Полная версия
Психотерапия игровой зависимости
Психотерапия игровой зависимости
Дарья Владимировна Стрекалина
© Дарья Владимировна Стрекалина, 2025
ISBN 978-5-0065-3378-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Психология игровой зависимости: причины, последствия и методы лечения
Игровая зависимость, или патологическое влечение к играм, – это психическое расстройство, которое характеризуется непреодолимым стремлением к участию в азартных играх или видеоиграх, несмотря на негативные последствия для социальной, финансовой и эмоциональной жизни человека. Игровая зависимость затрагивает людей всех возрастов, но особенно она распространена среди подростков и молодых людей. Важно отметить, что игровая зависимость оказывает не только психологическое, но и физическое воздействие на человека.
1. Что такое игровая зависимость?
Игровая зависимость, по сути, представляет собой непреодолимую потребность в игровом процессе, которая становится центром жизни человека. Она может проявляться как в виде азартных игр (покер, казино, ставки на спорт), так и в виде зависимостей от видеоигр (например, многопользовательские онлайн-игры). Важно, что человек теряет способность контролировать время, потраченное на игру, что приводит к ухудшению качества жизни.
– Признаки игровой зависимости:
– Постоянное желание играть, несмотря на желание контролировать эту потребность.
– Увеличение времени, проводимого за играми, с каждым разом.
– Игровые сессии становятся всё более интенсивными и продолжительными.
– Игнорирование реальных обязательств, таких как работа, учеба, отношения с близкими.
– Неудачные попытки прекратить или сократить время, проведенное за играми.
– Долгосрочные финансовые или личные потери из-за игр.
– Игровая деятельность становится способом избежать стресса, депрессии, беспокойства или других негативных эмоций.
2. Типы игровой зависимости
Игровая зависимость может проявляться в различных формах в зависимости от типа игры и контекста, в котором человек играет:
– Азартные игры: сюда относятся любые виды азартных игр, такие как лотереи, ставки на спорт, казино, покер, игровые автоматы и другие. Основным признаком этой зависимости является стремление к выигрышу, несмотря на последствия (финансовые потери, ущерб репутации).
– Видеоигры и компьютерные игры: это зависимость от онлайн-игр, мобильных игр или консольных игр, которые могут требовать долгих игровых сессий и активного участия в виртуальных мирах. Сюда относятся такие игры как World of Warcraft, Fortnite, League of Legends и другие многопользовательские игры.
– Гибридные формы: сегодня существует также синтез азартных игр и видеоигр, например, игры, которые включают элементы ставок или виртуальной валюты (например, внутриигровые покупки), что может усиливать зависимость.
3. Причины и факторы развития игровой зависимости
Игровая зависимость имеет комплексное происхождение, и факторы, способствующие её развитию, могут быть разнообразными. Это может быть результатом взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов.
3.1. Биологические факторы
– Генетическая предрасположенность: некоторые исследования показывают, что генетика может играть роль в развитии игровой зависимости, как и в других формах зависимостей (например, от алкоголя или наркотиков).
– Нейробиология удовольствия: зависимость от игры может быть связана с нарушениями в нейрохимических процессах в мозге, в частности, с избытком дофамина, который ассоциируется с переживанием удовольствия и вознаграждения.
– Дисфункция системы вознаграждения: у некоторых людей система вознаграждения мозга может работать иначе, что делает их более восприимчивыми к стимуляциям, которые они получают в результате игры.
3.2. Психологические факторы
– Снижение самоуважения и внутренние конфликты: люди с низкой самооценкой или внутренними эмоциональными проблемами часто прибегают к играм как способу уйти от реальности и избежать решения личных проблем.
– Стресс и депрессия: игровой процесс может быть способом «убежать» от стресса, депрессии или чувства одиночества. Игры дают ощущение контроля и достижения, которое может быть временно облегчением от реальных проблем.
– Невозможность справиться с неудачами в реальной жизни: люди, которые испытывают частые неудачи в реальной жизни (например, на работе, в учебе, в личных отношениях), могут искать подтверждение своих успехов и достижений в виртуальном мире.
3.3. Социальные факторы
– Семейные условия и воспитание: дети, выросшие в семьях с высоким уровнем стресса, низким уровнем поддержки или насилием, могут быть более подвержены развитию игровой зависимости. Неконтролируемый доступ к компьютерам или играм в детстве может также сыграть значительную роль.
– Социальное окружение: зависимость от игр часто поддерживается среди сверстников. Если в окружении человека играют все или большинство, это может способствовать вовлечению в игровой процесс. Например, социальное давление в школе или в коллективе может подталкивать к участию в азартных играх или онлайн-играх.
– Реклама и маркетинг: агрессивная реклама онлайн-казино, видеоигр или микротранзакций в играх может играть значительную роль в привлечении внимания к играм и способствовать формированию зависимости.
4. Последствия игровой зависимости
Игровая зависимость оказывает серьезное влияние на все аспекты жизни человека, от его физического и психического здоровья до социальных и финансовых проблем. Рассмотрим основные последствия.
4.1. Психологические последствия
– Стресс, тревожность и депрессия: постоянное погружение в виртуальный мир может привести к ощущению оторванности от реальности, что в свою очередь вызывает депрессию, тревожность и стресс.
– Нарушения сна: длительные игровые сессии могут привести к бессоннице, нарушению биоритмов и хронической усталости.
– Проблемы с самооценкой: игровые успехи часто воспринимаются как единственный способ достижения признания или успеха, что снижает самооценку и приводит к зависимому поведению.
4.2. Социальные последствия
– Одиночество и изоляция: зависимость от игр может привести к изоляции от реальной жизни, к уходу от общения с семьей и друзьями. Человек предпочитает проводить время за играми, что ухудшает его социальные навыки.
– Конфликты в отношениях: зависимости, как правило, приводят к напряжению в отношениях с близкими, партнерами или коллегами, особенно когда время, потраченное на игры, мешает выполнению обязанностей или нормальному общению.
4.3. Финансовые последствия
– Долги и финансовые потери: азартные игры, в том числе онлайн-казино или ставки на спорт, могут привести к крупным финансовым потерям. Жертвами игорной зависимости становятся не только игроки, но и их семьи, которые могут понести материальные убытки.
5. Методы лечения игровой зависимости
Лечение игровой зависимости требует комплексного подхода и может включать как психотерапевтические методы, так и медикаментозное лечение, если это необходимо.
5.1. Психотерапия
– Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): помогает пациенту осознавать и изменять деструктивные мысли и поведение, связанные с игрой. КПТ позволяет проработать причины зависимости и развить новые стратегии для контроля над игровым влечением.
– Групповая терапия: позволяет людям, страдающим от игровой зависимости, общаться и делиться опытом с теми, кто сталкивается с аналогичными проблемами. Группы поддержки помогают уменьшить чувство изоляции и дают возможность получить поддержку.
– Семейная терапия: включение членов семьи в процесс лечения помогает создать поддерживающую среду для пациента, что улучшает результаты лечения.
5.2. Медикаментозное лечение
– Применение медикаментов для лечения игровой зависимости – это дополнительный метод, который может быть полезен для лечения сопутствующих расстройств, таких как депрессия, тревожность или импульсивные расстройства.
– Антидепрессанты или антиантидепрессанты (например, СИОЗС) могут быть назначены для снижения тревожности или депрессии, связанных с игрой.
Методы психотерапии для лечения игровой зависимости
Игровая зависимость – это расстройство, которое характеризуется неконтролируемым влечением к играм, что приводит к серьезным последствиям для психического здоровья, социальных и финансовых аспектов жизни человека. Эффективное лечение игровой зависимости часто включает психотерапевтические методы, направленные на изменение поведенческих и когнитивных паттернов, которые способствуют поддержанию зависимости. Психотерапия может быть использована как в индивидуальном, так и в групповом формате. Рассмотрим основные психотерапевтические методы, которые используются для лечения игровой зависимости.
1. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – один из самых эффективных методов лечения игровой зависимости. Она направлена на изменение негативных мыслей и поведенческих паттернов, которые поддерживают зависимость. КПТ позволяет пациенту осознать, как его мысли и эмоции приводят к игровой активности, и научиться заменять их на более здоровые альтернативы.
Основные цели КПТ:
– Идентификация и изменение искаженных мыслей: КПТ помогает пациенту осознать автоматические мысли, которые приводят к желанию играть (например, «Я могу выиграть большой куш», «Игры – это единственный способ почувствовать радость»), и учит заменять их на более рациональные и реалистичные.
– Снижение тяги к игре: Терапевт обучает пациента методам самоконтроля, которые помогают уменьшить желание играть, используя техники самонаблюдения, а также обучение навыкам борьбы с тревогой и депрессией.
– Постепенное уменьшение времени, проводимого за игрой: Вместо полного прекращения, КПТ фокусируется на постепенном сокращении игрового времени, чтобы избежать стресса от резкого отказа.
– Повышение социальной активности: КПТ учит пациента, как находить альтернативы игровому поведению, например, вовлекаться в новые увлечения, социальные активности или хобби, что способствует нормализации социальных отношений.
Методы КПТ:
– Техники когнитивной реструктуризации: Помогают изменять деструктивные мысли, которые побуждают человека к играм.
– Поведенческая активация: Направлена на замену игр другими позитивными активностями, которые укрепляют психологическое состояние пациента.
– Моделирование поведения: Пациент учится на реальных примерах, как вести себя в ситуациях, которые могут провоцировать желание играть.
2. Терапия принятия и приверженности (ACT)
Терапия принятия и приверженности (Acceptance and Commitment Therapy, ACT) фокусируется на том, чтобы помочь пациенту принять свои мысли и чувства, не пытаясь их изменить, и научиться жить в согласии с собственными ценностями, несмотря на трудности. В контексте игровой зависимости ACT помогает человеку научиться действовать, несмотря на желание играть, и ориентироваться на долгосрочные цели, а не краткосрочные удовольствия.
Основные цели ACT:
– Принятие зависимости как части опыта: ACT помогает человеку смириться с тем, что игровой зависимостью трудно управлять в краткосрочной перспективе, но важно понимать, что она не определяет его как личность.
– Фокус на ценностях: Пациент осознает, какие аспекты жизни для него наиболее важны (например, семейные отношения, карьера, здоровье) и начинает ориентироваться на них, а не на сиюминутные удовольствия от игры.
– Развитие осознанности: ACT учит быть осознанным и внимательным к своим эмоциям и переживаниям, что помогает избежать автоматических реакций, связанных с желанием играть.
Методы ACT:
– Миндфулнес (осознанность): Пациент обучается быть в настоящем моменте, не пытаясь контролировать или избегать своих мыслей и эмоций.
– Дистанцирование от мыслей: Пациент учится воспринимать свои мысли как просто мысли, а не как истину, и таким образом уменьшает их влияние.
– Ценностное ориентирование: Процесс выявления жизненных ценностей и приверженности действиям, которые соответствуют этим ценностям.
3. Гештальт-терапия
Гештальт-терапия акцентирует внимание на осознании текущих переживаний пациента и на восстановлении целостности личности. В контексте игровой зависимости она помогает пациенту разобраться в своих внутренних конфликтах и страхах, которые могут быть причиной зависимости от игры.
Основные цели гештальт-терапии:
– Осознание текущих переживаний: Пациент учится замечать и осознавать свои мысли, эмоции и поведение, а также понимать, как эти переживания могут быть связаны с игровой зависимостью.
– Восстановление чувства контроля: Гештальт-терапия помогает пациенту восстановить контроль над своими действиями, эмоциями и жизнью, что необходимо для преодоления зависимости.
– Работа с «нежизненными» частями личности: Терапевт помогает выявить внутренние конфликты, которые могут быть выражением несоответствия между желаемым и реальным образом жизни.
Методы гештальт-терапии:
– Фокус на «здесь и сейчас»: Пациент учится проживать свои переживания в настоящем моменте, а не избегать их через игры.
– Роль игры: Терапевт использует игровые методы и упражнения для работы с эмоциями и реакциями пациента, что позволяет ему осознать глубинные проблемы, связанные с зависимостью.
– Решение неосознанных конфликтов: Пациент обучается выявлять и разрешать внутренние противоречия, которые лежат в основе зависимости.
4. Семейная терапия
Семейная терапия имеет ключевое значение в лечении игровой зависимости, поскольку зависимость часто влияет не только на самого пациента, но и на его близких. Семейная терапия фокусируется на создании поддерживающей атмосферы в семье и на восстановлении доверительных отношений.
Основные цели семейной терапии:
– Восстановление поддержки семьи: Семья играет важную роль в процессе выздоровления, поэтому важно создать здоровую среду, в которой поддержка и понимание заменяют критику и осуждение.
– Разрешение семейных конфликтов: Игровая зависимость может быть связана с семейными проблемами (например, с низким уровнем общения, отсутствием эмоциональной поддержки), и терапия помогает разрешить эти конфликты.
– Образование семьи: Семья обучается тому, как поддерживать зависимого человека, как распознавать признаки рецидива и как действовать в случае кризисной ситуации.
Методы семейной терапии:
– Решение межличностных проблем: Работа с конфликтами и недоразумениями, которые могут быть связаны с зависимостью от игр.
– Обучение эффективной коммуникации: Улучшение способности членов семьи эффективно общаться друг с другом, что помогает уменьшить стресс и напряженность.
– Реалистичные ожидания: Терапевт помогает семье понять, что выздоровление – это процесс, который требует времени и терпения.
5. Групповая терапия и поддерживающие группы
Групповая терапия и участие в поддерживающих группах, таких как Анонимные Игроки (Gamblers Anonymous) или Игроки без зависимости (Players Anonymous), может быть полезным дополнением к индивидуальному лечению игровой зависимости. В таких группах участники делятся своим опытом, поддерживают друг друга и учат справляться с зависимостью.
Основные цели групповой терапии:
– Социальная поддержка: Взаимопомощь участников группы способствует уменьшению чувства изоляции и стыда.
– Обмен опытом: Члены группы могут учиться на опыте других и находить новые способы справляться с проблемой.
– Приверженность программе выздоровления: Группы помогают пациентам оставаться мотивированными и приверженными процессу выздоровления.
Методы групповой терапии:
– Обсуждение личных историй: Участники делятся своими переживаниями и открытиями, что способствует лучшему пониманию проблемы.
– Групповая поддержка: Члены группы могут предложить практические советы и стратегии преодоления зависимости.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) при игровой зависимости (здесь речь чаще всего идёт о патологической (проблемной) склонности к азартным играм) направлена на выявление и изменение негативных паттернов мышления и поведения, связанных с азартом, а также на формирование навыков самоконтроля и профилактики рецидивов. Ниже рассмотрим основные черты, задачи и техники КПТ, применяемые для работы с игровым поведением.
1. Особенности игровой зависимости (патологического влечения к азартным играм)
– Компульсивное влечение (craving)
– Человек испытывает сильное, трудно контролируемое влечение к азартным играм, стремится вновь и вновь играть, несмотря на негативные последствия (долги, проблемы в семье, на работе).
– Когнитивные искажения
– У зависимых от азартных игр часто формируются ошибочные убеждения о «системе выигрыша», «чувствовании удачи», «предчувствии», «почти выигрыше» (например, «Ещё чуть-чуть, и я отыграюсь»).
– Появляется вера в «везение» и «контроль» над случайными событиями, что подогревает желание играть.
– Эмоциональная дисрегуляция
– Игровая зависимость часто связана со стрессом, тревожностью, депрессией.
– Человек может использовать азартные игры, чтобы уйти от проблем (избегание реальности) или снять скуку, получить адреналин, «дофаминовый всплеск».
– Социальные и финансовые последствия
– Ухудшение отношений в семье (конфликты, потеря доверия), на работе.
– Накопление долгов, продажа имущества, кредиты ради новой игры.
2. Основные цели когнитивно-поведенческой терапии при игровой зависимости
– Снижение или полное прекращение игрового поведения
– Помочь клиенту осознать закономерности, приводящие к «срыву» в игру, и научиться прерывать эти паттерны.
– Выработать альтернативные формы проведения времени и снятия стресса.
– Коррекция когнитивных искажений
– Распознать ошибочные мысли («Я почти выиграл, значит, удача рядом», «Сейчас верну все потери») и заменить их реалистичными убеждениями о вероятностях и последствиях игры.
– Развитие навыков самоконтроля и эмоционального регулирования
– Формирование новых стратегий для управления стрессом, скукой, тревогой, без обращения к игре.
– Улучшение способности терпеть дискомфорт и «отсроченное» вознаграждение.
– Профилактика рецидивов
– Научить клиента определять «триггеры» (ситуации, эмоции, мысли), повышающие риск снова начать играть.
– Создать «план действий» при появлении влечения к игре и стрессовых обстоятельств.
3. Ключевые компоненты КПТ при зависимости от азартных игр
3.1. Психообразование (психоэдукция)
– Информация о природе азартных игр
– Рассказать о случайности исходов, математической вероятности (что «выигрыш» по сути маловероятен) и типичных заблуждениях («иллюзия контроля», «закон повторений», «почти выиграл»).
– Механизм формирования зависимости
– Объяснить, как повторяющееся подкрепление (даже редкими выигрышами) формирует сильное влечение и как эмоциональные проблемы усиливают жажду игры.
3.2. Идентификация и модификация когнитивных искажений
– Дневник мыслей и ситуаций
– Клиент записывает эпизоды, когда возникает желание играть: где, при каких мыслях («Если я сейчас сыграю, точно повезёт»), эмоциях (тревога, скука), а также какие действия предпринимаются (срыв в игру или отказ).
– Анализ деструктивных убеждений
– Врач (терапевт) помогает выявить ложные мысли: «Я смогу сегодня выиграть и отдать все долги», «Система меняется, если я меняю ставки», «Сейчас точно удача будет на моей стороне».
– Фокус: оспорить эти иррациональные установки и заменить их на факты («Азартная игра основана на случайности, долги не покрываются магическим выигрышем, статистически есть большой риск потери»).
3.3. Формирование поведенческих навыков и самоконтроля
– Избегание рисковых ситуаций
– Определить «триггеры»: посещение казино, онлайн-сайтов, реклам азартных игр, общение с играющими друзьями и т. д.
– Составить план: «Не носить с собой лишних денег, блокировать игровые сайты, избегать баров с игровыми автоматами» и т. п.
– Развитие альтернатив
– Вместо игры: спорт, хобби, общение с друзьями (не игроками), обучение навыкам релаксации, ведение дневника благодарности, участие в группах поддержки (типа «Анонимные игроки»).
– Техники стресс-менеджмента
– Освоение дыхательных упражнений, прогрессивной мышечной релаксации, коротких «минут осознанности», чтобы без игры справляться с напряжением или скукой.
3.4. Элементы мотивационного интервьюирования
– Укрепление мотивации на изменения
– Попросить клиента самому перечислить, какие негативные последствия у него от игры (финансовые потери, конфликты, потеря времени и сил).
– Сравнить ценности и цели (семья, стабильность, карьерный рост) с реальностью игровой зависимости (долги, недоверие, упущенные возможности).
– Помогает человеку самоосознанно принять решение о важности прекращения или сокращения игрового поведения.
3.5. Профилактика рецидива
– Анализ «срывных» ситуаций
– Осознать, в каких эмоциональных состояниях наиболее высок риск (например, после конфликтов, ощущение одиночества, зарплатный день).
– План действий при влечении
– «Если у меня появляется мысль „надо бы сходить в казино“, я звоню другу или консультанту, или иду на спорт, или включаюсь в домашние дела.»
– «Отслеживаю триггеры: вежливо отказываюсь, если друзья зовут „сыграть“ или блокирую сайты на компьютере.»
4. Типичный ход КПТ-процесса при игровой зависимости
– Начальный этап
– Постановка целей: полное прекращение игры (абстиненция) или значительное сокращение, повышение контроля над жизнью.
– Психообразование о природе зависимости, ввод в дневник мыслей и эмоциональных паттернов.
– Середина терапии
– Активная работа с когнитивными искажениями («Я точно выиграю, если сделаю ставку Х»).
– Тренировка альтернативного поведения: стратегия борьбы со скукой и стрессом, отказ от «рискованных» мест и компаний.
– Обучение распознаванию признаков приближающегося срыва.
– Поддерживающая фаза
– Консолидация достигнутых улучшений, мониторинг «критических ситуаций».
– Профилактика рецидивов: создание детального «плана действий» (куда позвонить, что делать, если внезапно захотелось сыграть).
– Завершение
– Оценка прогресса: снижение количества и интенсивности игровых эпизодов, улучшение финансовой и эмоциональной стабильности, восстановление отношений в семье.