![Магия Звука](/covers_330/71468479.jpg)
Полная версия
Магия Звука
Впервые, та самая магия, по-настоящему затронула меня, когда я услышал старый, но мощный хит Сандры – Maria Magdalena. Я буквально погрузился в транс. «Как такое вообще можно написать?» – подумал я тогда, не подозревая о существовании синтезаторов, которые способны извлекать, преобразовывать и генерировать звуковые волны. Спустя несколько лет, благодаря группе Enigma, где Сандра принимала участие, я отправился в музыкальное путешествие, которое навсегда изменило моё восприятие и вкусы. Enigma – немецкий музыкальный проект, созданный Мишелем Крету в 1990 году, композитором и продюсером, а его бывшая жена, певица Сандра Крету, исполняла главные партии. Эта музыка изменила моё отношение к миру. Позже я влюбился в группы The Prodigy и The Crystal Method. Благодаря новомодным синтезаторам, я проявил интерес к данной профессии. И уже, будучи подростком начал осваивать первые синтезаторы и универсальные программы, которые и привели меня в мир музыки.
Мысль уводила меня все глубже и глубже в эту невероятную, многогранную профессию, которая научила меня смотреть на мир другими глазами. В 1999 году я услышал фразу на одном из радиоэфиров: «Музыка – инструмент самоврачевания». Тогда я проникся идеей «овладеть этим инструментом всецело». В то время я и представить не мог, что когда-нибудь буду писать саундтреки для голливудских фильмов, музыку для популярных игр, радио эфиров и авторские песни для известных артистов. Это волшебство какое-то… Магия, если хотите. Эта «причина» (музыка) сопровождала меня с детства и по сей день ведёт к основной цели. Идея, подобно вирусу, проникла в меня ещё в далёком 1999 году. Однако более осознанный путь начался с эпохой «цифрового преобразования» в 2003 году. Мне пришлось адаптироваться к современному искусству, порой не понимая, для чего нужны все эти гаджеты. В эпоху электронной музыки, которая вскоре стала популярной, мои навыки были ничтожны. Но несмотря на финансовые трудности, я окунулся в субкультуру нулевых. Идея, зародившаяся в голове 13-летнего подростка, привела меня в мир больших технологий и новых возможностей. Очарованный трендовым звучанием того времени, я определил для себя: «это мой путь».
Основатели неординарных идей
Задолго до моего рождения, в 1945 году, Джон Эккерт и Джон Мокли изобрели ENIAC – первый электронный компьютер, предназначенный для военных расчётов. Он стал основой для дальнейшего развития вычислительных технологий и их применения в музыкальной индустрии. Пока я осваивал школьный алфавит, я впервые познакомился с интернетом, который основала компания ARPANET в 1969 году под руководством Лоуренса Робертса и Винтона Серфа. Примерно в то же время, в конце 1970-х, была разработана первая полноценная DAW (цифровая аудиостанция), под руководством Томаса Стокхама. В 1964 году, до моего рождения, Роберт Муг создал первый в мире синтезатор, который сыграл ключевую роль в популяризации электронной музыки и впоследствии стал важным элементом моей карьеры.
Когда я впервые стал посещать дискотеки и вечеринки, ухаживая за девчонками, компания Native Instruments создала виртуальный сэмплер Kontakt, навсегда изменивший домашние звуковые библиотеки. В подростковом возрасте я впервые услышал насыщенный и объёмный звук классических звуковых мониторов С90, которые стоили немалых денег. И хотя тогда я не знал, что первая компания, создавшая звуковые мониторы, была Altec Lansing в 1940-х годах, в свои двадцать пять лет я купил первые профессиональные мониторы Adam за тысячу долларов. Ещё раньше, в 1910 году, Натаниль Болдуин создал первые в мире наушники для армии США. Спустя столетие они стали стандартом в аудиоиндустрии, и технологии производства совершенствуются до сих пор.
Все эти люди стали основателями музыкальной индустрии, а их изобретения – результатом их устремлений и более чем 10 000 часов труда. Cегодня, спустя 10 000 часов, я работаю в компании Keep Forest, где мы изобретаем продукт мирового качества (https://keep-forest.com/store). А все началось с идеи! Я впервые увидел Олимпийские игры в 2003 году, на которых играл сам маэстро – диджей Тиесто. С тех пор, меня меня не покидала мысль:
– «Играть музыку, под которую толпы людей впадают в эйфорию, бесконечно приятно. Но вести нацию, и создавать музыкальные образы, которые меняют историю – это подлинное искусство».
Сначала ты являешься посредником между одним источником информации (автором трека / песни) и другим – публикой! А потом ты становишься со-творцом, ретранслируя различные энергии и воспроизводя их в музыкальной среде. Приходит время, и ты осознаёшь себя центром в этом необузданном, но в то же время насыщенном различными эмоциями пространстве! Достигнув успеха, приходит осознание того, что этот мир принадлежит исключительно тебе, потому что ты сотворил настоящую магию! Нашёл тот самый «ключ-пароль», «шестой элемент» и новую формулу – к сердцам слушателей, читателей или зрителей!
Я боялся успеха и страшился известности. Где-то внутри меня подсознательно была заложена эта программа. Поэтому я всегда оставался в тени, занимаясь творчеством для других. Почему? Потому что во всём этом великолепии скрыто множество подводных камней. Многие сходят с пути, увядая в разврате; другие переступают через себя и свои принципы, поддаваясь унижению и давлению извне. Третьи сходят с ума и заканчивают жизнь самоубийством (это касается исключительно гениев современности). Четвёртые забывают о мерах предосторожности, толкая себя в алкоголический и наркотический омут. Но есть и те, кто сохраняет лицо перед самим собой. Таких, особенно в шоу-бизнесе, не так уж и много. Наверняка вы слышали множество историй о том, как поп- или рок-звезды являются последователями различных оккультных конфессий – типа иллюминатов, розенкрейцеров или массонов. Нет, не убеждаю вас в том, что существует теория заговора. Это всего лишь аргументация и анализ. На протяжении всей книги будет много спорных вещей, но, в то же время, любая тема будет раскрыта и обоснована, а где-то и научно доказана! А значит, всё то, о чём я пишу, имеет под собой фундамент.
Творческий окультизм
В мире существуют твёрдые убеждения, что деньги и власть, дают возможность контролировать потребительский ум. Под влиянием символов и образов в кино, компьютерных играх и музыкальных клипах сознание человека полностью подвергается декодированию. Вы скажете, причём тут звук и причём здесь музыка? Это один из инструментов! Символизм в клипах, играх и кино оказывает значительное влияние на сознание человека через визуальные и аудиальные образы и может быть использован для передачи скрытых или открытых сообщений. Внедрение символов происходит через многократное повторение, подсознательные ассоциации и эмоциональное воздействие. Ум цепляется за то, что ему интересно, или за то, с чем он ранее не сталкивался, и начинает познавать через ощущения. Образы и символы минуют критическое восприятие. Частое использование определённых символов (например, треугольников, око) создаёт ассоциации, влияющие на поведение и мысли. В то время как технологии 24-х кадров или subliminal messaging используют быстрые, незаметные для глаза изображения или слова, чтобы внушать идеи или вызывать реакции. Эти кадры внедряются так, что их не осознают, но они влияют на эмоции и восприятие. Использование музыкальных символов, например, специфических нот и частот, может воздействовать на настроение и психику. Некоторые теории связывают определённые музыкальные композиции или жанры с манипуляцией массовым сознанием. Символы и идеи могут быть встроены в видеоряд и музыку таким образом, что человек не осознаёт их присутствие напрямую, но они влияют на восприятие. Всё то же самое с символами и образами, связанными с архетипами (например, власть, смерть, свобода), которые вызывают эмоциональные и когнитивные отклики, связанные с коллективным бессознательным. «А как же пресловутые иллюминаты?» – спросите вы. Некоторые теории утверждают, что иллюминаты или другие тайные общества используют символы в массовой культуре (тот самый треугольник, глаз Гора, финансовая пирамида) для манипуляции общественным сознанием. Музыка, особенно в жанре поп, якобы используется как инструмент для популяризации идей власти и контроля (на моём лице улыбка, расслабьтесь). Так ли это на самом деле? Возьмём к примеру нашумевшие сексуальные тусовки P. Diddy, ведь многие даже не знаю о том, что во всех этих плотских утехах участвовали ваши кумиры: Леонардо Ди Каприо, Уилл Смитт, Дженифер Лопез, Ашер, Джастин Бибер и многие другие… Некоторые поп-исполнители, такие как Леди Гага, Мадонна или Бьёнсе, используют элементы мистики и эзотерики в своих визуальных образах, на своих концертах. А вот певицу Рианну вообще считают королевой R’n’B, которая открыто пропагандирует БДСМ и за которой тянется молодое поколение, почитая ее образ жизни. Coil, Psychic TV и Current 93 являются известными примерами коллективов, которые исследуют оккультные философии, включая каббалу, теософию и другие формы эзотерики. The Doors, Prince или Мерлин Мэнсон неоднократно экспериментировали с темами раскрепощённой сексуальности, смешивая их с мистическими мотивами. Возьмите, к примеру, наших отечественных персон – группу «Винтаж» с клипом «Деревья». Почитайте текст песен, и всё станет на свои места. Неудивительно, что за пропаганду ЛГБТ (Деятельность ЛГБТ на территории РФ запрещена») и сатанизма ей вручали награды. Или всерьез думаете что все эти люди балуются? Можете почитать книги Стивена К. Б. Тейлора (Музыка и магия: руководство для фокусника), и у вас не останется сомнений.
Нелепые сексуальные вечеринки, пропаганда вышеупомянутого движения, демонические аспекты в символике, на Евровидении и т. д. Заметили, как все понемногу стали пропагандировать символизм? Чья-то идея извне? Но чья? Увы, мы вряд ли узнаем имена тех, кому это на руку. Даже если бы узнали, то это бы быстренько замяли и выставили в ином свете. Другой вопрос – кто стоит за новыми открытиями, новыми звёздами? Почему сексуальный подтекст вызывает больше ажиотажа, ещё больше просмотров и ещё больше споров вокруг неприемлемых вещей? Или почему многие авторы сходят с ума, заканчивают жизнь самоубийством, уходят в наркотическую и алкогольную зависимость в тот момент, когда достигают творческого пика?
Из-за неуемных амбиций и гордыни многие творческие люди перестают замечать грань между тем, что им «дают», и тем, что в действительности им принадлежит. Когда вы переступаете порог нездорового эгоизма, то понимаете, что всё в нашем мире – заимствованное и взятое напрокат. Наше тело, гены, таланты… Эго по праву считает это своим собственным. И даже сейчас, данное умозаключение будет вызывать у вас внутренний протест. Это нормально.
Возвращаясь к талантам и успехам, хочется упомянуть о том, что самых ярких представителей поп-культуры часто подхватывают влиятельные люди. И вот тут начинается самое интересное!
Крупные корпорации, лейблы и медиакомпании часто поддерживают артистов с высоким потенциалом заработка. Талантливые исполнители способны привлечь большие аудитории, что приносит доход не только с продажи их музыки, но и от рекламы, туров и продажи мерча. Артисты очень часто становятся культурными иконами, влияя на моду, поведение и даже взгляды аудитории. Это может быть полезным для крупных компаний или тех, кто стремится к культурному влиянию. Лейблы, как и большие корпорации или «теневые фигуры», могут заключать с артистами кабальные контракты, которые ограничивают творческую свободу. Некоторые из них позволяют лейблам диктовать не только музыкальное направление, но и образ жизни. Требования к внешнему виду, текстам песен, продвижению различной символики, о которой я уже упоминал. Существует также и второй уровень подводных камней, но уже со стороны собственной психики. Ограничения и потеря контроля над своим образом и карьерой могут вызывать стресс и фрустрацию. А как известно, в индустрии развлечений довольно много соблазнов, включая наркотики, алкоголь и другие разрушительные привычки, которые доступны и могут использоваться для снижения стресса. Что способствует этому? Ответ простой – гормоны! Гормоны – это химические сигналы, которые регулируют множество процессов в нашем организме, включая настроение, уровень энергии, мотивацию и реакцию на стресс. Они напрямую влияют на то, как мы себя чувствуем, как работаем и даже на наши социальные отношения. Наши привычки, образ жизни и мышление также могут воздействовать на уровень гормонов, но, несмотря на зависимость, мы можем частично контролировать их баланс, улучшая тем самым своё самочувствие и мотивацию. Об этом я расскажу чуть позже, а пока, давайте представим, что вы создали что-то поистине уникальное (то, что можно продать за хорошие деньги), ваше эго автоматически присваивает результат интеллектуальной деятельности себе, и, соответственно, в своём поведении будет ждать обратную реакцию от мира… Это касается не только артистов и музыкантов, но и людей других профессий: пекаря, художника или индивидуального предпринимателя! Мы хотим быть успешными и стремимся к тому, чтобы наш продукт был по достоинству оценен, несмотря на множество подобных товаров. В этот момент мы ищем свежую дозу дофамина, которую получаем, чувствуя себя причастными к миру или событию. Это удовольствие приходит от работы, обратной связи от потребителей или клиентов. Каждый из нас ждет отклика от мира.
Как только результат вашей работы срезонирует с общественным сознанием на рынке, общество начнет следовать за вами и вашими творениями. Ведь вы предложили людям легальную дозу дофамина.
Так устроена система. Априори потребитель будет нуждаться в товаре, который эффективен в тот или иной период его жизни. В музыке – точно так же. Зайдите в свой плейлист и посмотрите, с чем именно вы резонируете.
Создать тренд в синтезе звука, а тем более в новом музыкальном жанре, – огромный успех! И когда успех подкреплен символизмом, это имеет двойной эффект! Конечно, есть и те, кто попросту играет с символизмом, чтобы привлечь как можно больше хайпа. Но сейчас я немного о другом. Все наши предки воспринимали символы через архетипы и древние образы, которые воспринимались подсознанием без необходимости рационального анализа. Например, круг может ассоциироваться с бесконечностью или защитой, а крест – с духовностью или жертвой. Подсознание легко «чтит» символы, связывая их с глубинными человеческими эмоциями и опытом. В современном мире человечество эволюционировало. Теперь символы могут формировать желание к действию или влиять на выбор, часто минуя сознательные фильтры. Но давайте уйдём от конспирологии к реальности и поговорим в рациональном ключе.
От статистики к творчеству
Согласно официальной статистике, в среднем человек слушает музыку 961 час 10 минут в год. За всю жизнь «среднестатистический землянин» прослушивает примерно 1,3 миллиона песен. Чтобы прослушать каждую песню в мире, потребуется более 600 лет. Давайте разбираться вместе, почему так происходит. Прослушивание музыки позволяет уменьшить боль, справляться с беспокойством, нормализовать кровяное давление, высвобождать дофамин, а также улучшать сон, концентрацию и память. По сути, мы являемся энергоносителями и энерго-приемниками одновременно. Отсюда следует, что мы вынуждены питаться различной энергией – будь то дружеский диалог, ежедневное питание, прослушивание музыки или телесный контакт. Так мы познаём мир. А звук является тем самым энергоносителем – информацией. Он – неотъемлемая часть нашей жизни!
Согласно исследованиям Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI) и Nielsen Music, мировое увлечение музыкой достигло рекордных высот: люди в среднем слушают более 20 часов музыки в неделю. Поп-музыка остаётся самым популярным жанром, занимая наибольшую долю рынка, при этом интерес к местным жанрам также растёт, что отражает стремление слушателей к разнообразным звукам. Среди молодёжи особенно популярны хип-хоп и EDM. В США хип-хоп лидирует по объёму прослушиваний, в то время как такие жанры, как кантри и госпел, занимают лидирующие позиции на радио. Глобально EDM продолжает доминировать на живых мероприятиях, и фестивали этого жанра ежегодно приносят многомиллиардные доходы. В трендах стриминга наблюдается рост популярности джаза и R&B среди молодого поколения: за последнее время оба жанра значительно увеличили количество прослушиваний. K-pop также имеет мощное присутствие в социальных сетях, особенно на таких платформах, как TikTok, где видео с этой музыкой набирают миллиарды просмотров. Эти данные подчёркивают сильное культурное влияние музыки по всему миру и растущее разнообразие музыкальных предпочтений среди разных демографических групп. В России интерес к жанрам хип-хоп, Russian Slap и поп-музыка также растёт.
Согласитесь, музыка – это универсальный инструмент! Много тысяч лет назад, когда появилось «намерение», вместе с ним возник и первый инструмент – флейта! Мир преобразился! Разумеется, благодаря «мысли», так как широкому диапазону обыденных песнопений, которыми владели наши предки (если верить официальной истории), не хватало всего лишь одного инструмента. Для людей того времени это было неким просветлением. Ибо благодаря той самой флейте (в индийских ведах) сам Кришна воспевал любовь к миру! И это делали все остальные. Тех, кто мог играть на этом чудесном инструменте, было не так уж и много. Тогда, кстати, и появилась профессия музыканта, который собирал вокруг себя соратников, чтобы врачевать их сердца через музыку! Иными словами, он передавал настроения – информацию (о былых сражениях, о пойманном вепре и т.д.). Но сегодня всё немного иначе. Как только люди перешли на иной уровень сознания, пространство стало преобразовываться. Раньше на всю деревню был лишь один Пушкин или Чайковский. Теперь же таких творческих гениев на один гектар земли стало в три раза больше. Заметили, как все стали резко творческими – сегодня? Нам пора признать тот факт, что каждый человек на земле является по образу и подобию творческим (со-творцом).
Не путать с «талантливыми», так как это часто употребляемое слово имеет совершенно иной смысл. Некогда известная фраза «расплачиваться талантами» берёт своё начало от древнегреческого слова «талант» (τάλαντον), которое изначально обозначало единицу массы, а позже – денежную единицу.
Талант как мера веса широко использовался в античных культурах, особенно в Древней Греции, Риме и Вавилоне, и соответствовал примерно 26—36 килограммам серебра или золота, что представляло значительную ценность. В древности «талант» стал ассоциироваться с богатством и материальными ценностями, которые можно было использовать для оплаты товаров или услуг. Так как талант означал крупную сумму денег, это слово использовалось для обозначения расчётов или оплаты чего-то ценного. «Ты – такой талантливый» (имеющий материальную ценности или потенциал, благодаря которому можно получить эти материальные блага). Со временем значение слова «талант» приобрело метафорический смысл, связанный с особыми способностями человека. Это произошло, в частности, под влиянием библейской притчи о талантах из Евангелия от Матфея, где талант символизирует дары или способности, данные человеку, чтобы он их развивал. Сегодня выражение «расплачиваться талантами» можно понимать как метафору: отдавать свои способности или особые умения в обмен на что-то ценное. А вот человек «богатый» – ближний к богу – имел совершенно иной смысл. То есть наделённый божественным даром (высшим намерением).
Чистое намерение
«Бог проживает все свои жизни
в каждом из нас – одновременно» (с).
А значит, мы унаследовали его образ, его базовые качества – творчество и, как правило, любовь. Всё лишь зависит от затраченных вами ресурсов. Так что не лгите себе, что вы не можете того, что могут другие. Это лишь вопрос времени, средств и вашей личной заинтересованности! Точнее – одержимости! Когда вы одержимы идеей, вы достигаете её, порой нетривиальными тропами! Так на что вы потратили свои 10 000 часов?
Когда-то кого-то посетила та самая мысль создать что-то прекрасное, наполнив пространство новыми смыслами: скульпторами, художниками, музыкантами… через их склад ума! Творец, старательно и филигранно, ретранслировал свои намерения! Таким образом «идея» работает в пространстве через нас. Новые открытия и новые достижения тому наглядный пример.
Существует гипотеза, что универсальная идея – высшее намерение (будь то создание летающего аппарата или нового атомного реактора) может прийти на ум нескольких сотен людей одновременно. Но вот реализовать эти намерения может не каждый. Всё зависит от обстоятельств: уровня знаний, дохода, личных связей, заинтересованности нужных и важных для развития вашего потенциала людей. Так работает система, тем самым перестраховываясь: вдруг 99 человек попросту не увидят нужное решение. Но в великом уравнении смыслов, как и в математике, один в поле – воин.
Как именно рождается та самая идея, на этот счёт у меня есть несколько научных исследований из нейробиологии и когнитивной науки, в том числе и субъективных умозаключений:
* Нейронные сети: Мысли рождаются благодаря взаимодействию нейронов в мозге. Когда нейроны активируются в определённых комбинациях, формируется мысль. Процесс запускается сенсорными стимулами или внутренними ассоциациями.
* Ассоциативное мышление: Мозг связывает идеи на основе прошлых переживаний и знаний, формируя новые мысли и решения.
* Звуковые метафоры: В исследованиях показано, что использование звуковых метафор (например, звук, связанный с определённым образом или мыслью) помогает организовать мышление и прийти к решениям быстрее. Музыка, в особенности её ритм и мелодия, оказывает особенное влияние на когнитивное восприятие, а также помогает в когнитивной обработке. Например, музыкальная терапия (о которой я затрону в отдельной теме) используется для улучшения когнитивных функций у людей с деменцией или для стимуляции умственной активности. Музыкальное сопровождение может помочь в синхронизации мозговых волн с внешним стимулом, улучшая концентрацию и память. Это тесно связано с эффектом, известным как когнитивный синхронизационный ритм (или entrainment).
* Аспект символизма: Символы играют ключевую роль в формировании эмоций и ментальных состояний. Они не только помогают в когнитивной обработке мира, но и напрямую связаны с эмоциональными реакциями. Например, религиозные символы могут вызывать сильные эмоциональные реакции, так как они активно связаны с внутренними убеждениями и личным опытом.
* Креативность: Новые идеи возникают при пересечении различных областей знаний или при создании необычных комбинаций. Это подтверждается исследованиями работы мозга, показывающими активизацию лобной доли и гиппокампа.
* Западные культурные подходы: Мысль и идея часто рассматриваются как результат рационального анализа. Считается, что идея возникает через структурированное мышление и решение проблем.
* Восточная философия: В Китае и Индии идеи связаны с гармонией, интуицией и созерцанием. Медитация и внутренняя тишина – ключевые моменты, когда можно «услышать» мысль или идею.
* Африканские и коренные культуры: В этих культурах идеи часто приписываются коллективному сознанию или духовным наставникам. Мысли приходят не только из внутреннего разума, но и через духовные силы.
Религиозные культы
Изучение концепции звука в религиозных и духовных традициях позволяет нам не только понять культурные и философские основы верований, но и проследить, как звук используется в практиках и мировоззренческих структурах, формируя уникальные формы восприятия реальности. В различных культурах звук рассматривается как мост между материальным и духовным, источником творения и важнейшим средством для достижения внутреннего просветления и очищения. В этом исследовании рассмотрены ключевые традиции – гностицизм, буддизм, христианство, ислам, индуизм и даосизм, – каждая из которых предлагает свою трактовку звука и его роли в жизни человека. В этом контексте возникает вопрос: каковы сходства и различия в подходах к звуку среди этих традиций и какую роль играет звук в их практиках и теологических концепциях?