bannerbanner
Всё или ничего
Всё или ничего

Полная версия

Всё или ничего

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Thami Рески

Всё или ничего

Всё или ничего

На протяжении нашей жизни иногда случается, что духовность становится темой беседы. Редки эти особенные моменты, когда мы осмеливаемся прикоснуться к невыразимой сущности. Говорить о духовности – это тонкое искусство, где каждое слово балансирует, словно канатоходец, на хрупкой нити метафоры. Что касается меня, я едва справляюсь с этим танцем. Не потому, что само занятие мне неприятно, а потому, что, знаем ли мы, как передать одним словом или фразой идеи, охватывающие бесконечность и абсолют?

Сложная задача – одеть невидимое в слова и оживить тишину, особенно когда мы быстро понимаем, что говорим на разных языках. Однако я не отказываюсь от этого диалога, потому что каждое произнесённое слово становится для нас всех драгоценным камнем, добавленным в наш общий сокровищник мудрости.

Именно поэтому я решил(а) написать эту книгу. Я делаю это в надежде, что, излагая свои философские размышления на бумаге, смогу найти способ прояснить свои идеи. Таким образом, я надеюсь сделать будущие обсуждения более гладкими, насыщенными и вдохновляющими.

Эта книга не стремится революционизировать жанр или предложить что-то новое, кроме того, что я считаю реальным. Потому что за общепринятыми популярными фантазиями духовность остаётся реальностью. Действительно существует нечто, что выходит за пределы материального. Но об этой очевидности я расскажу позже.

Это эссе, прежде всего, предназначено для образовательных целей. Оно призвано просто изложить концепции, которые я считаю справедливыми и конкретными. Обычно в таких беседах о духовности нам приходится пробираться через горы различных домыслов. Одни говорят о тех или иных мифах, другие – о каких-либо законах. Эти сны, укоренившиеся в коллективном бессознательном, распространяются через традиции или то, что называют Священными Книгами. Нелегко отделить реальное от вымысла, а некоторые из этих историй так глубоко укоренились, что мы не можем подвергнуть их сомнению. Тем не менее, я понимаю, что для нас всех отказаться от этих иллюзий ради принятия реального – задача трудная. В этом произведении я постараюсь просто и доступно представить то, что можно доказать и понять каждому.

Сказать, что я намерен предложить совершенно новые или революционные идеи, было бы излишне самонадеянно. Почти все размышления, которые я изложу на следующих страницах, уже были высказаны с блестящей изобретательностью и глубоким пониманием бесчисленными писателями, мыслителями и исследователями до меня.


Так в чем же смысл продолжения этого исследования? Главным образом, в стремлении предложить новый взгляд – освещение, которое акцентирует внимание на аспектах, оставшихся в тени или упущенных из виду. Моя цель – придать этим знакомым темам оригинальный и уникальный оттенок, побуждая читателей заново открыть их и посмотреть на них под новым углом.


Более того, я убежден, что разъяснение и упрощение сложных идей представляет собой ценную составляющую философского и духовного диалога. Слишком много туманных историй и мифов создали запутанный и хаотичный пейзаж, который не только затрудняет ясное видение, но и иногда приводит к крайним действиям, окрашенным в эсхатологические тона.


Я надеюсь, что благодаря этому процессу прояснения и освещения читатели не только откроют для себя увлекательные и вдохновляющие идеи, но и получат прочную основу для размышлений, диалогов и углубления своего понимания тайны сознания и вселенной, которая нас окружает.


Тем не менее, эта работа не стремится оспаривать традиции или верования, равно как и истории, мифы и легенды. Однако для понимания реального она предлагает вам вступить в честный и конструктивный диалог, где такие столкновения будут направлены на обогащение и расширение знаний.


Прежде всего, я хочу, чтобы эта работа стала выражением благодарности, которой я делюсь с вами. Ведь реальность исцеляет: она приносит облегчение, проясняет видение, упорядочивает пути, укрепляет отношения и освещает наш мир.


Мое самое искреннее желание – чтобы вы нашли в этих строках утешение и силы, а также ту радость, которая живет в каждом из нас, и обрели мир.


Пусть эти строки сопровождают вас на вашем личном пути, предоставляя вам прочную и последовательную опору. Пусть они помогут вам восстановить гармонию между духом, телом и тем, что словами невозможно выразить.

"Бесконечный ключ"


Чтобы начать это путешествие и исследовать поиски нашей сущности, я предлагаю задуматься о том, что в нас одновременно самое сокровенное и универсально общее. В центре этого размышления лежит идея бесконечности – концепция, которая, хотя и является лишь частью моего понимания духовности, составляет её фундамент. Эта отправная точка служит краеугольным камнем всей моей мысли. Это ключ, соединяющий всё воедино, и позже в этой книге я подробнее объясню причины, по которым прихожу к такому выводу.

К сожалению, в нашем текущем состоянии когнитивных возможностей мы, увы, не можем охватить бесконечность умом, что затрудняет её чёткое изложение. Для этого необходимо сначала познакомиться с этим понятием, которое, парадоксальным образом, понятием не является.

Для многих из нас, и я не исключение, приближение к бесконечности сводится к воображению какого-либо объекта, например пузыря, неба, круга, света или чего-то ещё, и последующему мысленному стиранию его границ.

На первый взгляд, этот подход кажется удовлетворительным, но вскоре становится очевидно, что приходится постоянно отодвигать новые границы, которые наш ум неизменно стремится установить дальше. Наша фантазия непрерывно включает этот объект в другой, ещё более обширный. В итоге это неизбежно приводит к пустоте или ничто, что, в свою очередь, подразумевает полное отрицание всякой жизни. Это наглядно демонстрирует ограниченность такого подхода.


Ещё один путь: медитация


Другой подход, более долгий и неопределённый, – это медитация. Долгий, потому что он требует тренировки, и неопределённый, потому что успех зависит от того "инструмента", который представляет собой наш ум. Эта практика в конечном итоге приводит нас в пространство, которое нельзя назвать пространством, поскольку в нём отсутствуют границы и измерения. Тем не менее, внутри этого "пространства" гипотетическая сущность "я" ощущает себя в абсолютной полноте.


Те, кто имеет личный опыт медитации и переживал подобные состояния, вероятно, смогут быстро понять моё рассуждение. Однако, если вы никогда не практиковали медитацию, представить себе эту реальность так же сложно, как попытаться почувствовать тепло, никогда его не испытав. Поэтому я искренне прошу прощения за то, что не могу дать вам более зримое и конкретное объяснение.


Медитативный подход значительно эффективнее для постижения бесконечности, подобно тому как ощущение тепла преобразует абстрактное понятие в осязаемую и реальную сенсорную реальность. К сожалению, пережить это нельзя через книгу. Вот почему в этом разделе я предлагаю вам подготовить свой ум к восприятию "концепции" бесконечности.


Представим себе "Книгу бесконечности"


Представьте книгу, в которой записаны все истории человечества, Земли и вселенной. Книгу, которая расскажет нам о будущем, настоящем и прошлом. На её страницах мы смогли бы вновь пережить наше детство или юность, а также увидеть свои будущие возможности и потенциалы. Эта книга поведала бы об истории Земли, о множестве вселенных и их бесчисленных эпопеях. Но в ней нашлось бы место и для более незначительных вещей – например, для номеров телефонов ваших соседей или количества камней на дороге к школе.


Такая книга, несомненно, занимала бы бесконечное пространство, а язык, на котором она была бы написана, должен быть понятен каждому. Наш разум отказывается верить в существование столь огромных книг, однако такие книги действительно существуют, и их множество.


Каждый из нас знаком хотя бы с одной из них. Эта книга настолько знаменита, что в нашем алфавите есть отдельная буква, которая посвящена её создателю и символизирует только её.


Эти книги записаны в виде чисел, и мы дали им название – "универсальные числа". Они завораживают, потому что каждая их десятичная часть содержит в себе все возможные числа, что придаёт им фрактальную структуру. Считается, что они содержат бесконечную информацию о всех конечных числах. Они упоминаются в различных математических дисциплинах, а также находят отражение в музыке и искусстве.


Число Пи (π), приближённое значение которого равно 3,14159…, является классическим примером универсального числа. Его десятичные знаки продолжаются в бесконечность без повторений. Это число, прежде чем стать символом бесконечности и универсальности, всегда отражало соотношение длины окружности к её диаметру. Таким образом, рисуя круг, мы словно рассказываем все истории вселенных.


В универсальных числах десятичные знаки не следуют за регулярным порядком. Все возможные комбинации цифр могут встретиться в этом ряду. Например, можно найти рядом цифры 3, 6 и 4, и это будет совершенно случайно, так что невозможно предсказать, какая цифра будет следующей. Тем не менее, можно быть уверенным, что, проходя по десятичным знакам один за другим, можно найти свою дату рождения, возраст, номер телефона и так далее.

Невероятно, но в этих универсальных числах также скрываются все региональные, национальные и мировые телефонные справочники. Но это ещё не всё. Допустим, мы закодируем буквы книги с помощью числовой последовательности, как это происходит в любом цифровом формате. Однако, гораздо проще, чем бинарное кодирование, давайте примем, что A = 1, B = 2, а Z = 26. Тогда в десятичных знаках универсальных чисел можно найти последовательность, которая точно соответствует этой книге. То же самое относится ко всем книгам, которые когда-либо были написаны, включая полную историю вашего настоящего и будущего существования. Хотя некоторые могут воспринять это как доказательство того, что «всё предопределено», следует быть осторожным, прежде чем делать такие выводы. Мы вернемся к этому вопросу позже.

Продолжим наш небольшой эксперимент. Если теперь мы закодируем всю Вселенную, например, представив, что атом водорода равен 1, атом гелия – 2 и так далее, то где-то в десятичных знаках мы найдем последовательность всех атомов, из которых состоит наша Вселенная, в том порядке, как они присутствуют.

Это небольшое упражнение призвано помочь нашему разуму расширить собственные границы. Для многих кажется невозможным, чтобы наш Вселенная была закодирована в таком маленьком числе. Но самое безумное – что все возможные вселенные тоже присутствуют там. Вот сила бесконечности. «Все в почти ничем». В конечном итоге, эти универсальные числа довольно хорошо символизируют бесконечность и сложность Вселенной.


Продолжим наш небольшой вводный урок, немного описав пространство. Пространство, вероятно, – это самая удивительная вещь, поскольку оно, кажется, не имеет пределов. Оно всегда может расширяться дальше, за пределы всего, что мы знаем. Что делает пространство еще более захватывающим, так это то, что оно вездесущно, даже в самых неожиданных местах. Например, между каждым атомом есть пространство, и то же самое можно сказать о всех материальных объектах. Ничто не может действительно «прикасаться» друг к другу, поскольку пространство не может быть устранено между ними.


Может показаться парадоксальным, что у нас есть такой сильный сенсорный опыт осязания, несмотря на то, что мы теперь знаем, что это ощущение возникает из сложных взаимодействий электромагнитных полей, а не из прямого контакта физических объектов. Несмотря на нашу интуитивную уверенность в том, что мы можем действительно «прикоснуться» к чему-то, мы постепенно осознаем, что мы никогда не в состоянии полностью устранить пространство, которое разделяет нас с другими объектами.


Со временем наука постепенно заново открыла часть природы основных составных элементов Вселенной. Мы узнали, что частицы, из которых состоят атомы, а значит, всё, что существует, включая нас самих, – это не твердые и осязаемые объекты, а скорее волновые явления, колебания, флуктуации, поля и другие термины, описывающие проявление энергии.


Эта замечательная концепция подразумевает, что материя, как мы её воспринимаем, а также суть Вселенной – это чистая энергия.


Конечно, такая картина мира может показаться абстрактной и трудной для восприятия, поскольку наш повседневный опыт показывает нам Вселенную, наполненную конкретными и осязаемыми формами. Тем не менее, эта идея становится всё более популярной и распространенной.


Что скажете о том, чтобы исследовать эти новые перспективы, ранее невообразимые, представляя себе космос, пронизанный колебаниями и вибрациями? В котором бурная хореография чередует объединение и дистанцию, создавая не только шедевры, которые ткают наши глубинные идентичности, но и не менее возвышенное творение – сама Вселенная?


Эта энергия, пронизывающая пространство, на самом деле является его проявлением. И вот еще одно утверждение, которое стоит разъяснить.


Энергия и пространство тесно связаны: каждый атом, состоящий преимущественно из пустоты, содержит энергию, которая, кажется, сохраняется на протяжении миллиардов лет. Атомы можно рассматривать как фрагменты пространства, находящиеся в постоянном движении. Например, согласно квантовой теории поля, одной из наиболее развитых теоретических моделей для описания фундаментальных взаимодействий, само пространство является вибрирующей тканью квантовых полей. Каждое из этих полей представляет собой форму потенциальной энергии. Когда они взаимодействуют, они могут порождать новые частицы, такие как фотоны, электроны или кварки.


Весь этот псевдонаучный бред на самом деле направлен на выражение одной простой идеи: пространство вибрирует, и эти вибрации порождают структуры. Точно так же, как воздух может конденсироваться в облака, создавать молнии или оставлять пустоты, пространство порождает планеты, галактики и даже вселенные.


Учитывая эту глубокую связь между энергией и пространством, мы тоже буквально являемся частью безбрежного пространства, как в физическом, так и в метафизическом плане. Мы – это часть пространства. Каждая молекула, атом и субатомная частица, которые составляют наше тело, вплетены в окружающий нас пространственный континуум и пронизаны силами и воздействиями, исходящими от других частей этого связанного целого.


На самом деле, пространство не сталкивается с пределами нашего существования или существования нашей Вселенной. Более точное описание состоит в том, чтобы утверждать, что мы не являемся границами пространства; скорее, мы – как и все другие формы материи и энергии – просто преходящие флуктуации этого огромного континуума. Иными словами, мы не определяем границы пространства; мы – это временное и динамичное проявление его.


Кроме того, движения и изменения, происходящие внутри нашего тела, постоянно оказываются под влиянием внешних условий и событий, таких как изменения магнитного поля Земли, космическое излучение и потоки фотонов.


Таким образом, становится очевидным, что мы не должны рассматривать пространство как нечто отдельное и независимое от нас. Напротив, мы должны признать, что мы глубоко укоренены в этом пространственном континууме, и что наше существование является выражением этого пространства, составленным из тех же фундаментальных принципов, которые управляют порядком и гармонией Вселенной в целом.


В этой концепции мира пространство колеблется, оно вибрирует, и волны, составляющие его, свободно движутся взад и вперед в зависимости от великих течений, которые его пересекают.


Колебания со всех сторон могут взаимодействовать и накладываться друг на друга в любой момент. В таком случае их амплитуды и частоты взаимно влияют друг на друга, что приводит к сложным и разнообразным модуляциям.


По аналогии, когда две океанские волны встречаются, они не обязательно сливаются в одну огромную волну, а скорее взаимно влияют друг на друга, создавая новые и уникальные узоры гребней и впадин. Перенесенное в микроскопический мир субатомных частиц, это взаимодействие приводит к подобным результатам, когда колебания энергии пересекаются, переплетаются и частично накладываются, создавая тем самым временные и нестабильные конфигурации силы и движения.


Разумеется, эта концепция вызывает множество вопросов и требует более глубокого исследования, особенно касающегося различных способов проявления и взаимодействия колебаний энергии. Будьте уверены, я коснусь этой темы позднее.


Однако перед этим мне кажется важным хорошо понять понятие бесконечности. Для этого я выделю несколько атрибутов: так как бесконечность не имеет предела, она не имеет формы, она без формы. Поскольку у неё нет границ, невозможно измерить её размер, она без размера. Она не имеет ни начала, ни конца, она не является ни моральной, ни аморальной, и не есть ничего, кроме того, что она есть – бесконечна и существует.

Мы приходим к выводу, что бесконечность не имеет формы благодаря самому определению бесконечности, как отсутствию ограничений. Формально форма подразумевает ограничения: границу, предел или ограничение.

Точно так же обстоит дело и с другими атрибутами, связанными с бесконечностью. Например, бесконечность не малая и не большая, потому что такие описания подразумевают относительные ограничения. Также бесконечность не локализована во времени, что означает, что не существует понятий прошлого, настоящего или будущего, поскольку эти понятия предполагают последовательность отдельных моментов. В конце концов, бесконечность нейтральна с точки зрения морали, так как она не выражает явного предпочтения ни к добру, ни к злу.

Эти наблюдения непосредственно вытекают из внутренней природы бесконечности: её основная характеристика – отсутствие ограничений – мешает нашей привычке классифицировать и структурировать знакомые концепты. Столкнувшись с бесконечностью, мы вынуждены расширить наше восприятие мира и адаптировать наш ограниченный словарь к реальности, которая значительно выходит за пределы наших традиционных умственных схем.

На этом этапе, возможно, вы скажете, что пространство, как и бесконечность, неизбежно связано с понятием Бога. Однако ничего не может быть более удаленным от истины. Бог, как он часто изображается, является лишь ментальной конструкцией, ограниченной и конечной, созданной в человеческом разуме. Этот образ Бога часто подкреплен архетипом власти, настолько глубоко укоренившимся в нашем сознании, что мы перестаем замечать его вездесущность и проникаемую в нашу жизнь повсеместно. И хотя традиционное представление о Боге, которое мы обычно воспринимаем, никак не может быть связано с бесконечностью – ведь по своей сути оно ограничено и определено, – очевидно, что в этом мире существует сила разума, не подвластная простому случайности.


Мир, в котором мы живем, – это не случайное образование, результат случайных событий или несчастливого совпадения. С точки зрения статистики и вероятности, абсолютно невозможно объяснить совершенство того, что нас окружает, не говоря уже о беспорядке, который мы могли бы ожидать в случайной вселенной. На самом деле существует неоспоримая организация, глубочайшая гармония, которая превосходит любую возможность случайных событий. Эта невидимая, но ощутимая направленность жизни подтверждает присутствие некой силы, которая намного превосходит собой простое стечение обстоятельств.


Многие скажут, что если Бог – это всего лишь архетип, тогда нет смысла следовать каким-либо моральным законам или жить по принципам «хорошего человека». В таком случае, утверждают они, мораль теряет смысл, и люди могут свободно поступать так, как им вздумается. Однако, с моей точки зрения, это является неправильным пониманием сути вопроса. Архетип Бога, олицетворяющий бесконечность, привлекает к себе человеческие устремления и использует эти силы, чтобы воздействовать на ум и сознание людей. Но архетип, как и любая ограниченная конструкция, в конечном итоге приводит к разочарованию и утрате веры, потому что он не может соответствовать истинной природе бесконечности. И все же, несмотря на все это, правила существуют – они остаются живыми и важными, хотя и отличаются от тех, что нам навязывают традиции и религиозные догмы. Я вернусь к этим важным вопросам позже, когда мы будем рассматривать природу нравственности и этики.


Парадоксально, но именно в попытке сопоставить бесконечность с Богом проявляются противоречия, так как бесконечность на самом деле значительно отличается от любого антропоморфного представления о божественном. В отличие от олицетворенного Бога, бесконечность не ограничивается и не определяется конечными рамками – ни физическими, ни ментальными. Она является объективной реальностью, которая не поддается никаким человеческим интерпретациям или теориям. Бесконечность не существует в рамках конкретной религиозной доктрины, она не зависит от личных взглядов и убеждений. В этом смысле бесконечность гораздо более фундаментальна и универсальна, чем любые попытки персонализировать ее через концепцию Бога.


Например, когда мы пытаемся рационализировать существование зла, обращаясь к традиционным атрибутам Бога – его бесконечной доброте, всезнанию и всемогуществу, – мы сталкиваемся с тупиковой ситуацией, потому что эти же атрибуты должны, по идее, исключать возможность появления зла. Однако зло действительно существует, что порождает интеллектуальное и духовное напряжение, известное как «парадокс зла» или «проблема зла».


Этот парадокс подчеркивает пределы наших способностей к концептуализации реальности, если мы ограничиваемся исключительно моральными категориями и атрибутами. Наша склонность антропоморфизировать то, что не является человеческим, может привести к противоречиям и апориям, которые не разрешаются в рамках привычных рамок.


Архетип Бога не может охватить все, что существует. Он может лишь привести к тупикам и ограничениям. Это и есть тот момент, когда мы понимаем, что его истинное использование гораздо более сложное, чем просто инструмент для выражения всего.


Философы и математики долгое время были очарованы загадочным понятием бесконечности – концептом, который, несмотря на свою тесную связь с нашим существованием и восприятием космоса, остается неуловимым и неопределимым. Таким образом, когда мы пытаемся связать бесконечность с Богом или другими метафизическими конструкциями, мы рискуем компрометировать её уникальность и величие, сводя её к простой риторической фигуре или эвристическому инструменту.

Материя


Существует ли что-то, кроме материи? Поднятие этого вопроса требует выхода за пределы наших ощущений и исследования того, что обычно ускользает от нашего восприятия. Давайте обратим внимание на такое простое явление, как смерть. В настоящее время многие из нас слышали о переживаниях, связанных с близким к смерти состоянием (ПБС). Эти переживания можно в общем описать как серию событий, связанных с тем, что происходит после смерти. Согласно этим свидетельствам, человек проходит через туннель, видит свет, и большинство испытывает приятные ощущения, находясь в присутствии безусловной любви. Исключение составляют редкие случаи, когда люди наоборот чувствуют тревогу перед темным светом. В целом эти рассказы сходятся в том, что конец может быть не таким окончательным, как нам кажется.

Как правило, во время этих переживаний люди сообщают, что видели свое безжизненное тело с потолка комнаты, в которой они находились. Это наблюдение трудно объяснить только с точки зрения физических или биологических процессов. Такие описания поддерживают гипотезу о том, что наше сознание может быть отделено от материального тела.

Кроме того, некоторые из тех, кто пережил ПБС, сообщают о воспоминаниях о событиях, о которых они не могли бы знать иным способом. Например, они могут точно описать, что происходило во время их остановки сердца, и часто дают информацию, которая впоследствии оказывается подтвержденной, хотя ни один из членов медицинского персонала, присутствовавших при инциденте, не мог разумно предположить, что они могли бы быть в курсе этих событий. Эти наблюдения ставят под сомнение любое рациональное объяснение, основанное исключительно на традиционном восприятии сенсорных данных.

Некоторые люди, утверждающие, что пережили близкие к смерти состояния, рассказывают о тревожных историях, связанных с их необыкновенными воспринимающими способностями. Они заявляют, что наблюдали сцены, происходившие вне комнаты, в которой они находились изначально, и даже упоминают, что слышали разговоры между медицинским персоналом, когда они официально были клинически мертвы. Другие же рассказывают, что были свидетелями событий, происходящих одновременно на расстоянии, например, неожиданного визита близкого человека к себе домой или дорожно-транспортного происшествия, произошедшего несколько километров отсюда.

На страницу:
1 из 2