Полная версия
Мифы русского народа и былинные сказы
Забралась девочка в мешок. Сверху поставила орехов и грибов коробок.
Леший взвалил мешок с подарками для родителей на спину. Потащил в селение. Прошёл немного и думает: «Не убежала ли из дома девочка?» Вернулся к дому и кричит с порога:
– Девочка, ты тут?!
А дудочка поёт:
– Ту-ут, ту-ут, ту-ут…Люлечка скрип, скрип,Лешачонок спит, спит!Успокоился Леший, пошёл дальше. По кусточкам идёт, по бугорочкам бредёт. Потом опять думает: «Не убежала ли девочка?»
Увидал сороку и говорит:
– Эй, сорока-стрекотуха, слетай ко мне под горушку в избушку. Узнай, дома ли девочка сидит.
Прилетела сорока под горушку в избушку. Стучит клювом в дверь и спрашивает:
– Девочка, ты тут?
А дудочка поёт:
– Ту-ут, ту-ут, ту-ут…Люлечка скрип, скрип,Лешачонок спит, спит!Вернулась сорока к Лешему и рассказывает:
– Девочка в доме сидит, люлечка скрипит, лешачонок спит.
Успокоился Леший, пошёл дальше. По кусточкам идёт, по бугорочкам бредёт. Снова ему тревожная мысль покою не даёт: «Не убежала ли девочка?» Увидел волка и говорит:
– Эй, волк, облезлый хвост! Сбегай под горушку в мою избушку. Узнай, дома ли девочка сидит.
Прибежал волк под горушку в избушку. Скребётся в дверь. Спрашивает:
– Девочка, ты тут?
А дудочка поёт:
– Ту-ут, ту-ут, ту-ут…Люлечка скрип, скрип,Лешачонок спит, спит!Вернулся волк к Лешему и рассказывает:
– Девочка в доме сидит, люлечка скрипит, лешачонок спит.
Леший пошёл дальше. Выбрался из глухой чащи. Из леса к селению пришёл. Сел на бугорок. Думает: «Дай-ка посмотрю, что за подарки несу?» Полез в мешок. А девочка говорит:
– Высоко сижу,Далеко гляжу.Охотники идут,Ружья несут,С ними собаки,Хотят драки.Услышал Леший про охотников и собак, испугался, растерялся, бросил мешок. Побежал в лесную чащу без оглядки, во все лопатки. Вылезла девочка из мешка, коробок с орехами и грибами взяла и домой пошла.
Пришёл охотник в лес. Да лес словно вымер весь. Ни зверя, ни птицы охотник не встретил. Весь день ходил, ничего не добыл.
Солнце за лес спряталось. Стало темно. До дома идти далеко. Решил охотник в лесу ночевать. Увидел на дереве большое дупло. Забрался в него.
Охотник сидит, из дупла глядит. Видит, на пеньке сидит дед, как лунь сед. Охотник думает: «Сколько же ему лет?» А тот, словно его мысль угадал, говорит:
– Мне тысяча лет!
Понял охотник: сидит на пеньке не дед, а Леший из леса.
Стал месяц за тучу прятаться. Леший из лыка плеть плетёт. А то остановится, поглядит на небо и приговаривает:
– Месяц – золотые рожки,Выйди на дорожку,Посвети немножко.Я лыко беруИ плеть плету.Выглянул месяц из-за тучи. Осветил землю. Идёт мимо Кикимора, спрашивает:
– Что, братец, делаешь?
Леший отвечает:
– Плету плеть, чтоб охотника сечь. Плётка охотника коснётся, и он волком обернётся.
Леший сплёл плеть. Встал на копыта. Идёт мимо Шишига, спрашивает:
– Что, братец, делаешь?
Леший отвечает:
– Чую человеческий дух. Буду искать вокруг.
Леший взялся обнюхивать вокруг землю. Испугался охотник, выбрался из дупла, побежал со всех ног из леса. За ним Леший бежит, копытами стучит, плетью о землю хлещет.
Охотник добежал до опушки. Устал. Сел на пенёк отдохнуть. Пенёк зашевелился, охотник с него свалился. Ухватился за него сучок и держит за ремешок. А Леший близко, вот-вот копытами забьёт, плетью засечёт. Вырвался охотник. Встал. Еловая ветка курок зацепила. Ружьё выстрелило. Пуля в ель попала. Полетели с веток шишки да иголки. Лешему еловые шишки тумаков наколотили, иголки глаза засорили, ветки посекли и побили. Испугался Леший, убрался в свой чёрный лес побитый весь. А охотник выбрался на дорогу и домой пошёл.
Приехал мужик в лес за дровами. Вытащил из-за пояса топор и стал дерево рубить. Услышали стук Леший, Кикимора и Шишига. Леший говорит:
– Ну, мужик, берегись! В болото заведу, в трясине утоплю! Будешь знать, как в моём лесу хозяйничать!
Кикимора говорит:
– Ну, мужик, берегись! Лозиной обовью, хворостиной угощу! Будешь знать, как в моих владениях шуметь-греметь, топором звенеть!
А Шишига говорит:
– Ну, мужик, берегись! Под пенёк затопчу, колодой придавлю! Будешь знать, как моё добро разорять!
Леший к мужику крадётся. Прячется то за осиной, то за елиной. Мужик ударил топором по дереву. Щепка отлетела и Лешему в глаз попала. Выбила ему глаз. Завыл, закричал Леший, по кустам поскакал и в чащобу убежал.
Кикимора крадётся. Прячется – то в ямище, то в овражище. За спиной мужика встала. Вот-вот лозиной ухватит, хворостиной удавит. Мужик топором взмахнул и обухом Кикиморе в лоб попал. Страшным голосом Кикимора завыла, закричала и в болото убежала.
Шишига крадётся, прячется то за пеньком, то за кустом. Мужик ударил топором по стволу, ударил ещё, дерево закачалось и упало. Шишигу придавило.
Так Леший, Кикимора и Шишига не одолели мужика. Положил мужик дрова на воз и домой повёз.
Баба-Яга
В славянской мифологии лесная старуха-волшебница, хозяйка диких зверей. В русских сказках более позднего времени у неё одна нога – костяная; она живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», летает в ступе, заметая след помелом, и похищает детей.
Пришёл чёрт к людям и думает: «Взрослые меня боятся. Пойду к детям, посмотрю – боятся они меня или нет?» Пришёл чёрт к детям. Увидали они его и давай баловаться да играть – кто за хвост дёрнет, кто за бороду потреплет, кто на спину залезет и катается, кто за рога цепляется. Измучился чёрт, вырвался от детей и убежал. Позвал других чертей и говорит:
– Дети нас не боятся! Давайте сделаем Бабу-ягу – пусть она детей пугает да нами стращает.
Черти напихали в мешок самых злых-презлых старух, притащили в преисподнюю. Бросили в котёл и давай их варить-переваривать, из многих злых одну самую презлую делать. Три дня варили.
Вот один чёрт принялся глядеть, что у них получилось. Приоткрыл крышку, склонился над котлом. А рука из котла хвать его за рога да за бороду и давай таскать да трепать, аж искры у нечистого из глаз полетели. Черти скорей растворили из преисподней ворота. Выскочила Баба-яга из котла, выхватила у чёрта из рук помело, вскочила в ступу и полетела на землю детей пугать.
Жили старик и старуха. Не было у них детей. Однажды пошли они в огород. Пришли в горох. Стали его щипать. Нашли большой стручок. Принесли его домой. Разломили. В гороховом стручке – маленький мальчик. Головка у него с вершок, а сам он с локоток. Стал мальчик жить у старика и старухи. Вырос всего на один ноготок, так и остался маленьким. Прозвали его Заморышек. Утром и днём он старику и старухе по хозяйству помогает, а вечером в игрушки играет.
Заморышек сделал себе новую игрушку – стрелку и лучок. Натянул тетиву и выпустил стрелу. Полетела она далеко. Упала в лесу. Пошёл Заморышек её искать и заблудился. Забрёл в глухую чащу. Вдруг видит, стоит на опушке косая избушка. «Дай-ка, – думает, – зайду, у хозяина дорогу домой спрошу».
Заморышек зашёл в избушку. Посреди неё Баба-яга на лавке лежит. У неё нос в потолок врос. Увидала Баба-яга гостя. И говорит:
– Мальчик хорошенький, добренький! Возьми на столе ножичек. Залезь ко мне на нос. Пока я спала, он в потолок врос. Ты ножичком потолок поскобли и мой нос освободи.
Пожалел Заморышек старуху. Взял со стола ножичек. Забрался к ней на нос, на самый его конец. Поскоблил потолок. Освободил нос. Обрадовалась Баба-яга. На лавку села и говорит:
– Ох, я три дня уже не ела, очень кушать захотела. Садись, мальчик, на сковородку. Я тебя поджарю и съем.
Заморышек испугался и с носа не слезает. Баба-яга принялась длинным носом трясти. Заморышек не падает с него. Хочет рукой смахнуть, да не может до него дотянуться – такой длинный нос у неё. Решила мальчика в реке утопить. Вышла из избушки.
Баба-яга пришла к реке. Сунула нос в воду. Заморышек стал тонуть. Видит, плывёт рыба налим. У неё хвост плоский, как блин. Заморышек за него руками ухватился. С рыбой уплыл. Выбрался из реки на другом берегу. Пошёл дорогу домой искать.
Один мальчик пас в степи овец. Вдруг налетела неведомая огромная птица, схватила его в когти и унесла к себе в гнездо. Забралась на дерево змея. Принялась птица со змеёй бороться. Схватила её в когти и улетела. Мальчик выбрался из гнезда, слез с дерева и пошёл дорогу домой искать. Вышел из леса на дорогу. Долго ли, коротко ли шёл по пыльной дороге, наконец пришёл в такое место, где сразу четыре реки в одну сливаются и четыре горы в одну сходятся.
У реки стоит деревня. Живёт в ней Баба-яга. Нос у неё шипом, подбородок крюком, волосы на голове колом стоят, глаза змеиными жалами из глубоких впадин мерцают. У Бабы-яги длинная-предлинная рука. Она ею детей хватает и съедает.
Видит Баба-яга, по дороге мальчик идёт. Длинной рукой его схватила и в свой дом втащила. Говорит:
– Будешь, мальчик, для меня рыбу в реке ловить и меня кормить. Вернёшься без улова – я тебя съем.
Мальчик пошёл к реке, сел в лодку, отплыл от берега, забросил сеть и принялся ловить рыбу.
Вечером он улов принёс в дом. Старухе хватило на один роток, на один зубок.
Мальчик утром снова отправился за рыбой. Пришёл к реке, сел в лодку, отплыл от берега. Забросил сеть в воду, вытащил её и ни одной рыбы не поймал. Забросил в другой раз, вытащил – опять пусто. За весь день ничего не наловил, только рак медной клешнёй зацепился за сеть и в лодке оказался.
Вдруг рак говорит:
– Отпусти меня, мальчик, я помогу тебе убежать от злой старухи.
Мальчик отпустил его обратно в реку. И кричит из лодки старухе:
– Я не поймал ни одной рыбы и в дом не вернусь!
Баба-яга разозлилась, на печи зашевелилась. Принялась в окно протягивать длинную руку. Вот-вот мальчика схватит. Вдруг из воды вылезла медная клешня и перекусила руку. Баба-яга страшно застонала, завыла. Хлынула из откушенной руки кровь на землю. Баба-яга взяла из очага золы, посыпала на рану, прочла заклинание, и кровь остановилась.
Мальчик переплыл на другой берег, вылез из лодки и побежал спасаться. Баба-яга бросилась в погоню. Вот-вот схватит. Мальчик прибежал к болоту, видит, прыгает у водяной мельницы лягушонок.
– Спаси меня, братец лягушонок, – просит мальчик. – Спрячь поскорей, а то Баба-яга догонит и съест.
Лягушонок засунул мальчика в воду, а сам сел на кочку. Баба-яга прибежала, не может найти след беглеца. Спрашивает:
– А ну, лягушонок, отвечай, куда мальчик побежал?
А тот ей в ответ:
– Ква-а-а! Ква-а-а!
Не понимает речи лягушонка старуха. Принялась рыскать вокруг водяной мельницы, обнюхивает землю, ищет следы.
Выбрался мальчик из воды, побежал дальше. Повстречался ему ёж. Сидит он у ветряной мельницы и дует на крылья.
– Спаси меня, братец ёж, – просит мальчик. – Спрячь поскорей, а то Баба-яга догонит и съест.
Ёж спрятал его за ракитовым кустом, под пеньком.
Прибежала по следам Баба-яга. Кричит:
– Отвечай скорей, ёж, а то мне кушать невтерпёж! Говори, куда мальчик побежал!
Ёж молчит. Разъярилась Баба-яга и – хлюп! – проглотила его. Ёж свернулся в клубок, принялся вертеться, как волчок, и дырявить старухе живот. Дырявил, дырявил и вышел наружу. Баба-яга опять – хлюп! – проглотила его. Ёж продырявил в другом месте живот и вышел на свободу.
Мальчик выбрался из-под пенька и побежал дальше. Баба-яга заткнула мхом дырки в животе, принялась искать следы. Нашла и бросилась догонять мальчика. Бежит – земля дрожит, несётся – земля трясётся. Мальчик видит, впереди глубокая лужа стоит. Воткнул он палку в землю, опираясь на неё, перепрыгнул лужу и исчез с глаз старухи. Прыгнула Баба-яга через лужу и не перескочила, упала в лужу. Попала вода через дырки ей в живот. Раздулась старуха, как пузырь, не может вылезти из лужи, сидит и тужит. Убежал от неё мальчик.
Верлиока
В славянской мифологии человек-чудовище, обитающий в избушке в глухом лесу. Он разрушает всё вокруг себя и пленяет каждого встречного.
В лесу шумит, трещит – идёт Верлиока на одной ноге, в деревянном сапоге, костылём подпирается, страшно ухмыляется. На одном плече у него ворон сидит, на другом короб висит. Навстречу дети идут. Верлиока кричит:
– Вы зачем тут?
– Грибы собираем.
– Я в лесу хозяин! Не дам грибы собирать!
Верлиока затолкал детей в короб и дальше пошёл. Навстречу ему охотники. Верлиока кричит:
– Вы зачем тут?
– Зайцев стреляем.
– Я в лесу хозяин! Не дам зайцев стрелять!
Верлиока затолкал охотников в короб и дальше пошёл.
Навстречу идут пастухи. Верлиока кричит:
– Вы зачем тут?
– Коров пасём.
– Я в лесу хозяин! Не дам коров пасти!
Верлиока затолкал пастухов в короб и дальше пошёл. В свою избушку пришёл. Навалил дров, разжёг огонь. Воду в котёл налил и на огонь поставил. Открыл короб и принялся считать:
– Этого и этого – на завтрак, этого и этого – на обед…
Огонь сказал:
– Не буду дрова жечь!
Котёл сказал:
– Не буду воду греть!
Вода сказала:
– Не буду людей варить!
Верлиока разозлился. Стал деревянным сапогом огонь топтать, костылём котёл с водой пинать. Костыль сломался, деревянный сапог загорелся. Испугался Верлиока огня и прыгнул в котёл с водой. Котёл крышкой его прихлопнул, а кипяток сварил. Не стало Верлиоки.
Боровичок
Боровой – дух бора, рощи. Ему подчинены боровички – маленькие старички, вершка в два, хозяева грибов – груздей, рыжиков, опят.
Собирала девочка в лесу грибы. Устала. Села под дерево, поставила рядом корзинку с грибами. И уснула. Из корзинки вылезли чернушки-червотушки и сказали:
– Девочку утопим в ручье!
Вылезли волнушки-гнилушки и сказали:
– Девочку бросим в болотную трясину!
Ложные опёнки сказали:
– Девочку отнесём на медвежью тропу!
Из корзинки выглянул Боровичок – лесной старичок, сам с вершок, на голове шляпка с лопушок, и закричал:
– Пошли вон, гнилухи-червотухи! Пятой раздавлю, шляпкой в мох заколочу!
Испугались гнилухи-червотухи и убежали. Девочка проснулась. Взяла корзинку с грибами и пошла домой.
Водяной
В славянской мифологии владыка вод. Считается покровителем рыбаков, которые приносят ему жертвы: как правило, часть пойманной рыбы. Может принимать различные образы: то крупной рыбы, то коряги, то показаться в виде безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. Гнев Водяного вызывает огромную бурю.
Взял мальчик удочку и отправился на речку ловить рыбу. Дедушка ему говорит:
– Придёшь на речку, задобри Водяного: брось ему в воду понюшку табаку и щепотку соли.
Мальчик не послушал дедушку. Пришёл на речку и не задобрил Водяного. Сел в лодку и отплыл от берега. Забросил удочку в воду и сидит ждёт, когда рыба клюнет.
Вдруг из воды вылезла зелёная рука – вся коряжистая, шишковатистая. Схватилась рука за борт лодки и стала её раскачивать, вот-вот перевернёт. Мальчик ударил зелёную руку веслом. Рука исчезла, а из-под воды послышался голос:
– У-ух, бо-о-льно! У-ух, дово-о-ольно!
Поплавок задёргался. Мальчик подумал, что рыба клюнула. Вытащил удочку. А вместо рыбы на крючке старый башмак висит. Раскрыл он клыкастую пасть из гвоздей и стал лодку грызть. Прогрыз дыру. Хлынула вода, и лодка на дно пошла. Мальчик стал тонуть. На дне Водяной сидит и говорит:
– Пожаловали ко мне гости! Будут на жаркое кости!
Приползли раки. Хотят они драки. Говорят:
– Мальчика клешнями щипать будем!
Приплыли ерши. У них щетины что ножи. Говорят:
– Мальчика колоть будем!
Приплыл сом с длинным усом. Говорит:
– Мальчика усом повяжу, под корягу утащу!
Мальчик страшно испугался. Видит, карась плывёт, за ним большая щука гонится. Схватил он щуку за хвост. Щука вильнула хвостом и выбросила мальчика на берег. Так он жив остался.
Сидит мальчик с удочкой на берегу реки и ловит рыбу. Поймает маленькую рыбу – на землю бросает, среднюю – коту отдаёт, большую на крючок ждёт, а она не идёт. Рассердились в реке рыбы. Поплыли с жалобой к Водяному:
– Дедушка, дедушка, нас мальчик обижает! Одних рыб поймает – на землю бросает, а других – коту отдаёт…
Выслушал их Водяной. Подумал-подумал и решил прогнать рыбака. Снял он с крючка червячка и повесил старый башмак. Мальчик потянул удочку и вытащил из воды старый башмак. Вдруг из него вылезли: зубастая щука, колючий ёрш и с клешнями рак. Зубастая щука сказала:
– Укушу!
Колючий ёрш сказал:
– Уколю!
С клешнями рак сказал:
– Ущипну!
Зубастая щука укусила мальчика за палец. Колючий ёрш уколол мальчика в бок. С клешнями рак ущипнул мальчика за ногу. Мальчик страшно испугался. Удочку бросил и побежал. За ним старый башмак поскакал. Пасть разинул и грозит:
– Мальчик, берегись! Наскочу, проглочу!
Навстречу из леса идут семь волков. Мальчик ещё больше испугался, на дерево забрался и притаился. Волки говорят:
– Это что за напасть – зубастая пасть скачет?! Как бы нам в её пасть не попасть!
Стал старый башмак волков глотать. Шесть проглотил, седьмым подавился. К реке поскакал и в воду нырял – брюхо промывать. Водяной взял старый башмак и обратно на ногу надел.
Идут охотники. Слышат, кто-то на дереве пыхтит, листьями шуршит. Подумали – белка. Зарядили ружья, прицелились. Вдруг с дерева кто-то шлёпнулся на землю. Поглядели, а это мальчик. И живой.
Объедало
В поисках украденной невесты герой славянских сказок должен совершить несколько трудных подвигов. Ему помогают достичь желанной цели несколько чудесных умельцев. Один из них – Объедало – разом пожирает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами, а все кричит: «Мало!» В быличках этот персонаж становится людоедом, который настолько ненасытен, что готов съесть любого, кто попадёт ему на глаза.
Жил-был мальчик Заморышек. Однажды взял он лукошко и пошёл в лес за морошкой. Искал и не нашёл. Забрёл на болото. Идти ему дальше нет охоты. Решил отдохнуть. Сел на кочку. Вдруг она стала подниматься вверх. Испугался Заморышек. Смотрит, сидит он не на кочке, а на огромном брюхе. Объедало на земле лежит и сопит. Не даёт ему толстое брюхо встать. Врос он телом в мох.
Объедало воздух вдохнёт – брюхо вверх ползёт, выдохнет – вниз опускается. Только руки у него поднимаются, а вместо пальцев клешни болтаются. Что они хватают, всё Объедало в рот бросают, и он глотает.
Объедало схватил Заморышка. Обернул в мышиную шкурку. Хотел проглотить, а потом решил отложить. И говорит:
– Какой хороший получился пирожок с мясом, жалко его глотать разом. Немного подожду, а потом проглочу.
Услышал эти слова болотный Трясник. Вытащил голову из трясины. Стряхнул с себя тину и говорит:
– Давай, Объедало, меняться! Ты мне пирожок с мясом, а я тебе за него пять кадушек солёных лягушек.
– Мало!
– Ну, ещё дам в придачу пять банок угрей и пиявок.
Согласился Объедало на такой обмен. Нырнул Трясник в болото за товаром. Прибежал из камышовых зарослей Камышник. И говорит:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Пал палить – сжигать срубленные деревья.
2
Ка́лики перехожие – странники.
3
Ендова́ – широкий сосуд с отливом (открытым носком) для кваса, пива, вина.
4
Нера́жий – здесь: невидный.
5
Па́лица – боевая дубина.
6
Сто́льный град – главный город в княжестве, в государстве.
7
Сыть – еда, корм.
8
Подколе́нный – подначальный, подчинённый.
9
Око́ленки – оконная рама, оконный переплёт.
10
Кара́чь – на четвереньках.
11
В плечах косая саже́нь – широкие плечи.
12
Нищехлиби́на – презрительное обращение к нищему.
13
Арши́нный – здесь: огромный. Аршин – старинная мера длины, равная примерно 72 см.
14
Ободве́рина – косяк, дверная колода.
15
Па́робок – оруженосец.
16
Шалы́га – посох с загнутой ручкой.
17
На́больший – самый главный.
18
Ра́титься – бороться, биться, обороняться.
19
Поле́ницы – богатырки, наездницы.
20
Тать – разбойник, грабитель.
21
Опочи́в держать – опочивать, спать, отдыхать.
22
Гу́сли яро́вчатые. Гусли – старинный музыкальный инструмент, яровчатые – сделанные из я́вора, белого клёна, растущего на юге.
23
Баса́-краса́ – украшение.
24
Була́т – сталь особой прочности.
25
Пыльная курева́ – пыльное облако.
26
Ра́тную – боевую: в данном случае – военную.
27
По изо́тчине – по отчеству.
28
За полпо́прища – здесь: за полпути.
29
Оболо́ки – облака.
30
Ве́ршники – верховые.
31
Нахва́льщик – хвастун, нахал.
32
Во второй нако́н – во второй раз.
33
Держали пона́добью – распоряжались по своему усмотрению, по своей надобности.
34
Распа́док – мелкая, плоская ложбина или узкая долина в горах.