Полная версия
Ода навязчивым
Михаил Каральник
Ода навязчивым
1.Почему
Здравствуйте, друзья мои! Позвольте мне называть Вас именно так, ибо другом, наверное, можно назвать любого, кто каким-либо образом положительно повлиял на нас, ровным счетом, как и того, кому мы отдали частичку самого себя, даже если мы с ним никогда не встречались.
Являя собой пример истинно навязчивой личности, я долгое время не находил ответы на мучающие меня вопросы, пребывая в оковах навязчивых состояний.
Но, постепенно, шаг за шагом, черпая информацию из всевозможных источников о физическом и духовном строении человека, наблюдая и делая выводы, а также основываясь на личном, в том числе пережитом в детстве опыте, мне в конце концов удалось переместиться из мира непонимания и отчаяния в мир ясности и радости.
Надеюсь, что мой рассказ поможет Вам и у меня получится стать Вам настоящим другом.
2. Моя первая навязчивость
Хорошо помню свою первую навязчивую мысль. В пятилетнем возрасте я впервые услышал и запомнил некоторые “неприличные” слова, совершенно не понимая их смысл. Не предполагая о том, что произносить их нехорошо, я выложил их своей маме. Мама сказала мне, что это просто ужасно и строго-настрого запретила мне произносить их. “Если ты еще раз произнесешь их, я ударю тебя по губам!” – сказала она.
“А что, если я всё-таки произнесу эти слова где-нибудь?!” – испугался я. “А что, если я буду произносить их мысленно у себя в голове?!” – снова перепугался я, тут-же мысленно произнес и спросил об этом у мамы. “Тоже получишь по губам!” – был её ответ.
Это и была моя самая первая навязчивость. В течении какого-то времени я страдал от того, что не мог справиться с этой навязчивой мыслью и не думать эти самые злополучные “неприличные” слова. Не помню сколько именно времени крутилась она у меня в голове, пугая и сильно огорчая меня. Возможно даже, что до того момента, когда я понял смысл этих “нехороших” слов и, несмотря на запрет, начал их произносить без страха в компании сверстников.
Возможно, что эта навязчивая мысль в дальнейшем откупорила целый цикл моих навязчивостей под названием “а что, если я сделаю что-то плохое?”. Нет смысла перечислять все навязчивости, которые входили в этот цикл. Думаю, Вы и сами прекрасно о них знаете. Это навязчивости о страхе-опасении специально совершить очень плохой поступок, причинить вред себе или другим людям всевозможными разными способами (у кого какая фантазия). Но скорее всего, что эта конкретная навязчивость – ни при чем, и “цикл об опасении причинении вреда” никуда не делся бы и обязательно появился-проявился бы со временем сам собой.
Друзья мои, если у Вас есть дети, то ни в коем случае не будьте глухими к подобным мыслям вслух своего ребенка, не оставляйте его наедине со своей печалью! Станьте ему другом!
3. Рыбак рыбака
Многолетний опыт общения с себе подобными и врожденная наблюдательность позволяют мне быстро и безошибочно находить своих “братьев по разуму” в различных сферах человеческой жизнедеятельности! Рыбак рыбака… видит издалека.
По моим наблюдениям, всех навязчивых страдальцев объединяет характерный тип мышления и похожий набор личностных качеств.
Именно поэтому люди с другим типом мышления и другими качествами, не страдающие от навязчивостей, будь то наши родители, супруги, дети или друзья, никогда не поймут нашу с Вами обеспокоенность какой-нибудь, с их точки зрения, странной или пустяшной мыслью. Им трудно понять почему нельзя просто выбросить эту мысль из своей головы. И именно поэтому мы часто остаемся наедине с собой и чувствуем несправедливость, отстраненность и собственную ущербность, не понимая за что нам дано такое наказание. И только точно такой же как мы с вами сможет понять нас.
Пожалуй, для того, чтобы хоть как-то достучаться до близких Вам людей, которые всё же хотят Вас понять, но не понимают, можно объяснить им свою зависимость от навязчивых мыслей на примере фобий. Никого ведь не удивляет, когда кто-то боится летать на самолетах или заходить в лифт. Все фобии, точно также как и навязчивые мысли, – за пределом простого разумного объяснения. Все фобии, как и навязчивые мысли, в большинстве своём базируются на страхе. Только в отличии от навязчивых мыслей, страх фобий почти необоснован. Также, для возникновения фобии обязательно нужны условия, при которых она возникает, и без этих условий человека она не беспокоит. А вот навязчивые мысли навязчивого человека всегда при нем, и только для некоторых из них действительно должны создаться условия возникновения.
Кстати, навязчивые люди очень даже могут иметь еще и фобии 😊. И у меня своя имеется. Боязнь мертвых животных и птиц. Я довольно неплохо с ними лажу при их жизни (у меня постоянно кто-то из них более-менее благополучно проживал), но заставить себя подойти к скончавшемуся представителю животного мира боюсь. Боюсь беспричинно, до колик в животе и спазма дыхательных путей. И, в принципе, меня это не беспокоит. Ну не каждый же день я встречаю лохматый трупешник! Вот если бы я, к примеру, работал в кошачьем или собачьем морге, то с этим, естественно, пришлось бы что-то делать. И поступил бы я тогда следующим образом: каждый час (или день) я подходил бы к мертвому животному все ближе и ближе, пока не научился бы контролировать свой страх на минимальном расстоянии. Потом начал бы с легкого прикосновения и т.д. Это называется экспозиционной терапией. Потихоньку, понемножку, придвигаем к мышке кошку (вегетарианку). Может быть, у меня и получилось бы с ней справиться. Но моя фобия совершенно не мешает мне жить. И, что интересно мне самому, я знаю откуда она взялась. Однажды в детстве при мне машина частично раздавила голубя. Он остался “сидеть” на асфальте и был… “как живой”. Я подошел к нему поближе и… страшно впечатлился увиденным.
Однако, с навязчивостями, друзья мои, один только метод экспозиционной терапии не работает, хотя его можно встретить в различной литературе как почти единственный способ выхода из навязчивого состояния. Тот, кто предлагает один только этот метод, зрит не туда и плохо понимает природу возникновения навязчивой мысли (“не рыбак”). Попыткой применить один только метод экспозиционной терапии для избавления от навязчивого страха можно запросто довести человека до психоза!
В страхе от навязчивой мысли, в отличии от фобии, всегда есть конкретный смысл и обоснование, которое на поверку оказывается ложным. Любая навязчивая мысль, в отличии от фобии, обязательно о чем-то сообщает, предупреждает, пугает или вызывает чувство вины. Поэтому, навязчивому человеку, перед тем как применять экспозиционную терапию, необходимо прежде всего нащупать ложность страха или чувства вины, и только тогда уже обратиться к методу постепенного приближения (если он требуется). Это называется когнитивно-поведенческой терапией.
Но вернемся пока к личностным качествам. По моим субъективным наблюдениям, у всех навязчивых личностей очень хорошо развит следующий их набор:
МНИТЕЛЬНОСТЬ, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОРЯДОЧНОСТЬ.
Разберем эти качества.
Мнительность вызывает постоянную тревогу за жизнь и здоровье своё и близких, сея постоянные сомнения в необходимости каких-либо действий, их правильности и достаточности. Именно она и представляет собой главный источник наших с вами проблем. Именно она и ответственна на возникновение навязчивых мыслей и состояний.
Справочная литература дает примерно следующее определение мнительности: “Мнительность – повышенная склонность к тревожным опасениям по различному поводу”.
Не вполне удовлетворившись этим определением, я сделал своё, более емкое и более простое:
МНИТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО ИСКАНИЕ ПЛОХОГО И СТРАШНОГО ВО ВСЁМ.
Впечатлительность – качество, безусловно, положительное. Все гениальные люди в полном достатке имеют в своем арсенале это качество и, во многом благодаря ему, стремятся к звездам (в прямом и переносном смысле), делают научные открытия, создают шедевральные произведения искусства, пишут захватывающие книги и снимают потрясающие фильмы. Сильно впечатляться по хорошему поводу – это очень круто!
Однако, в связке с сильно развитой деструктивной мнительностью она представляет собой “неприятный” набор, многократно усиливая мысленные картины возможного плохого и страшного.
То есть:
ЧЕМ СИЛЬНЕЕ РАЗВИТЫ В ИНДИВИДУУМЕ МНИТЕЛЬНОСТЬ И ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ, ТЕМ ИЗОЩРЕННЕЕ, СТРАШНЕЕ И БОЛЬНЕЕ НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ НАВЯЗЧИВОГО СТРАДАЛЬЦА!
Ответственность и порядочность. Качества, не нуждающиеся в какой-либо расшифровке.
Внимание… именно эти два положительных качества и вызывают в нас страдания, так как идут в разрез (в противоречие) с деструктивной мнительностью, усиленной страшными картинами впечатлительности.
Вот эти черты характера, друзья мои, по моему субъективному мнению (да и по логике) объединяют всех навязчивых страдальцев.
4. Личный опыт обращения к психологам
Когда мне исполнилось двадцать лет я вполне созрел для общения с врачевателями психики по поводу мучавших меня тогда навязчивых мыслей и состояний. Спинным мозгом ощущая одинаковую природу всех своих “бед”, я решил ограничиться разговорами только лишь о двух своих навязчивостях, полагая, что при удачном избавлении от них все остальные либо уйдут сами собой, либо я получу в руки “механизм” для их избавления. Мне наивно казалось тогда, что с помощью, например, гипноза (который предлагался тогда повсеместно) можно залезть мне в голову, нащупать червоточину и выдрать заразу с корнем.
Навязчивость первая. Примерно в семилетнем возрасте, находясь в деревне у своей любимой бабушки, в компании сверстников, я услышал историю. Рассказчик сообщал о том, что тайно подложил другому мальчику под одеяло неприметный кусочек стекловаты (“колючий” утеплительный строительный материал). Тот, кому ее подложили, никак не мог понять от чего у него появился зуд во всем теле, и сильно расчесывал себя. Всем было смешно. Кроме меня. Для меня это было ужасно. И самое главное, что я совершенно не понимал как тому мальчику, которого я не знал (если бы знал – сказал бы ему), понять и избавиться от причины этого зуда. И на столько тогда я впечатлился тем, что неприметная стекловата может вызвать столько проблем, что стал избегать встреч с этой самой стекловатой. Это переросло в стойку навязчивую мысль. Любыми способами я избегал проходить рядом с ней, одним своим видом вызывающей у меня страх и физический зуд. Мне казалось, что я дотронусь до неё и буду, как тот мальчик, чесаться, чесаться и чесаться… всю свою жизнь. А когда приходилось невольно проходить очень близко к ней, то я не был уверен, что каким-то образом случайно не коснулся её. Отчетливо понимая гипертрофированность своего страха, я, тем не менее, очень долго ничегошеньки с ним не мог поделать.
Навязчивость вторая. В глаза попало обыкновенное мыло. Пощипало и прошло. Но глаза на какое-то время потеряли остроту зрения. А зрение у меня тогда не было идеальным. Испортил я его, читая лежа на животе, чего, друзья мои, категорически нельзя делать.
Маленькое отступление. Поделюсь проверенным рецептом восстановления зрения в молодом возрасте при небольшой близорукости, который дала мне одна врач офтальмолог, за что ей нижайший поклон. Возьмите книгу с мелким типографским шрифтом и, лежа на спине с до предела вытянутыми перед собой руками, читайте попеременно то правым, то левым глазом, прикрывая их руками (но лучше изготовить специальную “пиратскую” повязку для этого). И зрение возможно восстановится. Никогда не читайте и не просматривайте свои гаджеты лежа на животе! Читайте только на спине! И всегда располагайте всё как можно выше и дальше от глаз. Это также относится и к телевизору, и к монитору компьютера.
Но вернемся к этой навязчивости. Попало мыло и защипало в глазах. “А что, если в следующий раз острота зрения после мыла не вернется ко мне?” – возник у меня страх. И я стал избегать мыла. Я долго смывал его с рук, чтобы ни в коем случае не коснуться мыльными руками до глаз. Я смывал его тщательнейшим образом, очень долго, нервничая и понимая, что поступаю неправильно. Но страх перед потерей зрения был сильнее моей логики. Однажды я вымыл гору посуды совершенно без мыла, так как не смог заставить себя использовать “ядовитое” мыльное средство, которое под струей воды может случайно брызнуть мне в глаза.
Вот с этим я и пошел тогда к психологу-гипнологу.
Оплатив на “ресепшне” первое посещение, я закрыл за собой дверь и оказался один на один с человеком очень солидного вида.
– В чем суть вашей проблемы, молодой человек? – поинтересовался он.
– Вы знаете, – помялся я, так как по понятным причинам стеснялся, – я очень долго смываю мыло с рук, мне все время кажется, что я его не смыл до конца и меня это напрягает.
– Так, понятно, есть что-то еще?
– Еще я слишком избегаю стекловаты. Проходя мимо нее, позже я задаюсь вопросом: а не коснулся ли я ее и не буду ли теперь чесаться?
– И что вы хотите, молодой человек?
– Может быть, с помощью гипноза вы сможете подействовать на меня, чтобы я стал к этим вещам относиться так же, как многие другие люди, – предположил я.
– Так, понятно, – сказал он и заходил вокруг меня.
– А вы не очень-то гипнабельны, – наконец, выдавил из себя этот солидный человек.
– Да? И что же мне делать?
– А вы не пробовали поголодать?
– Что, простите? – не понял я.
– Заняться лечебным голоданием, – пояснил он.
– А что, это может помочь?
– Может.
– Ну, хорошо, я попробую.
– Попробуйте и приходите снова.
“ Так, понятно, – думал я, закрывая дверь, – с этим мне просто не повезло.” Но я не отчаялся и тут же предпринял новую попытку в соседнем здании. А выходя из него, я уже не на шутку сердился: “Да что это они, совсем помешались на этом своем голодании?!”
Вот такими, друзья мои, были мои первые и последние попытки найти спасение у кого-то. Тогда я четко осознал неоспоримую правильность утверждения: “ Спасение утопающего – дело его и только его рук (почти)”. Тем не менее, я был рад, что предпринял эти две попытки. “Во всяком случае, я не буду теперь думать, что кто-то без моего участия может предоставить мне решение моих проблем на тарелке с “толерантной” каёмочкой”, – подвел я тогда итог этому.
5.Откуда берутся мысли
Очень важная глава
(читать несколько раз, до полной ясности)
Очень часто бывает, друзья мои, что мы удивляемся и не понимаем откуда и почему к нам приходит та или иная своя же мысль. Досадуем на то, что она не посетила нас раньше или благодарим её, когда она приходит вовремя, подстраховывает нас и избавляет от неприятностей.
Так откуда же берутся мысли и почему они приходят к нам не всегда вовремя? Совершенно ясно и понятно, что мысли генерирует наш с вами физический мозг. Мы им, так сказать, думаем, мыслим. Но возможно ли такое, чтобы не только он их производил? Возможно ли такое, чтобы наши с вами мысли приходили еще откуда-нибудь? Друзья мои, лично мне повезло очень рано разобраться в этом вопросе.
В детстве (мне было девять лет), я серьёзно заболел и за короткий промежуток времени перенёс три операции подряд под общим наркозом. Видимо, не выдержав нагрузки, на третей операции моё сердце остановилось. Это называется клинической смертью. Человек умер (кровообращения, дыхания и сознания нет), но физически его еще возможно вернуть к жизни (мало времени прошло, мозг не поврежден и сердце еще поддается запуску).
Что же я видел и чувствовал, пока двое дяденек (хирург и анестезиолог) не спохватились и не начали СРЛ (сердечно-легочную реанимацию). Я увидел (я видел!) себя со стороны. Это было интересно. Рассматривая процесс проведения операции в трехмерном изображении (а мы никогда не видим себя в 3D!), я в тот момент, естественно, совершенно не понял, что произошло.
Оказалось, что черный резиновый шар, который я “надувал”, засыпая с резиновой же маской на лице, совершенно бездействует. И, мало того, даже маски на лице у меня не было. А я, ведь, тогда был уверен, что маска в течении всей операции не снимается (я, естественно, соответственно своему возрасту, абсолютно не владел информацией о процессе).
С интересом наблюдая за ходом операции, я делал всё новые и новые открытия. Оказывается, меня перевернули на бок (засыпал я на спине) для того, чтобы удобнее было очень похожими на обычные слесарные инструменты (молоток и долото) сильно и громко (я слышал!) долбить мне кость на правой ноге (остеомиелит – вот та зараза, которая привела меня на операционный стол). Но при этом всём я почему-то не чувствовал боли, вообще ничего не чувствовал, словно это было не со мной.
Далее я сконцентрировался на своём лице, а именно на носе. Мне и не приходило в голову, что в трехмерном изображении он гораздо кривее, чем видится в зеркале. “Как же я живу с таким носом?! – удивлялся я (я мыслил, и мыслил как обычно!). – Надо обязательно будет его исправить!” Когда мне было пять лет, я упал с качелей и сломал нос, который сросся неправильно.
Как я выходил из тела и как в него снова попал – я не помню. Не помню никаких описываемых многими в таких ситуациях туннелей, не помню даже реанимационных действий врачей. Не помню – не значит не было, не помню – значит только, что не помню. Последнее, что я запомнил – это их очень сильную обеспокоенность и начавшуюся суету при появившейся сопровождаемой звуковым сигналом прямой линии на мониторе медицинского прибора. Всё. Потом я просто очнулся в палате.
Итак, что важно и какие я сделал из этого всего выводы (естественно, по прошествии времени). Мой образ мышления в тот момент не претерпел абсолютно никаких изменений. Я оставался самим собой. Но в тоже время я же (мой мозг) лежал на операционном столе так сказать… без сознания, пульса и дыхания, ничего не видя, не слыша и поэтому – не анализируя. И получается, что наш мозг не является основным производителем наших мыслей. Получается, что наш мозг также не является определением нашего сознания. То есть – сознание (наше я) очень даже существует отдельно от мозга.
Позже, я, конечно же, много читал о людях, переживших так называемый предсмертный опыт (клиническую смерть). Всё это и привело меня к однозначному выводу.
Наши мысли производят как физический мозг, так и наше сознание (наше я, наш разум, наша душа, как хотите – так и называйте). Причем, именно сознание, а не мозг, является главным их генератором, контролером и оператором. Именно сознание является ответственным за все наши действия. А мозг в большей степени выступает как связующее звено (мостик) “нашего я” с физическим телом (физическим миром). Мозг, хоть и производит мысли, но основная его функция заключается в контроле над телом.
Иногда этот мостик (мозг – сознание) ломается (возрастные изменения в мозге, болезнь мозга или черепно-мозговая травма), и тогда “наше я”, продолжая оставаться на своём же месте (примерно в области сердца), в той или иной мере утрачивает способность влияния на физическое существование человека (потеря памяти или психическое нездоровье).
А теперь внимание. Барабанная дробь… Наше сознание, целиком и полностью контролируя поведение человека, не контролирует абсолютно все мысли физического мозга. Они (мозг и сознание) хоть и связаны друг с другом, но могут производить отличные друг от друга мысли.
По моему глубокому убеждению,
НАВЯЗЧИВАЯ МЫСЛЬ – ЭТО КОНФЛИКТ МЕЖДУ МЫСЛЬЮ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ ФИЗИЧЕСКИМ МОЗГОМ, И ВОСПРИЯТИЕМ ЕЁ СОЗНАНИЕМ.
Именно поэтому мы (сознание) иногда не понимаем природу возникновения, сомневаемся, пугаемся и мечтаем выкинуть из себя некоторые мысли, произведенные собственным же мозгом!
Еще раз. Именно наш мозг является инкубатором навязчивых мыслей. Наше сознание (наше я), хоть и связано с мозгом, но тем не менее существует отдельно, и, что самое главное, именно оно целиком и полностью контролирует наше с вами поведение.
А теперь, друзья мои, давайте обратим свой взор на братьев наших меньших. На кошечек, собачек, попугайчиков. Они все разные. Кто-то злой и вредный, кто-то смелый, кто-то трусливый, кто-то добрый и ласковый, кто-то менее понятливый, кто-то более умный и лучше поддающийся дрессировке. Но ведь сознания у собачек и кошечек нет (они не понимают, что они собачки и кошечки, что они растут, изменяются, стареют и умирают). Это говорит о том, что физический мозг, кроме того, что производит мысли, еще и наделяет физического индивида умом и… определенными чертами характера (качествами).
А что мы с Вами, в отличии от кошечек и собачек, видим в зеркале? Мы видим и отмечаем изменения, происходящие в нашем физическом теле с течением времени. Мы видим, как наше тело (в том числе голова и соответственно то, что внутри неё) меняется. Мы отмечаем и осознаём это (в отличии от кошечек и собачек). Потому что мы наделены сознанием. Но чувствуем ли мы себя психологически по-другому с течением времени? Нет. Это по-прежнему мы. Такие же, как были раньше, такие как есть сейчас и такие же как будем в будущем. Такие же веселые или грустные, такие же оптимисты или пессимисты, такие же талантливые или бесталанные, и, что самое интересное… озабоченные тем же самым. О чем это говорит? О том, что сознание наше есть и оно неизменно. И еще о том, что наше сознание обладает определенными чертами характера (качествами), которые мы сами у себя без труда определяем.
Значит, у мозга и сознания (сознание – это мы сами) и тут похожие функции. И мозг, и сознание, и производят мысли, и отвечают за ум, и определяют черты характера человека. Причём ум (мыслительные процессы) мозга вполне себе сопоставим с умом сознания. Иначе просто быть не может, иначе будет полный раздрай, не будет никакого согласия. Именно так это работает.
А может ли быть такое, что черты характера мозга и сознания не совпадают? А разве Вы никогда не боретесь со своим эгоизмом, трусостью, жадностью? По моему глубокому убеждению, это говорит именно об этом. Причем, отрицательные качества человека исходят именно от физического мозга по той простой причине, что все отрицательные качества связаны с физическим миром, проводником в который нам мозг и является. Трудно себе представить, что там, откуда наше сознание, там, где ничего не спрятать и не скрыть (да и нужды никакой в этом нет), существует зависть, лицемерие, лживость, корысть.
Внимание… получается, что и
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.