bannerbanner
Разделение на секты в религии единобожия
Разделение на секты в религии единобожия

Полная версия

Разделение на секты в религии единобожия

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Рафиг Шейх Гюльбалаоглу

Разделение на секты в религии единобожия



1. Разделение на секты в Библии.


Во все времена исторической эпохи, в процессе становления человечества не было такого народа, к которому не посылались пророки. И каждый пророк в зависимости от восприятия ниспосланных ему откровений, оповещал свой народ о Господней Истине и указывал им, какой жизненной пути следует придерживаться. Но, вследствие искушения Сатаны земное богатство и воля власти, пришлось потомкам Адама более заманчивым, поэтому они, избрав путь соблазна, постепенно стали отпадать от праведного общества. И каждый подобный избранный путь, накапливаясь, стал той основой, на которой образовались новые религиозные вероучения, насыщенными культовыми представлениями. Все эти характеристики стали одним из главных причин образования различных оккультных верований, повлекшее к разделению и в итоге раздорам среди общества. Поэтому раздор и борьба между кланами в культовых религиях стал одним из естественных явлений. В отличие от них религия единобожия однозначно выступал против какого-либо разделения, и независимо от принадлежности к определенному народу призывал к единению и братству. Так как для последователей единобожия Бог Един, значит и общество тоже должно быть единой. “Он учредил для вас в религии закон, который был завешан Нуху, Тот, что внушением тебе Мы ниспослали и что завешан Ибрахиму, (А следом) Мусе (позднее) Исе: “В религии блюдите стойкость и в ней единство сохраняйте!” К чему ты призываешь их. К себе Аллах избирает тех, кто этого желает, к Себе ведет того, кто обращен к Нему” (сура 42:13)Но, эта истина, из-за высокомерия священнослужителей иудейского Храма не нашло своего подтверждения, прежде всего, первые разногласия в религии единобожия начались из-за богослужебных ритуалов, так как каждый иудейский клан выступал с точки зрения тех обычаев и обрядов установленного в их обществе. “Но разделились меж собой они, когда к ним знание пришло, по злобной зависти к друг другу, и если бы Господне слово не предварило срок, назначенный (для них), меж ними все б уже решилось. Но те, кто после них наследовали Книгу, в сомнении об этом пребывает” (сура 42:14) По мнению аль-Маудуди расхождение среди последователей прежних Писаний состояло в их бахвальстве, самодурстве, взаимном соперничестве, стремлении обескуражить и ущемить других, а также в жажде богатства мира сего и влияния. Там, где почитается только Аллах, где следуют Его закону, там нет места для людей, жаждущих власти; это и побудило их изыскивать новые философии и учения, чтобы подчинить себе искренних верующих.1 А объяснением тому является то, что лишь 10 заповедей ниспосланного пророку Моисею было запечатлено на скрижалях, а остальные ниспосланные заповеди, которые он передал своему народу, и были зафиксированы в письменном виде лишь спустя сорок лет после его смерти, а именно после того как сыны Исраиля поселились за рекой Иордан. “Мы Мусе Книгу ниспослали, но (среди них) о ней возникли споры, и если бы Слово твоего Владыки не пришло к ним раньше, меж ними было бы все решено. Они же – в тягостных сомнения об этом” (сура 11:110). Первые последователи иудаизма, прежде всего, спорили из-за руководства, но причиной разделения стало их невежество и высокомерие. В конечном итоге они раскололись на группы и партии, каждая из которых пыталась жить на основании собственных представлений. Возникновение оппозиционных течений по отношению смысла текстов Библии, главным образом связано отсутствием в ней единого религиозного представления. Оказывается, что существует огромное количество смысловых противоречий, как между различными библейскими книгами, так и внутри этих книг.


В настоящее время есть основание полагать, что библейское Пятикнижие, в которое входит Бытие, было составлено в 30 годах VII века до н.э., то есть, спустя более 300 лет после ее ниспослания. Исследователи установили, что Бытие было составлено в 621 г. до н.э., а именно после ремонта иерусалимского Храма Бога Яхве, и послужила базой для религиозной реформы царя Иосия. Только первая часть Библии «Ветхий Завет» вместе с неканоническими книгами составляет 77 книг. Также различны по своему содержанию книги Нового Завета, которая состоит из 27 книг: 4 евангелия, 21 Послание апостола Павла, Откровение Иоанна (Апокалипсис). Последовательность появления книг Нового Завета не совпадает с каноном, которая отстаивается христианской традицией. Первое евангелие окончательно оформилось в конце 60-х годов, то есть после 30 лет проповеди пророка Иисуса. Откровение Иоанна в конце 90-х годов. Во втором веке – другие евангелия, а в начале второй половины II века – Деяния апостолов и остальные Послания. Все эти цифры говорят о том, что окончательное оформление Нового Завета было осуществлено спустя десятилетия после смерти Иисуса сын Марьям. Отдельные звенья христианского вероучения выражены в Новом Завете сбивчиво и противоречиво, так что связать их в нечто цельное оказалось весьма нелегкой задачей для христианских богословов. Отсюда многочисленные противоречивые толкования смысла Нового Завета, которые являлись в истории христианства оправданием вероисповедных и социально – политических позиций боровшихся между собой направлений. Канон Нового Завета устанавливался постепенно в обстановке борьбы между разными общинами первых стран.


Одной из ранних групп христиан являются иудеи – христиане, соблюдавшие ряд иудейских обрядов. Одни называли себя «эбиониты», другие «евреи», а третьи «назареи», и каждая группа в пределах иудейской традиции следовала своим вероучениям. И лишь только идеологическая проповедь Павла привела к разрыву со всеми течениями иудаизма, тем самым, распахнула двери христианства культовым традициям Сирии и Рима. Начиная с тех времен, изменения религиозных представлений и традиций для христианских священнослужителей стало привычным делом, узаконение которых происходило в собрании эпископов. Все эти изменения и дополнения продолжалось и в последующие годы, и завершилось окончательной разработкой христианского представления о будущем пришествии Иисуса Христа, которая основывалась на евангельские предсказания Иоанна, и стала одним из главных идей христианского вероучения. Интерес к учению вознесения и второго пришествия Иисуса Христа был так велик, что Собор Ватикана объявил ее как символ веры. Поэтому все ожидали «второго пришествия» Иисуса Христа. Но результаты не оправдали ожидаемого, прихода мессии не осуществилось ни при жизни одного поколения, о чем предвещал евангелист Матфей, ни в последующие годы. Неопределенное ожидание утомило христиан, и этот период стал для них испытанием, во время которого вера была утрачена, и в конечном итоге возникло много ложных верований. И лишь спустя шестьсот лет после Иисуса Христа был послан «спаситель» человечества Мухаммад (с.а.с.). “О люди Книги! От нас пришел посланник к вам, чтоб разъяснить вам (истину Господнего) после столь долгого отсутствия пророков, чтоб не сказали вы: не приходили к нам ни вестник доброго, ни увещатель (от дурного). Теперь пришел к вам благовестник и увещатель (против злого). Поистине, Бог властен надо всем” (сура 5:19). Пророк Мухаммад (с.а.с.), пришел ко всему человечеству, чтобы передать им радостную весть и увещевать, а задача человечества – признать его, а если этого не случится, то Аллах (хвала Ему!), достаточно могуч, чтобы притворить Свою волю иным способом.


2. Коран – Книга, где нет места на разделения.


Аллах (хвала Ему!), ниспослал Книгу Коран, чтобы выразить власть и достоинство Единого и Мудрого Творца, а также выявить все причины несогласия между людьми. Эта Книга является единственным Писанием, где охвачены все аспекты и принципы человеческого общества. И она до той степени насыщена нужными информациями, что освобождает человека от необходимости обращения к другим источникам. “Скажи: “Ужель стану желать иного судию, помимо Аллаха?” Ведь это – Он, кто ниспослал для вас ясно изложенную Книгу. И знают те, кому Писание дано, что в истине от твоего Владыки она дарована тебе. А потому, не будь из тех, которые в сомнении об этом. И завершится Господне Слово по истине и справедливости (Господней воли). Никто не может изменить Его словес. Ведь Он все слышит и все знает” (сура 6:114-115). Праведный раб не ищет других норм и авторитетов, кроме воли Аллаха. И здесь Сиддики задается вопросом: “Нужно ли мне искать другой авторитет, помимо  Аллаха, который исправит Его решение и даст такое чудо, которое заставит неверных поверить в Аллаха и признать правдивость Его пророка?” А ответ прост: “Не следует искать другого авторитета, так как это Руководство ниспосланная всему человечеству настолько ясно и просто все излагает, что любой читатель или слушатель легко может понять смысл Его Послания. Каждый может понять, к чему она призывает, что нам разрешено и что запрещено, что она считает истинным, а что ложным. Поэтому единственным авторитетом для нас является Аллах (хвала Ему!)”.2


Прослеживая историю создания мировых религий, видно, что письменная фиксация каждой из них происходили через поколения и даже столетия. По этой причине каждый из них подвергалась искажению или добавлению. В отличие от них Коран единственное Писание, которое не подвергнуто каким-либо изменениям, и чистота текстов дает нам почувствовать вечную заботу его сохранности. “Мы истинно, послали Книгу (в руководство людям) и будем истинно, блюсти ее сохранность” (сура 15:9). “Коран, – пишет В. Порохова, – единственное Писание, записанное при жизни пророка, непосредственно с его слов, и за тысячи триста лет своего существования не претерпело ни малейшего изменения и стало «материально ощутимым» свидетельством, или скорее, Господним знамением истинности Слова. Сохранность Священного Корана была декретирована Всевышним, что говорит о несомненной Единственности Писания, лишенного любого вторжения человеческого фактора, сохранность которого Господь возложил на Себя”.3


К тому времени как призыв Мухаммада (с.а.с.), был полностью доведен до сведения, ислам занял господствующую позицию среди арабских племен. Именно, в это время появились первые признаки того, что посланник Аллаха (с.а.с.), готовиться проститься с жизнью, о чем можно было судить по некоторым его словам и делам. Одним из ярких примеров было то, что в месяце Рамадан 10 года хиджры он неотлучно провел в палатке, установленного во дворе мечети целых двадцать дней. Раньше в месяце Рамадан он проводил в уединении десять дней, но в этот раз двадцати дневное пребывание объяснялось тем, что в этот год он с ангелом Джибрилом проверял Коран дважды. А что касается одного из значимых заповедей, который он передал исламскому обществу, был следующий айат: “И скажи: “Я – истинно, вам увещатель ясный (что уберечь вас от того), что ниспослали Мы на разделяющих (Писанье) по предпочтеньям и корысти”” (сура 15:89-90)Это обращение Аллаха (хвала Ему!) к Своему посланнику богослов ас-Саади комментирует следующим образом: “О Мухаммад! Не восхищайся мирскими прелестями так, чтобы они овладевали твоими помыслами. Богачи наслаждаются этими удовольствиями, и невежды обольщаются ими. Но ты должен довольствоваться семью часто повторяющимися сурами или айатами и великим Кораном, которым тебя одарил Аллах. И не печалься о неверующих, поскольку от них нет ни пользы, ни добра. Правоверные заменят тебе их самым прекрасным образом. Посему будь с ними учтив и обходителен, возлюби их и оказывай им уважение. Увещевай людей и выполняй возложенную на тебя миссию. Проповедуй ислам среди своих и чужих, среди друзей и врагов, и если ты справишься со своей миссией, то не будешь отвечать за их грехи, равно как и они не будут отвечать за твои деяния”.


Русский философ публицист П.Я. Чаадаев отмечал: “Ислам – одно из наиболее замечательных проявлений Закона. Мухаммад – несравненно более заслуживает уважения со стороны людей, чем вся эта толпа бесполезных мудрецов, которые не сумели ни одно из своих размышлений облечь в плоть и кровь, и ни в одно человеческое сердце вселить твердое убеждение; которые лишь внесли разделение в человеческое существо, вместо того, чтобы постараться объединить разрозненные элементы его природы”.4


В Коране имеется множество айатов, где свидетельствуется о посланнической миссии пророка Мухаммада (с.а.с.), и в переданных его откровениях не было какого-либо недостатка, и все было изложено ясно и убедительно. Те, которым дали Мы Писание, радуются о том, что свыше ниспослано тебе; но в среде их сонмищ есть такие, которые отвергают часть того. Скажи: мне заповедано, чтобы я покланялся только Богу, и не признавал соучастников Ему: Ему я молюсь, к Нему мое обращение. Вот, Мы ниспослали его, чтобы он был арабским судебником; а если ты последуешь их желаниям, после того, как пришло к тебе знание, то тебе не будет ни заступника, ни защитника от Бога. Прежде тебя Мы посылали посланников и давали им супруг и чад. Каждый пророк не иначе мог передавать знамение, как по изволению Бога. На каждое срочное время было своё Писание: Бог, что хочет, или уничтожает или утверждает: у Него первоначально написанный свиток Писания ”(сура 13:36-39)Слова откровений Корана «разделяющих Писание» подразумевает иудеев и христиан, которые поклялись друг другу бороться с пророком и его последователям. Первым делом они стали отвергать те айаты Корана, которые разоблачали искаженные откровения их Писаний. Следующим, предпринятым ими шагом, стало удерживание тех людей, которые стремились в ислам. Одним из главных задач ниспослания последней Господней Книги заключена в том, чтобы оградить иудеев и христиан, а также представителей культовых религий от разделяющихся на соперничающие стороны. А что касается отношения между иудеями и христианами, то они с первых дней обвиняли друг друга в вероотступничестве. Но когда дело доходило до борьбы против ислама, то всякая ненависть друг к другу исчезала, и они становились союзниками. Кроме того, они искусно использовали малейшие ошибки мусульман, чтобы внести раскол в их общество.


Не смотря на предупреждения Аллаха (хвала Ему!), мусульмане поддавшись богословам искушенным Сатаной стали создавать различные учения, на основании которых единое исламское общество разделилось на несколько сект. И что интересно, все эти религиозные учения составленные ими финансировались состоятельными иудеями и христианами. Не прошло тридцати лет после смерти посланника Аллаха (с.а.с.), как в мусульманском обществе появились первые признаки разделения. Имея в наличии столь необходимых наставлений и предупреждений, невозможно представить себе, что последователи ислама, имеющее единое не делимое общество разделились на различные течения. “Поистине, ты – не из тех (О Мухаммад), кто разделяет свою веру и делится на секты. Их дело (в ведении) Аллаха, и Он потом им возгласит все (зло того), что делали они” (сура 6:159). “Здесь, – пишет Сиддики, – указывается на те расхождения мотивов, которые лежат на эгоизме и зависти. Как можно дойти до разногласий по ясным вопросам, если человеческие намерения и мотивы не являются неизменными? Поэтому в мусульманском обществе немыслимо споры об огненных предпосылках ислама – о ясных установлениях. Всегда имеют место честное расхождение во мнении относительно каких-либо мелочей, и это никогда не будет осуждаться исламом, напротив, такие вещи будут даже поощряться, ибо это дает ученым толчок к развитию интеллекта и знаний, а также к разработке отдельных вопросов Шариата, на решение которых нет прямых указаний в Коране и Сунне. Данное интеллектуальное стремление известно в исламе как «иджтихад», а наш посланник (с.а.с.), – обещал награду тому, кто будет прилагать усилия, в этой области, даже если и не достигнет настоящего результата. Это расширяет горизонты Шариата. Необходимо лишь спустить дискуссии об основных принципах ислама и о расхождениях, возникшие в результате эгоистических мотивов и обоюдной зависти”.5


3. Не смотря на предупреждения Корана последователи ислама

разделились на секты.


Также откровения Корана доводит до сведения своих читателей, что наша земная жизнь дарована ради испытания, и в зависимости от прожитой жизни в Судный День каждому воздаться по заслугам. И в этом испытании одним из эффективных методов проверки человеческой сущности является разделение людей на различные партии. Так как этому испытанию подвергаются не только отдельные люди, но и целое общество. Как было указано выше, процесс разделения в мусульманском обществе начались после кончины посланника Аллаха (с.а.с.). Первым делом, чтобы внести раскол среди мусульман, надо было определить противоречивые высказывания или идеи Корана. Но, это пришлось им невозможным, поэтому они переключились на те жизненные вопросы, которые не освещены в Коране и Сунне, на что мусульманское общество отреагировала принятием необходимых законов Шариата отвечающим основам Корана. И здесь тоже им ничего не удалось. В итоге, используя лицемеров и людей искушенной земной страстью, они начали политику нагнетания противостояния между сподвижниками посланника Аллаха (с.а.с.). Однозначно можно сказать, что первое разделение мусульман на различные секты произошло, не под влиянием вопросов вероучения, а из-за борьбы за верховную власть между сподвижниками посланника Аллаха (с.а.с.), которым искусно воспользовались враги ислама. Следует отметить, что в распространении такого рода идей среди широких масс мусульманского мира в особенности выделился Абдулла ибн Саба. Из истории, он знаком нам, как один из первых «крайних шиитов».


Абдулла бин Саба был иудеем из Йемена. Люди называли его «сыном черной», потому что его мать была темнокожей. Ат-Табари в своей истории писал: “Абдулла бин Саба был иудеем из Санъа. Его мать была чернокожей. Он принял ислам во времена халифа Усмана. Затем он ездил по мусульманским городам, пытался ввести в заблуждение рабов (Аллаха). Он начал с Хиджаза, затем с Басры, затем Куфы, затем Шама. Он не смог добиться того, что хотел от из жителей  Шама. Они прогнали его, пока он не пришел в Египет, где он и обосновался. Он говорил: “Поистине, удивительно то, что кто-то говорит, что Иса вернется и опровергает возвращение Мухаммада”. А ведь Аллах сказал: Поистине, Тот, кто ниспослал тебе Коран и сделал его предписания обязательными, непременно вернет тебя к месту возвращения…”” (28:85). Относительно данного откровения Ибн Касир пишет: “Всевышний Аллах повелевает Своему посланнику довести послание и прочитать Коран людям, сообщая ему о том, что Он вернёт его к конечному возвращению – т.е. в Судный день, когда Он спросит тебя об этом. как сказал Всевышний: “Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники, и непременно спросим самих посланников”. (сура 7:6) также:"В тот день, когда Аллах соберет  посланников и скажет: “Что вамответили?” (сура 5:109) и “И будут приведены пророки и свидетели”. (сура 39:69)”. Абдулла ибн Саба был начитан Писаний иудеев и христиан. Опираясь на библейские откровения, он утверждал, что у каждого пророка должен быть преемник духовного завещания, к примеру, у Моисея – Иисус Навин, у Иеремии – Варух, у Иоанна Крестителя – Иисус, а у Иисуса – Петр. После чего он стал заявлять о возрождении пророка Мухаммада в Али, а также о воплощении души Али в последующих имамах и о грядущем возвращении (мессии) Али в конце времен. Узнав об этом Али ибн Абу Талиб (р.а.), был очень разгневан. Согласно преданию он проклял Абдулла и его последователей за обожествление смертного человека. За что был выслан на ссылку.6


Описывая деятельность Абдулла бин Саба арабский историк Ат Табари в книге «Тарих ар-расул ва ал-мулук» отмечает: “Часть сподвижников пророка, такие как Абу Зарр Гаффари, Аммар Ясир, Мухаммад ибн Аби Хузайфа, Абдуррахман ибн Адис, Мухаммад ибн Аби Бакр, Малик Аштар и другие мусульмане оказались плененными идеями Абдуллы ибн Саба и присоединились к нему. Этот выбор сделанный сподвижниками привело к событиям, которые впоследствии закончились гибелью Усмана ибн Аффана (р.а.). В дальнейшем деяния последователей Абдуллы ибн Сабы послужили причиной возникновения верблюжьей битвы и битвы при Сиффине…” Пользуясь необразованностью этих сподвижников Абдулла ибн Саба стал притворять свой план в жизнь. В книге «Аль-Камилю фи Тарих ли Ибни Асир» говорится: “Критикуйте ваших наместников под предлогом побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, чтобы склонить их внимание к себе” (см. «Аль-Камилю фи Тарих ли Ибн Асир», том 2, стр. 8). Таким образом, под предлогом побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, распространялась дезинформация, факты извращались, выдвинутые обвинения были искажёнными.


Хочу напомнить, что  «верблюжья битва» произошла между сторонниками четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и группой восставших против его правления во главе со вдовой пророка Мухаммада (с.а.с.), Аишей и его сподвижниками Тальхой ибн Убайдуллахом и аз-Зубайром ибн аль-Аввамом. Произошла это событие 8 декабря 656 года. А битва при Сиффине произошла в 657 году н. э. между Али ибн Абу Талибом и Муавией ибн Аби Суфьяном. Битва названа в честь ее местоположения, Сиффин, на берегу Евфрата.


Абдулла бин Саба внес такие искаженные убеждения, как «акидату рраджа» («убеждения о возвращении»), где было затронуто вопрос о бессмертии души, власть над своей землей и исключительные знания, и чудеса, недоступные другим сотворенным. Именно его вероучение стало идейной основой главных оппозиционных сил халифата. После смерти Али (р.а.), Абдулла ибн Саба становится одним из известных богословов халифата. Он был красноречив и являлся одаренным писателем. Именно его книги, которое печатались и распространялись при содействии иудеев и христиан, ускорило процесс разделения мусульманского общества. В особенности его книги усердно изучались в Египте и Сирии, где до ислама исповедовалась христианская религия, а также в тех  территориях халифата, где еще придерживались религии зороастризма. Путешествуя по городам халифата, Абдулла ибн Саба, главным образом выступал против правления халифа Усмана (р.а.). Он говорил : “Усман не участвовал в битве при Бадре и снимал с ответственных должностей сподвижников пророка (с.а.с.), и на их место назначал своих родственников. Он избивал подчиненных. По просьбе Муавии он выслал Абузара  из Медины. Усман принес новшества в религию, введя второй азан в пятничный день…Усман взял это (власть) не по праву. Восстаньте ради этого, расшевелите его и начните с упреков в адрес ваших эмиров…”. Он распространил своих агитаторов и переписывался с теми, которые проявили порчу в (разных) городах. Они писали ему и втайне призывали к своему мнению, а явно они призывали к одобряемому и удерживали от порицаемого. Они писали в разные города письма, в которых клеветали на своих наместников, описывая их недостатки. Их братья (единомышленники) также писали им наподобие этого.  Ибн Хальдун писал: “Он много порицал Усмана, и втайне призывал к Ахлю ль Байт…И он подстрекал людей к участию в этом и в клевете на их эмиров”. Об этом также передает Хафиз ибн Кассир, и он, цитируя ибн Аскира в своей хронике, пишет: “Он был родом из Йемена и был иудеем. Внешне он проявил приверженность исламу. Он обходил местности мусульман, чтобы отвратить их от повиновения мирам и распространить между ними зло. И для этого он пришел в Дамаск”. Наподобие этого писал аль-Исфраини: “Поистине, Абдулла ибн Саба был иудеем. Он прикрывался исламом. Он хотел испортить мусульманам их религию”. Так был осуществлен заговор против праведного халифа Усмана, который в итоге завершился его убийству и дало началу большой смуты в халифате. Все эти события происходили несмотря на то, что Коран предупреждал и проклинал всякую мерзость, зло и клевету. “О вы, кто  верует! Свидетельствуя перед Аллахом, должны вы блюсти справедливость. Пусть ваша неприязнь к (некоторым) людям ко злу вас не побуждает…” (сура 5:8). “О вы, кто верует! Не спрашивайте о вещах, что могут принести вам огорчение… ” (сура 5:101). “Будь проклят клеветник и тот кто за спиной злословит” (сура 104:1)Таким образом, по мнению мусульманских историков, обострение противостояния в халифате связано с убийством Усмана (р.а.). И инициатором настроивший толпу против халифа Усмана (р.а.), был тот же Абдулла ибн Саба. Именно группа людей прибывшие из Египта стали организатором покушения на халифа.


4. Причины противостояния, между Али ибн Абуталиба и Муавии ибн Абу Суфьян.

На страницу:
1 из 2