Полная версия
Как евреи оказались в России
Рафиг Шейх Гюльбалаоглу
Как евреи оказались в России
1. Как хазары приняли иудаизм.
В середине VII века на обширных территориях Северного Кавказа и Нижнего Поволжья зародилось могучее государство – Хазарский каганат. Хазары контролировали территорию Прикаспийской низменности, Северного Кавказа, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Дуная. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. В политической зависимости от хазар находился ряд восточнославянских племенных союзов. Колыбелью хазар были прикаспийские степи‚ то есть территория современного Дагестана и Калмыкии. Хазары были воинственным народом‚ еще в шестом веке – в составе других тюркских племен – они ходили походами в Закавказье, и персидский шах для защиты от них построил гигантскую стену в Дербенте со многими оборонительными башнями.
Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы: 1. Хазары являются потомками гуннского племени акацир, известного в Европе с V века (А. В. Гадло, О. Прицак). 2. Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са, упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп) (см. основную статью Уйгурская теория происхождения хазар). 3. Хазары являются потомкам эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Д. Людвиг). 4. Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками. Костяк народов Хазарского каганата составляли племена савиров, огуз, булгар, алан, и печенег. Хазары были воинственными и многочисленным племенем тюркского происхождения, и зачатки государственности у них были от тюрок Центральной Азии, которые и правили ими, составляя военную и государственную элиту. Начиная с VIII века, в Хазарии все больше появляется евреев. Собственно, имелось там две ветви еврейских поселенцев. Еще в VI веке многочисленные беженцы из Персии, после разгрома восстания Маздака, поселились на территории нынешнего Дагестана. Среди них было немало евреев из той же Персии. А в VIII веке к ним присоединились беженцы из Византии, где евреи в то время подвергались жестоким преследованиям. В 723 году император Лев III Исавр издал Указ о насильственном крещении всех евреев Византийской империи. Это привело к выезду большинства евреев из страны. Среди местных малоразвитых племенных объединений евреи быстро приобрели вес и влияние. И уже вскоре после того как в Хазарии собралась тысячная община, стали контролировать почти всю торговлю, ремесленные промыслы и межгосударственные отношения, постепенно вытеснив тюрок из этих отраслей и структур. Важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар – в Дагестане и Калмыкии поселились еврейские общины. Примерно в 740 году один из хазарских военачальников – Булан женившись на девушке еврейского происхождения, перешёл виудаизм. По-видимому, это укрепило позиции его клана. После того как, хазары стали исповедовать религию ислам, положение правящей династии стало ухудшаться, главным образом из-за того, что религия выступала против насилия и произвола. По этой причине были сокращены военные добычи, и невозможность продолжать традиционную завоевательную политику. В начале IX века потомок Булана —Обадия рожденной от еврейки, занял второй после кагана пост в государстве и сосредоточил в своих руках реальную власть. С этого момента в Хазарии установилась система двойного правления, при которой номинально страну продолжали возглавлять каганы из старого царственного рода, но реальное управление осуществлялось от их имени беками (царями) из рода Буланидов. В начале IX века еврейское население Хазарского каганата к своему экономическому и интеллектуальному влиянию прибавило и политическое. Власть тюркских ханов была ими низложена, и верховным правителем – каганом – стал еврей Обадия. Иудаизм был объявлен государственной религией, при этом он опирался на воинские формирования, составленные из евреев, печенегов и гузов.1
Арабский географ ал-Истахри, в своей книге «Книги стран» пишет: “Хазары – мусульмане‚ христиане‚ евреи и язычники; евреи составляют меньшинство‚ мусульмане и христиане –большинство‚ однако царь и его придворные – евреи. Простой народ состоит главным образом из язычников, почитающих идолов… Нельзя выбрать каганом лицо‚ не принадлежащее к еврейской религии”. Военные действия против тюрков, пытавшихся вернуть себе утерянное влияние в каганате, продолжались почти 20 лет. Тюрки Поволжья были разгромлены но, те, кто сумел спастись, отступили на территорию нынешней Венгрии, а оставшиеся были вынуждены присягнуть религии иудаизма. Необходимо подчеркнуть, что военное руководство борьбой с тюрками осуществлялось еврейскими военачальниками которые прибегая не достойным поступкам добились не малых успехов. В результате территория каганата сильно выросла и распространилась почти на все восточное Причерноморье, включая Терек, Кубань, Таврию и Крым. Следует отметить, в Крыму и Северном Причерноморье еврейские поселения появились еще в первые века н.э., и лишь 8 в. евреи проникли в Хазарский каганат. Еврейские правители Хазарского каганата непрерывно проводили военные операции, стремясь расширить его территорию, главным образом на юг и запад. Для этой цели использовались иностранные наемники. Они призывались из воинов так называемого Гургана, земли которого простирались на восток от Каспийского моря. Отряды их, руководимые еврейскими полководцами, одержали немало побед над огузами, проживавшими у реки Яик, над сабирами – у реки Донец, над буртасами – на Каме и Сакмаре.”2
После принятия иудаизм, в Хазарию переселилось много евреев из других стран. Эти евреи усилили еврейское влияние в стране. Географ аль-Масуди пишет: “Много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из стран Рума [т. е. Византии], потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи…Таким образом большое число евреев покинуло страну Рум, чтобы удалиться к хазарам.”3
На северо-западе с хазарами граничили печенеги, половцы и киевские руссы. В то время Киевской Русью правили пришельцы из Скандинавии, варяжские племена. Еврейские руководители не раз привлекали дружины этих воинственных князей для войны с дейлемитами, персидским племенем, населявшим южное побережье Каспия и мешавшим торговле, которую вели хазарские евреи. Однако многие походы руссов на юг заканчивались неудачей. А в 913 году руссы и вовсе были разгромлены мусульманами татарами. В начале Х столетия в Крыму укрепилось влияние Византии, что привело к принятию православия аланами. Подстрекаемые греками, аланы в 932 году пошли войной на Хазарию, но были наголову разбиты и вновь признали ее суверенитет. Как стало известно из Кембриджской версии хазарской переписки, в ответ на вероломные происки Византии хазарские войска во взаимодействии с отрядами еврейского княжества Феодоро захватили Корсунь, Херсонес и выбили византийские военные формирования из Крыма. В 962 году подстрекаемые Византией готы отказались платить дань Хазарии. Это привело к тому, что хазарские всадники вновь вторглись в Крым и в содружестве с ратниками княжества Феодоро штурмом овладели столицей готов Эски – Кермен, что привело к прекращению существования крымской Готии.4
2. Судьба иудеев после падения Хазарского каганата.
Таким образом, благодаря умелому и энергичному военно-политическому руководству евреев в IX – X веках Хазария превратилась в одну из самых могущественных и богатых стран Евразии. Однако в 964 году молодой князь киевский Святослав пригласив давних врагов хазар – печенегов, половцев и огузов, пошел войной на Хазарию. Сам Святослав по Волге спустился к столице Хазарии городу Итилю, а его союзники присоединились к нему по мере подхода к дельте. С Дона туда же подошли печенеги и половцы, с реки Яик подтянулись огузы. Огромной союзная армии напало на хазар внезапно. В это время большая часть войск Хазарии была отвлечена в других частях страны. Узнав о нападении оставшиеся малочисленные отряды наемников предпочли сбежать в свои пределы. В городе остались одни евреи, и их полки вместе с мирными жителями приняли решение с боем пробиваться через союзное войско противника.
После падения Хазарского каганата, евреи и тюркские племена принявшее иудаизм, вынуждены были мигрировать в другие места. Большинство из них направились в Киевское и Литовское княжество. Польские князья охотно допускали в свою страну хазарских иудеев, благодаря которым развивались торговля, промышленность и ремесла. Благоустроившись в Польше, они постепенно стали распространяться на Запад. И эта мирная жизнь продлилось не долго. Жестокие преследования и массовые убийства евреев произошли во времена крестовых походов, в результате которых были опустошены цветущие еврейские общины Европы и Ближнего Востока. В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование…5
Общины хазарских евреев еще долгое время сохраняли свое присутствие и даже в руководство в некоторых районах Кубани, в северном Крыму, а также в городе Тмутаракань, напротив Керченского полуострова. В этом городе в 1022 году находилась небольшая дружина варяжского князя Мстислава, изгнанного из своего удела. К городу подошли несметные толпы касогов и обложили его со всех сторон. Тогда еврейские отряды и дружина руссов вышли из города и построились в боевой порядок перед касожскими полками. По обычаям того времени все должен был решить поединок между вождями, и в этом поединке Мстислав победил кассожского богатыря Редедю и убил его. Касоги бежали, а Мстислав с дружиной стал княжить в Тмутаракани. Отсюда он во главе сборного войска из руссов и евреев совершил много походов, в том числе – и к Киеву, победил варяжскую дружину Ярослава в битве при Листвене (1024 год). После этой победы Мстислав стал княжить в Чернигове, евреи же еще больше укрепились в Тмутаракани. Это положение сохранялось вплоть до событий 1078 года, когда приглашенные ими дружины князей – изгоев Олега и Романа Святославичей двинулись походом на Русь, но были разбиты и попали в плен. Выйдя из плена, Олег договорился с касогами и ясами о совместном походе на Тмутаракань. В это время там правил еврейский князь Давид, который и организовал оборону города. И снова еврейские воины мужественно вступили в бой с намного превосходившими их по численности армиями славян и кочевников. Евреи стояли насмерть и были истреблены почти полностью. Вступив в Тмутаракань, Олег приказал убить всех, кроме женщин, которых превратили в рабынь… Видимо, именно этот эпизод древней истории Руси имел в виду Пушкин в знаменитой «Песне о вещем Олеге».6
Призывы папы Урбана II и монаха Петра Амьенского на церковном соборе в Клермоне (27 ноября 1095 г.) к походу на мусульман не звали к насилию над евреями. Но традиционный взгляд христиан на евреев как на виновников распятия Иисуса, а также социально-экономические причины, (еврейское ростовщичество) в самом начале 1-го крестового похода (1096–99) сделали евреев объектом нападений крестоносцев. Когда толпы рыцарей, горожан и крестьян отправились в 1-й крестовый поход. По Европе прокатилась волна погромов, зачинщики которых заявляли, что, выступая в дальний поход для освобождения гроба Господня от иноверцев-христоубийц, они не могут потерпеть их присутствия в своей собственной земле. Всего в 1096 г. в Германии и Чехии погибло около 5 тыс. евреев. Но еврейские общины Рейнской области быстро возродились и восстановили свою роль в экономической жизни Германии. Около 500 евреев, осажденных в замке Верден-сюр-Гаронн, покончили жизнь самоубийством. Наибольшие бедствия обрушились на евреев Англии, не пострадавших во время 1-го и 2-го крестового похода и даже предоставивших в 1096 г. убежище французским евреям, бежавшим от бесчинств крестоносцев. 3 сентября 1189 г. крестоносцы, собравшиеся в Лондон на церемонию коронации короля Ричарда I Львиное Сердце, устроили погром в столице, были убиты тысячи евреев. Новые бедствия обрушились на евреев Франции в период двух так называемых крестовых походов пастухов, участниками которых были преимущественно отбросы общества. В 1251 г. «пастухи», направляясь на Восток с целью вновь завоевать Иерусалим и освободить Людовика IX Святого, находившегося с 1250 г. в плену у египтян, разгромили еврейские общины Парижа, Орлеана, Тура и Бурже. В отличие от других европейских правителей в 1264 г. князь Болеслав Калишский издает грамоту, определявшую права евреев в Польше и имевшую цель защитить их от произвола, которое проводилось в Западной Европе.7
Исторические факты говорят о массовой миграции евреев Хазарии на территории Галиции, Волыни и Польши. Подтверждением сказанному является сообщение 1117 г. в летописи о переселении евреев-хазар из Белой Вежи (Саркела) под Чернигов и основании ими поселения Белая Вежа и многочисленные топонимы вроде Жидово, Жидичев, Жидова вила, Козари, Козара, Козарзевек на территории Древней Руси и Польши. Согласно так называемому Киевскому письму из Каирской генизы, в X веке в Киеве существовала еврейская община Предположения о существовании в XI и XII веках отдельного еврейского квартала в Киеве, так называемых «Жидовских ворот», которая говорит, как минимум, о торговле с евреями в этот период. Помимо киевской еврейской общины, известна также еврейская община Чернигова, созданная в XI веке и вероятно бывшая во времена Черниговского княжества центром еврейской учености и Владимира-Волынского XI—XII вв. В этот период евреи, возможно, появились также в Северо-Восточной Руси, во владениях князя Андрея Боголюбского (1169—1174 гг.), хотя и неизвестно точно, жили ли они там постоянно.8
В еврейских средневековых источниках Восточная Европа зачастую именовалась Ханааном, подобно другим землям, еврейские названия которых были образованы от библейских топонимов; соответственно, славянский язык назывался ханаанским – «кнаанит» (см. статью Еврейско-славянские диалекты). Византийские евреи с удивлением отмечали, что к северу от них живут евреи, не знающие ни одного языка, кроме кнаанит. Вплоть до монгольского нашествия в 1240 г. религиозные споры с иудеями занимали большое место в жизни киевского духовенства. Киевские евреи перевели с иврита на древнерусский библейские книги Даниэль и Эсфирь, отрывки из книг Иосифа Флавия, популярное историческое сочинение Иосиппон, апокрифы «Исход Моисея», цикл легенд о Соломоне, «Слово Зоровавеля», переводы дошли в копиях до Нового времени. Еврейская община Киевской Руси не очень то сильно пострадала от татарского нашествия. Евреи, как явствует из летописей, могли служить монголо-татарам в качестве сборщиков налогов. Во всяком случае, в 1321 году в Кашине был такой еврей-откупщик: «Прииде из Орды в Кашин Таянчар татарин с жидовином с должником (откупщиком) и многу тягот учинишу Кашину». Отсюда можно предположить, что некоторые купцы-евреи жили в Орде, могли приниматься на службу по финансовой части. Отмечается, что во многих городах Золотой Орды существовали крупные торгово-ремесленные общины евреев, армян (например, Армянская колония в Болгаре) и т. д. Согласно заметкам Джованни Ботеро, Астрахань – «один из городов, где, по приказу правительства, постоянно селятся татары, бесчисленные их племена, и евреи».9
На землях Великого княжества Литовского оставались евреи, говорившие (а иногда и писавшие) по-славянски. Массовое изгнание из Англии, Франции, Испании и большинства других западноевропейских стран в разное время, преследования в Германии в XIV веке привели к тому, что западноевропейские евреи (ашкеназы) приняли приглашение польского короля Казимира III поселиться на территории Польши. Малочисленная славяноязычная еврейская община ассимилировалась в среде этих носителей языка идиш. Затем евреи, поселившись на территории собственно Польши и Литвы, начали расселяться на малонаселенных территориях Белоруссии и Украины, входивших в Речь Посполитую. В Крыму продолжали жить как местные евреи, исповедующие классический иудаизм, так и караимы (упоминаются с XIV века). В Крымском ханстве евреи жили свободно, соперничая в торговле с генуэзцами и греками.10
Во все времена, независимо от места проживания, желанной мечтой последователей иудаизма была создания еврейского государства. Так как этому позволяли средства и возможности, которыми обладали евреи, так как все банкиры, ювелиры и крупные торговцы, рассеянные по всей Восточной и Западной Европе принадлежали иудеям. Им даже было безразлично, где осуществится эта мечта. Ярким примером сказанному является истина о Христофоре Колумбе. Деньги на первый поход Колумбу дали евреи, и это исторический факт. Советниками и патронами Колумба были самые высокопоставленные евреи Испании и Португалии, советники короля, ученые, финансисты, судьи и аристократы. Евреи, финансируя Колумба, надеялись на то, что в новых колониях можно будет создать Израильского государство, где им удаться укрыться от преследований всех королей, что и в конечном итоге и произошло. При «исходе» евреев из Испании сформировалось три основных направления эмиграции. Первое привело к образованию евреями в Амстердаме мирового центра торговли бриллиантами. Этому бизнесу уже пятьсот лет и загнивать он не собирается. Второе направление «исхода» евреев из Испании подготовило промышленную революцию в Англии, что потом сделало её ведущей державой в мире и властительницей морей. Созданный изгнанной диаспорой Банк Англии с семнадцатого века по сей день оставаясь в частных руках, и являясь, по сути, Центробанком страны. Банк Англии создавался в обмен на финансирование английского королевского двора, оставшегося вообще без денег после смутных времен и опустошения казны Кромвелем. А третье течение еврейской диаспоры осело в Османской империи, подготовив почву для новых экспансий. Небывалое усиление страны, порабощение половины Европы, контроль над всеми товарами, «необходимыми» для вымывания испанского золота – вот следствие исхода в Османскую империю, исторический факт, о котором стыдливо умалчивают, либо забывают вовсе.11
3. Евреи на Руси.
Крещение Руси, происходившее при посредстве Византии, принесло за собой антиеврейскую идеологическую традицию, подхваченную православными проповедниками. Антиеврейский церковный уклон в то время слабо влиял на рядовое население. Однако к XVI веку положение коренным образом изменилось. Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам. Московские великие князья и русские цари не позволяли евреям поселяться в их землях. Русские люди того времени с подозрением относились к нехристианам, а особенно к евреям. В конце 1470 года новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева. В его свите был ученый еврей Схария, который по словам летописца повлиял на новгородских священников Алексея и Дениса так, что они стали распространителями ереси жидовствующих, известной до начала XVI века. Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Когда польский король Сигизмунд II Август в 1550 году напомнил русскому царю, что раньше московские великие князья свободно впускали всех купцов из Польши, будь то христиане и евреи, на что Иван Грозный ответил: «жиды… людей от крестьянства [то есть христианства] отводили и отравныя зелья в наше государство привозили… И ты бы, брат наш, вперед о жидах нам не писал!». После взятия города Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, отказавшихся перейти в христианство, согласно легенде, были утоплены в Двине.12
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.