bannerbanner
Беседа о курсе чудес
Беседа о курсе чудес

Полная версия

Беседа о курсе чудес

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Когда запись Курса только начиналась, значительная часть материала в нём была адресована лично Хелен и Биллу и предназначалась для того, чтобы помочь им понять происходящее, поддержать друг друга, а также принять то, что им давалось. Поскольку Хелен и Билл были психологами, материалы, связанные с учением Фрейда и других авторов, были даны им для возможности соотнесения того, что они уже знали, с тем, что излагал Курс. Позже, следуя велению Иисуса, они изъяли данный материал из Текста; по вполне понятным причинам он был неуместен в фундаментальном учении Курса. Единственной проблемой оказались стилистические провалы в местах изъятия текста, поэтому мы иногда добавляли одну-две фразы только ради сохранения логической связи между отрывками. Однако так было лишь в самом начале.

Стиль первых четырёх глав всегда оставался для нас проблемой. Это самые трудные для чтения главы. Причина тому, на мой взгляд, кроется в тех самых изъятых отрывках, отсутствие которых сделало материал стилистически неоднородным. По мере сил мы старались сгладить шероховатости Текста. Кроме того, первоначально Хелен испытывала шок от всего происходящего, что, несомненно, сказалось на её стиле, однако не повлияло ни на её слух, ни на понимание материала.

С самого начала, например, сочетание «Святой Дух» в тексте почти не упоминалось. Этот термин настолько пугал Хелен, что вместо него Иисус использовал «Духовный Глаз». Позже, по настоянию Иисуса, сочетание это было заменено «Святым Духом». Изначально даже слово Христос не употреблялось по той же самой причине и появилось в диктовках гораздо позже. После одного-двух месяцев записи Хелен успокоилась, и начиная с пятой главы Курс, по существу, предстаёт в своей оригинальной форме.

В книге также отсутствовали заглавные буквы. Поскольку Хелен тяготела к тому, чтобы писать с заглавной буквы любое слово, даже отдалённо ассоциируемое с Богом, я постоянно терзался сомнениями, решая, что следует писать с большой буквы, а что нет. Некоторые слова, однако, были написаны с заглавной буквы по настоянию Иисуса, дабы облегчить понимание их смысла. Хелен, будучи прекрасным редактором научных публикаций, постоянно испытывала соблазн заменить одни слова другими, более соответствующими её стилю. Но всегда получала совет не делать этого и подчинялась, что стоило ей больших усилий. Случалось, что она всё-таки изменяла некоторые слова, но, обладая феноменальной памятью, никогда не забывала, где именно она внесла изменения и через 200-300 страниц понимала, что утраченное слово было дано ей с целью позднейших ссылок на него. Хелен всегда возвращалась и исправляла своевольную редакцию.

Курс чудес был закончен осенью 1972 года, а я познакомился с Хелен и Биллом зимой того же года. Наш общий друг, священник-психолог, выполнял некоторые работы под руководством Хелен и Билла и знал о существовании Курса. Той осенью мы подружились. Это случилось накануне моей поездки в Израиль, и мой друг настоял на том, чтобы я встретился с двумя его хорошими знакомыми. Мы провели вместе вечер, в ходе которого вскользь упоминалась книга духовного содержания, написанная Хелен. Но ничего не было сказано о том, что это за книга и как она появилась.

Мы встретились на квартире у Билла, и я помню, как он показал рукой на стопку из семи больших папок в углу, содержащих Курс. Я не собирался брать с собой в Израиль практически ничего и, естественно, не думал, что должен приступать к чтению такого объёмного труда. Но я был заинтригован услышанным, хотя услышал не так уж много. Этот вечер я провёл со священником, и он сказал, что у него есть копия книги и что при желании я могу посмотреть её. Тогда я был совершенно уверен, что не должен делать этого, но позже, в Израиле, мои мысли постоянно возвращались к книге. Я написал Хелен письмо, рассказал о своём интересе и упомянул, что по приезде хотел бы прочесть её книгу. Позже Хелен сказала, что я написал слово «Книга» с заглавной «К». Я не помнил этого. Обычно я не склонен писать слова с заглавной буквы, но в тот раз я, очевидно, так и сделал. Как я уже говорил, будучи в Израиле, я продолжал думать о книге, словно она содержала нечто, для меня очень важное. Я вернулся в Штаты весной 1973 года, намереваясь провести какое-то время с моей семьей, друзьями, а затем вернуться в Израиль и поселиться в монастыре на неопределённое время. Но Книга вызывала у меня большой интерес, и, желая увидеть её, я назначил встречу с Хелен и Биллом. С первого момента знакомства с книгой я изменил все свои планы и принял решение не уезжать из Нью-Йорка.

На мой взгляд, Курс чудес представляет собой лучшее сочетание психологии и духовности из всех известных мне. В ту пору я не ощущал никакого ущерба в своей духовной жизни, но, познакомившись с Курсом, понял, что он является именно тем, что я искал всю жизнь. А когда вы находите то, что искали, вы с этим уже не расстаётесь.

С предельной ясностью в Курсе говорится о том, что он – не единственный путь на Небеса, и это очень важно помнить. В начале Руководства для учителей нам открывается, что Курс чудес является лишь одной формой универсального учения среди тысячи других (Р-І.4:1-2). Курс – не для всех, и было бы ошибкой думать иначе. Нет ничего такого, что было бы для всех. Я думаю, что Курс – очень важный путь, предложенный этому миру, но не каждому в нём. Тем, кто не пойдёт дорогой Курса, Святой Дух предложит что-то другое.

Было бы ошибкой истязать себя в попытках постичь Курс, не чувствуя себя с ним достаточно свободно. Не надо считать себя неудачником, не сумев осилить его. Это противоречило бы всему учению Курса. Он не должен порождать чувство вины. Совсем наоборот. Но тем, кто пойдёт дорогой Курса, стоит потратить усилия на его постижение.

Вопрос: Насколько я понимаю, многие, начав заниматься Курсом, испытывают большое сопротивление.

Ответ: Совершенно верно! И если кто-то, занимаясь Курсом, не пережил периодов, когда ему хотелось выбросить книгу в окно, сбросить с 9-го этажа или запустить ею в кого-нибудь, то он, вероятно, не постигает Курс. О том, чем вызваны подобные реакции, мы будем подробно говорить позже, но общая причина их в том, что учение Курса противоречит всему, во что мы верим. И ни за что мы не держимся так цепко, как за собственную систему убеждений, будь она правильна или нет.

В Курсе есть строка, вопрошающая: «Предпочитаешь ли ты быть правым или счастливым?» (Т-29.VII. 1:9). И большинство из нас, конечно, предпочитает счастью правоту. Учение Курса по- истине направлено против этого и воссоздаёт детальную картину неправоты нашего эго. Поскольку мы в большинстве своём отождествляем себя с эго, мы должны сопротивляться этой системе. И, повторяю, я действительно думаю, что если хотя бы однажды читающий не испытал сопротивления Курсу или трудностей с ним, дело с его изучением обстоит не так уж хорошо.

В то время, когда была сделана первоначальная запись Курса, о нём были осведомлены буквально несколько человек. Хелен и Билл хранили его, как глубокий, тёмный, исполненный вины секрет. Даже их родные, друзья и коллеги не подозревали о его существовании. Как бы во исполнение общего плана, накануне появления Курса оба получили рабочие помещения, расположенные довольно далеко от кабинетов их коллег. Это позволило им работать с материалом без постороннего вмешательства, хотя в тот период они были неимоверно загружены работой. Никто, однако, не подозревал об их занятии. Они держали работу над Курсом в строжайшем секрете, и, когда я появился в их кругу, там царила всё та же атмосфера глубокой тайны.

Первый год моей работы с Хелен и Биллом целиком ушёл на редакцию рукописи. Были проверены все заголовки, Хелен и я последовательно вычитывали слово за словом. Этот процесс занял примерно год, а по завершении мы перепечатали Курс заново. Таким образом, где-то к концу 1974 или к началу 1975 года Курс был полностью готов. Для чего он готов, мы не знали. Он всё ещё держался в секрете, но мы уже знали, что он готов.

Весной 1975 года появилось ещё одно действующее лицо – Джуди Скатч. Её появление – история сама по себе очень интересная, но сейчас я её касаться не буду. В этой истории одна неожиданность вела к другой, и в результате цепи неожиданностей Джуди появилась у нас в сопровождении Дагласа Дина. Вероятно, многие из вас знают Дина, очень известного парапсихолога. Итак, они пришли в Медицинский центр, казалось, по совершенно другим делам. Мы решили, что должны поделиться Курсом с Джуди и Дагласом, что мы и сделали. С этого момента Курс как бы вышел из наших рук и, в преддверии следующего шага, перешёл в руки Джуди. Это в конечном счёте и привело к его публикации. У нас самих не было в этом никакого опыта, и мы не чувствовали себя ответственными за публикацию Курса. Мы были ответственны только за то, чтобы он попал в хорошие руки и чтобы всё делалось правильно, но непосредственного участия от нас он уже не требовал. Теперь дело перешло к Джуди, и она с ним отлично справилась.

Открыв Курс чудес, вы заметите, что права на его публикацию датируются 1975 годом, хотя он не появился в печати до 1976 года. В это лето один из друзей Джуди в Калифорнии сделал фотонабор Курса. С него, в свою очередь, было сделано 300 копий, и в таком виде Курс оставался до 1976 года. Его появление в знакомом вам виде связано с серией «чудес», следовавших одно за другим. То, как быстро всё происходило, было воистину «чудесным». Первые книги вышли из печати в июне 1975 года, и на сегодняшний день (2006 г.) Курс насчитывает уже пятьдесят изданий.

Публикацией и распространением Курса чудес занимается организация «Foundation for Inner Peace». Курс не является ни движением, ни религией или ещё одной церковью. Скорее это система, с помощью которой, практикуя принципы Курса, человек может найти свою собственную дорогу к Богу. Как большинство из вас уже знает, сейчас в стране существует множество групп, изучающих Курс и возникающих спонтанно. Мы всегда считали очень важным не иметь никакой организации, которая функционировала бы как центральный орган.

Никто из нас не желал оказаться в роли гуру. У Хелен было довольно твёрдое мнение на этот счёт. Люди часто приходили к ней, располагались буквально у её ног, так что она едва не наступала им на головы. Она противилась тенденции сделать её центральной фигурой Курса. Она чувствовала, что центром его был Иисус, или Святой Дух, и так должно было оставаться. Это было очень важно для неё. Делать что-то ещё означало бы создавать организацию, по структуре подобную церкви, что, конечно, не отражало бы желания автора Курса чудес.

Вопрос: Как люди зарабатывали себе на жизнь, работая над Курсом все эти годы?

Ответ: Хелен и Билл имели постоянную работу, у меня там же была работа на неполный рабочий день, а также моя частная психотерапевтическая практика. Я быстро справлялся со всеми делами, чтобы в оставшееся время редактировать с Хелен Курс и делать всё необходимое. Вся работа выполнялась только в «свободное время», но мне кажется, что именно официальная работа была для нас «свободным временем». Следует, однако, заметить, что даже во время самой записи Курса и Хелен, и Билл были неимоверно заняты своими многочисленными обязанностями.

Вопрос: Было ли что-либо сказано относительно времени появления Курса? Почему именно в это время?

Ответ: Да. В самом начале «диктовок» Хелен получила полное объяснение происходящему. Ей было сказано, что нынче время «небесного ускорения». Иисус поведал ей, что мир находится в довольно плачевном состоянии. Это станет очевидно каждому, если посмотреть вокруг. То была середина 60-х годов, и мир, кажется, сейчас в ещё худшей форме, чем раньше. Люди утопали в проблемах, и некоторым было предложено посвятить свои специфические способности этому «небесному ускорению» в целях установления в мире нормального порядка вещей. Хелен и Билл были только двумя из тех, кто посвятил себя данному делу. В течение последних 15 лет быстро возрастало количество материала, который был, по утверждению его авторов, «вдохновлён» свыше. Цель всего происходящего состоит в изменении мышления людей относительно сущности мира. Курс чудес, повторяю, – лишь один из многих к тому путей. Я акцентирую на этом внимание из-за одной наиболее трудной темы Курса, о которой мы будем говорить позже: «особые отношения». Есть большой соблазн создать «особые отношения» с Курсом и сделать его действительно чем-то «особым» в отрицательном смысле слова. Это станет яснее позже, когда мы вернёмся к данной теме.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Единомыслие: Мир Царства Небесного

Для лучшего ознакомления с Курсом чудес целесообразно разбить материал на три части, поскольку в действительности он представляет собой три разные системы мышления: Единомыслие, отражающее мир Царства Небесного; ложное, или неверное мышление, отражающее систему мышления эго, и верное мышление, или здравомыслие, отражающее систему мышления Святого Духа.

Полезно к тому же сразу отметить, что Курс чудес написан на двух уровнях (смотри схему на стр. 32).

Первый уровень – это различие между Единым Разумом и разумом расщеплённым, тогда как второй уровень – контраст между верным и неверным, или ложным, мышлением. На первом уровне, к примеру, мир и тело рассматриваются как иллюзии, созданные эго. Они символизируют разобщение с Богом.

Второй уровень соотносится с тем миром, где, как нам кажется, мы живём. На этом уровне тело и мир видятся нейтральными и могут служить одной из двух целей. Для ложно мыслящего эго то и другое – средства углубления разобщения. Для здравомыслия они – инструменты Святого Духа в обучении, с помощью которых мы постигаем Его уроки прощения. Следовательно, на этом, втором, уровне иллюзии соотносятся с лжевосприятиями эго, которое, например, видит атаку вместо просьбы о любви и грех вместо ошибки.




Памятуя об этом, можно приступить к обсуждению трёх систем мышления в Курсе. Начнём с первой, в реальности единственной системы, которая описывается в начале Текста, как Единомыслие Христа, или Бога. Эта система мышления не имеет ничего общего с нашим миром. Я вкратце расскажу о ней, а затем мы оставим её, поскольку не на ней сосредоточен фокус внимания Курса. Она – фундамент Курса чудес, но не на этом уровне нам предстоит работать.

Единомыслие есть мир Царства Небесного, и в Курсе чудес ему соответствует слово «знание». Одной из трудностей, возникающих при первой встрече с Курсом, является употребление слов в значении, отличном от общепринятого. Если вы станете наделять слова Курса собственным смыслом, у вас возникнет масса затруднений. Такие слова, как «грех», «мир», «реальность», «Бог», «Иисус», «знание» и т. п., употребляются в Курсе в несколько ином смысле, чем в обычной речи. Если вы стараетесь подойти к Курсу непредвзято, с тем чтобы понять его содержание, невзирая на собственное согласие или несогласие с ним, вам придётся также понимать смысл слов и их использование в данном контексте.

Одно из таких слов – «знание». Оно используется в книге не в обычном смысле. Знание относится только к Богу, и мир знания не имеет ничего общего с нашим миром. Знание не есть вера или мыслительная система. Это опыт, и опыт, выходящий далеко за пределы всего, присущего нашему миру. Таким образом, Мир Небесный, мир знания, Божий мир духа – всё это одно и то же. Когда в Курсе говорится о мире духа, то это не имеет никакого отношения к миру материальному. Дух есть наше естество, наша подлинная реальность, наш истинный дом и, повторяю, не имеет отношения к тому, что мы ощущаем как нашу реальность здесь.

Центральной концепцией в Мире Небесном, или мире знания, является Троица. Я расскажу кратко о том, как Курс определяет Троицу, но вначале мне бы хотелось коснуться ещё одного момента, наиболее часто вызывающего возражения у людей, изучающих Курс. Они спрашивают: «Если тема и основная мысль Курса универсальны, т. е. мы все – одно, то почему он появился специфически в христианской форме?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2