
Полная версия
Пляска смерти, или История кладбищ
Но самой суровой каре среди преданных анафеме, несомненно, подвергались самоубийцы. Их наказывали с таким фанатизмом, будто стремились стереть с лица земли. Совершившим самоубийство отказывали в любых обрядах, было запрещено хоронить их поблизости от церкви. Порой их тела вешали, сжигали или запечатывали в бочке и бросали в реку. Подобные наказания распространялись на всех, даже на представителей аристократии, в случае самоубийства. Так, например, указ Людовика XIV гласил, что «дворянин, убивший себя собственными руками, будет объявлен простолюдином, ему отрубят пальцы, замок будет разрушен, а леса вырублены»[29]. Франция не была исключением, во многих других европейских странах – Англии, Пруссии, Испании, Австрии – отлучение самоубийц от церкви сопровождалось аналогичными мерами.
Хуже всего с самоубийцами обращались на протяжении всего XVIII века вплоть до Французской революции. Обнаженное тело виновного выставляли в людном месте на всеобщее обозрение, сердце пронзали колом – перед тем, как сжечь с отбросами[30]. А чтобы не оставалось сомнений в суровости наказания, в судебной книге, которой руководствовались в Париже, было сказано, что самоубийство – это преступление, которое должно быть «наказано как никакое другое»[31] [32].
В списке покойников, которым Церковь отказывала в могиле, также числились комедианты. Во Франции, а точнее в Париже, высшее духовенство издало указ об отлучении от церкви театральных актеров. Кладбища оказались для них закрыты, их нужно было хоронить незаметно. Мольер сам чуть не остался без погребения: священник не согласился проводить обряд, и его пришлось хоронить ночью, без пышных церемоний и торжественной службы. Семья другого знаменитого актера того времени, по имени Розимон, скончавшегося на сцене, как и Мольер (по крайней мере, согласно легенде), была вынуждена похоронить его на участке, предназначенном для некрещеных детей.
На закате лет Вольтер безуспешно пытался не допустить того, чтобы актрису Адриенну Лекуврёр, возлюбленную его юности, игравшую в его первых пьесах, захоронили в общей яме. Полвека спустя он сам был похоронен скрытно и вдали от Парижа «в пять часов утра, тайком, на кладбище аббатства Сельер, близ Труа, со следующим шифром на надгробии: 1778 V»[33].
В последние месяцы жизни Вольтеру пришлось противостоять сильному давлению со стороны Церкви, которая пыталась вынудить его исповедаться и отказаться от своих высказываний. Во время подобной попытки один ревностный священнослужитель, осведомленный об ухудшении здоровья великого писателя, сообщил ему о своем намерении «оказать величайшую услугу: не бросать его тело на обочине дороги на съедение псам вместе с трупами комедиантов и самоубийц, если он испустит последний вдох в Париже, не успев причаститься»[34].
Посмертная дискриминация католической церкви в той или иной степени коснулась и представителей двух религиозных меньшинств на Западе: протестантизма и иудаизма. В начале Реформации христиане, перешедшие в протестантскую веру, хоронили своих покойников рядом с католиками. Только после того, как Реформацию признали ересью, протестантов, не отрекшихся от веры, отлучили от Церкви и начали преследовать: во Франции, а также в других европейских странах – в Нидерландах во времена правления Карла V или в Англии при Марии Стюарт.
Первым делом запретили хоронить в освященной земле новообращенных. Превратившиеся в изгоев протестанты более не допускались на кладбища, владельцы семейных склепов должны были от них отказаться. Им пришлось создавать собственные кладбища в других местах – как можно меньше и незаметнее. В частности, протестанты старались ставить не слишком заметные надгробия и не оставлять на них надписей, свидетельствующих об их вере. Эта мера, устраняющая все признаки, которые хоть как-то выделяли могилы протестантов, была вынужденной и совпадала с отказом от похоронного обряда со стороны наиболее радикальных сторонников Реформации. Подобного мнения придерживался и Кальвин: «Его могила представляла собой простой холмик. Он хотел, чтобы его похороны прошли как можно проще, а на его могиле не было каменных надгробий»[35]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В ряде европейских стран, в том числе и во Франции, откуда родом автор книги, хризантемы считаются траурными цветами, которые не принято дарить живым. – Прим. науч. ред.
2
Одна из старейших общественных организаций во Франции. – Прим. ред.
3
Рост интереса к могилам «великих людей» произошел в Европе уже в XIX веке, поэтому нельзя сказать, что эта практика стала популярной только в последние годы. – Прим. науч. ред.
4
Прохожий, наслаждающийся городскими пейзажами; термин появился в XIX веке. – Прим. ред.
5
Точнее было бы сказать, что тафофилы интересуются конкретно кладбищами и похоронными ритуалами. Слово «тафофил» происходит от др. – греч. ταφή [тафэ] (похороны, погребение) и φιλíα [филия] (любовь, влечение). – Прим. науч. ред.
6
Неизвестная земля (лат.). – Прим. ред.
7
Внутренний двор аббатства. – Здесь и далее, если не указано иное, прим. пер.
8
Старинный испанский танец. – Прим. науч. ред.
9
De Kort F. Crèches aux os et Chapelles des morts en Bretagne. Ploudalmézeau: Label Ln, 2011.
10
Ariès P. L’Homme devant la mort. Paris: Le seuil, 1977. P. 206.
11
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 2021. – Прим. ред.
12
Под центром церкви автор в данном случае понимает пространство у алтаря. – Прим. науч. ред.
13
Для завещателей этого периода значительную роль играло накопление заступнической силы молитв: чем больше людей молится за усопшего, тем выше шанс на спасение его души и искупление грехов. – Прим. науч. ред.
14
Ariès P. L’Homme devant la mort. Paris: Le seuil, 1977. P. 165.
15
Цит. по: Georges E. Voyages de la mort. Paris: Berger-Levrault, 1982. P. 141.
16
Ariès P. Op. cit. P. 169.
17
Гекатомбы – в данном значении: большое число жертв эпидемии, войны или другого бедствия. – Прим. науч. ред.
18
Ariès P. Op. cit. P. 63.
19
Бонто – шулерская игра, угадывание одной из трех перевернутых карт (дамы червей).
20
Ariès P. Op. cit. P. 63.
21
Histoire de la France urbaine, La ville médiévale, sous la direction de Georges Duby. Paris: Le seuil, 1980. P. 275.
22
Цит. по: Ragon M. Op. cit. P. 31.
23
Цит. по: Ragon M. Op. cit. P. 31.
24
Urbain J.-D. L’Archipel des morts. Paris: Plon, 1989. P. 119.
25
Католический приходской священник. – Прим. науч. ред.
26
Цит. по: Ragon M. Op. cit. P. 32.
27
Старый режим, также Старый порядок, – термин, характеризующий политический режим, существовавший во Франции с рубежа XVI–XVII вв. до Великой французской революции. – Прим. ред.
28
Georges E. Op. cit. P. 131.
29
Georges E. Op. cit. P. 132.
30
Manceron C. Les Vingt ans du roi. Les Hommes de la liberté. Paris, Robert Laffont, 1972. P. 19.
31
Строгое отношение Церкви к самоубийцам можно объяснить тем, что, согласно христианской парадигме, жизнь человека зависит от Бога и только он вправе решать, когда необходимо ее прервать. Самоубийца же покушается на право на жизнь, которое ему не принадлежит. Кроме этого, самоубийца не может покаяться за совершенный грех, поскольку момент совершения греха и лишения жизни совпадают. – Прим. науч. ред.
32
Manceron C. Les Vingt ans du roi. Les Hommes de la liberté. Paris, Robert Laffont, 1972. P. 19.
33
Manceron C. Les Vingt ans du roi. Les Hommes de la liberté. Paris, Robert Laffont, 1972. P. 590.
34
Pierre Lepape, Voltaire le Conquerant. Paris: Le seuil, 1994. P. 408.
35
Williston Walker, цит. по: Kuntz J. Il était une fois. L’enterrement de Calvin. Le Temps, avril 2005.