bannerbanner
Танец как диалог
Танец как диалог

Полная версия

Танец как диалог

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Светлана Михайлова

Танец как диалог

О чём эта книга?

Эта книга не про танцы: не про стили, техники, историю или выдающихся личностей.

Эта книга только про мой опыт соприкосновения с парными социальными танцами. Про то, чему научили танцы. Научили меня и наверняка научили других танцоров.

Это мой способ взглянуть на жизнь через призму танцев.

В танце люди раскрываются, обнаруживают прежде незамеченные грани своей личности. Танцы позволяют примерить разные роли. Мы часто переносим на танец привычные жизненные сценарии. А потом уже танцы учат нас проживать сложные ситуации.

В танце участвует тело. Мне нравится наблюдать и изнутри, и со стороны, как тела проявляются в танце. Танцуя, люблю замечать происходящее между мной и партнёрами.

Люблю читать о телесности и танцах. Люблю находить слова для своих ощущений и телесных переживаний. Именно поэтому решилась написать эту книгу. Книгу, которая создавалась по кусочкам как мозаика. Из разрозненных заметок-впечатлений и заметок-открытий. Из разговоров с другими танцорами. Я обсуждала, делилась, узнавала мнения других. Так в течение десяти лет создавались тексты, объединённые одной темой: всё то, что проживается на танцполе. Эмоции, истории, открытия, преодоления.

Цель книги – помочь вербализировать тот чувственный опыт, который, возможно, вы познали через танцы. И нормализовать те эмоции, часто неожиданные и оттого пугающие, которые могут испытывать люди в танце.

Впрочем, если вдруг нетанцующие смогут эмоционально вовлечься в текст, это будет для меня приятнейшая неожиданность.


Пишу я в первую очередь про парные социальные танцы. Здесь важно всё: и то, что танцы парные, и то, что социальные.

Социальные – значит, танцы в первую очередь для общения. Танец – это разговор без слов. Здесь нет заученности, как нет заученности в диалогах. На занятиях мы раз за разом повторяем новые движения точно также, как на уроках иностранного языка люди повторяют новые слова и фразы. Это делается не для того, чтобы выученное однажды воспроизводить строго по схеме. Цель многократных повторений: присвоить себе движения, сделать их естественными для себя и возможными к применению во время танца.

В любой момент. Когда захочется.

С любым партнёром.


Танцы давно стали для меня стилем жизни.

Я не профессиональная танцовщица и не стремлюсь к этому. Мне просто нравится танцевать. Я прихожу на занятия, чтобы танцевать и получать удовольствие от движений и общения в паре. Я учу движения, связки, а также знакомлюсь с разными танцевальными направлениями, чтобы иметь возможность танцевать ещё больше. Ещё чаще. С большим количеством партнёров.

Мне интересно именно парное взаимодействие: выстраивать диалог внутри пары, встречаться с другим человеком, его личностью, в танце.

Мне интересно открывать и переоткрывать себя в танцах. Годы идут, события в жизни подталкивают к изменениям, а танцы эти перемены подсвечивают ярче.


В танцы я пришла двенадцать лет назад, но при знакомстве на танцполе никогда не говорю про годы. Недавно открыла для себя лаконичный и честный ответ на вопрос, как долго я в танцах: «Не регулярно». Да, именно так:

– Ты танцуешь давно?

– Я танцую нерегулярно.

Уклоняюсь от ответа по нескольким причинам.

Во-первых, за двенадцать лет действительно были перерывы.

Например, год на беременность и восстановление после родов. Перерывы в связи с отпусками преподавателей и моими поездками. Поэтому чистого времени занятий меньше, чем те самые двенадцать лет.

Во-вторых, эти числа словно к чему-то обязывают. За это время можно стать профессионалом или начать учить других людей. Меня не привлекает ни то, ни другое. Мне интересен сам танец, моё проявление себя в танце и наше общение в танце с партнёрами.

В-третьих, такой вопрос чаще задают те, кто только начинают приоткрывать для себя дверь в мир танца. Они подчас напряжены, неловки, немного в панике и не очень понимают до конца, что здесь происходит. Не хочется их ещё больше напрягать. Пусть свои ошибки они объясняют моим неумением танцевать. Пусть утверждают, что это я от неопытности неправильно реагирую на их ведение. Пусть это буду я: мне не страшно, а людям спокойнее.


Мой танцевальный путь не уникален.

Этой своей неуникальности я старательно год за годом подбирала слова: описывала мысли, эмоции, чувства, ощущения. Я описывала свой неуникальный опыт, а, значит, находила нужные фразы для вербализации не только своих переживаний, но и других танцующих.

Если вы сейчас в танцах или входили когда-либо в этот мир движений, ритма, контакта с другими людьми, то, скорее всего, какие-то главы данной книги так или иначе найдут у вас отклик.

Конечно, откликнется не всё. Будет желание спорить, подбрасывать аргументы за другую точку зрения. Я этого ожидаю, ведь это так понятно и естественно, что у каждого человека свой путь, непохожий на проторенные тропинки других.

Мне нравится сталкиваться с чужим опытом, с несогласием, иными мнениями.

Лишь бы это не был спор ради спора. Мир социальных танцев разнообразен, у каждого из нас свой жизненный и танцевальный бэкграунд. Каждый чувствует, так, как чувствует. Потому отличия впечатлений вполне понятны и закономерны.

Я за разнообразие впечатлений и подходов. Чужие истории помогают разобраться с собственными ощущениями. Подчас открытия других становятся некой основой. С кем-то соглашаюсь – потому принимаю и присваиваю вербализацию пережитого. Или осознаю, что нет, не моё, и через это отрицание подхожу к мысли, что же тогда отражает моё восприятие танца и взаимодействия партнёров.

Мне нравится узнавать, какие находят формулировки другие люди, описывая общие для нас эмоции, состояния, ощущения. Мне важно находить слова для собственных переживаний и подглядеть/подслушать варианты других считаю полезным для себя.


Я наблюдаю за другими, а потом в диалоге соотношу увиденное с интерпретацией непосредственных участников действа. Ведь интересно и увлекательно отмечать, какие мы разные, как по-разному воспринимаем что-то в танцах.

Говоря про парные социальные танцы, я говорю про многое.

Про себя, свои жизненные установки и ценности.

Про своё тело и отношение с ним.

Про взаимодействие с другими людьми, про контакт в паре.

Про ревность. Действительно интересно наблюдать, как устоявшиеся пары, приходя на танцы, допускают физический и эмоциональный контакт с другими женщинами и мужчинами.

Про то, как иду навстречу ранее мне неведомому и как становлюсь свидетельницей чужих преодолений, обучения, ошибок, побед.

Про восприятие танцев и того физического контакта, который предлагает танец.

И много-много говорю про жизнь и свои ценности. Потому что свои ценности я привношу в танец. Потому что танцевальный опыт что-то подсвечивает, а то и побуждает к изменениям. За двенадцать лет танцы и жизнь для меня сплелись. Они неотделимы друг от друга.


Занятия парными социальными танцами преображают. Я из тех, кто пришёл в танцы девочкой-деревяшечкой без контакта с собственным телом. Руки-ноги отдельно, нелепые движения и неумение понимать партнёра в танце. Сейчас всё иначе. Благодаря хобби я стала другой.


Танцевальная школа влияет на досуг и круг общения. Она может стать семьёй, где все при встрече обнимаются, много смеются на занятиях, доверяют важное, поддерживают друг друга (не только в танце), проводят вместе вечера, выходные, праздники. Иногда кажется, что с этой танцевальной тусовкой нет никакой личной жизни, ведь Школа и есть наша личная жизнь.


Танцевальное хобби – это эмоции. Удовольствие общения. Радость движений и ощущение в пространстве собственного тела. Эйфория безмолвного разговора во время танца. Наслаждение от прикосновений.

Для меня ценно уметь танцевать.

Для меня танец – это способ взаимодействия с миром и инструмент, чтобы проявить себя. Я убеждена: тот, кто лучше владеет своим телом, возьмёт от мира больше радости и удовольствия. Танец – это способ жить, проживать ярко важные моменты. Танец – инструмент, чтобы справляться. Танцевать – значит, быть и заявлять о себе. Танцевать – это возможность выражать чувства и эмоции.


В этой книге записана очень искренняя история о чувствах и эмоциях, зародившихся в танце.

Возможно, о чём-то вы скажете: «Ого! Не только у меня так!» или «Да-да! Я чувствую то же самое, но никогда не получалось назвать эти эмоции и подобрать фразы, описывающие послевкусие от танца!».

Возможно, при чтении вы пристальнее вглядитесь в собственные впечатления от танцев и откроете для себя что-то новое.

Может воскликните: «Что за пошлость! Не было, нет и не будет у меня таких мыслей во время танца!», а потом тихо-тихо добавите: «Впрочем, такое было со мной. Но в этом не признаюсь ни вам, ни себе».

Танцпол – место, где мной сделано множество открытий о себе, о других, о жизни. Эти открытия я время от времени фиксировала, делая небольшие заметки. Теперь эти заметки превратились в книгу. Но для начала всё же предлагаю сонастроиться и обсудить, в чём же суть парных социальных танцев, как зарождается любовь к танцу и почему важно писать о танцевальном опыте.

Самое важное о парных социальных танцах

Суть парных социальных танцев

Эта книга для всех, кто хотя бы на час погрузился в мир парных социальных танцев. Поэтому я не буду подробно рассказывать в теории, что же это за танцы с технической точки зрения – вы все это знаете без меня.

Лишь напомню, что социальные танцы – тот вид взаимодействия в паре, где мало заученности и много спонтанности. Есть ведущий (чаще мужчина) и ведомая (чаще женщина). Ведущий отвечает за каркас танца, руководит сразу четырьмя руками и четырьмя ногами: своими и партнёрши. Он задаёт направление, даёт импульсы для движения, предлагает наполнить танец теми или иными движениями и связками (последовательностью движений).

Мы танцуем для удовольствия. И можем получить это удовольствие при обоюдном желании с любым из партнёров. Минимум заученности, максимум импровизации. Разговор без слов. Только физический контакт, прикосновения, обмен эмоциями. И что-то ещё, неуловимое, то, что появляется в паре. Своя атмосфера и магия.

И это неуловимое я пытаюсь разыскать. Найти для этого неуловимого слова как в данной главе, так и на протяжении всей книги.

Что же за этим кроется? За что мы любим социальные танцы? Что вкладываем в парное взаимодействие и что от него ожидаем?

Об этом предлагаю порассуждать. В социальных танцах мы взаимодействуем на разных уровнях. Обмен эмоциями, передача настроения, разговор без слов, физический контакт.


Танцы – это общение и эмоции

В этой книге я ещё много-много буду говорить про взаимодействие в паре с точки зрения эмоций. В том числе порассуждаем о влюблённости на танцполе, о ревности. Обсудим, действительно ли танец – это вертикальное исполнение горизонтальных желаний (определение, пережившее десятилетия и приписываемое то одному, то другому классику, а чаще – Бернарду Шоу). И вспомним, какие ещё эмоции можно проживать на танцполе.


Танцы – это физический контакт

Предлагаю эту грань взаимодействия пары обсудить сейчас, не откладывая до следующих глав.

Не все и не всегда готовы к физической близости. Особенно на первых порах. Мы приходим на занятие, подходим к незнакомому человеку и тут же должны взять его за руки. Для кого-то это уже преодоление.

Но в этом прелесть нашего танцевального хобби. В океане людей-одиночек, где принято дотрагиваться только до членов семьи, есть тёплый островок объятий, прикосновений, поглаживаний.

Прикасаться. Это для меня особое тактильное удовольствие.

Нравится, когда обнимают меня. Нежно. Бережно.

И хотя в школах танцев частенько любят трогать людей, это не значит, что каждого нового человека с порога стремятся завлечь в близкую позицию, поплотнее прижать к себе против воли и в тисках объятий провести занятие.

Наоборот, создаётся впечатление, что в танцевальной тусовке больше уважения к личным границам. Мы учимся чувствовать, понимать без слов даже мимолётные сигналы от человека, не готового к тому или иному действию.

Желание физического контакта – это совпадение многих важных факторов.

Имеют значение настроение, события дня, отношения с партнёром, музыка. Да что угодно! Кроме того, поначалу могут сдерживать личные и общественные установки. От такого восприятия избавиться за раз невозможно. Потому страшно довериться.

Кто-то близкие объятья ассоциирует исключительно с эротикой, интимной близостью. Но танец чаще – легкомысленная игра, где есть взгляды, флирт, прикосновения. Игра, которая существует на танцполе лишь одну мелодию.

Парный танец может быть даже совсем не про взаимоотношения мужчины и женщины!

Слишком серьёзное отношение к происходящему подчас мешает и стесняет.

Ещё бывает, что нужно дать себе время привыкнуть. К партнёру, прикосновениям. Чтоб допустить в личное пространство человека не из круга близких людей.

Дать себе время – это тоже про бережность. Это важно.

Почувствовать себя в безопасности. Понять, что в любой момент можно сказать «нет» и прекратить взаимодействие. Ведь только тогда, когда знаешь, что твоё «нет» всегда услышат, сказать «да» намного проще.


Танцы – это разговор без слов

Бесконечно люблю за это парные танцы. Я не люблю, когда слишком много разговоров – устаю от них. А в танце отдыхаю. Это мой идеальный способ общения: вроде взаимодействие было, что-то друг другу рассказали, но при этом не говорили ничего.


Танцы – это создание прекрасной истории на основе ведения и следования

В следовании есть своё особое наслаждение. И это даже не про «решай сам за нас двоих, куда идти», а про состояние сонастройки с партнёром и прислушивания к ощущениям в собственном теле. Про улавливание всех движений ведущего, отклик на малейшие импульсы: где-то корпус повёл чуть в сторону, где-то вес сместил и прочее. Возникает ощущение, что вы не два отдельных тела, а единый организм.

Ощущение полного взаимопонимания. Когда все движения естественны. Когда танцуешь, как дышишь: не задумываясь и не контролируя. Когда не чувствуешь даже самого ведения и делаешь шаг просто потому, что хочешь его сделать. Словно какая-то неведомая сила направляет нежно и с заботой.

В такие моменты партнёры в одном пространстве. Отдельные от всего мира, самые близкие друг для друга люди. И всякое движение в каждую секунду наполнено особым смыслом, известным только двоим. При этом время будто останавливается, но мелодия заканчивается слишком быстро.


Танцы бывают разные.

Динамичные или медленные, но все они прекрасные.

Здорово, когда можно выбрать, что лучше подходит под настроение, в каком танце лучше чувствует себя и проявляется тело. Мне безумно нравится ощущение, когда танцуешь так, как дышишь: легко, естественно, без надрыва.

Для примера хочу рассказать о своём проживании некоторых из направлений танцев, с которыми знакома я.

Например, кизомба.

Танец, про который есть шутка: «Если станцевал с девушкой кизомбу, обязан на ней жениться». Танец, предполагающий близкий контакт. Но если вглядеться в пары на танцполе во время занятия или вечеринки, можно подметить, как по-разному взаимодействуют танцующие внутри пар.

Кто-то выбирает быть ближе. Кому-то комфортнее на большем расстоянии. Всё решается в танце, в безмолвном диалоге. После того, как одна мелодия сменит другую, вновь образованные пары будут взаимодействовать чуть иначе.

Кизомба – танец, у которого нет, по сути, основного шага. На каждый шаг, неважно, вперёд, назад или в сторону, ведёт партнёр. Каждый шаг делается только потому, что так решил ведущий. И только так, как он этого захотел. Шаг за шагом. Импульс за импульсом строится танец.

Предугадать невозможно. Можно только довериться, расслабиться и следовать. Каждую секунду, каждую долю секунды удерживать внимание на партнёре и откликаться на малейшие импульсы. Это требует сонастройки друг с другом. Именно тогда случится один прекрасный танец на двоих.

Примерно полгода я просто натаптывала базу кизомбы и старалась слышать ведение партнёра. В танец я не вкладывала ничего. Но однажды утром захотелось слушать те мелодии, которые включают на занятиях, и двигаться исключительно в ритме кизомбы. Так, спустя месяцы я начала понимать всю чувственность этого танца, скрытую красоту, прячущуюся за незамысловатыми шажками.

Кизомба оказалась непохожей ни на обожаемый мной в тот период хастл, ни на зажигательную сальсу. Кизомба на фоне сальсы и бачаты казалась слишком неспешной, но даже не в ритме было дело. Меня наконец-то зацепило, как в этом танце выстраиваются отношения с партнёром.

Другие танцы были для меня про праздник, движение, радость общения. Когда видишь ситуацию на танцполе и радуешься тому, что происходит вокруг.

Идеальная кизомба мне представилась иной. Встав в близкую позицию, обняв крепче партнёра, прислониться к его плечу, оградиться ото всех, закрыть глаза. Нет помещения. Нет других людей. Нет меня. Есть партнёр: я растворяюсь в нём и в танце. Окончание мелодии как пробуждение: немного рассеяно озираюсь вокруг, привыкая к новой реальности. Был период, когда другие мелодии воспринимались как танец с партнёром, а кизомба по ощущениям была как растворение в танце и партнёре.

По сей день считаю кизомбу самым загадочным танцем из мной станцованных. Это танец с секретом. Ничего личного и лишнего для посторонних глаз, но очень наполнено для участников. Если в других танцах ведение более-менее заметно, то в кизомбе для стороннего наблюдателя не понятно, например, почему вдруг партнёрша шаг «лишний» сделала. Тем временем в паре всё логично и своевременно в безмолвном диалоге.

Или, например, зук. Я нежно люблю зук.

Обожаю ритмы зука – они все для меня витальные. В зависимости от настроения и контекста, они про свободу, жизнь, секс.

И сейчас хочу поделиться, как любовь к этому танцу зародилась во мне.

Любовь к танцу

Как думаете, можно ли влюбиться в танец с первого взгляда? С первых шагов? С первых поворотов? Когда приходит любовь? Сколько нужно часов практики, чтобы полюбить?

Моя любовь не приходит мгновенно. Не возникает из ниоткуда.

Чтобы полюбить, надо познакомиться поближе, узнать, попробовать. Осознать.

Как моему телу в этом танце? В этом ритме. В этих движениях.

Удобны ли скорость и дистанция?

Комфортно ли так взаимодействовать и вести безмолвный диалог?

Увидеть недостаточно. Надо прочувствовать телом.

Сначала узнаю техническую сторону: постановка корпуса, основные движения, особенности контакта с партнёром. В этот момент не до эмоций. Даю себе время привыкнуть, сосредотачиваюсь на новом, довожу до автоматизма.

Для меня изучение танца сродни знакомству с иностранным языком. Пока не узнаешь слова и как строить предложения, не заговоришь. Разговора не получится.

Танец – тот же разговор. Со своим «словарным запасом» из движений и базовых шагов.

Всякий раз надо дать время себе, телу привыкнуть. А потом отпустить. Позволить идти как идётся. Делать, что предлагает ведущий. Сосредоточиться на ощущениях. Почувствовать «вкус» танца. Осознать, каково моему телу в этих движениях и в этом контакте.

С каждой мелодией приходят новые осознания. В другой паре почувствую что-то ещё, на что раньше не обращала внимание.

Сначала знакомство. Затем интерес. Потом, возможно, произойдёт смешение обстоятельств: место, время, мелодия, партнёр, готовность всецело отдаться танцу. Перестать думать о шагах, правильности движений. Довериться потоку: звучанию музыки и диалогу без слов, чтобы слышать и откликаться телом. Погрузиться в танец.

Тогда приходит любовь.

Для меня так. Для вас, возможно, будет иначе.

Так полюбила зук. Окунаешься в него, словно входишь в море. Там, в море, плывёшь, наслаждаясь каждым движением. И партнёр подобен морскому течению. Направляет. Кружит. Даёт импульсы. В то же время удерживает, заботится.

Зук для меня очень про витальность. Про воздух и свободу. Про море и щемящее чувство любви к миру. Про полёт и секс. Тот секс, который очень про телесность, но не про похоть. Который про желание быть: быть в этом мире, ощущать жизнь каждой клеточкой тела.

Зук ассоциируется с красотой, грациозностью, изяществом. С волнами, океаном, течением. С полётом, кружением. Зук – танец, в котором для меня важно не столько взаимодействие с партнёром, сколько музыка и я сама. Тот случай, когда мне не важно, направлено ли на меня внимание партнёра или он совсем не со мной мыслями. Меня слишком захватывает убаюкивающий ритм мелодий: тум!-чик-чик… тум!-чик-чик… тум!..

И я благодарна нашей танцевальной школе за возможность узнать этот танец и немного научиться двигаться под завораживающие меня мелодии.

Впрочем, не только за зук или кизомбу я люблю мир танца. Мне нравится само движение под мелодии. Меня увлекает взаимодействие с партнёрами. Бывает, объединяются в пару (у нас на этот счёт есть шутка про «спариваются») два человека, знающих несколько танцев. И звучит мелодия, которую можно трактовать неоднозначно. То ли кизомба, то ли зук. То ли танго, то ли бачата.

Тогда появляется интересный результат танцевального сотворчества. В паре это очень интересно чувствуется и танец получается органичным. При этом, конечно, мы ни о чём не договариваемся: всё происходит спонтанно.

Почему меня манит увлекательный и удивительный мир танцев?

Танцевальный зал – место, куда я всегда возвращаюсь.

Часто возвращаюсь. А потому, по сути, никуда и не ухожу.

Возвращаюсь через час. Через день. Через полгода. Да даже через год! В какой-то момент вдруг станет чуть свободнее со временем, появится чуть больше возможностей. Вдруг пойму, что засиделась и давно не танцевала – и я уже в зале или на вечеринке. Не откладывая, не тратя время на сомнения.

И продолжаю танцевать, словно никуда не уходила.

Девочкам, как мне видится, чуть (или даже не чуть?) проще. Нам не надо помнить движений, фигур, связок (впрочем, последнее и партнёрам помнить необязательно). Просто встаёшь в пару и делаешь это.

После долгого перерыва может случиться и такой диалог:

– Что ты помнишь?

– Я? Ничего! Но тело наверняка помнит – надо его спросить.

– Хорошо, сейчас спросим тело.

И мы танцуем. Шаг за шагом. Движение за движением. Так создаётся танец.

Конец мелодии и осознание: помню же! Всё помню!


Танец – тот способ выражения себя, к которому я то и дело возвращаюсь.

Танец – безмолвный диалог, в котором чуть лучше узнаёте с партнёром себя и друг друга.

Но танец – лишь видимая часть процесса. Всё самое завораживающее, увлекательное происходит внутри. Внутри нас, внутри пары, внутри группы.


Каждый в этом взаимодействии находит что-то своё.


Что для меня в них притягательного? Почему при любой возможности пью залпом этот танцевальный коктейль, стремясь прочувствовать все нотки вкуса?

1. Движение. Много движения. Такого нужного и разного.

2. Больше гармонии в отношениях с телом. Узнаю лучше своё тело и его возможности.

3. Новые способы выражать себя, своё настроение, чувства, эмоции.

4. Этот кайф, когда голова отключена, и ты просто следуешь за музыкой и партнёром.

5. Танцы учат не думать о правильности или неправильности движений, смотрит ли кто-то на тебя, оценивает ли. В какой-то момент это становится неважно. Ты наконец-то перестаёшь казаться. Обретаешь свободу. И становишься собой.

6. Встречаешься с собой настоящей. Через тело, движения, танец.

7. Пребывание в моменте «здесь и сейчас». Это отдельная магия: приходя на занятия или на вечеринку, я отключаюсь от всего, что за пределами нашего танцевального мира. Никаких забот и лишних мыслей. Только музыка, партнёр, моё тело, наш танец.

8. Взаимодействие в паре. Разные роли, разные чувства, разные эмоции.

9. Физический контакт, объятья, прикосновения. Это важно для большинства из нас, взрослых людей. Но как часто и в достаточном ли объёме мы это получаем в современном мире?

10. Ещё школа танцев для меня – это не только танцы, занятия, вечеринки. Это наши нетанцевальные активности и общение.


Если вы только-только соприкоснулись с миром парного танца, возможно, что-то из этого списка совсем не отзовётся вам, покажется чужеродным.


Причина проста: для всего нужно время. Только спустя дни, недели или месяцы вы сможете позволить себе впустить этот опыт в жизнь, открыться ему, поверить реакциям своего тела.

На страницу:
1 из 3