bannerbanner
Исцеление радостью
Исцеление радостью

Полная версия

Исцеление радостью

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Eu sufăr altfel decât ceilalţi, sunt în alt fel fericit decât alţii, şi încăpăţânarea mea de a o iubi este diferită de aceea a oricărui alt îndrăgostit.

Nenumărate furtuni m-au lovit, asemeni frunzei moarte împinsă ici colo de vânturile toamnei; totdeauna m-am întors însă la vrăjita mea Cărare.

În adâncă durere, zâmbeam; când eram vesel mă întristam; pierzând, eram fericit; câştigând, eram în nenorocire; şi ântotdeauna am iubit pe Dumnezeul meu”.


Krishnamurti


Отчего же бог меня наказывал

Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет, невидимый для нас?

А.Ахматова


Ты не иди по жизни – восходи!


Да будет каждый день твой восхожденьем,

Преодоленьем вихрей и туманов,

Тянущих вниз, сбивающих с пути.


А путь всегда есть восхожденье в гору.

Пусть пролегает по низинам он,

Но все равно он будет восхожденьем.


Путь – это ты. И путник – это ты.

Соединив то и другое вместе.

Достигнешь ты сияющих вершин.


Идущий – прав. На пик взошедший – прав.

И даже прав, сорвавшийся, с вершины.

Неправ лишь тот, кто, зная о вершинах,

Стоит и медлит у подножья гор.


Движенье вверх меняет человека

Решительней, чем наши рассужденья,

Раскаянье в содеянном. Движенье –

Не только щит от стрел, но также – меч.


А устремленье – это очищенье.

Чем ты стремительней, тем чище твой порыв.


Покой – в движенье. Счастье – в устремленье.

Других рецептов счастья не дано.


А тот, кто устремлен, тот вознесен.

Что значит устремленье? Вознесенье.


Дыханье гор становится твоим.

Ты на вершине, и ты сам – вершина.


Запомни поступь этого мгновенья.

Тот, кто идет, проснулся. Это – ты.


Тот, кто идет, – пославший и посланник.

Творец с твореньем в нем соединен.


Тот, кто идет, – и ты, и я, мы вместе.

Отдельно он и в то же время все.


Идущий повторяется лишь в том,

Что он идет. Все остальное – ново.


Путь нескончаем.

Значит, путник вечен.


Исчезнет все. Останется одна лишь

Сверкающая ниточка над бездной,

Связующая дальние миры.

В.Сидоров



Дал Ты мне молодость трудную.

Столько печали в пути.

Как же мне душу скудную

Богатой Тебе принести?

Долгую песню, льстивая,

О славе поет судьба.

Господи! Я нерадивая,

Твоя скупая раба.

Ни розою, ни былинкою

Не буду в садах Отца.

Я дрожу над каждой соринкою,

Над каждым, словом глупца.


А.Ахматова


«Прежде всего, осознавай себя изнутри, затем думай и действуй. Всякая живая мысль – это мир в его приготовлении, любое реальное действие – это проявленная мысль. Мысль не является ни сутью существования, ни его причиной – это орудие становления; я становлюсь тем, что я прозреваю в себе. Я могу сделать все, что внушает мне мысль; могу стать всем, что мысль открывает во мне. То, что не по силам мне ныне – лишь указание на то, что станет моим делом в будущем. Сознание невозможности есть начало всякой возможности».


Шри Аурбиндо


Относительно восприятия вибраций, то в мире существует тысячи всевозможных опытов и наблюдений. Но самое существенное открытие, которое сделал Шри Аурбиндо, состоит в том, что во всем этом присутствует очень незначительная доля «нас», а именно – лишь привычка ответной реакции (On Yoga II, Tome 2, 489).

Пока мы в невежестве своем ложным образом отождествляем себя с витальными вибрациями, то мы не можем надеяться на то, чтобы что-то изменить в своей природе. Но с момента, когда мы начинаем понимать подлинный механизм этого отождествления, то все можно изменить, т.к. мы можем не отвечать на беспокоящие нас вибрации, т.е. мы можем остаться безмолвными и с помощью этого безмолвия растворить их и настроиться на другие планы – как нам будет угодно.



Смятение и скорое истощение нашего активного существа и его орудий – это указание Природы на то, что покой есть наше подлинное основание, а возбуждение болезнь души.



Таким образом, человеческую природу можно изменить вопреки всем иным утверждениям.


«Прежде я делал все это во сне; теперь я делаю все сознательно, вот в чем разница.

Разница во внутреннем. Деятельность одна и та же, но я больше не тот же.

Мир остается прежним, но я больше не прежний.

И поскольку я больше не прежний, для меня больше не прежний и мир».

Трансформация должна быть внутренней. Это настоящее отречение: старого мира больше нет, потому-то больше нет старого существа.


Раджниш



Нет ничего ни в нашей природе, ни в сознании, что было бы жестко определено раз и навсегда – все есть игра сил или вибраций, которая своей повторяемостью создает иллюзию «естественной» необходимости.



«Мы не неизменная материя, но узоры,

увековечивающие себя, водовороты в вечно

текущей реке»


Норберт Вайнер


Именно по этому поводу Шри Аурбиндо говорит о возможности полного изменения на обратное обычного правила, которому подчиняется реагирующее сознание (The Life Divine, 19: 989).


Понимая этот механизм, мы понимаем и подлинный метод овладения витальным – успокаивающий, т.е. нейтрализовать его с помощью безмолвного покоя.



Безмолвие ума – это выход из лабиринтов судьбы


Всякий человек, наделенный достаточной чувствительностью, время от времени сознает утомительность своего бытия, тяжесть желания, страха, уязвленного самолюбия, жалости и неудовлетворенных стремлений. Это непрерывный фон психической жизни и есть основной продукт эго, чьи ядовитые миазмы истощают и подтачивают личность. Мы сотворили мир частных ценностей, но бессознательно утверждаем их универсальность; мы приняли внушенные социумом сценарии достижения этих ценностей и превратили все воспринимаемое в условный фарс, искренне веря, что это и есть Реальность. Иллюзорные обретения и потери вызывают реальные страдания. Такой процесс превращения иллюзии (слов, идей, представлений) в безусловную реальность можно назвать обратной стороной мистерии изобилия, так как здесь заключено некое мрачное чудо. Избавление от иллюзии слишком устрашающе. Свобода стоит дорого, но цена не невозможна.

Если вы поймете, какое важнейшее значение я придаю сохранению и накоплению энергии для постижения изобильной реальности, и представите, каких огромных и бессмысленных усилий требует поддержание сложной структуры описания, отождествление с нею и эмоциональная вовлеченность, то для вас станет очевидным, почему в данных условиях человек обречен вечно метаться в сотворенной им темнице. В этом может убедиться каждый, если даст себе труд хоть на небольшой отрезок времени приостановить работу эго – какой разительный эффект, какая удивительная легкость возникает словно из ниоткуда! Состояние активной деятельности эго можно назвать «озабоченностью». Это слово довольно ясно дает вам возможность понять всю нелепость, подавленность, приниженность бытия обычного человека. На протяжении всей активной жизни у вас никогда не появляется шанс пойти дальше простой озабоченности, потому что с незапамятных времен вас усыпляет колыбельная песня повседневных маленьких дел, рутины и ничтожных забот. И лишь когда жизнь почти уже на исходе, ваша наследственная озабоченность судьбой начинает принимать иной характер. Вы пытаетесь увидеть истинный смысл жизни сквозь туман повседневных дел.

К сожалению, такое пробуждение всегда приходит одновременно с потерей энергии, вызванной старением, когда у человека уже не остается сил, чтобы превратить свою озабоченность в практическое и позитивное открытие. В итоге остается лишь неопределенная щемящая боль: то ли стремление к чему-то неописуемому, то ли просто гнетущая обида или гнев, вызванный утратой..

Ваш разум переполнен эмоциональным хламом, обрывками чужих мыслей и навязчивыми образами. В основном, именно благодаря этим накоплениям вы становитесь несчастными и стонете, угнетаемые чувством рабства. Всякий раз, когда вы хотите сделать движение, они сковывают вас, душат вас и свинцовым облаком заволакивают ваше предназначение. Вы испытываете такое чувство будто постоянно живете в заключении.Вы тоскуете по естественности и свободе, однако, кажется, не достигаете их.

Учителя школы изобилия знают это, потому что они также прошли через те же самые испытания. Они хотят, чтобы вы избавились от этих тяжелых оков, которые вы в действительности не должны носить, если хотите жить просветленной жизнью в счастье и истине. Они показывают своими поступками, как можно избавиться от гнева и тирании этих разрушительных программ. Но понимание не приходит так легко. Умственную инерцию трудно преодолеть, так как, находясь долгое время под гнетом, вы привыкли к нему, фактически она глубоко укоренилась в вашем существовании, и часто бывает необходимо изменить всю структуру личности. Процесс перестройки требует немало усилий.

Так называемая умственная болтовня и эмоциональный хлам на самом деле являются главным и почти единственным содержанием вашей жизни. Важнее этой «болтовни» вы ничего не знаете, этот «хлам» вы любовно перебираете и ни за что не хотите расстаться с ним. Исключительные условия необходимы для восхождения на вершины истины и просветления, нужен некий экстремальный порог истощения, когда дальнейшее выживание уже не обеспечивается привычной схемой эгоистических стимулов. Пока этого не случилось, тотальная забота правит вами, беспощадно убивая любую непосредственность, свежесть, покой, превращающая все впечатления в однообразный и блеклый туман. Состояние, противоположное озабоченности по всем параметрам, положение, в котором никакие интересы, стремления, страхи, цели и мотивы эго не являются более актуальными, называется свободой.

В системе алхимии изобилия блаженство свободы перерастает в нечто гораздо более стабильное. Чтобы жить в изобильной реальности, надо видеть ее чистым, спокойным и непредвзятым взором. Свободное перемещение по всему спектру бытия в состоянии сознательной активности возможно лишь при высокой ясности сознания. Это очень близко к состоянию «чистого зеркала». Сознание, уподобившееся чистому зеркалу, освобождается от житейской и умственной рутины. Каждое явление переживается им с первозданной свежестью восприятия, каждый миг это зеркальное сознание заново переживает великолепие, чудо и богатство мира. Чистота и неволеченность зеркала, делающаявсе равнодоступным и недостижимым, открывающая равную реальность и нереальность всех вещей, – вот основа высшего прозрения.

Мудрость – это способность заново увидеть вещи, что делает восприятие каждого факта жизни неповторимо насыщенным, но совершенно не отягчающим сознание. Такая подвижность восприятия есть своеобразная вершина, с которой только и могут открыться непостижимые пространства изобильной реальности. Но просветленный не останавливается на ней, а поднимается выше, в иные бездны, в безграничную свободу не только восприятия, но и самого бытия.

Реальность существует вне всякого описания, не принадлежит ему и выходит за любые его рамки! Поэтому с одной стороны, вам не следует абсолютизировать переживания, всегда памятуя, что это ваше внутреннее дело, а с другой – вы не должны забывать, что всякое переживание включено в реальность и есть ее прямое продолжение, ибо нет на самом деле ни внешнего, ни внутреннего. Поиски абсолютной свободы (что является задачей мистерии изобилия) бесконечно важны для человека в трех аспектах. Во-первых, свобода – единственное условие, при котором возможно неомраченное наслаждение изобилием, самопознание и непосредственное переживание Реальности. Во-вторых, психологически свобода – это пространство богосотворчества, гармонии, вдохновения и радости. В-третьих, свобода – факт не только психологический, но и экзистенциальный. Ибо свобода в совершенном своем проявлении восстанавливает единство внешнего и внутреннего мира.

Свобода способна превратить человека в бессмертное и могущественное существо, которому доступны беспредельные сферы Реальности. Поэтому подлинное счастье рождается из свободы, питается ею и воплощается в ней. И эта свобода всегда рядом, она за порогом самой хитроумной темницы на свете – человеческого описания мира. Чтобы осуществить побег, достаточно понять, что вы сами закрыли дверь темницы, и ключи у вас в кармане.


Сан Лайт



«Скажем лишь, что если человек научается управлять некой вибрацией в себе самом, то он автоматически обретает способность управлять той же вибрацией везде в мире, где бы он ее ни встретил. Кроме того, в этой неподвижности установится еще одно свойство: отсутствие страдания и чувство постоянной радости».


Сатпрем



Можно сказать, что поэтому поводу, правда в несколько иной форме. Фома Аквинский говорил: «Насколько человек управляет своими чувствами и эмоциями, настолько он управляет звездами».



«Когда вы достигаете покоя, – писал Шри Аурбиндо ученику, – очищение витального становится легким делом. Покой – это нечто чистое само по себе, поэтому установление покоя – это положительный путь достижения вашей цели» (Letters on Yoga, 23: 654)

Утверждается, что Сила жизни не страдает, она не тревожится и не возносится, не является ни хорошей, ни плохой – она просто есть, она течет, всеохватывающая и безмятежная. Те же противоположные друг другу формы, которые она принимает в нас, – это результат нашей прошлой эволюции, когда мы были жалки, разобщены и должны были защищать себя от этой огромной живой массы, слишком интенсивной для нас. И мы должны были различать «полезные» и «вредные» вибрации, причем первые обладали положительным коэффициентом удовольствия, а вторые – отрицательным коэффициентом страдания. Страдание – это слишком большая интенсивность все той же Силы, ведь даже удовольствие, если оно слишком интенсивно, превращается в свою причиняющую страдание противоположность:

«Это – (взаимные) соглашения наших чувств» – говорит Шри Аурбиндо (On Himself, 26: 355).



«Ни что иное, как узость и недостаточность нашего сознания, являются причиной всех наших несчастий, моральных и физических, причиной нашего бессилия и вечной трагикомедии нашего существования.

И средством избавления от этого является не истощение витального, а его расширение; не отрекаться, но принимать все больше и больше, т.е. расширять свое сознание. Ведь именно в этом – смысл эволюции».


Сатпрем


Рекомендуется одно единственное, от чего нам нужно отречься – это от собственного невежества и ограниченности.

У ищущего еще в течение длительного времени сохраняется привычка отвечать на многочисленные биологические и эмоциональные вибрации, вращающиеся вокруг него.

Переходный период требует времени, как и переход от гудящего ума к ментальному молчанию.

Он часто сопровождается коротким временем сильной усталости, потому что организм расстается с привычкой обновлении энергии из обычного поверхностного источника и при этом он еще не обладает способностью быть постоянно соединенным с истинным источником.

Как только организм испытает другие виды энергии – предыдущие покажутся грубыми и тяжелыми.

Утверждается, что ищущему помогает нисходящая Сила, которая мощно способствует установлению в нем нового ритма.

Он с удивлением замечает, что стоит ему сделать один шаг вперед, как Помощь свыше делает десять шагов навстречу – как будто его ждали.

На деле ищущий не подчиняется каким-то особо строгим или несущим массу запретов правилам, а следует позитивному стремлению своего существа. Действительно происходит рост и потому нормы вчерашнего дня или удовольствия позавчерашнего кажутся ему такими же скудными, как пища сосунка – все это его уже не удовлетворяет, он должен действовать лучше и жить лучше.

Весьма сложно объяснить путь тому, кто никогда не пытался идти по нему т.к. он увидит лишь собственную точку зрения сегодняшнего дня или более правильно, то, что он теряет ее. Но если бы только знать, какой это шаг вперед – оставить прежнюю точку зрения, как изменяется жизнь, когда человек двигается от стадии замкнутых истин к стадии истин открытых и далее к истине, подобной самой жизни, истине слишком великой, чтобы уместиться в каком-либо ограниченном взгляде на вещи, ибо она охватывает полезность каждой вещи на каждой стадии бесконечного развития.

Таким образом, за этим инфантильным, беспокойным быстро истощающим свои силы витальным мы находим витальное спокойное и мощное – то, что Шри Аурбиндо называет истинным витальным, – витальное, которое содержит саму сущность Жизненной Силы.

Таким образом, мы входим в состояние спокойной, спонтанной концентрации – так море всегда спокойно в глубинах, под волнующейся поверхностью.

Такая фундаментальная неподвижность не есть притупление нервов, как и ментальное безмолвие не является оцепенением мозга. Это основа для действия.

Это – концентрированная сила, способная начать любую деятельность, противостоять любому самому неистовому и продолжительному потрясению и при этом не потерять своего равновесия.

В зависимости от степени нашего развития из этой витальной неподвижности могут возникнуть новые способности самого разного рода, но прежде всего мы чувствуем неисчерпаемую энергию (ведь любая усталость – это признак того, что мы снова захвачены поверхностной суетой).

Увеличивается работоспособность и физическая выносливость. Еда и сон перестают быть единственными источниками обновления энергии. Природа сна изменяется, а количество еды может быть сокращено до гигиенического минимума. Еда в данном случае не будет вызывать обычного пресыщения и сопутствующих ему болезней.

Так же могут появиться и другие силы, которые часто называют «чудесными», но эти чудеса – результат метода.

Когда обычный человек получает удар, физический или моральный, его непосредственная реакция заключается в скручивании; он сжимается, кипит внутри от боли и гнева и тем самым десятикратно увеличивает свои страдания.

И наоборот, ищущий же, который добился в себе некоторой неподвижности, обнаружит, что она растворяет все удары, потому что она широка, потому что он уже не жалкая, зажатая личность, а сознание, переливающееся за пределы своего тела. Успокоенное витальное, как и безмолвный разум, естественным образом становятся всеобщим.



«…Во мне не было стремления к духовности, я развил духовность. Я не был склонен к метафизике – я развился в философа. У меня не было способностей к рисованию – я развил их с помощью Йоги. Я преобразовал свою природу из того, чем она была, в то, чем она не была.

Делал я это некоторым вполне определенным способом, а не с помощью чуда, и делал я это для того, чтобы показать, что можно сделать и как это может быть сделано»


Шри Аурбиндо


ГЛАВА II Сознание – сила, сознание – радость


Сознание это сила, сознание – сила, как говорит Шри Аурбиндо.

Когда мы открываем сознание, то мы обнаруживаем, что это – сила. Примечательно, что ток внутренней силы мы начинаем ощущать еще до того, как осознаем, что это сознание.

Можно говорить о нисходящей или восходящей силе, о ментальной, витальной или материальной силе, но не существует многих различных видов сил – в мире есть только одна Сила, единый ток, который проходит через нас, как и через все предметы, который обладает тем или иным свойством в зависимости от уровня, на котором он действует.

Так, электрический ток, освещающий храм или бар, школьный класс или кафе, остается всем тем же током, хотя он освещает разные объекты. Точно так же эта Сила, это Тепло, Агни – всегда одна и та же, оживляет ли она или освещает наше внутреннее убежище, нашу ментальную фабрику, наш витальный театр или пещеры физического. В зависимости от уровня она несет более или менее интенсивный свет, более или менее тяжелые вибрации – сверхсознательные, ментальные, витальные, физические – но всегда она связует все и оживляет все.

Это основная субстанция вселенной: Сознание – Сила, Чит – Агни.

«Сознание» – это не только сила, не только бытие, но и радость. Осознавать это радость.

«Осознанность означает: быть в мгновении так тотально, чтобы не было никакого движения в прошлое, никакого движения в будущее – все движения останавливаются».


«Осознанность – это то, что делает тебя хозяином, – и когда я говорю хозяином», то не подразумеваю, что ты контролируешь. Когда я говорю, будь хозяином, я подразумеваю присутствие – постоянное присутствие. Что бы ты ни делал, или не делал одно должно быть постоянно в твоем сознании: что ты е с т ь».

Раджниш

«Осознанность – это техника центрирования себя, техника достижения внутреннего огня. Он есть, и он скрыт; его можно обнаружить».


Раджниш


«Первый шаг в осознанности – стать очень внимательным к своему телу. Мало-помалу человек становиться бдительным в каждом жесте, в каждом движении. По мере того как ты становишься более осознанным, начинает происходить чудо: многие вещи, которые ты делал раньше, просто исчезают. Твое тело становится более расслабленным, более сонастроенным, глубокий мир воцаряется в твоем теле, тонкая музыка пульсирует в твоем теле».


Раджниш



Когда сознание освобождается от тысяч ментальных, витальных или физических вибраций, в которых оно было погребено, мы открываем радость. Все существо как бы заполняется массой вибрирующей силы – прозрачной, неподвижной, никуда не стремящейся («подобно четко оформленной колонне», – так говорит Риг Bega, V. 45). Это чистое сознание, чистая сила, чистая радость, ибо все это – одно и то же, это же есть и конкретная радость, широкая и покойная субстанция радости, которая, кажется, не имеет ни начала, ни конца, ни причины и находится везде, в предметах и существах и является их скрытой причиной роста и скрытой потребностью расти – именно потому, что эта радость присутствует и здесь, рядом, и по всюду, все любят жизнь, и никто не хочет уйти из нее. Ей ничего не нужно для существования, она е с т ь, подобная скале незыблемой во времени и в пространстве, подобная улыбке, спрятанной по ту сторону всех вещей.

В ней – вся Загадка Вселенной.

В ней – все, что существует. Незаметная, скрытая улыбка, почти ничто, которое есть все. И все – это радость, потому что все – это Дух, который есть радость.

Сат – Чит – Ананда, Существование – Сознание – Блаженство, вечная троица, которая есть вселенная и которая есть мы, тайна, которую мы должны открыть и пережить в нашем длинном эволюционном путешествии.

«Из Блаженства родились все эти существа, благодаря Блаженству они существуют и растут, к Блаженству они возвращаются».


(Таиттирийя Упанишада, III, 6)


На страницу:
2 из 4