Полная версия
НЕСУН
Людям нужны естественные законы, а не фальшивка-мораль. Людям лгали 70 лет – люди стали слепыми идеалистами. Теперь они поспешно исправляют свои ошибки, наверстывая упущенное.
Заводы, где я когда-то трудился… Чем отличаемся мы-вчерашние от мы-сегодняшних? Можно восстановить воспоминания, сравнить. Чем? Пожалуй, вот чем: в нас появилось явное желание зарабатывать – работать, увеличивая свои доходы; мы стали в этом смысле гораздо активнее, ибо перед нашим взором появилась возможность. Мы желаем быть хозяевами собственного положения. Мы еще во многом рабы. Но мы уже во многом свободные люди. Раб и свободный – в этом разница. И мы будем драться именно за такую свободу. За свободу, что улучшает нашу жизнь. Работа наша становится все осмысленнее. Работа не ради работы, не ради Абстракции (как было вчера) – но работа ради благополучия нас и наших семей. Реформа сломала социалистические «потолки». И поделом.
Но мыслят так далеко не все. Еще много среди нас таких, что ждут коммунистического возврата. Они хотят обратно довольствоваться благополучием нищих, хотят уравниловки – в ней они привыкли усматривать справедливость и нравственность. Они соскучились по Розовым Обещаниям – они дети Лжи. Они хотят посылать начальство что помельче на хуй – им же внушали, что они гегемоны. Они хотят вернуться в свою страну Гегемонию: там можно без оглядки пьянствовать у станка, там можно работать щадя живот. Там юность их, там они выросли и там состарились – и они желали б Туда снова вернуться. Их много.
Новый стиль – доля сильных, инициативных людей. Стиль этот стимулирует инициативу людей. И тем прекрасен. Нынче ценится не способность к тупой работе – а способность к активности, котируется гибкость ума. Ценится только то, что приносит реальную пользу и выгоду. Стиль этот рационален и прагматичен. И не позволяет людям создавать ненужные вещи.
Вчера, в честь женского Дня, «квасили» в мастерской… Фомич неплохой мужик, я это подозревал, у него я наверняка чему-нибудь да научусь. А научиться бы не помешало отношению к жизни. Я хотел бы спуститься ближе к земле, сбросить свой задрипанный идеализм, перестать витать в облаках выдуманной мною реальности. Ведь люди живут по простым законам, живут для себя, ради себя, ради своих семей; люди никогда не жили, не живут и не собираются жить ради Светлой Мечты. Все это было напускное и ложное, все это существовало в словах, и Реформа осуществлена в России, чтобы сбросить именно эту ложную пелену с наших глаз. И я хотел бы научиться у людей, которые давно уже живут без пелены на глазах: они естественны, я знаю, они правы, только они правы. К тому же только их житейский незамысловатый опыт и рождает мораль грядущего дня: и в той морали люди не живут ради непонятного Светлого Дня, не тратят понапрасну силы ради неосуществимого.
В моем доме теперь появилась водка, а в кармане первый денежный аванс. Мы служба наладки – мы элитные кадры предприятия, мы знаем секреты предприятия, мы эти секреты храним – за это, как награда, и водка и аванс, который выдан далеко не всем. Мы те, благодаря которым предприятие существует – те (к сожалению ли?), кто первыми нарушает Закон, потому что этот закон далеко неправильный, потому что с таким законом людям невозможно прожить. Такое время, такое уродство жизни: и мы обходим сие уродство, оставляя искусственные неудобства юродивого бытия далеко в стороне.
Фомич строго требует одного: не красть продукцию (водку) без него! Это не сложно выполнить, потому что условие не требует воздержания – мы воруем водку вслед за Фомичом, столько, сколько кому понадобится (как при коммунизме – живем по потребностям). Мы кадры элитные – нам позволяется многое; требуется от нас только одно – сохранение тайны. Тайны, говорящей, что наше производство подпольное, что мы гоним водку в продажу, не имея на то лицензии, не платя государству налоги. Ложь? или новая правда, что настойчиво стучится в жизнь? Ведь с такими налогами (известно всем) никакое новое производство невозможно поднять – а значит правда на стороне нашей. И потому наша совесть спокойна. И вообще, к черту совесть! – пусть болит это место у тех, кто 70 лет морил русский народ слащавыми небылицами о коммунистическом рае! К черту отныне совковую совесть и коммунизм! Мы хотим просто жить и мы учимся жить, и мы теперь научимся жить и научим этому своих детей: научим мы их брать то, что положено по жизни им. Брать – нет, не просить «дай, дядя!» – а именно брать, брать требовательно, настойчиво, брать по праву. Так что водка в моем серванте – это первый урок как брать по праву. Семьдесят социалистических лет люди тащили с производства все, что могли тащить – они брали по праву. Те, кто лучше других понимали эту мораль, – те и жили лучше других. Они не боялись брать то, что принадлежало по праву им. Они знали, что мораль, окружающая их умы, ложна. Они жили другой моралью. Той моралью, о которой мы сейчас тут говорим, и которая сменяет все настойчивее прежнюю мораль коммунистической байки.
Все люди братья – утверждала старая мораль. Все люди друг другу соперники – говорит мораль новая. Не укради – гласила старая мораль. Бери то, до чего дотягивается твоя рука – спорит мораль новая с моралью старой. Чти Закон – внушала старая мораль. Знай, что Закон придумали люди, а люди корыстны, люди друг другу соперники – учит мораль новая. И кто воспользовался ею, тот и живет. Вот правда. Вот и вся правда. Правда для инициативных людей. Правда, говорящая, что ради лучшей жизни достойно иногда даже пойти на риск. Правда борьбы за себя. Правда войны с корыстью, хитростью других людей. Людей, которые тебе вовсе не молочные братья. Правда, смеющаяся над жестом нищих «дай!» Правда, которую навязывает сама Жизнь. Которую долго скрывали от нас. Скрывали вполне корыстно. Правда, которая открыла теперь наши глаза, сказав во всеуслышанье: люди, вас так долго и так нагло обманывали! Что правда, то правда.
Если когда-нибудь увидит свет мой дневник, это будет хронологическая история моих моральных ошибок. Это – про мучительное искоренение старой лжи. Это о поиске той правды, что дарует человеку возможность во благополучие жить. Просто жить. Как мало мы так долго искали.
Глава 3
Среди волков
Пожалуй, с удовольствием пишу только дневник. Тщеславия литературного во мне не было и нет. Всматриваясь в дальнейшую свою судьбу, думаю так: я напишу один-единственный автобиографический материал и этим вполне удовлетворюсь. Зачем мне большего, я и так богат: я люблю реальную жизнь, люблю новых людей, люблю лес и реку, солнце и свою семью – у меня есть так много всего – к чему мне еще писательство? Если я и напишу когда-нибудь свой манускрипт, то только потому, что на прошлом я хотел бы наконец поставить жирную точку. Я ищу свободы от груза прошлого. Я ищу легкости, что позволит мне обратно радоваться жизни, людям и летнему зною. Так просто устроены мотивы моих творческих замыслов. В них нет ни корысти, ни поиска славы: от прошлого какая выгода? Да и поиск выгоды всегда был крайне чужд для меня. Я – в мать. Она жила в радость. Отец мой пытался найти выгоду в накопительстве – и все потерял. Он жил ошибаясь и заблуждаясь (в главном). Настоящие ценности он, пожалуй, не знал. Идеалы его порушены. Сбережения, накопленные честным трудом, превратились в песок – они не принесли никому настоящей пользы и радости. Он шел по пути потерь. Теперь все это стало явью, стало наглядным. А на его перекошенном болезнью лице так и не желает поселиться покой. Он и не искал покой. Мне даже кажется, что он и сам не знал, что искал. В последние годы он боролся с грядущей жизнью, боролся до конца – а зачем? Ему всегда недоставало благоразумия. Он был типичнейшим коммунистом – слепым и фанатичным, выполняющим до последнего вздоха партийный «приказ». Жизнь посмеялась над «приказом», над самой Партией и над фанатизмом моего родителя…
К отцу я относился всегда с претензией: он не научил меня жить естественно. Мое творчество появилось из ущербности моего воспитания: во мне жил привитый воспитанием отца конфликт. Отец учил меня жить по честному. Но честность эта носила примитивный характер. Эта была какая-то инфантильная честность, ее конечной целью была несбыточная мечта-утопия. А значит и сам принцип той «честности» носил ущербный характер. И эта «честность» оказалась бесплодной. Ибо ценно только то, что полезно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.