Полная версия
Мысли и факты – Кульминация теорий. Том 2. Философские трактаты, афоризмы и исследования
элементов (στοιχεια), которые смешиваются и разделяются посредством притяжения и отталкивания (φιλια χαι νειχος); он является духовным родоначальником современной химии. Анаксагор предполагает бесчисленные первородные зародыши (σπερματα) как принципы всего сущего, которые уже существовали в бесформенном хаосе, а затем раскрылись в ходе космогонии.
Однако Демокрит делает последний шаг, придумав несотворенные зерна мировой пыли (τα ατομα), неизменно сохраняющиеся во всех метаморфозах природы, а также идею прослеживания всех типов событий до движения этих зерен пыли как требования; идею, которая существует и сегодня в известном идеале «растворения всех природных процессов в чистой механике атомов». С ней тесно связаны механистическая натурфилософия Декарта и, правда, с примесью философских тем совершенно иного рода, монадология Лейбница.
При критическом рассмотрении этого понятийного аппарата плюралистической картины мира в первую очередь обращает на себя внимание фундаментальная теорема о постоянстве вещества. Без нее атомы, атомные движения, взаимодействие атомов и атомистическое объяснение природных явлений не существовали бы даже в нашем мысленном мире. Только если при созерцании Вселенной, находящейся в состоянии постоянного изменения, сначала предположить постоянство вещества, а затем мысленно представить себе всю связь физических вещей отмененной, весь состав материала растворенным и аннигилированным, только тогда можно прийти к понятию простых, физически неделимых частиц тел или постоянных атомов, находящихся в состоянии изменения; иначе, однако, нельзя. Таким образом, возникает весомый вопрос о действительной достоверности и надежности этой высшей предпосылки. Является ли положение о неизменности вещества аксиомой или эмпиремой?
Можно ли его доказать a priori или установить индуктивно? Имеем ли мы перед собой, как учит Кант, принцип чистого разума или, как утверждают некоторые более поздние мыслители, закон опыта, который может быть доказан химическими экспериментами? Ответ на этот вопрос может быть только следующим. Положение ни в коем случае не является аксиомой в том же смысле, что и принципы чистой математики, критерий которых состоит в немыслимости их противоречивой противоположности. Ведь если взглянуть на историю религиозных верований, которые во все времена и у самых разных народов предполагали сотворение мира из ничего, то можно понять, что сотворение из ничего и исчезновение в ничто очень хорошо мыслимо, очень хорошо представимо. То же самое относится и к мнению детей, и к здравому смыслу человечества. Довольно много реальных природных процессов, например, образование белых облаков на голубом небе, или испарение и исчезновение кипящей воды, или внезапное появление и исчезновение падающей звезды, или распускание ледяных цветов на холодном оконном стекле и т.д., наивный ум понимает как возникновение из ничего и исчезновение в ничто без всякого импульса. Более того, любой химический процесс соединения, например, сжигание тела до дыма и пепла или соединение серы и ртути с образованием киновари, производит, если человек еще не увлечен теорией, вполне определенное впечатление формальной транссубстанциации, при которой нечто перестает быть, поскольку начинает быть нечто совершенно иное. Таким образом, принцип постоянства вовсе не является аксиомой, как, например, положение о том, что «подобное добавляется к подобному и дает подобное». Даже очень глубоко продуманное доказательство Канта в «Аналогиях опыта», стремящееся показать, что только при условии постоянства субстанции возможно знание объективного временного порядка явлений, различение объективной одновременности и последовательности явлений, т.е. что принцип постоянства как априорная предпосылка возможности опыта имеет общую и необходимую силу для всего опыта, при ближайшем рассмотрении оказывается несостоятельным; Он может претендовать на признание лишь для научного, но не для обыденного опыта. Остается, следовательно, только экспериментально обнаружить это положение, доказать его как эмпирический закон природы. И действительно, часто утверждается, что экспериментальным доказательством служат химические весы, которые показывают, что вес тела при химических метаморфозах остается неизменным. Но, во-первых, весы доказывают только постоянство «веса», а вес – это не субстанция, а только свойство; во-вторых, вес, хотя и противостоит химическим метаморфозам, изменяется при изменении расстояния взвешиваемого тела от центра Земли; он остается тождественным самому себе только на постоянном расстоянии от центра тяготения, но не иначе.
В самом деле, нет ни одного эмпирического свойства физических вещей, которое оставалось бы неизменным при любых обстоятельствах и условиях. Окраска, объем, агрегатное состояние, а значит, и вес, меняются, как только изменяются те или иные условия, в которых находится тело. Что доказуемо, точнее, доказуемо наблюдением, опытным путем, так это неизменность законов, например, закона всемирного тяготения, согласно которому тело изменяет свой вес, но регулярно возвращается к прежнему весу, как только его возвращают на прежнее расстояние от центра тяжести.
Поэтому тот, кто хочет сделать честь истине и кто, наряду с чистой любовью к ней, обладает достаточной степенью критической проницательности, должен будет, как бы ни было непоколебимо его субъективное убеждение в правильности принципа постоянства вещества, признать, что этот знаменитый принцип является не более и не менее чем гипотезой, в истинность которой веришь, чем постулатом, которого придерживаешься для целей научной теории явлений.26
X.
Мыслящий атом, это воображаемое порождение фактически неосуществимого, лишь мысленно осуществленного, мысленно требуемого упразднения всякой связи в материальном мире, является, согласно гипотетическому способу своего происхождения, протеусом, который под руками научных спекуляций принимает все новые и новые, постоянно меняющиеся формы и никогда не хочет проявиться в своей истинной, действительной, окончательной форме, – возможно, потому, что он вообще не имеет формы. Каждый теоретик приписывает ей те свойства и наделяет теми предикатами, которые ему необходимы для конкретной цели исследования. Но поскольку, в силу непреодолимой относительности всех представлений о размерах и бесконечной делимости континуума, планеты и солнца колоссальны только для человека, а для Вселенной они ничтожно малы, поскольку, с другой стороны, обычно принимаемые нами атомы были бы огромными гигантскими телами для крошечной расы пигмеев, то, следовательно, мы приходим к атомам атомов, первоатомам, первоатомам первобытных атомов и т.д., и попадаем в бесконечный бег. И попадает в бесконечный регресс, который можно остановить, только приняв реальный, абсолютный, последний атом за нечто совершенно безразмерное, непространственное, за геометрическую точку.
В целом атомизм рискует потерять себя во всепоглощающей диалектике, в которой исчезает всякая цельная мысль. Только строгая математическая обработка, аналитическая механика с ее точками масс, точечными центрами сил и системами точек масс, ставит определенные границы этой диалектике. Однако прежде всего заслуживает пристального внимания одно обстоятельство, без которого вся выдумка об атомах оказывается излишней и бесполезной, а именно закон событий. Природу можно объяснить без атомов, но без постоянных законов – никогда. Или, цитируя себя, я сказал в другом месте: «Если отломить верхушку ледника, он рассыпается в пыль. Так и с природой, если лишить ее внутренней законности, отломить верхушку, и она рассыплется на атомы». – Однако, как сразу же поймет думающий читатель, эту апофтегму следует понимать как eum xrano salis.
Есть две основные формы, в которых мы встречаем основную идею плюралистического атомистического взгляда: корпусная теория и династическая теория. Последняя, подобно Демокриту, Лукрецию и их последователям вплоть до Гассенди и молекулярных теорий современных химиков, представляет атомы как трансмикроскопически малые тела абсолютной твердости, которые остаются гораздо ниже минимального предела чувственного восприятия и которые, хотя геометрически еще более делимы, предполагаются физически неделимыми, т.е. неразрушимыми. Последняя же предполагает строго пунктуальные, т.е. фактически нематериальные силовые центры, от силовых воздействий которых только и возникает феномен заполняющей пространство, непроницаемой телесности, видимой и осязаемой материальности. Именно Кант, продолжая некоторые идеи Лейбница и подготавливая некоторые идеи Шелли, обосновал динамику в своей прекрасной, хорошо продуманной диссертации «Monadogia physica», к основному содержанию которой вернулся тридцать лет спустя в разделе «Динамика» своих «Метафизических оснований естествознания».
Обе теории – корпускулярная и динамическая – логически допустимы, обе принципиально совместимы с фактами опыта, так что возникает вопрос, заслуживает ли и по каким причинам один из этих двух типов концепции предпочтения перед другим. Что касается Канта, то он дает «динамическую конструкцию» материи, объясняя феномен заполняющей пространство телесности из взаимодействия, антагонизма и взаимоограничения сил притяжения и отталкивания. Все материальное непроницаемо; непроницаемость, однако, основана на сопротивлении, или отталкивании, которое тело, частица тела или точечный центр силы оказывает на другие тела, частицы тела или точечные центры силы. (Monas spatiolum praesentiae suae definit non pluralitate partium suarum substantialium, sed sphaera activitatis, qua externas utrinque sibi praesentes arcet ab ulteriori ad se invicem appropinquatione. Monadol. Phys. Prop. VI.) Если бы это отталкивание было единственной силой, лежащей в основе материи, то материя, поскольку монады просто отталкиваются друг от друга, должна была бы испариться до бесконечно малой плотности в бесконечном пространстве, и таким образом возникло бы пустое, незаполненное пространство.
Поэтому для ограничения отталкивания необходима вторая основная сила, а именно притяжение, которое препятствует улетучиванию в бесконечность. (Corpora per vim solam impenetrabilitatis non gauderent definito volumine, nisi adforet alia pariter insita vis attractionis cum illa conjunctim limitem definiens extensionis. Monadol. Phys. Prop. X) Если бы действовало только притяжение, то материал сжался бы в одну точку, и, следовательно, так же как если бы действовало только отталкивание, то возникло бы пустое пространство, но не тело. Если же сила притяжения и сила отталкивания, взаимно ограничивая друг друга, взаимодействуют законным образом, то возникает то, что называется телом. Таким образом, можно объяснить феномен заполняющей пространство, непроницаемой материальности, а также логезию, адгезию, упругость и ряд других свойств материи, которые в глазах эмпириков являются первичными явлениями, но могут быть выведены из основных принципов динамизма как вторичные следствия. Тела – это заполненные силой пространства, наполненные заполняющими пространство силами.27 Материя заменяется силой как основой метафизики природы. – «В начале была сила».
При сопоставлении этих двух теорий следует иметь в виду, что понятие силы, хотя и темное, загадочное, почти напоминающее схоластический qualitas occulta, совершенно неизбежно, и без него «механика атомов» была бы совершенно невозможна. Даже корпускулярный теоретик не может обойтись без нее. Что бы делали и чем бы были корпускулы, если бы они не работали, если бы они не оказывали силы? Сила невидима, и мы не знаем, из чего она состоит; но она существует, потому что она действует. Сила – это загадка, но и материя тоже, и загадка силы не более загадочна, чем загадка материи. Материя без сил была бы нулем, вакуумом, бессмысленной, бессильной вещью. Сила невидима; но так же невидимы и атомы, независимо от того, считаете ли вы их корпускулами или точками. Невидимость атомов – не лучшая невидимость, чем невидимость сил; и атом или корпускула без сил и силовых эффектов, совершенно бездейственный, неэффективный атом, был бы так же хорош, как purum nihil. – Галилей, основатель нашей механики и всего теоретического объяснения природы в более позднее время, ввел в науку понятие силы (vis acceleratrix) одновременно с понятием инерции. В противоположность аристотелевской теории тяжести и легкости он объясняет притяжение земных тел постоянной силой притяжения Земли, которую можно сравнить с притяжением магнита к железу, и затем объясняет как равномерно ускоренное движение падающего тела, так и, со ссылкой на теорему о параллелограмме сил, параболическую траекторию брошенного тела из инерции и силы притяжения. Однако Ньютон перенес принципы Галилея с земных тел на Вселенную, признал земное тяготение частным случаем космического тяготения, обобщил теллурическую механику в механику небесных тел – mseaoiqus cäiests – и вывел движение планет, лун и комет из тех же принципов, из которых выведено движение падающего и брошенного камня. Даже если предположить, что явления тяготения когда-нибудь удастся свести к картезианским вихрям или к какому-либо другому контактному действию невидимых сред, эти вихри и эти «невидимые» среды все равно превратятся в неэффективное, бессильное ничто, если отказать им во всех действующих силах. Без сил нет ни механики звезд, ни механики земных тел, ни механики атомов. Таким образом, динамизм заслуживает решительного предпочтения перед демократической и постдемократической корпусной теорией; Именно потому, что она объясняет меньше принципов, чем последняя, потому что она гораздо глубже своего соперника спускается в объяснении явлений, потому что она признает явление физического расширения и заполнения пространства, которое корпускулярная теория принимает как необъяснимый факт, как следствие действия сил, без которых корпускулярный теоретик тоже не может обойтись, потому что она тем самым в большей степени удовлетворяет методологическому принципу «principia of temere esse multiplicantia».
Разработка конкретных атомистических теорий должна быть оставлена физике и химии; она не входит в компетенцию общей метафизики.28
XI.
Твердая, массивная фактичность и осязаемость телесного мира, столь разительно контрастирующая с невидимостью и непроницаемостью простой мысли, не является, во-первых, доказательством того, что тела более реальны, чем разум; но тогда она не является и доказательством того, что тела обладают абсолютной реальностью, независимой от нашего восприятия и воображения; более того, она нисколько не защищает тела от участи быть растворенными строго логическим мышлением в системе выражений или проявлений невидимых сил. Конечно, факт остается фактом, а осязаемое – осязаемым. Но физические вещи осязаемы или непроницаемы – для нашего чувства осязания; они видимы и окрашены – для нашего чувства зрения; они эмпирически реальны – для воспринимающего, переживающего, познающего субъекта; и если путем строго логического анализа мы придем к тому, что с большой долей вероятности этот твердый, массивный, видимый, осязаемый мир тел, со всей его непроницаемостью, тяжестью и заполняющей пространство массивностью до мельчайших и мельчайших деталей, есть лишь явление и порождение мира невидимых, но закономерно действующих сил, то его действительное существование и эмпирическая реальность не вызовут ни малейшего прикосновения, потрясения или сомнения. Как жидкая капля воды, так и несокрушимо твердый кристаллик алмаза, как легкое облачко цирру, так и сантиметровая железная гиря, согласно динамистическому взгляду, являются не чем иным, как «наполненными силами пространствами»; а что этот взгляд имеет большую вероятность, чем демократическо-картезианская выдумка о том, что капли воды, алмазы, облака и железные гири являются лишь агрегатами пылевых зерен, мы, надеюсь, уже убедились из предшествующего рассмотрения. Мы должны еще раз и решительно подчеркнуть, что в смене и временном потоке физических явлений неизменным, действительно постоянным, неизменным является не явления, не видимые и осязаемые свойства вещей, а только законы, по которым происходит непрерывная смена явлений. Даже вес тела, хотя оно огнеупорно и способно противостоять горению, не сохраняется, а изменяется; но закон всемирного тяготения, согласно которому тело должно иметь тот или иной вес в зависимости от расстояния до центра тяжести, – он сохраняется. В сущности, это осмысленное понимание уже было эзотерическим ядром истины пифагорейской философии, если она не уходила в игривый символизм чисел и задумчивый мистицизм чисел. В общем, старое, подлинное, изначальное, девственное пифагорейство с его почерпнутым из геометрии, музыки и астрономии учением о существенности и субстанциональности математического закона мира, сохраняющегося в смене событий и управляющего всем бытием и становлением, – очень хорошая система, она имеет руки и ноги и, несомненно, содержит в себе восхитительное приближение к истине.
к истине. Коперник называл себя фтагорейцем; и именно та же самая основная идея доминирует и вдохновляет всех великих светил современного объяснения природы, от Коперника, Кеплера и Галилея до Ньютона и его преемников в их ощущениях, исследованиях, наблюдениях и мышлении. Настоящее знание природы и настоящее понимание природы идут только до хорошо доказанной математической теории природных явлений; ни на шаг дальше. Поэтому: «Μηδεις αγεωμετρητος ειςιτω!». – Законы, таким образом, – это то, что сохраняется в изменении, космос в природе, то, на чем основана логика фактов. Конечно, законы – это только формальное выражение сил, которые действуют везде и всегда одинаково. Что могут представлять собой эти силы сами по себе, по своей внутренней природе, находится за пределами нашего эмпирического знания, и поэтому мы свободно признаемся вместе с Ньютоном, что нам известна только «формальная и математическая причина», а «истинная причина» гравитационных явлений и других силовых эффектов остается неизвестной. Причина закономерности мира лежит вне и помимо «нашего» сознания.
Однако при логическом расчленении понятие силы обнаруживает себя как порождение общечеловеческой идеи eau salit ät, и здесь мы сталкиваемся с принципом, который в сочетании с принципом постоянства вещества является одним из самых существенных краеугольных камней метафизики, скрытой в физике. Оба они в совокупности являются непременными компонентами метафизического фундамента научного взгляда на мир.
Я не называю принцип причинности и идею связи причинности врожденной идеей, но это мысль, общая для всего человечества, и отнюдь не «исключительная» привилегия философии или строгой науки.
наука. Причина (causa), следствие (effectus) и концепция необходимой связи между ними (nexus causalis) – понятия, повторяющиеся на всех этапах развития человеческого интеллекта, хотя и в очень разных формах. Ребенок разделяет их с самым глубоким ученым; в воображении, отрицающем мифы, они преобладают так же, как и в самом просвещенном рационализме интеллектуального познания мира. Действительно, все рациональные умы сходятся во мнении, что все должно иметь свою причину и что все происходящее является следствием той или иной причины. Только вот конкретное представление о причинах, взгляд на то, что, собственно, следует считать действующими причинами, оказывается весьма различным на разных уровнях образования и культуры. В методологической сфере воображения человек мыслит антропопатически, представляя причины событий как действия и проявления воли демонов и богов. В научную сферу воображения возвращается та же мысль о причинности, только лишенная своего фантастического содержания, логически очищенная и математически заостренная, и, таким образом, составляющая необходимый инвентарь философского арсенала мысли. Однако конкретная форма, которую идея причинности приняла в эпоху научной мысли, основанной главным образом Галилеем, – это имманентный оккастонализм. В качестве действенных причин (causae efficientes) процесса рассматриваются силы, сочетание условий, совпадение которых регулярно приводит к одному и тому же спасительному результату (causa occasionalis); взятый в совокупности, рассматриваемый процесс протекает с каузальной необходимостью, необходимостью.29 Этот понятийный аппарат объединяет все объяснительные науки – от астрономии до психологии, от физики до экономики.
XII.
«Одно и то же следствие всегда проистекает из одних и тех же причин», или еще точнее: «Где бы и когда бы в бесконечном пространстве и в начальном и бесконечном времени ни возникало одно и то же сочетание условий, из него проистекает одно и то же количественно и качественно определенное следствие», – таков научный принцип причинности, который, как видно, отличается от популярного представления о причинности гораздо более резким определением. Эта формула изгоняет из пространственно-временного универсума всякую случайность, всякий произвол, всякое допущение правила, подобно тому как принцип постоянства вещества изгоняет всякое возникновение из ничего и исчезновение в ничто, всякое увеличение и уменьшение реального. Неизменность сил, вездесущность законов, строгая закономерность всех действий и событий – таковы характеристики, содержащиеся в научном принципе причинности, и он действительно претендует на абсолютную достоверность для всех видов событий вообще, от движения планетарных систем и неподвижных звездных систем до таинственных молекулярных процессов в нашем мозгу. Если этот принцип верен, то весь ход мира, вся последовательность состояний мира во времени определяется с однозначной необходимостью, и мы имеем универсальный детерминизм.
В связи с таким далеко идущим, поистине всеохватывающим принципом, охватывающим единым взглядом всю вечность и бесконечность, критика не может не задаться вопросом: откуда мы знаем?
Вопрос о знании: откуда мы это знаем? Да и знаем ли мы это вообще или только верим в это? Что, собственно, представляет собой это предложение, смелое до упрощенности? Это аксиома, или эмпирема, или постулат? Имеет ли оно, подобно krioeipium Lontraclietionis, смысл само по себе? Можно ли ее как-то доказать? А если нет, то что оправдывает или обязывает наш разум считать его истинным?
Догматическая метафизика от Декарта и Спинозы до Лейбница и Вольфа считала ее veritas aeterna и врожденной идеей. Юм объявляет его субъективным свидетельством уподобления идей, выводя exspectatio casuum similium из психологического привыкания и привычки; и если бы он был прав в этом, то это решало бы субъективный способ происхождения, но никак не объективную действительность или недействительность принципа. Кант рассматривает его как синтетическое суждение a priori, как «принцип чистого понимания», как общее и необходимое по отношению ко всем «явлениям» и в «Аналогиях опыта» приводит свое необычайно глубокое, резко аргументированное, но не лишенное справедливых сомнений доказательство того, что без предпосылки принципа причинности невозможно различие между субъективным (т.е. относительно случайным) успехом и субъективным (т.е. относительно случайной) последовательностью восприятия и объективной (т.е. необходимой) последовательностью того, что воспринимается, т.е. познание объективного временного порядка явлений было бы невозможно, следовательно, не мог бы возникнуть и сам опыт.
Во-первых, данное предложение не является аксиомой в том же смысле, что и принципы чистой логики и принципы математики, ибо вполне можно подумать и представить его противоречивую противоположность; вполне можно подумать и представить, что вместо постоянной законности в мире царят случайность, случай и чудеса, что вместо постоянной законности в мире царят случайность, случай и чудеса, что вместо постоянной законности в мире царят случайность, случай и чудеса, что вместо постоянной законности в мире царят случайность, случай и чудеса, что вместо постоянной законности в мире царят случайность, случай и чудеса, что вместо постоянной законности в мире царят случайность, случай и чудеса, и что вместо случайности в мире царят чудеса.
чудеса царили бы в мире, что из совершенно одинаковых причин в один раз возникало бы одно, в другой раз – совсем другое следствие. Во-вторых: Это столь же мало индуктивно доказываемая или доказуемая эмпирия; Поскольку личный опыт отдельного человека, равно как и совокупный опыт всего человечества, очень ограничен в пространстве и времени и составляет лишь ничтожно малую часть бесконечности пространства и вечности времени, мы никогда не сможем индуктивными выводами из опыта установить универсальное утверждение, претендующее на справедливость для всех пространств и всех времен, что везде и всегда, раз и навсегда, одни и те же причины должны вызывать одни и те же следствия. Можно признать лишь то, что в нашем узко ограниченном опыте не было ни одного достоверно установленного отрицательного примера, и благодаря этому отсутствию отрицательных примеров наша субъективная уверенность в строгой универсальности принципа причинности существенно укрепляется и упрочивается. Говоря иначе, этот принцип – обоснованная и доказанная гипотеза, необходимый научный постулат; как молчаливо лежащая в основе интерполяционной максимы, он обладает относительной априорной достоверностью, поскольку всякое научное объяснение мира немедленно прекратилось бы, если бы была признана его несостоятельность.30