bannerbanner
СЛОЖНАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА В КУРСЕ КОМПОЗИЦИИ
СЛОЖНАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА В КУРСЕ КОМПОЗИЦИИ

Полная версия

СЛОЖНАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА В КУРСЕ КОМПОЗИЦИИ

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Кирилл Фандеев

СЛОЖНАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА В КУРСЕ КОМПОЗИЦИИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ имени С.С. ПРОКОФЬЕВА


СЛОЖНАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА В КУРСЕ КОМПОЗИЦИИ


Реферат по методике

ассистента-стажера

Фандеева Кирилла

Научный руководитель:

Мамонов С.А.


Донецк – 2012


Содержание


І. Вступление.............................................................3


ІІ. Основной раздел....................................................5

.1 

Историко-теоретическая часть


Краткая история музыкальных форм........5

Сложная трёхчастная форма:


Разновидности……………………………….

Краткая история………………………….

Область применения……………………..

Строение..........................................


.2 

Работа

над

сложной трёхчастной формой

в

курсе композиции…………………………………………………


Заключение................................................


Список Литературы................................................


Вступление

Проблема музыкальной формы для начинающего и даже для опытного композитора всегда возникает в процессе работы над произведением. Как пишет И.Способин в книге «Музыкальная форма», форма у каждого произведения индивидуальна, но есть общие признаки, которые позволяют говорить о типах форм. Освоить эти типы форм и научиться грамотно передать свою мысль в музыкальном сочинении слушателю – это важная задача композитора.

Предметом исследования в настоящей работе является методика написания сложной трёхчастной формы в курсе композиции и особенности организации, связанные с последовательностью в построении этапов работы над данным видом творческого задания.


Целью настоящей работы является необходимость объяснить, основываясь на литературе по композиции, музыкальным формам, высказываниях известных композиторов и собственном опыте автора, закономерности, соблюдение которых необходимо в методике организации занятий по композиции, в частности, при работе по написанию сочинения в сложной трёхчастной форме.


Задача данной работы состоит…


Для достижения поставленной цели необходимо:

собрать материал о разновидностях сложной трёхчастной формы

сделать краткий исторический обзор о трёхчастной форме

рассмотреть возможную последовательность этапов работы над созданием сложной трёхчастной формы и пояснить каждый из этих этапов.


Новизна

Данная работа, основанная на авторитетных источниках и опыте общения с мастерами композиторского искусства, будет представлять интерес для преподавателей композиции и для учащихся, которые обучаются искусству композиции. Исследование не претендует на открытие новых методик и уникальных подходов, а лишь поясняет наиболее важные, фундаментальные принципы, на которые должен опираться преподаватель в ходе обучения композиции.

В определенном смысле, настоящая работа является и уникальной, так как рассматривает метод работы над конкретной музыкальной формой с детальным разбором этапов этой работы и возможной последовательностью их для достижения наилучшего результата у учащихся.



ІІ. Основной раздел

2.1 Краткая история музыкальных форм


Музыкальная форма – это композиция со всеми особенностями построения музыкального произведения. Безусловно, каждое музыкальное творение отличается своими яркими индивидуальными чертами. Но история музыкального искусства, накопившая огромный опыт, сформировала конкретные правила, которые при написании произведений следует соблюдать.

«Содержание чувствуют все, сущность понимают многие, форму понимают единицы», – писал Гёте. То есть, форма является одним из важнейших компонентов музыкального произведения.

Если брать форму в широком философском смысле в искусстве, то именно она есть способом выражения содержания. В становлении музыкальной формы одна из ведущих ролей принадлежит художественному содержанию произведения; форма имеет в свою очередь конкретную структуру и слаженность.

Характерная особенность формы любого произведения заключается в целостности композиции и уникальности образов в зависимости от идейно-художественного содержания. Мастерство творца в значительной мере состоит в поисках особенности целостной формы, которая лучшим образом соответствует замыслу композитора.

Перечислим определения музыкальной формы из разных авторитетных источников.

«Музыкальной формой называется строение музыкального произведения. Форма определяется содержанием каждого отдельного произведения, создаётся в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых элементов, распределённых во времени» (И.Способин).

«Под "формой" в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, своего рода плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства (…) » ( энциклопедия Кольера).

«Форму в музыке рассматривают двояко – в широком и узком смыслах. В широком понимании форма есть совокупность средств, воплощающих содержание произведения (…). В узком же смысле под формой произведения разумеют его конструкцию, то есть определённый распорядок частей и характер отношений их между собой» (В.А. Цуккерман).

Таким образом, понятие музыкальной формы трактуется неоднозначно и многогранно.


В конце XVIII в. в Германии возникло «Учение о музыкальной форме» (musikalische Formenlehre), целью которого было определение норм строения композиции для произведений различных жанров (мотет, соната, оперная ария, и т.д.). В одном из основополагающих трудов по музыкальной форме («Учение о музыкальной композиции» А.Б. Маркса) рассматривалось системное единство со всеми сторонами композиции (гармония, инструментовка, полифония и т.д.) и жанрами; но в заглавии было указано «композиция», а не «форма». Само слово «форма» имело старинный и философский смысл и среди прочего выступало в соседстве с категорией красоты (начиная от Плотина – III в., «Метафизика красоты»), которая была возрождена Шефтсбери и Винкельманом в XVIII-XIX в.в. Глинка говорил: «Форма – значит соотношение частей и целого, форма – значит красота».


2.1.3 Определение сложной трёхчастной формы

Приведём цитаты определений сложной трёхчастной формы из нескольких источников.

«Сложная трехчастная форма – такая контрастная репризная форма, I часть которой имеет форму более крупную, чем период (простая двух- и трехчастная, вариационная, рондо, концентрическая, сложная трехчастная, сонатная), а остальные части не содержат структур более сложных. Сложная трехчастная – как бы «сложенная» форма, важнейший для нее признак составности допускает присутствие в ее частях форм того же или более высокого ранга».1

«Сложной трёхчастной называется форма, крайние части которой, тематически одинаковые, представляют собой простую двух- или трёхчастную форму; средняя же часть, строение которой бывает различным, ярко контрастирует с крайними частями».2

В сложной трёхчастной форме выделяют 3 основных вида:

с трио;

с эпизодом в качестве средней части.

с разработкой в средней части

К тому же, существуют сложная трёхчастная форма с повторением частей и сложная двойная трёхчастная форма.

Помимо основных 3-х частей в сложной трёхчастной форме бывает вступление (редко), кода (часто), и связки (обычно к репризе).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. с. 63

2

Способин И.В. Музыкальная форма. Седьмое издание. с. 140

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу