Полная версия
Временный брак-мута
Рафиг Шейх Гюльбалаоглу
Временный брак-мута
Одним из самых древних среди общественных институтов является брак. С первых дней существования человечества брачные отношения упорядочивали межличностные сексуальные отношения. Признаваемый обществом этот союз, между супругами с целью создания семьи, порождало взаимные права и обязанности брачной пары.
Из истории известно, что возникновение брака между индивидами было связано с изменениями в экономической организации первобытного общества. По мнению исследователей первобытное общество на начальном этапе своего развития был социалистическим и осуществлялось принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому – по его труду». Все средства производства и предметы потребления находились в общей собственности всех членов общины. Общественный характер собственности проявлялся в распределении, которое осуществлялось по потребностям и по строго установленным законам. Люди, принадлежавшие к одному роду, не имели право вступать в брачную связь с близкими родственниками. Но в остальных отношениях индивиды были свободны. Отношения между юношей одного рода и данной девушкой другого рода могло поддерживаться в течение длительного времени и завершиться браком. Однако пока брак не был заключен, отношения между партнерами, сколь бы прочными не представлялись, не влекли за собой никаких прав и никаких обязанностей по отношению друг к другу. Они никак не санкционировались обществом. Такого рода явление можно было бы назвать семейные узы или родственные связи, которая соединяло и сплачивало племена. Создание семейных уз проистекало из взаимного влечения и могло быть в любой момент прекращено по желанию любой из сторон, которая кончалось разводом. С переходом к классовому обществу индивидуальный брак становится единственной формой регулирования отношений между полами. И в этой форме иждивенческие отношения подвергаются существенному изменению. Прежде всего, обязанность содержать детей теперь целиком легла на семью и находилась на иждивении мужчин.1
После окончания счастливого периода под названием «Золотой век», одним из распространенных форм брака в древности и средневековье становится многоженство, а другим видом является временный брак. Временный брак является одним из древних видов брака, которая практиковалось среди шумеров, персов, евреев и других древних народов Ближнего и даже Дальнего Востока.
Временный брак, мут’а (арабский) или сигэ (персидский) заключается на некоторое оговоренное заранее время, и расторгается без оглашения развода после истечения этого срока. В таком браке нет таких положений, как право на наследственность, содержание супругом своей жены и соблюдение истечения срока после развода. Главной особенностью брака мут’а является его временность. Здесь есть лишь оплата определенной суммы денег, которую платят женщине за то, что мужчина живет с ней на протяжении обусловленного времени. «Институт временных жен» имел место и в Японии, просуществовавшая до второй половины 19 века, даже вплоть до 1905 года. Временная жена в японской культуре – это тип отношений, при которых иностранный подданный на время пребывания в Японии мог получить в пользование и содержание японскую женщину. Сами иностранцы называли таких временных жен мусумэ, что буквально означает – девушка, дочь. Заключался контракт, в зависимости пребывания путешественника, а именно на срок от трех месяцев до года (по некоторым источникам от года до трех лет). В результате он получал в пользование японскую подданную – микадо. В обмен на ее услуги он обязался ее целиком и полностью. Стоимость такого контракта к концу 19 века составляла 10-15 долларов в месяц. Временными женами, как правило, были девочки-подростки до тринадцати лет. Зачастую сами родители, чтобы хоть как-то свести концы с концами, продавали своих дочерей иностранцам. Иногда и для самой девушки временный брак был единственным способом собрать денег себе на приданое и после этого благополучно выйти замуж. Этот вид брака можно встретить и в средневековой Аравии, которая широко практиковалась среди всех арабских племен. Однако с приходом ислама, еще в мекканский период, временный брак никак не соответствовал принципам ниспосланных откровений Корана, и такого рода айаты ниспосылались дважды. Не смотря на крепкие нравственные устои до ниспослания Корана среди арабов существовали греховные обычаи. В связи с этим Премудрый Аллах (хвала Ему!), ниспосылал свой Шариат постепенно, запрещая одно злодеяние за другим. Получив такого рода откровения, малограмотные и невежественные люди не имели достаточно веры, чтобы отречься от всего дурного сразу. Именно поэтому большинство законов Шариата было ниспослано в Медине, куда пророк Мухаммад (с.а.с.), со своими сподвижниками переселился спустя тринадцать лет после начала пророчества. Такого рода зло относится и к временному браку, который был распространен среди арабов во времена невежества.2
Аль–Мубаракфури в книге «Жизнь пророка» описывая социальное положение арабов до ислама, пишет: “Связь мужчины и женщины оформлялась с помощью брака, заключавшегося под наблюдением опекунов невесты, перечить которым она не имела права. Так обстояли дела среди знати, что же касается прочих социальных слоёв, то связи между принадлежавшими к этим слоям мужчинами и женщинами мы можем охарактеризовать не иначе как безнравственность, бесстыдство и разврат…Абу Дауд передаёт со слов Аиши (р.а.), что в доисламские времена существовало четыре вида брака. Первый соответствовал бракам, которые заключаются и ныне: мужчина сватался к подопечной какого-нибудь человека и женился на ней после того, как они договаривались о размере брачного подарка жениха. Суть другого вида брака сводилась к тому, что после того, как у жены какого-нибудь человека прекращались месячные, муж мог послать её к другому мужчине, чтобы она зачала от него, сам же он не прикасался к ней до тех пор, пока не выяснялось, что она забеременела от другого. После этого он снова мог спать со своей женой, если хотел этого. Цель подобного брака состояла в получении потомства, наделённого всевозможными достойными качествами, а именовался он «никах аль-истибда». Третий вид брака имел следующий вид: собиралась группа мужчин в количестве менее десяти человек, после чего каждый из них входил к одной и той же женщине и совершал с ней половое сношение. Забеременев и родив, она выжидала несколько дней, после чего посылала за этими мужчинами, причём ни один из них не мог отказаться, и все они собирались у неё, а она говорила им: “Что вы сделали, вам известно, а теперь я родила и это – твой сын, о такой-то! ” Таким образом, она называла имя того из них, кого хотела, после чего ребенок носил имя этого человека. Четвёртый вид брака сводился к тому, что собиралось множество мужчин, входивших к женщине, которая никому из них не отказывала. Эти женщины являлись проститутками, которые поднимали у своих дверей флаги, служившие указанием на то, что к ним мог входить каждый желающий. Если после этого она рожала, всех посещавших её мужчин собирали у неё, приглашали гадателей, а потом отдавали ребёнка тому, на кого они указывали. Отказаться от этого не мог никто, и поэтому мужчина признавал такого ребёнка. После начала осуществления своей миссии пророк Мухаммад (с.а.с.), отменил все виды браков, практиковавшихся во времена джахилийи, оставив только ту форму брака, которая существует в исламе и поныне”.3
По обычаю, арабские женщины сопровождали своих мужей во время военных походов и боевых действий. Одерживавшие победы в войнах между племенами захватывали в плен женщин побеждённых, которыми распоряжались по своему усмотрению. В большинстве случаев, именно с такими женщинами заключались временные браки, а дети, рождающиеся от таких женщин, всю жизнь носили печать позора.
В доисламскую эпоху люди могли иметь сколько угодно жён, и при этом бывало так, что жёнами их являлись одновременно две родные сестры или даже бывшие жёны их отцов, в случае если они развелись с ними или умерли. А что же касается развода, то это полностью зависело от мужчины, и определённых правил, регулирующих развод, не существовало. Поэтому прелюбодеяние было распространено среди всех слоёв общества, и здесь невозможно выделить какую-то одну группу или прослойку. Воздерживались же от этого лишь те, кому заниматься подобными делами не позволяло чувство собственного достоинства. С приходом ислама число жен было ограничено четырьмя, а развод вовсе не приветствовалась. Говоря о расторжении брака пророк (с.а.с.), отмечал: “Самое ненавистное из дозволенных деяний которое вы совершаете пред Всевышним – развод.”
Следует отметить, что после переселения мусульман в Медину первые искажения смыслов откровений Корана, начали притворятся иудеями принявший ислам. Иудеи очень хорошо знали посланника Аллаха (с.а.с.), и они знали, что он является самым правдивым человеком и то, что он проповедует является истиной. И не смотря на это, иудеи не уверовали в ислам, так как его требования противоречил их жизненным интересам и разоблачал их же Писание, которым они всегда гордились перед другими. С другой стороны, они не хотели следовать исламу только потому, что Мухаммад (с.а.с.), не был иудеем. Среди первых последователей Мухаммада (с.а.с.), были христиане и иудеи. Из книг по истории ислама мы можем узнать имена таких мусульман как Мухайрик, Вахб ибн Мунабби, Кааб Аль-Ахбар и так далее. Все они были в прошлом христианскими или иудейскими учеными, а когда услышали о Мухаммаде (с.а.с.), и увидели его доказательства, признали, что он является истинным пророком от Аллаха. Они уверовали, так как им было известно истина. Удивительны их свидетельства о том, что в предыдущих религиозных писаниях имелись слова, рассказывающие, каким будет ожидаемый пророк, и даже как он будет выглядеть. Несмотря на свое знание и увиденные доказательства, последовать за пророком Мухаммадом (с.а.с.), остальным иудеям Медины и окрестных сёл мешало земная страсть и их высокомерие. После 622 г. в Медине на первых порах мусульманские и иудейские общины (Кайнука, Надир, Курайза) были слиты в единое целое – в единую общину верующих-муслимуна. Мухаммад (с.а.с.), надеялся и впредь на объединение христиан, иудеев и своих последователей в единой общине. Однако вскоре в Медине вызрели противоречия между Мухаммадом (с.а.с.) и иудейскими учителями, которые отрицали и подвергали насмешкам данное ему Откровение на том основании, что оно противоречит Торе. Изначально конфликт с иудеями носил как догматический, так и личностный характер. Положение усугубилось последовавшей политической нелояльностью иудейских общин в Медине, и в конечном итоге привела к разрыву общины Мухаммада (с.а.с.), с мединскими иудеями и изгнанию последних. Как известно из истории ислама, сражение Хайбар стал окончательным оплотом для свободного проживания иудеев в Медине. Именно после этого сражения многие иудеи мужского пола были перебиты, а женщины и дети были отданы в рабство мединцам. И чтобы искоренит пережитки прошлого, именно после этих событий, был публично объявлен запрет на временный брак мута.
После переселения в Ясриб (Медина), мекканские мусульмане оказались очень затруднительном положении, так как их семьи и большинство их имущества были оставлены в Мекке. Как сообщала Аиша – дочь Абу Бакра (р.а.), мусульмане вплоть до конца противостояния с мекканскими язычниками жили впроголодь. Даже сам Мухаммед (с.а.с.), был вынужден, чтобы обустроить свою общину – умму, занимать деньги у живших в Ясрибе богатых мединцев. Известны были случаи, когда он падал в обморок от частого недоедания. Один из сподвижников Абу Хурайра («отец кошечки»), сообщал, что в те годы он настолько сильно страдал от голода, что привязывал к животу камень – так ему казалось, что голодные боли в животе становились слабее. Тем не менее, в Ясрибе мусульмане могли жить, не подвергаясь преследованиям. Не смотря на все эти трудности, были выработаны основные нормы взаимоотношений новыми положениями Корана. Религиозная солидарность и интересы были объявлены выше национальных, племенных, родовых обычаев и ритуалов. Мухаммед (с.а.с.), как посланник Аллаха признавался непререкаемым авторитетом, все, что он приказывал, подлежало непременному исполнению мусульманами, и почти сомнению не подвергалось. Так как Коран гласил: “Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику!», «В посланнике Аллаха хороший пример” (сура 4:59). А Мухаммад (с.а.с.), говорил: «Повинующийся мне, повинуется Аллаху». Мусульманам было вменено во всем в своей жизни стараться подражать Мухаммаду как истинному посланнику Аллаха. Ранее Медина называлась Ясриб, но после переселения в этот город пророка (с.а.с.), стал называться Мадинат ан-Наби («город пророка») или аль-Мадинах аль-Мугавварах («просвещённый город» или «блистательный город»), а краткая форма «Медина» означает просто «город».4
Мединская община – первое государственное образование мусульман, созданное пророком Мухаммадом (с.а.с.), после переселения из Мекки в Медину (622 г). Община представляла собой не государство, а самоуправляемую общину с массой неполноправных рабов, где все проблемы решались на основании законов Аллаха, поэтому этот период жизни пророка Мухаммада (с.а.с.), в исламе называют «аср ас-саадат» (век счастья). После смерти пророка (с.а.с.), на месте Мединской общины был создан праведный халифат, существующая на основании законов Шариата. В первые поры проповедь ислама в Медине, защита единобожия в Аравии возлагалась не только на Мухаммада (с.а.с.), но и на всех мусульман. О сподвижниках посланника Аллаха (с.а.с.), в Коране говорится: “Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние” (Сура 9:100). Или другое откровение: “А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми. А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности – это преуспевшие. А те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»””(сура 59:8-10). Ибн Касир в тафсире этого аята сказал: «Как искусно имам Малик вывел из этого аята, что рафидиту, поносящему сподвижников, ничего не полагается из фая, потому что он не обладает теми качествами, которые Аллах похвалил следующим образом: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный” (сура 59:10). Эти прекрасные аяты свидетельствуют о превосходстве сподвижников и содержат похвалу в адрес мухаджиров, ансаров, участников битвы при Бадре, участников присяги довольства, состоявшейся под деревом в Худайбии, а также всех тех, кто был удостоен чести быть сподвижником пророка (с.а.с.). Также в Коране говорится: “Вы были лучшей из общин, которая выведена перед людьми: вы приказывали одобренное и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха”. Мусульманин должен был не только поклоняться Аллаху и призывать к единобожию, но и соблюдать установленные законы в Коране и предписанные Мухаммадом (с.а.с.), нравственные нормы. На основании этих норм категорически запрещались внебрачные половые связи, о чем неоднократно указывается в Коране. Впоследствии было установлено наказание вплоть до смертной казни не желающим воздерживаться от порочных связей людей. Такого рода запреты применялись постепенно. К концу жизни Мухаммада (с.а.с.), был установлен запрет на употребление вина и других опьяняющих продуктов как средства, с помощью которых Сатана сеет вражду и нечестие среди людей. Категорично запрещается в исламе и ростовщичество. Таково была общая ситуация мусульман после их переселения в Медину. Именно в это время, когда они, не имея над головой крова, работу и не имея возможности жениться (так как для этого требовалось приданное) к посланнику Аллаха приходили его близкие сподвижники и жаловались на социальное положение.5
Одним из источников якобы разрешавший временный брак является следующий хадис. Абдулла ибн Мас'уд сказал: "Мы часто участвовали в походах под предводительством пророка (с.а.с.), и мы не имели ничего ( т.е. не имели жен с собой). Поэтому мы спросили: "Должны ли мы себя кастрировать?". Однако Он запретил нам (кастрировать себя) и разрешил нам заключать временный контракт (Мут'а) с женщиной и произнес: "O вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, котopыe paзpeшил вам Aллaх, и не пpecтyпaйтe. Пoиcтинe, Aллax нe любит пpecтyпaющиx!"(сура аль-Маида, 87).6 Но, на самом деле когда мусульмане еще находились в Мекке, все внебрачные браки были строго воспрещены, поэтому этот хадис нельзя считать достоверным. В пользу временного брака выступали другие сподвижники – женолюбы, как Джабир бин ‘Абдуллах и Салама бин аль-Аква. Они сообщают, что однажды, когда мы участвовали в боевых действиях, посланник Аллаха пришёл к нам и сказал: “Вам было разрешено заключать временные браки, так заключайте же их”.7 Достоверно известно, что после двух случаев заключения временного брака, пророк Мухаммад (с.а.с.), запретил временные браки между мужчиной и женщиной, а это случилось во время завоевания Хайбара. Но, тот же Саляма ибн аль-Аква говорил, что: в год Автос пророк (с.а.с.), разрешил мут‘а (временный брак) на три дня, но после (по истечении трех дней) запретил это навсегда. Со слов сподвижника Сабра достоверно известно, что «пророк (с.а.с.), убежденно напомнил о запретности временного брака во время прощальной проповеди, подчеркнув, что этот запрет действенен до Конца Света (то есть ничем и никем не может быть отменен). Также Али ибн Абу Талиб (р.а.), сказал: “Поистине, посланник Божий (с.а.с.), запретил мут‘а (временный брак) в день Хайбара”. Противоречивостью в этом вопросе является то, что, все мусульмане-сунниты, согласны в том, что 23-я и 70-я сура ниспосланная в Мекке однозначно запрещает всякие внебрачные связи, и в то же время верят, что после переселения в Медину пророк (с.а.с.), на определенный период времени дал разрешение на временный брак. Поэтому шииты делая абсурдный вывод считают, что временный брак разрешается на основании айата, где говорится об интимной близости с женами и якобы с невольницами.
Как было указано выше среди арабов доисламского периода, прелюбодеяние было тогда обычным и широко распространенным явлением. С приходом ислама, когда им было необходимо совершать военные походы, они испытывали сильное напряжение в результате воздержания, будучи вдали от своих жен в течение длительного периода времени. Среди правоверных были и такие, которые были сильны в своей вере, другие же были слабы. Слабые боялись, что они поддадутся соблазну и совершат супружескую измену – большой грех и зло. А сильные в вере были готовы себя кастрировать, как было сказано Ибн Масудом. Таким образом, не вступивший в силу закон о запрете на временный брак обеспечивал решение дилеммы, которая вставала как перед сильными, так и перед слабыми. Это также был шаг к окончательному юридическому оформлению истинного супружества, в котором должны были найти свое осознание и реализацию постоянство, целомудрие, любовь и милосердие, в том числе и расширение круга родственных отношений посредством установления брачных связей. Мы можем вспомнить, как в Коране поэтапно запрещались алкоголь и ростовщичество, поскольку эти два зла были распространены и имели глубокие корни среди арабов во времена невежества. Таким же образом пророк (с.а.с.), постепенно вводил запреты на прелюбодеяние, а впоследствии он полностью запретил временные браки, о чем рассказал Али (р.а.), и многие другие сподвижники. Вновь хочу напомнить, что окончательный запрет на временный брак был объявлен после шести лет переселения пророка (с.а.с.), в Медину вплоть до состоявшегося в 628 году похода на Хайбар. Мухаммад ибн Али слышал от Али ибн Абу Талиба, что "Посланник Аллаха в день Хейбара запретил вступать во временный брак и есть мясо домашнего осла". Этот достоверный хадис передали аль-Бухари 5/172, Муслим 4/134-135 и 6/63, Малик, стр. 335, ат-Тирмизи 1121 и 1794, ан-Насаи 6/125, Ахмад 1/79, ад-Дарами 1996.8
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.