bannerbanner
Веротерпимость ислама
Веротерпимость ислама

Полная версия

Веротерпимость ислама

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

В своих сочинениях В.В. Бартольд пишет: Обеспокоенный завоеваниями императора Василия в Сирии, египетский халиф, приказал в 996 году снарядить флот, который, однако, сгорел ещё в верфях близ Мисра. Народ заподозрил в поджоге христианских купцов, и 160 человек из них было убито. Потом возмущение перекинулось против местных христиан – церкви подверглись грабежу, а несторианский епископ был смертельно ранен (Йахйа ибн Саид, л, 113 а). В ту пору множество знатных чиновников из христиан перешли в ислам, другие последовали их примеру, так что много дней подряд на улицах города не попадалось на глаза ни одного христианина. Некоторые действовали в данном случае лицемерно, как, например, Мухассин ибн Бадус, убитый в 1024 на посту министра финансов. При осмотре его трупа оказалось, что он не совершил обряда обрезания, хотя во время принятия ислама и пригласил человека, совершающего обрезание (Мусаббихи, в книге Becker, Beltrage, I, стр.61).

Христианин переходит в ислам корыстолюбия

ради, а не из любви

Он жаждет лишь власти, или боится судьи,

или хочет жениться, -

так пел в своих стихах Абу-л-Ала (ум. 1057г.) (см. Лузумиййат, стр.250). Большинство же иудеев, наоборот, остались в лоне своей веры, как впрочем, и христиане в провинции.

 С 1044 по 1047 год визиром в Каире был иудейский обращенец, при котором  персидские иудеи Абу Сад  и ат-Тустари правили государством, что позволяло одному поэту сказать:

В наши дни иудеи достигли вершины надежд

Своих и стали знатными

У них и власть и деньги и из их среды берут

советника и наместника,

Египтяне! Мой вам добрый совет: становитесь иудеями, ибо небо стало иудейским (Суйути, Хусн ал-Мухадара, II, стр. 147).

 Раб-армянин по имени Бадр аль-Джамали поднялся в Каире до должности визиря, то есть главного министра, которую занимал с 1073-го по 1094 год. Другой визирь Египта, армянин по имени Бахрам, или Ваграм, открыто оставался христианином, исполняя обязанности высшего государственного сановника. Он был награжден несколькими титулами, обычно присваиваемыми защитникам исламской веры. Его похороны в Каире почтил своим присутствием сам султан. Биография Бахрама включена в «Энциклопедию ислама». Все эти исторические факты и события свидетельствуют о неслыханном для того времени веротерпимости мусульман в совместной жизни с христианами и иудеями. Также такого рода картина наблюдались во времена сельджукских и османских правителей.16

Еще раз хочу отметить, что именно все эти события происходящие позволило иудеям и христианам ослабить веру у мусульман, а в конечном итоге привести в упадок силу мусульманского мира. Зависть и душевная черствость иудеев и христиан, и в последующие годы не давало им покоя. Так как в эти периоды, развитие науки, культуры и экономики в мусульманском мире дошли до высшей ступени. И чтоб как-то приостановить это развитие, в первую очередь надо было внести разлад в обществе. В особенности в этом деле усердствовали христиане, естественно при непосредственном содействии Византии и Ватикана. В результате чего, мусульманская теология во времена Кордовского, Арабского и Египетского халифата получила сравнительное богословие, построенного на разделении мусульман, под влиянием борьбы между близкими последователями посланника Аллаха (с.а.с.), а также на учении о переходе власти по наследству. И все эти события привело к противостоянию, и единое и не делимое мусульманское общество привело противоборствующим сторонам.

Харуриты (хариджиты) и мутазалиты с одной стороны, и мурджииты и джахмати – с другой стороны. А в отношении к сподвижникам посланника Аллаха шла борьба между рафидитами и хариджитами. Харуриты (хариджиты) и мутазалиты пологали, что совершение грехов уничтожает веру, и человек за них навечно попадает в ад. Мураджиты и джахмииты же считают, что грех не влияет на веру, даже если оно проявляется только на языке. Они полагают, что заявивший о свой вере находится на одинаковой ступени с архангелом Джибрилем.

В особенности это разделение между мусульманами началась после убийства халифа Усмана (р.а.), и усилилось оно после противостояния халифа Али бин Абу Талиба и наместника Сирии Муавии Абу Суфьяна. Рафидиты считали, что Али бин Абу Талиб лучший в общине Мухаммада (с.а.с.), и должен был унаследовать власть после него, при этом они заявляли о неверии Муавии и его сторонников. Хариджиты считали неверными как Али, так и Муавию, а также сторонников их обоих. Третья группа – насибиты сильно ругают и критикуют Али, а также его сторонников, считая правым Муавию. Историки доказывают, что эту смуту устроили заговорщики, не желавшие смириться с властью ислама. Используя свои влияния и богатство, христиане и иудеи всячески поощряли изучение чужих религий. Они отлично понимали, что массовое ознакомление мусульман с языческой литературой, в особенности персидской и греческой, углубит разлад между верой и разумом (выполняя непосредственную обязанность Сатаны). Дальновидность христиан и иудеев принесли свои плоды. Среди богословов нашлись такие, которые из корысти стали создавать учения приведшей мусульман того времени к спорам и раздорам. "Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания."  (Аль Имран, 3/77)Существует множество способов преградить человеку доступ к Истине. Один  из  таких способов  – исказить Истину или показать его в ином свете, причём неполная истина зачастую опаснее, нежели ложь. Другой способ состоит в полном сокрытии истины, Те, кто завидуют какому-либо человеку, призывающему людей последовать Аллаху, зачастую препятствуют распространению доказательств его истины или присущих ему преимуществ. Они часто клевещут на него или скрывают факты, которые могли бы привлечь к нему других людей. Кто делает это сознательно и намеренно в противоположность своему собственному свету (в то время как вы сами имеете свидетельство), сами движутся к глубочайшей пропасти унижения и ущерба, который они наносят даже в большой степени себе, нежели другим. Народ, являвшийся обладателем Писания, ненавидел мусульман, за то, что они не принадлежат к ним.17

И всё же среди учёных богословов находились такие ортодоксы, как ал-Бухари, ат-Табари, которые всячески изобличали учения философов – схоластов. Такого рода  критику находим  мы у ибн Кутайбы. Он пишет: “Из всех схоластов ал-Джахиз сильнее всех в умении сделать малое великим, а великое малым; он может привести обо всём также противоположное; то он доказывает преимущество чёрных перед белыми, то сражается против ши’и, защищая партию Усмана, то против сторонников Усмана и суннитов на стороне ши’и, то превозносит Али, то принижает его, а потом пишет книгу, в котором приводит доводы, выдвигаемые христианами против мусульман, а когда доходит до того места, где должен был бы их опровергнуть, вдруг перестаёт приводить доказательства, так что создаётся впечатление, будто он хотел всего лишь натолкнуть мусульман на то, чего они не знают, а слабых в вере – довести до сомнения.18

Даже во времена посланника Аллаха некто по имени Надр ибн аль-Харис ввез персидские героические романы и читал их курайшитам, пытаясь их убедить, что подобный вид литературы ценнее Послания Аллаха. О чем свидетельствует следующее откровение Корана. "Среди людей есть такой, который покупает потешные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения. Когда ему читают Наши аяты, он надменно отворачивается, словно он даже не слышал их, словно он туг на ухо. Обрадуй же его вестью о мучительных страданиях." (Лукман, 31/6-7)«Лаху-аль-хадис» означает, что слушатель заворожен и готов забыть все вокруг себя. Это выражение означает бессмыслицу, подобную сплетнями, глупостям, праздным шуткам и другим видам время провождения. Они не знают того, что провозглашают полезное бесполезным. С одной стороны имеется Послание Аллаха полное мудрости, праведное руководство, оно в их распоряжении совершенно бескорыстно, но они отворачиваются от него. С другой стороны бессмысленные вещи, расшатывающие их моральные устои, но за которые они готовы выложить целые сокровища. Если выражение «без всякого знания» относится к обращению других на ошибочный путь, тогда это означает, что они не осознают последствия.19

Удивительно то, что, имея под рукой ясное Руководство и Сунну пророка, мусульманское общество из-за второстепенных и незначительных вопросов, которое было на руку врагам ислама, подготовили почву «разделения» на различные секты. Если после Господних предупреждений, а также наставлений Сунны пророка мусульмане предались бессмысленным спорам, приведшей к разделению, то оно понимается как предначертание Аллаха, которое имеет свое течение, и их невозможно не изменить, ни приостановить. И это осуществляется с единственной целью, чтобы испытать мусульманское муобщество, а именно узнать насколько они, тверды в своей вере. Сообщается, что Хузайфа (р.а.), сказал: “Кто из вас помнит слова посланника Аллаха (с.а.с.), об испытании (имея в виду смуты и раскол среди мусульман)?”  Я сказал: “Я запомнил все именно так, как он сказал”, Умар (р.а.), воскликнул: “Поистине ты проявляешь в этом смелость!” – после чего я повторил слова пророка (с.а.с.): “Искушение человека, связанное с его женой, деньгами и соседями, искупается молитвой, постом, садакой, побуждением людей к совершению одобряемого шариатом и удержанием от порицаемого”. Умар сказал: “Я имею в виду не это, а такое бедствие (фитна), которое станет бушевать подобно бушующему морю”. Я сказал: “Оно не повредит тебе, о повелитель правоверных, ибо, поистине, ты отделен от него запертой дверью”. Умар спросил: “Это дверь будет сломана или открыта?” Я ответил: “Она будет сломана”. Умар сказал: “Значит, после этого её уже никогда не закроют!” Хузайфа сказал: “Меня спросили: “Знал ли Умар, о какой двери идет речь?” Я ответил: “Он знал это так же хорошо, как и то, ночь предшествует утру”. Что же касается сказанного пророком (с.а.с.), то я передал ему это без ошибок Хузайфу спросили: “Кто был этой дверью?” Он ответил: “Этой дверью являлся сам Умар”.20

Под арабским словом «фитна» понимается не только бедствие, но и искушение, смуты и заблуждение. А именно здесь имеется в виду такое испытание, которое человек оказывается не в состоянии выдержать должным образом, в результате чего совершает нечто неподобающее или греховное. Подобное испытание может быть связано и с благоприятными, и с не благоприятными обстоятельствами в жизни человека. Так например, в Коране сказано: “…и Мы подвернем вас искушению для испытания… ”(сура 21: 35)

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2