
Полная версия
Чародей. Роман-эссе о жизни Якова Брюса
Увидев знакомый профиль, он тут же вышел во двор.
«Я не сказал о времени встречи!» – с досадой подумал он, выходя из храма, и тут же почувствовал неожиданный свет сзади.
Он повернулся и увидел эти неповторимые страждущие глаза и вновь онемел.
– Здравствуйте, барин, рада вас видеть…
– Не зовите меня барином, Марфа… Мне хочется вам сказать… – он опять замолчал.
– Вы можете ничего не говорить… Я все чувствую… и буду молиться за вас…
– Мне очень приятно быть рядом с вами…
После небольшого молчания Марфа добавила:
– Нам суждено быть рядом…
– Так я могу надеяться?
– Будьте покойны, Яков… Моя жизнь и мои молитвы будут с вами…
– Вы знаете мое имя?.. Но оно не совсем такое.
– Нет, оно ваше исконно! – она опять ласково посмотрела на него. – Мне надо идти на службу… Прощайте.
– Почему прощайте?
– Я скоро покину это место… Меня отсылают в другой монастырь… Так надо, Яков… – она повернулась и пошла к храму.
Молодой человек, как во сне, долго смотрел на удаляющийся стройный силуэт. Яков ничего не мог понять, но больше никогда в жизни не видел ангельский облик Марфы, лишь только в воображении или во сне. Она осталась для него ликом православия, истинного понимания и даже душевного благоговения к русским людям, хотя остался он до конца жизни убежденным лютеранином. Только неугомонный ритм военной службы, постоянные ее тяготы и заботы помогли Якову со временем немного забыть неповторимый образ и первое чувство истинной любви.
Кожуховский поход
В молодости воспитывают не наставления, а реальные люди, кажущиеся героями, с которых хочется писать себя. Среди этой молодой поросли Петр не являлся идеалом, но у него была власть, и все это чувствовали, немного завидовали, хотели по-своему быть при этой власти и помогать ей своими действиями и, естественно, продвигаться по службе.
Отстранив от власти царевну Софью, с 1689 года Петр начал лично управлять государством. Он приблизил к себе людей, доказавших ему свою преданность и верность. Среди них были в первую очередь Федор Ромодановский, управлявший Преображенским приказом и бессменный начальник всех потешных, а также начальник регулярных войск шотландец Гордон. Были и молодые сподвижники, почти ровесники, иностранного происхождения: Франц Лефорт, Меншиков, Роман и Яков Брюсы и многие другие, которые, имея опыт и будучи уже на командных должностях, на деле заявили о своей преданности царю.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Петр Иванович Гордон в 1661 году был лично представлен Алексею Михайловичу. Государь дивился его прекрасному владению шпагой, стрельбе из мушкета и сразу присвоил ему чин майора. Имея большой военный опыт, он проявил себя в качестве полководца при царевне Софье и в Петровскую эпоху. За участие в Крымском походе 1687 года он первым из русских подданных получил высшее воинское звание полного генерала. Семь лет спустя также первым в России Гордон получил контр-адмиральские эполеты. В начале царствования Петра Великого он организовал из «потешных солдат» знаменитый Преображенский полк. Его подлинным триумфом стали Азовские походы 1695–1696 годов, в ходе которых заслуженный полководец применил одну из своих разработок военной инженерии – «подвижной» земляной вал для осады крепостей.
2
История лютеранства началась в начале XVI века в Германии с протестантского движения в христианстве. Католический богослов Мартин Лютер решил очистить религию от догматических наслоений и вытекающих из этого ошибок веры. В основе философского учения протестантов лежит равенство всех перед Богом. Оно признает три таинства: крещение, приводящее человека в христианство; причастие, связывающее его с Богом; и исповедь, помогающую освобождению от грехов. Священнослужитель в лютеранстве – это всего лишь профессия, и не более того. Она не возвышает священника в ранге перед прихожанами. Главной особенностью лютеранства является отсутствие единой церкви.