bannerbanner
Работа с фигурными картами таро в психотерапии: мужские и женские архетипические образы
Работа с фигурными картами таро в психотерапии: мужские и женские архетипические образы

Полная версия

Работа с фигурными картами таро в психотерапии: мужские и женские архетипические образы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Яркое представление о патриархальном устройстве женско-мужских отношений дает страшная, печальная и трогательная автобиография палестинской девушки по имени Суад «Суад. Сожженная заживо». Наша современница, она описывает жизнь в палестинской деревне. Из страха отвержения она уступила мужчине, в которого была влюблена, и забеременела. Он сбежал, зная, что за «преступление чести» ее убьют собственные родственники. Те и правда облили бензином девушку (находившуюся на последнем сроке беременности) и подожгли, но попытка покушения чудом не удалась до конца. Со множественными ожогами беременная Суад была вывезена в Европу международной благотворительной организацией. Уже в эмиграции, годы спустя, Суад написала автобиографию. К счастью, ребенка удалось спасти, а сама женщина находится сейчас в успешном браке с итальянцем. Но вынуждена скрывать свои ожоги закрытой одеждой – есть шрамы, которые не заживают. И на теле, и в душе…


Расщепление женского образа на «Мадонну и проститутку» приводит к любовным треугольникам и изменам, которые так часты в патриархальном обществе:

1. – мужчина,

2. – идеализированная дама сердца, жена – «Мадонна»,

3 – обесцененная любовница – «проститутка».

Таким образом, измены, любовные треугольники, постоянная сексуальная неудовлетворенность, сексуальная дисгармония в браке – плата за подавление женщины в патриархальном обществе, но – не вся. Есть и другая, менее очевидная.

Образ женщины обесценен, даже женщина-«Мадонна» – всего лишь подходящая мать для детей. А любить можно только равного. Гетеросексуальные отношения обесцениваются, и тогда возникают… гомосексуальные. Во многих патриархальных обществах распространен мужской (именно мужской!) гомосексуализм. Он может быть явным: в Античности самой прекрасной формой отношений считалась любовь между зрелым мужчиной и мальчиком. Воинов в походах сопровождали мальчики, которые были не просто оруженосцами, но и объектами для сексуального удовлетворения. А дома оставалась жена – присматривать за детьми… Платон, Аристотель и многие другие ученые мужи, заложившие философские основы западного общества, были гомосексуалистами. Позднее в западном обществе мужской гомосексуализм становится скрытым: с приходом в Европу христианства с его многочисленными сексуальными табу. Но мужеложество процветало в католических монастырях средневековой Европы – цивилизации, зародившейся на осколках Античного мира. Охоту на ведьм нередко связывают именно с женоненавистничеством. Не имея полноценного контакта с женскими энергиями в своем обществе, не понимая и не уважая их, мужчины демонизировали женщин – защищаясь от собственных желаний и неудовлетворенных потребностей. Это отражает циничный анекдот:


– Почему инквизиторы сжигали ведьм на кострах? Они не любили женщин?

– Нет, любили, но им не хватало женского тепла.


Дисгармония между двумя сторонами всегда симметрична. И если женские энергии в культуре подавлены, мужские тоже страдают.

Мужские образы в патриархальной культуре вариативны, разнообразны, интересны: начиная с античных авторов, далее европейская средневековая литература и Просвещение. А вот женские образы упрощены и однозначны. К примеру, Луиджи Зойя делит женские литературные образы античности на 2 типа:

Демонизированные образы. Женщины-соблазнительницы, предательницы, вредоносные для мужчин (например, Елена Прекрасная, из-за которой вспыхнула Троянская война).

Женщины, помогающие мужчинам, обслуживающие их интересы, полезные для мужчин (богиня Афина, помогающая героям, и др.).

В основе формирования женских литературных образов лежит мужецентристская позиция: женщина или полезна мужчине, или опасна для него.

Подобное неравенство сохраняется и до сих пор… Отсюда большая вариативность мужских литературных образов в сравнении с женскими. И, возможно, с той же причиной связана большая вариативность мужских образов в фигурных картах таро…


2) Архетипическая причина.

Можно предположить, что в большей вариативности мужских образов в фигурных картах таро кроется и архетипическая причина. Мужской путь инициации, становления, развития более сложный, чем женский. Это связано с естественными, природными механизмами.

Наши далекие предки, еще не женщины, а самки, как и самки других стайных животных, без оплодотворения не оставались – были «нарасхват». А вот между самцами велась жесткая конкуренция за право стать отцом. Поэтому изначально женщина является женщиной просто по праву рождения, а мужчина постоянно вынужден подтверждать свою мужественность. Для мужчины продемонстрировать не-мужественность страшнее, чем для женщины показать не-женственность. Неженственная женщина рискует просто остаться без мужчины – неоплодотворенной. А немужественный мужчина может быть уничтожен обществом, он подвергается не просто насмешкам, но и серьезному риску (пример: «опущенные» заключенные на зоне, потерявшие статус мужчины).

У примитивных народов в самых разных уголках планеты мы видим одну и ту же картину: ритуалы, знаменующие этап вступления в зрелость, для девочек значительно проще. Обычно знаковым моментом становилось начало менструации, за этим следовали небольшие ритуалы (например, нужно провести 3 дня в отдельном помещении, постясь). Далее она уже считалась женщиной, могла одеваться и украшать себя как взрослая. Для мужчин племени становилось очевидным: девочка вступила в возраст невесты, теперь за ней можно ухаживать.

А вот инициационные ритуалы для мальчиков гораздо сложнее, дольше и даже страшнее: это тяжелые испытания, которые выдерживал не всякий и не с первого раза. Мальчик должен был доказать свое право называться мужчиной и вести мужской образ жизни. В какой именно момент мальчик отважится на прохождение инициационного ритуала, зачастую он мог выбирать сам. Обычно был «желательный» возрастной диапазон, дольше которого затягивать инициацию считалось постыдным. И не прошедший инициацию юноша (отказавшийся от испытаний или не выдержавший их) не считался мужчиной – воином и охотником. Он был обречен заниматься женской работой и не мог жениться (в некоторых племенах даже надевал женскую одежду).

Есть еще одна гипотеза о том, почему мужчина вынужден доказывать свою мужественность чаще, чем женщина доказывает свою женственность. Уже не биологизаторская, а психоаналитическая.

Когда рождается младенец, вне зависимости от его пола, самым близким человеком для него становится мать. И именно с ней младенец бессознательно идентифицируется; это называется «первичной половой идентификацией». Для младенца-девочки такая идентификация совпадает с полом биологическим, и впоследствии она просто развивает свою женственность, переходя с одного возрастного этапа на другой. Естественно, для младенца-мальчика все не так просто: ведь изначально он идентифицирован с женской фигурой. И лишь затем меняет объект для идентификации: появляется фигура отца (или заменяющего его мужчины, в некоторых случаях это может быть дедушка, отчим, дядя, крестный…).

Если мужская фигура в жизни мальчика так и не появляется, бессознательно он остается идентифицированным с матерью, из материнского поля женских энергий так и не переходит в отцовское поле мужских энергий. В этом случае психологическим полом мальчика остается женский пол, во взрослости он проявляет женский тип поведения, его сексуальное влечение направлено на мужчин. Он или позволит себе пойти за своими желаниями и разовьет гомосексуальные отношения с мужчиной (для его психологического пола они будут гетеросексуальными). Или, отрицая и подавляя гомосексуальные импульсы, останется в сексуальной изоляции, рационализируя это социально приемлемым образом: «Не встретил ту единственную» и т.д. Также латентный гомосексуализм может перейти и в гомофобию.

Возникает закономерный вопрос: всегда ли в ситуации отсутствия рядом реальной мужской фигуры мальчик идентифицируется с матерью? Ведь в жизни бывают разные обстоятельства. Например, после Второй Мировой войны число взрослых мужчин сильно сократилось, были семьи, а то и целые деревни, в которых их не осталось вообще. Но военное и послевоенное поколение мальчиков выросло достаточно мужественным. Потому что ключевым моментом является следующее: символический образ, с которым мальчик идентифицируется, формируется в его внутренней психической реальности. Он символичен и необязательно должен иметь реальное воплощение вовне. То есть образ мужчины, подходящий для идентификации, может быть символическим, не требующим реального присутствия мужчины рядом. После войны живого отца могло рядом не быть, но символически он присутствовал в поле семьи, и этот образ был положительным. Женщины семьи вспоминали отца-героя, мальчик знал о нем, уважал, восхищался и хотел быть похожим на него. Идентификация происходила: даже после смерти отца его связь с сыном не нарушалась, осуществлялась преемственность мужественности.

А может происходить и наоборот: образ отца в семье обесценен и демонизирован. Например, в ситуации развода жена представляет сыну своего бывшего мужа как какое-то чудовище. Забывая, что это для нее он – «бывший муж», а для сына – раз и навсегда «отец»! – и отец предстает как негативный объект. Разве мальчик захочет быть похожим на него? С негативным объектом крайне сложно идентифицироваться. Проводилось исследование мужчин-гомосексуалистов, показавшее интересные результаты. У значительной части гомосексуалистов образ отца был негативным, в связи с чем идентификация с отцом нарушалась (Калина О.Г., Холмогорова А.Б. «Роль отца в психическом развитии ребенка»). Важно: какими бы ни были конфликты между родителями, ребенка нельзя в них включать, настраивать против кого бы то ни было из родителей.

Так что мужской путь начинается с идентификации с женщиной (с матерью), и лишь потом происходит идентификация с мужской фигурой (с отцом). Именно поэтому мужчина боится продемонстрировать женское поведение, потерять мужественность, и вынужден постоянно свою мужественность доказывать, словно не уверен в своей идентичности. Мы видим устоявшиеся выражения, например, «Докажи, что ты мужик». И множество анекдотов:


В роддоме лежат дети: несколько девочек, и среди них единственный мальчик.

– Я – мальчик! – гордо заявляет он.

Но все остальные не верят и смеются:

– Нет, мы все девочки, ты тоже – девочка!

Тогда мальчик откидывает свои пеленки и кричит:

– Я вам сейчас докажу, что я – настоящий мужчина! Вот, смотрите, все-все смотрите. Ползунки – голубые!!!


Женский путь инициации, развития: девочка-девушка-женщина-старуха.

Мужской путь инициации: мальчик-юноша-мужчина-старик.

Как мы видим, они симметричны, но при этом женщина и мужчина проходят свой путь по-разному. Мужчине сложнее, ему надо совершить больше «подвигов», тогда как основной женский «подвиг» – деторождение. Если мы обратимся к сказкам, то увидим, что в большинстве из них главный герой – мужчина. Он должен пройти через самые разные испытания, приобрести самый разносторонний опыт – и тогда его ждет невеста (право оставить потомство).


Возможно, именно по этим двум причинам, культуральной и архетипической, среди фигурных карт таро мужских образов в три раза больше, чем женских.

Некогда паж иногда считался и женской фигурой, в гадательной традиции обозначал юного мальчика или юную девочку. Но не случайно в символике зафиксировался все же мужской образ, а не женский.

Классические колоды таро, в отличие от совсем уж современных модификаций, имеют схожие изображения и символику. Самая известная колода – Уайта, также называемая «райдеровской». Мы предлагаем для психологической работы с фигурными картами таро использовать непосредственно ее, или такой ее современный вариант как «Универсальное таро Уайта», модернизированное итальянским художником Роберто де Анджелисом. В этом варианте персонажи прописаны более четко и реалистично.

Рассматривая изображения, мы будем исходить не из эзотерической, а из психологической символики. Поэтому некоторые трактовки могут не совпадать с гадательным толкованием.

3.2. Женские образы в фигурных картах таро: королевы (дамы).

4 королевы (дамы) – 4 женских образа, 4 женские ипостаси. Они распределены по 4 мастям: кубки, жезлы, монеты (пентакли), мечи. Символика масти помогает раскрыть суть каждого образа.

Между собой королевы равны. В некоторых эзотерических традициях и карточных играх существует иерархия мастей, но для символики психологической – это не так, и иерархии быть не может. О королевах невозможно судить в категориях «лучше-хуже», «правильная-неправильная», «достойная-недостойная» и т.д. Они гармонично друг друга дополняют, являясь частями единого целого – идеальной женщины. На сознательном уровне наши представления об идеальной женщине будут совершенно разными, в зависимости от нашей личной истории: воспитания, книг и фильмов, на которых мы выросли, индивидуального жизненного опыта… Но на глубинном бессознательном уровне у всех людей есть древнее единой знание – какой должна быть «идеальная женщина». Конечно, речь идет о содержании этого образа (о внутренних качествах и о ролях), а не о внешних проявлениях вроде цвета волос или одежды.

В каждой женщине есть все 4 королевы, все 4 лика идеальной женщины. Даже в мужчинах есть эта внутренняя женщина – К.Г.Юнг назвал ее «Анима». Внутреннюю женщину важно уважать, ценить, находить с ней общий язык. Это огромный ресурс, дарующий нам эмоциональность, интуицию, чувственность, вдохновение, плодородность, эмпатию…

Все 4 ипостаси Внутренней Женщины, в идеале, должны быть равны и равновесны, представлены в равной степени. Эти ипостаси:

партнерша, любовница, дама сердца, муза – королева кубков;

мать детей и заботливая символическая мать для окружающих, хозяйка дома, жена – королева монет;

профессионал, развивающийся в социальной сфере, реализующийся, делающий карьеру – королева мечей;

жрица, интуитивная женщина, хранительница сакральных знаний – королева жезлов.

В какие-то моменты жизни лидирующей может стать одна ипостась, но на время. Она должна помогать адаптации в мире и реализации основных задач на данном этапе жизненного Пути. Например, у беременной женщины на первое место закономерно встает ипостась королевы монет – матери. А выпускница института может на время стать королевой мечей, пока не утвердит себя в профессии. Проблема возникает, если при этом:

Остальные ипостаси забыты, отрицаемы, подавлены. Например, жена целиком посвящает себя материнству, забывая про мужа, про свои социальные интересы вне дома, про духовное развитие. Дети рано или поздно вырастут, и тогда ей придётся столкнуться с одиночеством, нереализованностью, неудовлетворенностью браком и жизнью.

Это не та ипостась, которая требуется на данном этапе жизни. Например, женщина хочет выйти замуж, ищет мужа, и ей нужно быть королевой монет – «женой и хозяйкой дома», демонстрируя качества потенциальной супруги. Но вместо этого она предъявляет себя как королеву кубков – «вечную любовницу», ярко демонстрируя сексуальность, и мужчины не принимают ее всерьез.

Произошло застревание в лидирующей ипостаси. Доминирование ипостаси сохраняется, а обстоятельства поменялись, и это приводит к дезадаптации. Шуба спасала зимой, весной она неуместна, а летом даже вредоносна… Так, мать взрослых детей, застрявшая в материнской ипостаси королевы монет, может продолжать с ними сюсюкать, отрицая их взросление, инфантилизировать, и тем самым лишь вызывать раздражение у них и у мужа.

Само название «королева» подразумевает высшую точку развития для женщины – самый высокий статус, который только может быть у женщины в обществе. Девочка слушает сказки и мечтает стать принцессой (у принцессы все впереди), а взрослая женщина должна быть уже королевой (активная самореализация). Образы 4 королев в картах таро вместе составляют одну идеальную женщину.

У Аристотеля есть модель идеальной женщины в виде равностороннего треугольника. Каждый угол – определенная ипостась женщины, а так как треугольник равносторонний, то все ипостаси равны. Если какая-то из них начинает занимать слишком много места в жизни женщины, обязательно пострадает другая или даже обе другие, т.к. сумма углов треугольника равна.

Эти 3 ипостаси, по Аристотелю:

Мать. Материнский аспект в широком смысле. Не только биологическое материнство, но и полный спектр проявления материнского инстинкта: забота о других, о доме, кормление, воспитание, создание уюта…

Гетера. Женщина как партнерша; женщина, находящаяся в любовных отношениях с мужчиной. Гетеры в Древней Греции не были проститутками – подобно японским гейшам, они скрашивали досуг мужчин светской беседой, танцами, пением, а в сексуальные отношения вступали лишь по собственному выбору. Они помогали мужчинам отдыхать. Будучи образованными и эрудированными женщинами, в отличие от жен, они, единственные, были равны мужчинам, а ведь любить можно только равного. Образ гетеры как равной мужчине подруги выводит в своем историческом романе «Таис Афинская» Иван Ефремов. В основу лег образ реальной женщины, конечно, дополненный фантазией автора. У Таис Афинской был длительный роман с Александром Македонским – великий мужчина любил великую женщину.

Жрица. Говоря современным языком, это – профессионал, творческая и социальная реализация женщины. Женщина продуктивная, порождающая детей не биологических, а символических. Аристотелевская Жрица – не Жрица из Старших Арканов таро (она же Папесса). Последняя является символом Глубинного Бессознательного, тогда как аристотелевская Жрица – вполне земная женщина.

Сумма углов треугольника равна, если одна ипостась стала доминировать, пострадает другая или даже обе другие. Соответственно, если ипостась Мать отнимает слишком много времени и энергии, женщина не успевает быть Гетерой и Жрицей, возникает дисбаланс. Думаю, вы знаете достаточно «слишком любящих мам», у которых пострадали отношения с мужем и профессиональная самореализация.

Аристотелевский треугольник вполне можно соотнести с фигурными картами таро. Королева монет – Мать, королева кубков – Гетера. А вот третья ипостась, Жрица, воплощена в двух остальных королевах (жезлов и мечей), каждая из которых воплотила разные грани ипостаси Жрицы. Королева жезлов – сакральную роль, духовное развитие, а Королева мечей – реализацию в социуме.

Важно помнить, что любая женщина обладает ипостасью каждой из королев – нужно быть знакомой с ними со всеми, владеть их ресурсами. И каждый мужчина так же обладает частичкой женской души – в нем тоже есть все четыре королевы, правда, скрытые.


КОРОЛЕВА КУБКОВ

Значение. Женщина-партнерша: возлюбленная, любовница, прекрасная дама, муза… Символ женской любви: сердечной и сексуальной. Женщина-наслаждение: женщина, наслаждающаяся жизнью, и дарующая наслаждение. Воплощающая страсть и чувства, чувственность и удовольствие.


Изображение. Мы видим изображение расслабленной женской фигуры, удобно восседающей на троне. Если бы мы не знали, что это трон, то вряд ли бы догадались: в позе нет официоза, так расслабленно возлежат лишь на ложе любви. Корона больше похожа на кокетливое украшение. Мантия свободно ниспадает, как обыкновенный плащ или накидка, играющие роль украшения, но не атрибут королевской власти. Изогнутые линии тела, женственная поза, призывающая мужчину. Тело показывает, как ему хорошо: оно расслаблено, его потребности удовлетворены. Можно наслаждаться жизнью. Рука держит кубок. Что в нем? Каждый может дорисовать его содержание в своем воображении сам. Может, это символическая чаша наслаждений?..

Вокруг королевы кубков – вода, трон стоит на самом берегу. Вода символизирует чувства, бессознательные проявления. Вода – стихия дамы кубков. Она – королева чувств. Она знает, как быть в контакте с чувствами, не боится их: в окружении воды, она твердо стоит на суше. А значит, какими бы сильными ни были чувства, можно сохранять устойчивость. Королева уверенно держит кубок в руке – она владеет своими чувствами, не подавляет и не идет у них на поводу. Это образец здорового контакта со своими чувствами и желаниями.

Глядя на карту, в резонансе мы ощущаем расслабление, дыхание замедляется и углубляется, тело хочет прилечь.


Содержание.

Королева кубков воплощает 2 важнейших аспекта: сердечность и сексуальность, а также взаимосвязь между ними, что придаёт личности целостность. В идеале мы обладаем и тем, и другим свойством. В реальности же какой-то из аспектов, или даже оба, могут отчуждаться… Мы – целостны, но если целостность нарушается, сердечность и сексуальность отделяются друг от друга.

Женщина эмоций: сердечность. При правильном воплощении этой ипостаси, мы находимся в контакте со своим сердцем, с глубокими чувствами. Можем вступать в сердечные отношения, развивать психологическую близость, чувствуя свое сердце и достаточно открытым, и достаточно защищенным.

Эмоции – важный адаптационный механизм, закрепленный эволюцией. Эмоции – субъективное отображение окружающей действительности с целью достижения максимальной адаптации. То есть это внутренний датчик, определяющий: что там вовне происходит? все ли в порядке?

Почему может страдать ипостась дамы кубков, отрицаться и отчуждаться? Когда нарушается контакт со своим сердцем, с эмоциями? Многие убегают от любви, потому что боятся своих чувств. Чувства страшны потерей контроля над собой. Мы боимся, что чувства поглотят нас, как если бы они были снаружи нас, а не внутри. В речи есть интересный оборот: «Я в сильных чувствах». Тогда как все наоборот: это чувства во мне.

Еще одна причина: часто мы не хотим признавать свои чувства, видеть их в себе, переживать, потому что их проживание кажется слишком болезненным. «Я недостаточно силен, чтобы с этим справиться». Но это не так: чувства не могут быть больше, чем ты, ведь это – просто твоя часть. Как ухо не может стать больше тебя, и было бы странным бояться собственного уха. Чувства разрастаются и начинают поглощать только тогда, когда их подавляют. Чем сильнее сжимается пружина, тем сильнее потом разожмется.

В другом случае отрицание чувств возникает тогда, когда они угрожают самооценке, образу-Я, устоявшимся представлениям о себе. Трудно признавать в себе «теневые» качества: злость, зависть и т.д. Наши истинные чувства не всегда вписываются в красивую картинку представления о себе, и тогда мы объявляем: «Я не ревную», «Я не обиделся»… Но чувства никуда не исчезают, даже если Эго (сознательное Я) не хочет их признавать.

Чувства могут представляться как некий внешний пугающий объект. Вода (стихия королевы кубков) символизирует эмоции. Угрожающие волны в снах, заливающая все вода отображают страх перед собственным чувствами как бессознательными проявлениями. В филогенетическом развитии (в эволюционном развитии вида) сперва появились эмоции, потом – мыслительная деятельность. Поэтому эмоции ассоциируются у нас с природой, со стихией, с хаосом (женственностью), а мысль – с цивилизацией и упорядоченностью (мужественностью). Вода как символ замечательно отображает наше восприятие эмоций: и потребность в них, и страх вернуться в природное состояние, лишиться цивилизации… Мы нуждаемся в воде, но она может и представлять для нас опасность.

Есть 2 классических неправильных сценария обращения с собственными чувствами – королевой кубков; 2 неправильные схемы эмоциональной саморегуляции.

Первый сценарий – идти у них на поводу. Полностью довериться своим страхам, своему гневу и т.д. Выплескивать их бесконтрольно – отреагировать. Это может привести к серьезным последствиям, как минимум – к социальной дезадаптации. Только младенец может быть полностью свободен в выражении чувств… Увы, иногда на псевдопсихологических группах поощряется именно отреагирование чувств участниками, им предлагают «отпустить себя» и кричать, плакать… Ведь это зрелищно и приносит облегчение. Но в отреагировании нет осознанности, оно не решает внутреннюю проблему и не восстанавливает целостность личности – напротив, расщепляет, разделяет ментальный и эмоциональный пласт. И подтверждает неправильный паттерн: отреагирование становится привычкой, распространяясь на повседневную жизнь. Отреагирующий человек будет выплескивать свои эмоции на окружающих, отказываясь при этом брать на себя ответственность за последствия, и при этом будет ждать, что все его эмоциональные выплески должны пониматься и приниматься.

Некогда я услышала замечательную метафору от одной из своих преподавательниц – известного психотерапевта Татьяны Юрьевны Колошиной. Она сравнила отреагирование с постоянным вычерпыванием воды из дырявой лодки. Вместо этого надо заделать течь – устранить первоисточник.

Второй сценарий – подавление чувств, их отрицание, убегание… Но это сродни попыткам кошки убежать от привязанной к хвосту консервной банки. Подавленные чувства не исчезают, они «бегут» за нами. Тело успевает среагировать на их появление, но не выразить, и это может привести к серьёзным нарушениям здоровья. Зафиксированное телом напряжение может приводить к болезненным симптомам и переходить в реальные болезни. Это все равно, что спрятать на дальние антресоли какую-то вещь и думать, что в доме ее больше нет… Либо чувства начинают проецироваться вовне – приписывается другим людям: вместо четного "я злюсь" возникает проекция – "ты злишься", а то и оценивание личности – "ты злой".

На страницу:
4 из 5