
Полная версия
Загадки старого дома
– На меня сошлитесь. Не откажет.
Предусмотрительная старушка, – хмыкнул про себя Валентин и взял листок.
– Там сутки через трое сторожа работают, – продолжила соседка. – Днем, правда, работают, как и все, а потом уже ночь сторожат. Я думаю, это хорошо. Вам ведь и свой дом обихаживать. Ох, тут и работы!
– Ничего. Мы работы не боимся, справимся, – ответила Ирина, а Валентин произнес:
– Пойду позвоню, – и вышел на улицу.
Старушка оживилась:
– Вы, Ирина, заходите ко мне просто так, по-соседски. Я одна живу. Дочь далеко уехала, навещает редко. Работа, дом, семья. Сами понимаете…
– Спасибо. Буду заходить.
– Вам у нас понравится. Тихо. Спокойно. Магазин и почта есть. Медпункт тоже пока дышит, хоть и на ладан, но давление померить да таблетки купить можно. А лес видели?
– Ничего мы пока не видели.
– Ох, какой у нас красивый лес. Вот туда, вправо от поселка. С нашей стороны. Хотя, если влево пойдёте и пройдёте весь посёлок, то тоже в лес попадёте, но уже в другой. Мне наш лесок больше нравится: сосновый, чистый; ёлки и березы тоже присутствуют, но чащобы нет, а в том – осин много. А речка у нас какая чистая, дно – песочек! До купальни рукой подать! Считай, напротив вашего дома. И озеро неподалеку! Вот придет лето, влюбитесь в эти места! В красоту нашу!
– Хорошо. Будем ждать лета.
– И в баню прошу ко мне. Я каждую субботу топлю. Когда там у вас руки до бани дойдут, а мыться надо!
– Ой, спасибо! – обрадовалась Ирина. – Вы нас очень выручите!
– А ещё мне внук интернет провел. Не сам, конечно. Проводной. Если надо, дам телефон этой организации, а провода от меня докинуть – так это совсем рядом.
– Вот здорово! – обрадовалась Ирина. – У меня через модем сбои бывают. Неприятно. Провода надежнее.
– Значит, зайдете ко мне, я напишу вам и телефон, и адрес… хоть сегодня…
– Спасибо большое, Татьяна Павловна!
Стукнула дверь. Вошел улыбающийся Валентин.
– Еду знакомиться с объектом и на работу устраиваться. Моя смена – послезавтра, если договоримся.
– Вот и славненько, – Татьяна Павловна допила чай, поставила чашку на стол и накинула пальто. – Пойду-ка я отдыхать. Теперь вы мне визит нанесите, молодые люди, в ближайшие дни.
– Обязательно, – уверенно пообещала Ирина и пошла провожать соседку.
Разговаривая, они дошли до соседнего дома, где Ирине и были вручены координаты организации, проводящей интернет жителям поселка, а ещё – два огромных кабачка.
– Ой, какие крупнющие! – восхитилась Ирина, беря их из рук соседки, и едва не уронила. – И тяжелые!
Татьяна Павловна рассмеялась, довольная:
– И свои выросли! И соседи принесли! Ты из них оладьи пеки. Вкусно! А ещё в пюрешку добавляй. Из одной картошки пюре грубовато, а с кабачками – нежнее. Я их и в суп крошу, и жарю. Везде хороши. А семян на посев оставь. Выбери ровненькие и крупные. Остальные семечки посуши, и щёлкайте на здоровье. У кабачка всё полезно.
– Спасибо. Попробую.
– На-ка вот пакет, – Татьяна Павловна шустро метнулась в кладовую, вынесла пакет, они пристроили туда один кабачок, а потом аккуратно – другой.
– Выдержит? – Татьяна Павловна слегка подёргала за ручки. – Или второй принести?
– Выдержит, – успокоила её Ирина и поменяла руки. – Я медленно пойду. Да и рядом ведь совсем. Спасибо вам!
– Да на здоровье!
Интернет действительно провели быстро и совсем не дорого. Ирина была довольна. Бесперебойная связь для человека, зарабатывающего на жизнь с помощью ноутбука и интернета, – жизненная необходимость.
Новый год они уже встречали вместе с соседкой, хотя гулянье не затянулось: проводили старый год в доме Татьяны Павловны, встретили Новый – у Валентина с Ириной, потом погуляли по улице немного, полюбовались фейерверками, которые запускали с разных концов деревни приехавшие на праздники дачники, и к часу разошлись по домам.
В местный Дом Культуры решили не ходить. Всё-таки не знают пока никого в деревне, да и идти далековато. А может, причина в том, что они ещё не нарадовались собственному жилью и не хотят его покидать даже на время. Пусть дом тоже празднует, радуется, что он не одинок и не заброшен.
Еловые ветки вкусно пахли хвоей, новогодние игрушки сверкали и переливались, а гирлянда радостно мигала разноцветными глазами. И пусть на улице темно и даже снега почти нет, праздничное настроение побеждало ночной мрак всю праздничную неделю.
Валентин отработал две смены и получил за каждую смену по полторы тысячи рублей. Не Бог весть какие деньги, но им они пришлись очень кстати, так что Новогодний праздник оказался настоящим праздником.
Уныние, совсем недавно царившее в душе Валентина, когда он потерял работу и чувствовал себя совершенно беспомощным, исчезло без следа.
К Рождеству, до которого оставалось всего два дня, они даже купили огромную роскошную кисть черного винограда, такую красивую, пропорциональную, с крупными круглыми виноградинами – ягодка к ягодке!
– Надо же! Какая большая! – восторгалась Ирина. – И ни одного изъяна! Словно мастер – золотые руки создал этот виноград! Даже есть жалко!
– Так мастер и создал! – смеялся Валентин. – Этот мастер – природа! И те, кто его растит! Виноград мы, конечно, съедим…
– А косточки посеем! – выкрикнула вдруг Ирина, удивив мужа да и саму себя.
– Зачем? – не понял он.
– Пусть вырастут новые кустики, – расшалилась Ирина, а Валентин хмыкнул весело:
– Пусть вырастут. Только я что-то сомневаюсь, что виноград из косточек растят…
– А вот мы проверим, – Ирина оторвала ягодку, разжевала ее аккуратно. Внутри оказались две косточки.
Ирина торжественно опустила их в цветочный горшок с алоэ, вдавила пальцем в землю и присыпала чуть-чуть, чтоб уж наверняка.
Алоэ всегда рос у нее на кухне, потому что нет лучшего средства от ожогов, чем сок алоэ.
Ирина часто ошпаривалась в спешке, бывало, и жир со сковороды выстреливал так точно, что попадал не только на руки, но и на лицо. Она срывала лист алоэ и прикладывала мякотью к ожогу, боль сразу уходила, последствий не было. Ни один пузырь на месте ожога ни разу не надулся.
Валентин подал жене еще пару ягод:
– Посей побольше. Кто знает, какая у них всхожесть?
– Все посею, – раздухарилась Ирина. – Емкость приготовлю, а то в этом горшке им будет тесно. Только это потом, пусть виноград полежит до Рождества…
Как разительно отличается всё же жизнь в собственном доме от жизни в съёмном жилье! Никакой подавленности в настроении, никакой усталости; хотя физической работы много, она почему-то в радость.
Жизнь прекрасна и удивительна!
Они ощущали это каждой клеточкой своего тела!
И радовались!
Радовались всему: своей молодости; тому, что они вместе; своему дому и даже заботам, которые им ещё предстоят!
Глава 3
Ясный, тихий зимний день со слабым морозцем – вполне подходящее для прогулок время. Валентин на работе, Татьяна Павловна немного приболела, и Ирина, проведав соседку, решила прогуляться в одиночестве.
Январский день выдался, наконец – то, зимним. Снежок, выпавший ночью, радовал взгляд первозданной свежестью и белизной; солнце пробудилось от зимней спячки и расцвело на небе бледно-лимонным цветком. Небо ярко голубело и выманивало на улицу. Мороз же при этом был совсем слабеньким, градусов шесть – семь.
Ирина сдалась. У неё не было определенной цели, она просто решила пошататься по поселку и по его окрестностям, не заходя, впрочем, слишком далеко.
Посёлок оказался гораздо больше, чем она предполагала вначале. И улиц было не две-три, а раза в три больше; и домов, разного размера и достатка, тоже оказалось неожиданно много. И, что совсем уж поразило Ирину, здесь нашлись не только магазин и почта, о которых Ирина уже знала, но и библиотека.
Сегодня, 6 января, библиотека почему-то работала и Ирина вошла.
Приветливая женщина, сидевшая за небольшим столиком, обрадовалась появлению новой читательницы и встала ей навстречу.
Ирина представилась сразу:
– Здравствуйте! Меня Ирина Викторовна зовут! Мы здесь домик купили.
– Здравствуйте! А я – Надежда Семёновна! Уже наслышана и очень рада, что у нас в поселке новые жильцы появились! Так печально, когда только уезжают. Особенно молодые. У нас ведь народу раньше жило ого-го! Жизнь кипела. А сейчас такое запустение, аж страшно. Колхоз-миллионер разрушили и – всё. Жизнь замерла. Работы нет – и людей нет.
– Кругом такая картина… – непроизвольно вздохнула Ирина. – Я имею в виду наши края.
– Да… да… Печально, но жизнь не остановишь. У нас вот, слава Богу, хоть библиотека пока действует, а в других местах всё позакрывали. Вы-то будете записываться?
– Конечно. Только я думала, что у всех сейчас новогодние каникулы и что никто не работает. А про библиотеку вообще не знала.
– Есть, есть у нас библиотека, хоть и маленькая! А день – то сегодня какой! Памяти Пушкина посвящён! День рождения такого поэта – это святое! Дети придут, я для них мероприятие подготовила. А так, конечно, ещё отдыхаем. Но сегодня вышла. У нас ведь тут Пушкин – камень есть. По преданию, на нем сам Александр Сергеевич посиживал, когда проездом в южную ссылку в наших местах побывал. Когда школа здесь была, нас туда обязательно на экскурсию водили. Я же сама местная и училась тут, и жизнь вот всю здесь прожила. Сейчас на пенсии, а работаю. Скучно дома-то сидеть. Жаль, детей в посёлке почти не осталось, но многие на каникулы к бабушкам и дедушкам приезжают, приходят и ко мне, и в клуб.
– Надо же, как интересно, – Ирина говорила искренне. Она вовсе не ожидала, что в деревне найдется что-то новое, а тут, оказывается, сам Пушкин бывал. – А где этот камень?
– А я вам покажу, – с готовностью отозвалась Надежда Семеновна и потянулась за курткой, висевшей тут же на вешалке.
– Может, я сначала пару книжек подберу, – улыбнулась Ирина. – А потом…
Надежда Семеновна сконфузилась:
– Конечно, конечно… А паспорт у вас с собой?
Ирина обрадовалась, что паспорт так и остался во внутреннем кармане куртки, куда она его сунула второпях, когда оформляла прописку.
Она положила паспорт на столик:
– Пока вы будете формуляр заполнять, я книжки посмотрю, выберу что-нибудь.
– Конечно, выбирайте! И журналы посмотрите! Не новые они у нас, но много интересного есть и в старых, – Надежда Семеновна сноровисто заполняла формуляр и говорила, не переставая. – У нас и клуб работает. Летом многолюдно, зимой, конечно, тише, но праздники – это святое…
Книг в этой крошечной библиотеке было немного, но Ирина с интересом перебирала их на полках. Ей удалось найти несколько по своему вкусу.
Надо же! Как всё здесь по полкам расставлено: детективы отдельно, а вот там – историческая литература, здесь – классика, тут научные разделы… Разделов много. Всё как в настоящей крупной библиотеке.
А потом она просмотрела журналы и выбрала несколько, посвящённых работе на своём участке.
Новизна всегда её привлекала; она понимала, что освоение участка потребует знаний, которых у неё нет. Конечно, интернет ей в помощь; но и журналы лишними не будут. Вон сколько тут иллюстраций! Красота какая! Умеют же люди и щедро знаниями делятся. Грех не поучиться. Уж она-то, Ирина, постарается, чтобы и её участок красиво смотрелся и урожаи богатые давал. Что она хуже всех?!
– Вот сколько навыбирала, – похвасталась она и положила стопку книг и журналов на стол библиотекаря.
– Вот и ладно, вот и чудненько! Читайте на здоровье! – приговаривала Надежда Семеновна, аккуратно вписывая выбранное в новенький формуляр.
Ирина глазела по сторонам. Стены библиотеки украшали самодельные панно из сухоцветов, довольно приятные на вид.
Надежда Семеновна заметила её интерес и сказала:
– Это мы с ребятами делали. Нравится?
– Красиво!
– Распишитесь вот здесь и здесь, – Надежда Семеновна подвинула Ирине формуляр. – Прочитаете – приходите!
– Обязательно, – Ирина расписалась, положила ручку и взяла книжки, прижала стопку к себе.
– Ой, подождите! Я вам пакет дам, а то растеряется всё, попадает!
Надежда Семеновна открыла ящик стола и протянула Ирине пакет с ручками.
– Спасибо! Я верну, когда приду в следующий раз.
– А не вернёте, так тоже не беда, – улыбнулась библиотекарь и встала, – пойдёмте, покажу, куда к камню идти. Не передумали?
– Не-а.
Надежда Семеновна вывела Ирину на улицу и указала направление, по которому ей предстоит выйти к камню.
– Это недалеко. Не заблудитесь, даже если захотите.
Достаточно крупный камень-валун, с трех сторон окруженный деревьями, растущими на некотором расстоянии от него, дышал холодом и выглядел величественно.
Ирина долго стояла у камня, смотрела на него и думала, что природа сохраняет для человека свидетелей далеких, давно прошедших эпох, и как жаль, что человек не всегда может понять и «разговорить» такого свидетеля.
Что видел валун на своем веку? Что слышал? Что мог бы поведать тому, кто освоит язык камня?
Ирина любила литературу и в школе не отлынивала от чтения первоисточников. Любила она и поэзию Пушкина, стихи его с удовольствием учила наизусть и многие помнила до сих пор.
Биографию поэта она тоже знала, любовалась портретами его красавицы жены и его собственными. Она находила поэта привлекательным и верила, что жена его любила.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.