Полная версия
Девчонка из девяностых
Анна Смоленкова
Девчонка из девяностых
Девчонка из девяностых
Предисловие
Когда-то давным-давно меня угораздило попасть на прием к психологу, и она попросила записать все ужастики, которые мне снятся, чтобы поработать с моими страхами. Я, как исполнительный и ответственный человек, честно накатала большой список. Так вот, оказалось, что во главе этого списка (наравне с маньяками) у меня стоит сон, в котором мне предстоит либо сдавать экзамен, либо защищать диплом, причем узнаю я об этом, естественно, в последний момент. Просыпаюсь в холодном поту и с проклятиями в свой адрес. Ни разу мне не снилось, например, что я испортила деталь ракеты или самолета и меня вызывает начальник на ковер и лишает премии или увольняет по причине профнепригодности, зато дипломы и экзамены издеваются надо мной по ночам с завидной регулярностью и по сей день.
Самый крутой вариант сна, когда я – это сегодняшняя я. И вот мне 42 года, я работаю технологом, у меня дети, школа, уроки, борщи, собака, и тут вдруг кто-то звонит и говорит: «Ты что не знала, что завтра экзамен по Станочному оборудованию?» И всему миру сразу конец. «Боже! Я не знала! Как я могла забыть?! Надо срочно бежать к Верке за лекциями». А когда я сидела в декрете, то мой непокорный мозг заставлял ночами бродить по коридорам Станкина с грудными детьми на руках в абсолютной беспомощности.
Я подумала о том, что, если эти воспоминания до сих пор вызывают такой эмоциональный отклик в моей душе, то не попробовать ли поделиться с ними со своими друзьями в письменной форме. Я написала пробный рассказ и с опаской выложила на своей странице в интернете. Но я зря переживала: мои друзья так вдохновили меня, что я стала писать главу за главой. Я не ожидала, что в итоге получится целая повесть о студенческой юности.
Встречайте мою маленькую героиню Юльку – покорительницу технических вершин.
Юлька – литературный образ. Да, похожий на меня, но я сделала ее более чистой и наивной. Некоторые эпизоды утрировала, сделала более смешными или более грустными, а некоторые – даже изменила в пользу созданного образа. Поэтому и повествование ведется от третьего лица, чтобы было проще манипулировать фактами. Кстати, это жонглирование прошлым страшно мне понравилось. При всем при этом, думаю, мне удалось не только отразить атмосферу девяностых, но и раскрыть образ девочки в «розовых очках» из крошечного закрытого военного городка.
Глава 1
Стакан наполовину полон или пуст?
С трудом можно представить себе ту беспечность, с которой Юлька подошла к выбору своей будущей профессии. Отличница, медалистка, прекрасно пишущая сочинения и играющая на пианино, увлекающаяся чтением классики, поступила… в Станко-инструментальный институт. Оправдать такое нелогичное стечение обстоятельств в ее жизни может только… Как думаете, что? Ну, конечно, любовь, причем безответная, и, как следствие, полное равнодушие к собственному будущему. 11 класс прошел, как в тумане. Юлька валялась на диване в тоске от неразделенной любви, а уроки зубрила на автомате. Каким-то чудом закончила школу с медалью и поступила в институт. Нельзя сказать, что она возродилась прямо как птица Феникс, но смена обстановки была как нельзя кстати. Первый курс закружил заботами, новыми знакомствами, самостоятельной общажной жизнью.
Вуз был технический, и все это было крайне сложно для Юлькиной тонкой гуманитарной души. Это был новый мир, абсолютно не похожий на школу. Юлька ходила с вытаращенными глазами и не понимала, как народ ориентируется в этом новом статусе.
За граненую форму главного корпуса студенты прозвали институт Стаканом. Аудитории находились в настоящих сказочных лабиринтах. Больше всего она боялась заблудиться в этом страшном королевстве станков, поэтому сразу же прилепилась к Верке, одногруппнице и однообщажнице в одном лице. В названиях специализированных предметов она не узнавала ни одного знакомого слова, от слов «резец» и «фреза» ей хотелось плакать, что она и делала тайно по ночам. Она реально чувствовала себя худшей овцой в студенческом стаде, и если бы не соседки по общаге, то забрала бы документы в первый же месяц.
А между прочим, Юлька поступала на факультет Музеологии в Историко-архивный институт, но провалила историю. В Стакан поступить было проще, но как потом учиться, она не подумала. Предположить, что бывают вот такие страшные предметы, как «Гидропневмоавтоматика» или «Электромеханические и мехатронные системы», она просто не могла. Выросшая за забором военного городка, она и заводов-то никогда не видела!
В течение первых месяцев она обнаружила, что находится в таком положении не одна: почти все первокурсники (по крайней мере, те, которые жили в общаге) оказались здесь волею случая, а не по велению сердца, но в отличие от Юльки не бились в истерике, а спокойно учились жить в новом техническом мире, да еще и помогали отстающим. Единственным исключением, которое вычислила Юлька, оказалась ее соседка. Она решила пойти по технологическим стопам своих родителей, которые познакомились в Стакане, жили в этой же общаге и поженились 20 лет назад. Юлька смотрела на нее с восхищением, как на космонавта.
Таким образом, в общаге томились люди высокого полета души: нереализовавшиеся психологи, юристы, переводчики, журналисты и прочие люди гуманитарных профессий, недобравшие долей балла до профессии своей мечты, но упавшие в распростертые объятья технологического факультета самого что ни на есть машиностроительного производства.
Итак, общага! О! Как много в этом слове! Это была еще одна грань нового мира, обрушившегося на Юльку.
Наблюдая за соседями по комнате и по этажу, выросшая в тепличных условиях Юлька поражалась до глубины души, насколько разными могут быть люди. Столько ярких персонажей мелькало ежедневно у нее перед глазами – просто находка для писателя. Учились самостоятельной жизни весело и дружно. Самое главное – Юлька начала общаться с мужским полом без подтекста, без всяких намеков, просто дружить в компании. Это было непривычно и непонятно, но скоро стало самым обычным делом. Можно было, например, завалиться в мужскую комнату, если было скучно, и просто поболтать, можно было играть в карты и слушать музыку. Юлька перестала бояться представителей мужского пола и наконец-то расслабилась.
А вот по поводу общажных девчонок стоить рассказать отдельно. Перед вселением Юлькино воображение рисовало страшные картины о курящих и пьющих монстрах, которые дебоширят с утра до ночи или, того хуже, с ночи до утра, ведь на дворе стоял 97-й год. Однако вопреки ужасным предположениям девчонки оказались хорошими, а с течением времени – даже классными. Юлька с облегчением вздохнула, когда поняла, что никто не курит, и все без исключения приехали сюда учиться! И не просто учиться, а учиться хорошо и отлично, чего Юльке в первое время никак не удавалось.
Очень показательна следующая история, произошедшая где-то в октябре. Юлька валялась на кровати и плакала: тихонько глотала слезы от беспомощности перед начертательной геометрией. Сокращенно ее называли начерталкой. Это такой предмет, который представлял собой гибрид геометрии и черчения. Сейчас будет необходимое техническое отступление – потерпите. Домашка по начерталке заключалась в том, что каждому студенту выдавалась индивидуальная фигура (параллелепипед, конус, пирамида, что там еще бывает?), у которой для усложнения жизни первокурсника (для чего ж еще?) в разных местах были отрезаны какие-то части (снаружи или внутри). Затем преподавательница брала линейку и карандаш и в произвольном месте по ее настроению проводила линию – плоскость, рассекающую фигуру. Это делалось для того, чтобы невозможно было списать подобную домашку у второкурсников. Необходимо было не только понять, какая плоскость получится в месте рассечения, но и изобразить этот кошмар в трех проекциях.
Юлька лежала на кровати и пыталась убедить себя в том, что она не трепетная тургеневская девушка, а будущий инженер, но при всем старании ничего не получалось, потому что у этого будущего технолога по закону подлости напрочь отсутствовало пространственное воображение.
Вторая соседка по комнате, Натаха (первая, как мы помним, «космонавтка»), в это время чистила картошку на ужин. Натаха была очень общительная девчонка самых широких взглядов, которая поступила в Стакан вслед за своим парнем. За счет своей эрудиции секла все технические предметы на отлично, при этом хорошо ориентировалась в литературе и философии. Картошку она чистила потому, что давно уже сделала всю свою домашку и за себя, и «за того парня».
– Ну что, Юль, заскучала? Домой что ли хочешь? – спросила она.
Юлька шмыгнула носом и прогудела:
– Домашку по начерталке не могу сделать.
– Там же фигня.
– Кому – фигня, а кому – нет.
– Тебе какая фигура досталась?
– Усеченная пирамида с отверстием, блин… Слушай, Наташ, я весь год историю готовила. Мне ваша геометрия… – и показала ребром по горлу. – Знаешь, я, наверное, документы заберу и домой уеду.
– Ты что так быстро сдаешься? Чего расквасилась? Подумаешь – начерталка. Давай показывай, что у тебя там.
Юлька заскрипела старыми пружинами, нехотя вывалилась из кровати и зашуршала миллиметровкой. Натаха минуту рассматривала фигуру, потом радостно вскрикнула:
– Погоди, я тебе сейчас покажу, – взяла нож и начала вырезать пирамиду из картошки! Затем примерно прикинула наклон рассекающей плоскости и рубанула ножом.
– Бери, срисовывай.
– Натаха, ты гений. Спасибо! – не веря в чудо, сказала Юлька.
– Просто я все детство провела с папой в гараже, – гордо заявила «гения» Натаха.
Кстати, на третьем курсе все убедились в достоверности ее слов, когда она вышла чуть ли не на серийное черчение коробок скоростей, зарабатывая на курсовиках по «Деталям машин».
***
Сегодняшняя Юлька усмехнулась. Современный уровень прогресса дошел до того, что даже такие тургеневские девушки, как она, могут с комфортом работать технологами. Ведь теперь не нужно представлять сложнейшие детали и сборки в уме, как учили в Стакане. Открываешь трехмерную модель … и вуаля!
Более того, больше не надо ходить с тубусами и чертить руками! Есть отличные программы, в которых можно нарисовать любой эскиз. Такое ощущение, что прогресс специально ходит по пятам за Юлькой, чтобы она не думала о побеге из технологов, как в Стакане на первом курсе.
Глава 2
Станки
И если бы только начерталка. Испытания для изнеженной Юлькиной души происходили ежедневно.
Изучив первого сентября расписание занятий, студенты технологического факультета задержали взгляд на вторнике. Там значилось: производственная практика в СУПЦ. Целый день. У Юльки закрались неприятные предчувствия, которые оправдались буквально через неделю. В Стакане не ждали лета, чтобы показать студентам кузькину мать, т.е. реальное производство, а сразу предлагали вчерашним школьникам "сойти с корабля на бал" и самим поучаствовать в этом празднике рабочей жизни.
СУПЦ – студенческий учебно-производственный центр – представлял собой небольшой заводик с немногочисленным станочным парком, в котором трудились студенты в качестве рабочих нулевых разрядов. СУПЦ выполнял сразу две функции: знакомство непосредственно с работающими "монстрами" (станками), а также производство самых насущных предметов для института: стеллажей, парт, скамеек и прочей мебели. Все, что стояло в аудиториях, самими же студентами и было сделано. Практично!
СУПЦ находился не на территории института, а в производственном районе Москвы на шоссе с говорящим названием Фрезер среди настоящих заводов, что, конечно же, усиливало эффект причастности к чему-то большому и необъяснимому. Юлька вспомнила бойких девчонок в клетчатых рубашках и комбинезонах из черно-белых советских фильмов, весело поднимающих производственную мощь страны, и сникла. Все лето после поступления она лежала на пляже и листала Космополитен – Синди Кроуфорд, Клава Шиффер, красивая жизнь, обалденный аромат, струившийся со страниц журнала. А тут такая суровая правда жизни.
Первым делом толпу студентов-глупышей собрали для ознакомления с охраной труда. Все сидели и делали вид, что это все супер-прикольно, пацаны шутили и ржали, как кони. Юльку грела только одна мысль: тут есть девчонки, слава богу – не одна. В помещение вошел вполне себе молодой мужичок небольшого роста и представился матером Николаем Николаевичем. Ну что у людей так плохо с фантазией на семейные имена?
– Итак, здравствуйте, студенты-первокурсники! Здесь у вас будет проходить ваша первая ознакомительная практика. Поскольку большинству из вас еще не исполнилось 18 лет, по КЗОТу смена будет укороченной – с 08.00 до 14.00.
Юльке такое расписание совсем не показалось щадящим. С замиранием сердца она слушала дальше.
– Вы будете работать в основном на станках. Да. И мальчики, и девочки. Мы знаем, что вы не имеете опыта и рабочих разрядов – не беда. Работа будет самой элементарной.
Юлькино напряжение нарастало, а Ник-Ник (впоследствии его все звали только так) продолжал:
– Девочки будут работать на легком труде – в типографии или, например, на сверлильных и гибочных станках. У мальчиков будет работа потяжелее – с болгарками и на фрезерных станках. Все это нетрудно, только необходимо соблюдать технику безопасности, потому что даже самое простое оборудование не игрушки. Вот у нас, например, одна девушка отрубила себе руку на гибочном станке.
В комнате воцарилась гробовая тишина. Впечатлились даже пацаны. Юлькины мысли заметались, как бедные зверьки в клетке, и остальные напутствия по безопасному труду она уже не слышала, потому что в голове стучала только одна мысль: только не гибочный станок!!! И почему на эту машину смерти ставят девочек?!! Но этот вопрос наша мышь так и не успела задать, потому что всех уже отправили получать спецодежду.
Надев темно-синий рабочий халат, Юлька впервые попала в заводское царство. Вдохнув характерный запах машинного масла и жженого металла механического цеха, она ощутила, что попала вовсе не на бал, а как раз наоборот – сошла с бала на корабль, и что впереди ее ждут одни шторма… С тоской она вспомнила и любимые упражнения по русскому языку, и свое пианино, и свою кошку. Все это осталось в прошлом и теперь уже далеком городке ее детства.
Резкий голос мастера вывел ее из небытия: "Маслякова, Троценко – малый гибочный станок!" Случилось страшное. Мысли остановились, в глазах потемнело от страха. Юлька в очередной раз столкнулась с законом подлости вплотную: Верка попала в типографию, а Юлька – на машину, отрубающую руки! Немыслимая несправедливость! Но это было еще не все. Пока Юлька осознавала происходящее, Таня Троценко, которую ей назначили в напарницы, бойка сказала: "Я на пульте, ты подаешь детали!" – и весело подмигнула. Это значило, что именно Юлька должна запихивать свои руки в станок…
Поясним для тургеневских девушек, что представляет из себя гибочный станок. Представьте себе стену с закрытой дверью. А теперь переверните эту картинку на 90 градусов ручкой вниз. Вставляем деталь (лист металла) в щель между петлями двери, нажимаем на кнопку пульта, дверь открывается, т.е. поднимается вверх и гнет несчастный лист под углом 90 градусов. Вот эта щель "между петлями" и показалась Юльке воротами ада.
После небольшой инструкции девчонки приступили к работе.
Юлька должна была подавать металлические листы в станок, а Танька по Юлькиной команде должна жать на кнопки пульта. Дело нехитрое, довольно рутинное, но у Юльки после соответствующей психологической подготовки страшно тряслись руки, и она старалась касаться листа лишь кончиками пальцев, максимально отдалившись от "пожирающей пасти" станка.
Танька была страшная хохотунья. Ей не могли испортить настроение никто и ничто. Все у нее было легко, весело и нестрашно. Сквозь грохот станков Юлька пыталась уловить смысл ее шуток и честно старалась улыбаться. Танька поведала ей, что она очень любит вышивать. "Мулине – это круто!" – сказала она и своими длинными пальцами показала соответствующий этой крутизне знак. "Да что же мы тут тогда все делаем?! – возмущенно подумала Юлька сквозь слезы. – Может, все-таки надо было в учителя идти?" Но при мысли о ежедневном выступлении у доски, как на сцене, Юлька не совсем твердо, но решила, что лучше к монстрам-станкам, чем к монстрам-детям.
На весь период работы в цехе "мулине" стало их фирменным тайным словечком, которое служило чем-то вроде девчачьего пароля в этом сложном мужском техническом мире.
Вечером перед сном Юлька не могла прогнать из головы мысли о чужой отрубленной руке. Щупала свои целые пальцы и пыталась представить себя на месте той девчонки. "Господи, ведь тогда нельзя будет на пианино играть!" – бухало в голове. "А может, Ник-Ник тупо напугал? Может, врет он все? – Закралась слабая надежда. – А вдруг – нет?" С этой мыслью и заснула.
В следующий вторник Юлька поняла, что ей еще повезло, потому что, как говорится, все познается в сравнении. В этот раз она заметила, что неподалеку от их станка есть другой станок – большой гибочный. И он не просто большего размера, он более мощный, т.е. работает намного быстрее. Юлькин станок по сравнению с ним черепаха, а в том – надо было действительно работать максимально осторожно. "Наверное, на том станке все и случилось, не на моем," – с облегчением выдохнула Юлька.
Как известно, человек ко всему привыкает, и к опасности в том числе. Поэтому Юлька вскоре освоилась настолько, что даже запечатлелась на фото с Танькой и с их "подопечным". На память. Если бы в то время были соц.сети, то Юлькина фотка набрала много лайков от друзей и бывших одноклассников. Наверняка там были бы «смайлики» с выпученными от страха глазами от тех девочек, которые все-таки поступили в педагогический.
Юлька сфотилась по приколу, как с чем-то необычным вроде обезьяны, жирафа или динозавра. Откуда ей было знать, что станки вошли в ее жизнь не на 5 лет института, а на ближайшие 25 лет?
На фотке счастливые прототипы Юльки и Таньки, а монстра, к сожалению, видно плохо. Что ж поделать – мыльница девяностых не могла творить чудеса.
Глава 3
(в которой вроде и нет ничего интересного, но осуществляется плавный переход из учебной плоскости в романтическую)
Эта страшная, страшная, страшная информатика
Итак, благодаря соседской помощи позорное возвращение домой откладывалось, однако скоро наступил новый кризис. На этот раз это была информатика. Юлька никогда не видела компьютеров и даже не знала, как их включают (и как выключают тоже). Сейчас трудно это вообразить, но на лекциях на пальцах пытались объяснить работу на компе. Чертили кнопки на доске, чем путали бедных студентов еще больше. На семинарах был всего один компьютер, куда тыкал только преподаватель. Он представлялся Юльке чародеем и повелителем этих чудесных машин. «Достигнуть этого уровня невозможно», – удрученно думала она. Сегодня не только Юлька, но и ее сын-семиклассник ежедневно свободно выполняет подобные операции на компьютере, которые казались чудом в том далеком 97-м году.
Лабораторная по информатике повергла Юльку в шок. В первый момент показалось, что сделать ЭТО было невозможно ни при каком напряжении ума.
«Уеду домой сегодня же вечером. Надеюсь, деканат еще не закрыт, чтобы забрать документы?» – лихорадочно подумала Юлька. И если бы не случайные обстоятельства, то она бы так и сделала. На Юлькино счастье (или несчастье – это как посмотреть) в те бедные времена компов на всех студентов не хватало, лабу надо было делать на двоих. Так что, можно прилепиться к Верке, а она точно не даст себе пропасть. Оглядев аудиторию, Юлька поняла, что вся группа была в подобном состоянии, кроме Ильи – единственного суперсовременного человека, счастливого обладателя чудодейственной машины.
Юлька начала тихо нервно посмеиваться (была у нее такая дурацкая привычка в стрессовых ситуациях), чем страшно взбесила напряженную Верку, которая начала то краснеть, то белеть, осознав, что вся ответственность за результаты ложиться на нее.
– Прекрати смеяться, – шикнула Верка.
– Это я от страха, – проблеяла Юлька.
– Возьми себя в руки. Давай снова читать задание, – и Верка начала медленно чуть ли не по слогам читать словно в начальной школе. – Скопируйте файл такой-то из папки А в папку Б…
Товарищи читатели, смешно? Как такое задание могло ввести в каматоз двух отличниц-медалисток? А им было ни фига не смешно, потому что они впервые прикоснулись к клавиатуре компа.
Лаборант-старшекурсник сразу вычислил, какие лохи попали в его сеть, и предложил сделку втайне от препода. Купить лабы! Все были счастливы, и все были – за, ну, кроме Ильи, конечно.
Лаборант-бизнесмен оказался достаточно благородным: во-первых, цена была подходящая даже для Юлькиного тощего кошелька, а во-вторых, он предложил купить не оценки (ведь их ставит препод), а знания. План был простой: накануне лабы вся группа приходит в класс информатики, он на пальцах объясняет, как делать, все записывают в тетрадь и платят деньги. Все гениальное просто! И всем хорошо.
Таким образом, слезинка за слезинкой, ступенька за ступенькой, от домашки к домашке, от лабы до лабы Юлька домучила первый семестр не хуже других, а по истории вообще вышел автомат. В деканат она так и не дошла, домой не уехала.
Однако, несмотря на успешно сданную сессию, во втором семестре они с Веркой, которая мечтала быть переводчиком, серьезно задумались о побеге и даже начали собирать информацию по возможному переводу в вуз мечты. Но тут случилось непредвиденное! Осторожно, спойлер! Весной Юлька и Верка влюбились. Побег сначала отложили до выяснений любовных обстоятельств, а затем и вовсе отменили. Так они и тянули эту техническую лямку вместе вплоть до диплома.
А про новую любовь надо рассказывать отдельно.
Этой любви подсобила, как это ни удивительно, информатика, будь она неладна. Но давайте, все по порядку.
Итак, мы переходим в новую плоскость повествования – Love Stories!
Love Stories или студенческие страсти
Ни то ни сё
Мы дошли до самого главного. Ведь, как говорится, не хлебом единым и не только учебой жив студент.
Первые два месяца в душах первокурсников творился хаос в самом прямом смысле. В потоке было более ста студентов! И это только на одном факультете. А на других? А еще второкурсники, третьекурсники и так далее по списку. Есть, куда кинуть взгляд. Есть, где развернуться. Все и разворачивались, как могли. Вуз технический – людей мУжеского пола было великое множество. Это тебе не одноклассники, с которыми ты вырос и которых невозможно представить взрослыми даже на выпускном вечере. Чужие 17-летние парни казались возмужавшими и очень привлекательными. Началось прощупывание общих интересов и симпатий. Многие кидались, как в омут, лишь бы с кем закрутить.
А что же было с Юлькой? Перед ней возникла призрачная возможность сбросить лягушачью шкурку и сменить свой «имидж». Здесь никто ж не знал, что она неудачница в любви, ни с кем по-настоящему не встречалась и, вообще, слыла серой мышью и синим чулком. Можно было попытаться предстать кем угодно: хоть Василисой Прекрасной, хоть женщиной-вамп. Ха! И хотя в ней еще остывали угольки неразделенной любви, она вполне себе была способна смотреть по сторонам.
Глава 4
(в которой осуществляется необходимый экскурс в недалекое прошлое, хотя в 17 лет прошлое никак не может быть далеким)
Самый умный
В 16 лет Юлька на полном серьезе думала, что ее любовная карьера не состоялась и уже никогда не состоится, потому что к этому возрасту случилось целых две промашки – две истории неразделенной любви. Страдать с упоением на диване под романтическую музыку Юлька научилась как никто! Однако в 11 классе наконец-то случился прорыв – первый настоящий интерес со стороны мужского пола. Самый умный мальчик школы решил за ней приударить.
Самым умным он считался не просто так, а потому, что выиграл в передаче «Звездный час», которая тогда шла на первом канале. Юлька была фанатом этой передачи, не пропускала ни один выпуск. Больше всего ей нравился финал, где надо было составить как можно больше слов из одного длинного слова, она даже пробовала играть вместе с телевизором (сейчас эта игра называется «Эрудит» или «Слова из слов», и играть в нее по-прежнему в кайф). Так вот, эту игру смотрела вся школа, включая учителей и директора, который сам же объявил об эфире и отпустил все классы с уроков пораньше. Это было просто чудо какое-то: знать, что передача не подставная и что самые простые дети из самых глухих мест России могли участвовать наравне со всеми и даже выигрывать. И вот этот герой городка из всех девочек школы выбрал именно Юльку. Круто? Конечно, круто!