bannerbanner
Бизнес в индустрии моды
Бизнес в индустрии моды

Полная версия

Бизнес в индустрии моды

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Параллельно с этим страны и континенты объединяют усилия: бренд из одной страны заказывает аналитику в другой, чтобы отшить линейку нарядов в третьей для четвертой. И на фоне этого, казалось бы оторванными от действительности, звучат вопросы о смысле моды как таковой и судьбе отечественной моды в рамках страны и за ее пределами. Чтобы понять, что такое отечественная мода на Западе, нужно для начала разобраться с двумя ключевыми вопросами: что такое мода как явление, и как нас, русских, видят там – в модных столицах? Предлагаю начать с самого сложного, -с того, что же такое мода? Всегда ли она была в истории Человечества? Кто и как сегодня создает моду?


В чем смысл моды?


Этот вопрос уровня «Для чего сияют звезды?» я слышу не реже пяти раз в год. Поскольку мода – сложное изменчивое явление, мы не можем применять к ней данную формулировку: искать определенный смысл возможно в конкретных действиях, а не в стихийных явлениях. Поэтому ответ на вопрос о смысле моды зависит от того, с чьей позиции мы на нее смотрим. Чем сложнее и протяженнее в рамках исторической шкалы некое явление, и чем большие территории оно охватывает, тем меньше вероятности найти однозначное определение и вместить его в одно предложение.


У моды очень много лиц, поэтому и мнений относительно нее тоже немало. Вот, некоторые из них:

– мода – удел богатых бездельников;

– мода – отражение проблем, заботящих ее авторов и тех, для кого она создается;

– мода – унификация и усреднение человеческих единиц по вещевому признаку;

– мода – инструмент для самоидентификации и самовыражения.


Призма, через которую мы смотрим на Моду и делаем о ней собственные выводы, зависит от множества факторов: особенностей ЦНС (Центральной Нервной Системы) каждого индивида, его культурных, религиозных, социальных и иных воззрений, а также от уровня развитости критического мышления. И от насмотренности, разумеется. И каждый увидит или не увидит свой смысл. Суть же моды в том, что она является естественным результатом усложнения мозга человека и появления новых уровней коммуникации.


История одежды, однажды ставшая модой.


Если мы попробуем вместить историю ношения человеком одежды в одно предложение, то это будет выглядеть примерно так: сначала люди прикрывались для тепла, потом для демонстрации возможностей, позднее для принадлежности к некоему социуму; за ними пришел стыд и методы коррекции, и наконец, появилась мода, которая со временем стала выражать не только представления о красоте, но и некую мысль. При этом, даже до появления моды, одежда была простейшим способом коммуникации.


В довербальный период украшения служили первичным идентификатором, демонстрировавшим положение человеческой единицы в племени: если в ожерелье человека были клыки самого опасного хищника, то это означало, что обладатель ожерелья силен и ловок. Значит, что? Тоже самое, что и сегодня: он может обеспечить свое выживание и выживание тех, кто рядом с ним; ему достаются лучшие ресурсы, почет и уважение. На том этапе внешние покровы, использовавшиеся для обогрева тела, еще не были одеждой, как таковой, и не несли четкой опознавательно-коммуникативной функции.


Когда люди начали изготавливать одежду, функции демонстрации личных преимуществ были перенесены на нее. Восприятие «свой/чужой» и «сильный/слабый» формировалось из того, шкура какого зверя или ткань из какого волокна составляла наряд человека.


Постепенно понятие «сила» трансформировалась в понятие «власть», не утратив смысла: тому, кто обладал властью, доставалось самое лучшее, а изобразительные средства стали разнообразнее и изысканнее. Со временем в одежде появилась сословность.


«Quod licet Iovi, non licet bovi» (Что позволено Юпитеру, не позволено быку), но сначала это звучало на древнешумерском, древневавилонском и древнеегипетском, и как-то иначе. Но с тем же смыслом. Народы-представители древнейших цивилизаций умело использовали одежду в качестве одного из инструментов регулирования жизни общества и управления им.


Прежде чем люди пришли к тому, что одежда может не только что-то демонстрировать, но и скрывать, прошло еще не одно столетие. О коррекции фигуры с помощью одежды первыми подумали древние римляне. И у них были веские на то основания: сидячий образ жизни и неумеренность в еде правящей элиты привела к тому, что их тела сильно невыгодно стали отличаться от их историко-культурных предшественников – греков. Так что, можно сказать, что стыд придумали римляне. Однако моду придумали не они.


Мода стала закономерным результатом развития общества только к 14 веку:


– когда последствия эпидемии чумы в Европе и массовое желание людей «начать жить заново» потребовали эмоциональной перезагрузки;

– когда контакт с Востоком в результате Крестовых походов показал европейцам другой взгляд на одежду и технологии ее производства;

– когда мужская одежда впервые стала шиться по меркам, а не по размерам куска полотна;

– когда пуговицы перестали быть обережными и стали функциональными;

– когда в результате появления профессиональных цехов, появились первые нормативы качества изготовления полотна и пошива одежды;

– когда манера одеваться обогатилась самым важным качеством, которое отличает моду от истории одежды – изменчивостью.


Одежда перестала быть некой константой, она начала меняться. Она встала на путь поиска форм, а позднее и смыслов – идей, которые можно через нее выразить.


Сегодня, как 7 веков назад, суть моды в парадоксе одновременного подражания другим и демонстрации индивидуальности, в чувстве принадлежности к некой «стае» и одновременном дистанцировании от нее, в жажде изменений и в попытках систематизации всех, происходящих в ней процессов.


Мода  результат взаимодействия; реакция отдельных людей-творцов на мысль, произведенную коллективным разумом, которую они визуализируют в образах и возвращают в поле коллективного восприятия.

Мода  явление, которое не может существовать вне социума.

С 1350 года, когда в мировом информационном поле впервые прозвучало слово «fashion», у одежды появились дополнительные свойства, помимо демонстрации принадлежности к определенному классу общества, роду деятельности, защиты от холода и прикрытия наготы сообразно требованиям социума. Она стала полноценным и сложным средством невербальной коммуникации, предоставляющим человеку дополнительные возможности.


Одежда, аксессуары, украшения – язык, на котором мы сознательно или бессознательно общаемся с другими людьми. Нередко с грубейшими ошибками. Этому языку не учат в школах. И эти ошибки нередко тянут за собой неприятные последствия. А иногда «удачно сказанная» на языке одежды фраза приводит к колоссальному профиту.


И самое интересное в современной моде то, что она разная: высокая, уличная, локальная, деловая, свадебная, субкультурная и т. д. Каждая имеет свои черты, эволюционные процессы и требует определенного уровня понимания: нельзя и невозможно налагать одинаковые эстетические, функциональные и смысловые требования на подиумные модели и повседневную одежду эконом-сегмента.


Как понять моду?


Знаете, какую ошибку совершают многие люди, глядя на подиумные коллекции? Они пытаются «примерить» это на себя: удивляются, ужасаются и думают, что мода нечто странное, непонятное и оторванное от жизни. В последнем они однозначно правы, потому что современная Высокая Мода  это искусство, а искусство не должно быть утилитарным.


Оно должно удивлять, вызывать эмоцию, рефлексию и образование новых нейронных связей. И оно не имеет ничего общего с бытом, в котором есть дом, работа, дом, 6 соток по выходным и голодный кот, ребенок, муж.


До середины 19 столетия не было понятия «высокая мода», а до последней четверти 20 века любая мода должна была украшать человека. В начале 21-го века каждый, так скажем, «вид» моды выполняет собственные задачи. Уличная мода или стритстайл – мода столиц, локальная мода – категория местечковая, региональная или даже существующая в рамках единственного профессионального сообщества: в каждой стране, в каждом городе, в каждом районе и даже в каждом дворе может быть своя мода и манера одеваться.


Самым неоднозначным и непонятным для большинства обывателей явлением можно по праву считать высокую моду. Высокая Мода сегодня – это визуализированное размышление о проблеме или глобальной идее.


Как «читать» подиумные коллекции?

Как увидеть тренд?

Как перенести идею с подиума в жизнь?

Конечно, в двух словах это не объяснить, но я люблю сложные задачи, поэтому попробую.


Чтобы «прочитать» идею коллекции или «поймать тренд» на просмотре показов, нужно понять, о чем и что именно хотел сказать каждый дизайнер.


К счастью, многие авторы дают текстовые характеристики коллекциям, что облегчает понимание. Если идея или ее конкретное графическое отображение заботит и близко не одному дизайнеру или Модному Дому; если вы видите очевидные и не очень, но общие для большинства участников пула показов повторяющиеся детали или приемы, к примеру, во многих коллекциях есть один и тот же цвет или один и тот же элемент, то речь идет о тренде (тенденции).


Есть глобальные тенденции. Есть в них подтемы и способы визуализации идеи в контексте, т.е. глобальные, локальные и сезонные тренды.


Предположим, есть глобальный тренд «милитари». Со Второй Мировой Войны он никуда с подиумов и улиц не уходил и неизменно присутствовал в моде в широком смысле этого понятия. В числе прочего, этот долгоиграющий тренд выражается в накладных карманах, погонах, платьях-рубашках, ремнях, поясах и в соответствующей цветовой гамме.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2