
Полная версия
Ислам, традиции и парламентаризм. Народные лидеры на Северо-Западном Кавказе в 1820–1865 годах
В годы Гражданской войны грамота и другие символы власти кубанских (бывших черноморских) казаков были вывезены казачьими эмигрантами в США. В 2000-е годы они были возвращены в Музей имени Е. Д. Фелицына в Краснодаре после выполнения российскими властями части условий – восстановления Войскового собора и обелиска 300-летия Кубанского казачества. Вопрос о переименовании города в Екатеринодар остался неразрешенным, так как в результате официального опроса большинство жителей города высказались против возвращения ему дореволюционного названия.
Весной Чепега разместил в остатках Суворовского Архангельского фельдшанца – земляного полевого оборонительного укрепления, предназначенного для защиты пограничных зон, – первую резиденцию начальника всей Черноморской кордонной линии, а рядом, за речкой Карасуном, казаки заложили крепость и «войсковой град» Екатеринодар.
Черноморская кордонная линия представляла собой выстроенные в линию небольшие форты, построенные в 1792–1793 годах черноморскими казаками на месте старых укреплений, которые в 1778 году были возведены Суворовым вдоль правого берега Кубани. Линия начиналась на Таманском острове с крепости Фанагория и заканчивалась Варениковским фортом, находившимся на месте современной станицы Варениковской. С 1861 года Черноморская кордонная линия стала называться Нижекубанской.
Черноморское казачье войско должно было нести постоянную сторожевую службу, охраняя границу. Состав его постоянно пополнялся новыми переселенцами, в числе которых с самого начала были и донские казаки. Их временное пребывание на кубанской границе в 1791–1792 годах и разговоры о возможном переселении чуть было не закончились масштабным бунтом на Дону. В 1801 году в Черноморском казачьем войске насчитывалось почти 33 тысячи человек, но его основателей к этому времени уже не было в живых.
После смерти Чепеги и Головатого российские власти решили поставить собственного наказного атамана в обход традиции, согласно которой черноморские казаки сами его выбирали. Это привело к так называемому Персидскому бунту, жестоко подавленному российскими войсками. С тех пор Черноморское казачье войско лишилось права свободного выбора атамана. Поскольку казаки постоянно участвовали в военных походах и несли службу по охране границ, их столица Екатеринодар долгое время оставалась необустроенной, а поскольку она располагалась в болотистой местности, ее население массово страдало от малярийной лихорадки. В 1801 году центр Черноморского казачества планировали перенести в Тамань, но казаки не пожелали обустраиваться на новом месте. По той же причине в 1865 году проект переноса административного центра в устье реки Лаба, у ее впадения в Кубань, так и остался планом на бумаге.
С массовым расселением казаков на берегах Кубани этнический баланс на северных границах черкесских земель необратимо изменился. В ответ на появление новых поселенцев черкесские общества начали регулярные набеги на недавно основанные казачьи станицы. Российские власти запрещали казакам совершать ответные нападения и переходить на противоположный берег, который считался территорией Османской империи. Для разрешения спорных пограничных вопросов и наказания виновных они отправляли официальные письма к османскому наместнику (паше) в Анапу с требованием возмещения вреда, нанесенного его «подданными». Анапский паша возмещал убытки до 1799 года, пока в ответ на очередное письмо не отказался выплачивать возмещение за очередной черкесский набег и не признал, что черкесские общества, которые юридически считаются подданными Османского султана, не подчиняются его власти и приказы паши на них не действуют. Черкесские отряды к тому времени захватывали в плен османских солдат из ближайших фортов и освобождали их за выкуп. То есть османские чиновники официально признали отсутствие власти султана над свободными черкесскими обществами Северо-Западного Кавказа.
Новый император Александр I с 1801 года изменил политику отношений с черкесскими обществами к югу от реки Кубань. Теперь черноморским казакам разрешалось совершать ответные набеги на черкесские аулы с целью возмещения убытков. Такие акции назывались в документах «репрессалиями». Властям необходимо было поддержать черноморскую казачью элиту ответными набегами на черкесские селения, но постепенно местные военные начальники стали переступать границы дозволенного, и казаки стали предпринимать действия откровенно грабительского характера. И хотя властями Российской империи они осуждались, разбирательства в этом далеком от центра крае затягивались на годы. Результатом такой политики стало фактическое открытие нового фронта Кавказской войны на Западном Кавказе, которая в те годы находилась в своей неочевидной, как бы сегодня сказали, гибридной фазе, для которой характерно чередование отдельных военных столкновений и мирных периодов без четких границ между ними.
Этническая картина Западного Кавказа
Для того чтобы не запутаться в дальнейшем повествовании этой книги, следует представить, как выглядел Северо-Западный Кавказ на рубеже XVIII и XIX веков.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В моей книге я использую наименование «Западный Кавказ», как это было принято в годы Кавказской войны. В настоящее время регион, ограниченный Южным федеральным округом Российской Федерации, принято обозначать термином «Северо-Западный Кавказ».
2
Этнические термины «черкесы» и «адыги» равнозначны. Черкесы – экзоним, то есть внешнее название. Адыги – эндоним, то есть самоназвание народа. Для удобства далее я употребляю только термин «черкесы», под которым понимаются «адыги» или «адыгейцы». Для обозначения кабардинцев будет иногда употребляться термин «восточные черкесы», в отличие от «западных черкесов», объединяющих множество субэтнических групп, ныне обозначаемых как «адыгейцы» в Республике Адыгея, «причерноморские шапсуги» на Черноморском побережье Краснодарского края и «черкесы» в Республике Карачаево-Черкесия и части аулов Успенского района Краснодарского края.
3
Здесь и далее в книге так называются войны, которые в российской исторической литературе принято называть также Русско-турецкими.
4
В российской исторической литературе общепринято также название Русско-персидские(ая) войны(а).
5
Звание сераскира (тур. serasker – «главнокомандующий») в военной иерархии Крымского ханства носили князья ногайских орд, которые присоединялись к основному войску Крымского ханства во время больших военных походов.
6
Тогда Тамань была еще островом, но около 1816 года черноморские казаки выкопали рукотворное русло Кубани (так называемый Казачий Ерик), чтобы она пошла по новому каналу в Азовское море вместо Черного. В античное время Тамань представляла собой архипелаг островов, разделенных руслами нескольких притоков.