bannerbanner
Наука о Рождестве
Наука о Рождестве

Полная версия

Наука о Рождестве

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Андрей Тихомиров

Наука о Рождестве

Как сформировался праздник Рождества?


Рождество (рождество Христово) – один из главных христианских праздников, отмечаемый большинством христианских церквей 25 декабря, в честь «рождения» основателя христианства Иисуса Христа. В православной традиции Рождество отмечается 7 января из-за того, что используется юлианский календарь, отстающий от григорианского на 13 дней. Заимствован из дохристианских культов «умирающих и воскресающих» богов, особенно распространённых у земледельческих народов, ежегодно праздновавших приуроченное обычно к периоду зимнего солнцестояния 21—25 декабря «рождение» бога-спасителя, пробуждающего природу к новой жизни. Христианство первых веков не знало этого праздника, так как в Римском государстве праздновался в дни зимнего солнцестояния праздник «Непобедимого Солнца». С середины IV века христианство восприняло у древнеиранского культа Митры (индоевропейский культ) праздник зимнего солнцестояния, зародившийся в Южном Урале, превратив его в праздник Рождества. Первыми стали праздновать Рождество религиозные общины Рима. В X в. вместе с христианством праздник стал распространяться на Руси, где он слился с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков, пережитки которого сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), сопутствующих Рождеству. "Святой, священный – от славянского слова «свет», сравните: по-сербски – «свет» – святой, свет; по-болгарски – «свят» – мир, вселенная; Святовит или Световит (бог древних славян). Освещали свое «рабочее место» в пещерах древние художники, используя для своих рисунков каменные чаши с животными жирами и фитилем, отсюда и пошла религиозная традиция «освещения» чего-либо (зданий, предметов и др.)" (Тихомиров А.Е., Происхождение слов и примет. Наука о суевериях, "Ridero", Екатеринбург, 2017, с. 133). Одного происхождения со русским словом "свет" также и схожие по звучанию и значению такие индоевропейские слова как, например, латинское слово "sanctus" – священный, неприкосновенный, благочестивый, чистый, верный; испанское слово "santo" – святой, безгрешный; французское слово "saint" – святой, священный, благочестивый. Что доказывает единство индоевропейских языков, зародившихся на территории Южного Урала.

"Рождество богородицы. Это один из наиболее значительных праздников культа богородицы, отмечаемый в православной церкви 8 сентября по старому стилю. Культ богородицы занимает видное место в христианстве. Верующие почитают богоматерь как женщину, давшую жизнь сыну божьему Иисусу Христу, воспитавшую его, как самый великий пример для всех женщин, для всех матерей. В честь богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение сплошь и рядом встречается на иконах, ей посвящено несколько христианских праздников (в частности, из всех двунадесятых праздников четыре посвящены богородице). Культ богородицы воспринят христианством из древних религий, где пользовались особым почитанием женщины-богини, рождавшие божественных сыновей. Всеобщим поклонением в Древнем Египте пользовалась богиня-мать Исида, у древних финикийцев Астарта, у вавилонян – богиня Иштар, у фригийцев – Кибела и т. д. Сопоставление христианских мифов о богородице с древними мифами о женщинах-богинях помогает обнаружить в них многие сходные моменты, которые позволяют сделать вывод о том, что дохристианские культы этих богинь несомненно наложили отпечаток на культ девы Марии. Христианские церковники постарались наделить богородицу такими чертами, которые способствовали ее широкой популярности в народе. Праздник этот был установлен церковью в IV в., когда в результате долголетних споров начало складываться единое представление о божьей матери, ее "биография". Но прошло еще семь столетий, прежде чем рождество богородицы заняло свое место среди главных праздников христианской церкви. В настоящее время ему придается особое значение. Служители церкви учитывают, что подавляющее большинство среди верующих составляют женщины. Именно поэтому для церкви так важно придать торжественность празднику, в который прославляется божья мать. Особенно усердствует в укреплении культа богородицы, в усилении его влияния на верующих католическая церковь. Еще в середине прошлого века папа Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Марии, что должно было официально закрепить веру в божественное происхождение богородицы. В 1950 г. католическая церковь устами папы Пия XII провозгласила новый догмат о телесном вознесении девы Марии. Ее имя стало одним из важных средств идеологической обработки людей.

Рождество Христово. Общехристианский праздник, которым верующие отмечают рождение "сына божьего" Иисуса Христа, православная церковь празднует 7 января (25 декабря по старому стилю), католическая церковь 25 декабря по новому стилю. В основе праздника лежат евангельские мифы о рождении Иисуса Христа. Как повествуют евангелисты, Христос родился в городе Вифлееме, неподалеку от Иерусалима, в семье плотника Иосифа и его жены, девственницы Марии, зачавшей чудесным образом от духа святого. В честь этого события церковью установлен праздник рождества, который служители культа именуют "матерью всех праздников". Однако при внимательном ознакомлении с евангельскими текстами оказывается, что в них нигде нет упоминания о дате рождения Христа. В этих же текстах имеются такие большие противоречия, что они вызывают серьезное сомнение в достоверности евангельских повествований. Прежде всего, противоречиво излагается родословная Христа. Например, в Евангелии от Матфея дедом Иисуса назван Иаков, в Евангелии от Луки – Илия. Евангелист Матфей насчитывает от Авраама до Иисуса 42 поколения, а Евангелие от Луки – 56. Противоречат друг другу евангелисты, рассказывая о бегстве Иосифа и Марии в Египет от преследований царя Ирода, о крещении Иисуса, да и о многих других событиях из жизни Христа. В евангелиях много исторических ошибок, хронологических неточностей. Например, евангелист Матфей говорит, что Христос родился при царе Ироде. Но наукой установлено, что Ирод умер в 4 г. до н. э., т. е. за четыре года до предполагаемого рождения Христа. По словам евангелиста Луки, Христос родился при римском наместнике Сирии Квиринии. Но Квириний стал наместником спустя 10 лет после смерти Ирода. В евангелии же от Луки указывается, что Иосиф с Марией перед рождением божественного младенца отправились в Вифлеем на перепись населения. Однако достоверно известно, что первая перепись в Иудее была в 7 г. н. э., причем перепись имущества, а не населения. Таких противоречий, ошибок, неувязок в евангелиях множество. Естественно, они приводят к выводу, что считать евангельские сказания надежным историческим источником нельзя" (Тихомиров А.Е., Наука о религиозном культе. "Ridero", Екатеринбург, 2021, с. 26-27).

"Рождество богородицы – христианский праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается 8 (21) сентября. Его значение определяется той ролью, которая отводится церковью божьей матери, давшей человечеству „спасителя", Иисуса Христа. Праздник Рождество богородицы сложился не ранее второй половины V в. Тогда же была составлена более или менее полная „биография" богородицы. Обосновывая божественность Марии, церковь утверждала, что она была зачата „по божьему обетованию". Католическая церковь в 1854 г. даже приняла догмат о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. Однако православная церковь этот догмат не признает. Праздник Рождество богородицы всегда использовался христианским духовенством для внушения верующим мысли о том, что каждый из них должен стремиться идти путем „великих праведников", среди которых ведущее место занимает богородица. При этом учитывалась особая популярность богоматери у верующих женщин, считавших, что она является „молитвенницей" и „заступницей" за них перед богом. Эти идеи и составляют основное содержание праздника. Рождество христово – один из главных христианских праздников. В православии – относится к двунадесятым праздникам. Отмечается 25 декабря (7 января). Временное несовпадение празднования западными и восточными церквами объясняется принятыми ими различными системами летосчисления. Основу праздника составляет евангельский миф о рождении сына божьего девой Марией. Однако своими истоками он уходит в дохристианские культы. В Древнем Египте отмечался день рождения бога Осириса (6 января), в Древней Греции в тот же день праздновалось рождение Диониса. 25 декабря отмечалось рождение древнеиранского бога Митры. Праздники эти совпадали по времени с днем зимнего солнцестояния, с которым связывался „поворот к весне". Рождение богов ассоциировалось с весенним возрождением природы. Первоначально Рождество Христово отмечалось 6 января вместе с крещением и богоявлением, лишь в IV в. оно было перенесено на 25 декабря, что было обусловлено попытками вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Митры. Утверждаясь в разных странах, Рождество впитывало в себя многие обряды и обычаи существовавших народных празднеств, которые получали новое толкование в соответствии с христианским вероучением. В частности, на Руси, где оно совпало с древнеславянским праздником – святками, христиане заимствовали наиболее распространенные святочные обряды, хотя никакого отношения к мифу о Христе они не имели. В настоящее время, как и в прошлом, Рождество занимает одно из ведущих мест в системе христианской обрядности. Религиозные проповедники подчеркивают, что с рождением Христа открывается возможность для спасения, вечной жизни и райского блаженства для всех людей, независимо от их социального принадлежности и места в обществе. В день Рождества с церковных амвонов звучат проповеди классового мира, способствующие примирению верующих с социальными несправедливостями эксплуататорского общества, настойчиво внушается мысль о полной зависимости человека от бога, без упований на которого нельзя рассчитывать на достижение счастья. Подобные идеи дают людям ложные жизненные ориентиры, обрекают их на пассивное ожидание милостей с неба" (Атеистический словарь, под общей редакцией М.П. Новикова, Москва, Политиздат, 1985, с. 387).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу