,Потом поднялась и взялась за мою лодку.Боже, прости меня! Я наклонился, чтобы посмотреть,И грешное создание меня поцеловало!3. Золотое руно
Истоки традиционных сказаний о поисках золотого руна неясны. Мы знаем, что в поисках этого драгоценного предмета Ясон и аргонавты переплыли Черное море и оказались в стране золотых сокровищ – Древней Колхиде (современной Грузии), а также что эта история – один из древнейших греческих мифов. Полагают, что в форме устного эпоса он существовал еще до гомеровских поэм (VIII–VII вв. до н. э.). Его письменная версия – «Аргонавтика» Аполлония Родосского – относится к III веку до н. э., но отдельные сцены устных преданий об аргонавтах можно найти в росписях ранних ваз, датируемых V веком до н. э.
Захватывающее плавание, посвященное поискам золотого руна, относится к микенскому периоду бронзового века. В повествовании есть ряд волшебных и мифологических эпизодов, явно вымышленных рассказчиками, но вместе с тем оно представляет собой подлинную сокровищницу исторических, этнографических, географических и естественно-научных сведений. Древнегреческие путешественники довольно рано познакомились с дальними берегами Черного моря, но еще раньше до них начали доходить слухи об этих местах. В некоторых архаических греческих мифах сохранились имена собственные из черкесского и абхазского языков Колхиды и Кавказского региона.
Некоторые современные ученые истолковывают золотое руно, которое искали аргонавты, как общий символ богатства Колхиды, славившейся добычей золота. Однако происхождение и суть этого символа еще в древнеримские времена разъяснили натуралист Плиний и географ Страбон, уроженец Понта на южном побережье Черного моря, бывавший в соседней Колхиде. «Говорят, – писал Страбон, – что в их стране горные потоки выносят на поверхность золото и варвары добывают его с помощью решета и ворсистых шкур, откуда и возник миф о золотом руне».
Наиболее полное объяснение местных традиций, связанных с мифом о золотом руне, дает римский историк Аппиан (р. ок. 95 г.). Жители Сванетии в Западной Колхиде погружали в ручьи и реки овечьи шкуры, чтобы собирать с их помощью крупицы золота, которые приносили спускающиеся с гор потоки. После этого шкуры развешивали на ветвях для просушки. Этим древним методом до сих пор пользуются жители горных деревень Сванетии. Представляется вполне правдоподобным, что такой же метод могли использовать и в бронзовом веке. Современные геологи подтверждают сообщения о наличии золотой пыли в реках Западной Колхиды. Очевидно, в один прекрасный день древние люди обнаружили, что, когда они полощут свежевыделанные шкуры в наполненных золотой взвесью быстрых потоках, к овечьей шерсти пристают частицы золота.
В архаический период, когда греческие искатели приключений впервые доплыли до Колхиды, а затем принесли на родину рассказы о ее богатствах, таинственное золотое руно, вероятно, еще оставалось для них смутным слухом, неясным образом связанным со сказочным золотом Колхиды. Золотое руно изображали в виде бараньей шкуры из чистого золота, висящей на ветке дерева под охраной змеи. Позднее греческие путешественники услышали рассказы о том, как местные жители добывают золото, а некоторые увидели этот процесс собственными глазами. В VII веке до н. э. греки основали вдоль побережья Колхиды торговые колонии, чтобы добывать драгоценное скифское и кавказское золото. Но тайна «золотого руна» очаровала греков задолго до того, как они познакомились со способом намывания золота с помощью овечьей шкуры.

Справа: фигурка птицебарана (Республика Грузия). Слева: типичное изображение золотого руна (статуя в Батуми, Грузия).
Рисунки Мишель Энджел
Этот способ добычи золота долгое время казался грекам загадочным, поскольку у них на родине ничего подобного не существовало – Греция всегда импортировала золото из других стран. Следует заметить, что упомянутый метод работает только в определенных географических и геологических условиях, а именно при насыщении рек и ручьев золотоносным песком. Этот песок вымывается потоками воды в тех местах, где магматические горные породы густо пронизаны прожилками золота. Похожие геологические условия в свое время стали причиной золотой лихорадки на старом американском Западе – множество людей тогда бросились добывать рассыпное золото в реках и ручьях. Но на знаменитых золотых приисках Скифии в засушливых среднеазиатских пустынях овечья шкура была бесполезна. Там, чтобы получить рассыпное золото, старатели бронзового века просеивали сухой песок, переместившийся в процессе эрозии в бесплодные долины вдоль Великого шелкового пути под Алтайскими («золотыми») горами.
Среди небольших золотых и бронзовых фигурок баранов, найденных при раскопках в Древней Колхиде, есть любопытные артефакты, которые археологи называют «птицебаранами», поскольку они напоминают баранью голову, соединенную с хвостом птицы. Но теперь, когда мы знаем, как добывали золото в этом регионе, мы можем предположить, что эти фигурки на самом деле представляют собой не составленного из отдельных частей «птице-барана», а нечто иное.
Скорее они напоминают снятую с барана шкуру с сохраненной рогатой головой. Это довольно распространенный способ демонстрации и идентификации шкур разных животных: вспомните, например, как обычно выглядит лежащая на полу медвежья шкура. На древнегреческих вазах золотое руно изображали в виде бараньей шкуры с головой и рогами, висящей на дереве, либо в руках у Ясона. Текстура колхидских статуэток, возможно, указывает на попытку имитировать крупицы золота. Хотя однозначно доказать это невозможно, мы можем с достаточной долей уверенности предположить, что фигурки так называемых птицебаранов Колхиды изображают золотое руно.
4. Когти грифона и рог единорога
Как получилось, что достопочтенный святой Катберт, родившийся около 634 года в Северной Англии, стал обладателем не одного, а целых двух когтей легендарного грифона? И стоит заметить, это были не единственные образцы когтей грифона в средневековой Европе – одним таким когтем, предположительно привезенным из Персии, также владел Карл Великий. Я решила разобраться в истории этих реликвий.
Со времен Античности легенды описывали грифона как существо с львиным телом и головой и с изогнутым, как у орла, клювом. Считалось, что грифоны обитают в Центральной Азии вдоль Великого шелкового пути и охраняют золото. В рассказах средневековых путешественников обитающий на земле грифон слился с гигантской птицей рух из арабских мифов, способной уносить в когтях овец и людей. Говорили, что грифоны откладывают яйца в гнездах на земле в пустынях Азии. Что примечательно, среди сокровищ Катберта были не только когти грифона, но и пара грифоньих яиц, о чем упоминает составленная в 1383 году опись его святилища в Даремском соборе. Яйца давно исчезли, но одним из принадлежавших Катберту когтей грифона можно полюбоваться в Британском музее вместе с другими средневековыми грифоньими реликвиями.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Речь идет о серии Гарвардского университета Loeb Classical Library, в которой выходят издания античных авторов. В зеленом оформлении издают греческие тексты, в красном – латинские. – Здесь и далее, если не указано иное, прим. ред.
2
Сова традиционно считается одним из символов богини Афины.
3
Клавдий Элиан – римский писатель, родился ок. 175 г. и умер в 222 г., поэтому здесь и далее автор поочередно называет Элиана автором II и III вв. – Прим. пер.
4
Здесь и далее «История» Геродота цитируется в переводе Г. А. Стратановского. – Прим. пер.
5
Притом Александрия была основана в 331 г. до н. э., гораздо позже смерти Геродота.
6
Приморская дорога (лат.).
7
Перевод С. Ошерова.
8
Другое название – мыс Тенар. Располагается на юге материковой Греции.