
Полная версия
Сторителлинг 2.0
Опять же, при таком подходе “рентабельность” истории увеличивается. Если с развитием не удалось, то хотя бы развлекли. А вот останавливаться на какой-то одной функции я бы не советовал. Сугубо развлекательная история забывается довольно быстро, а история только для развития это уже не совсем история и попросту нудно. Дело, повторюсь, не в качестве идеи, а в особенностях восприятия.
Развлекательная функцияПо сути, развлекательная функция истории это то самое – “создать хорошее настроение”. Чаще всего, в чистом виде такие истории встречаются в кинематографе и жанровой художественной литературе. Там минимальное развитие главного героя, предельно простые идеи и сюжет, который скорее описывает последовательность действий, нежели раскрывает мысль автора.
И это совершенно нормально! Исключительно развлекательные произведения нужны! Как ни странно, именно для развлечения. Вот, нужно человеку иногда отрешиться от забот, “отключить мозг” и просто радоваться, наблюдая за героями любимых жанров.
Второй важный момент – даже одним и тем же людям, в разные моменты жизни нравится развлекать себя разными историями. Это зависит от личных эстетических предпочтений и от того, каких эмоций в данный момент человеку не хватает.
Речь, конечно же, не о том “эмоциональном голоде”, которым занимаются психологи и, в более трудных случаях, психотерапевты. Здесь о вполне понятных и знакомых желаниях по типу “сейчас бы посмотреть какую-нибудь легкую комедию”, “почитать бы чего-нибудь про любовь”, “пощекотать нервы на ночь”. Кто во что горазд, в общем.
Причем, “что-нибудь про любовь” вполне может оказаться и французской сентиментальной комедией, и зубодрбительным боевиком, и мистической историей про каких-нибудь там вампиров. Это уже та самая личная эстетика включается. И это тоже нормально! Нет плохих жанров, есть плохие истории! Разделяйте эти понятия, пожалуйста.
И напомню, что мы здесь не только про кинематограф, хоть и используем киношные термины.
Обратной стороной медали является то, о чем я писал в начале главы. Истории, созданные для одного лишь развлечения, забываются довольно быстро. Они могут получиться очень хорошими, но “на один раз”. Как банка газировки (ну, или что вам там больше нравится из напитков?): купил, открыл, выпил и… все. Потом можешь выбросить, поставить на полку, сфотографировать и выложить в соцсети, сдать на переработку, да что угодно, кроме одного – выпить ту же газировку еще раз.
Поэтому, учимся слушателя развлекать, но помним, что это только половина дела!
Развивающая функцияВторая же половина дела – вызвать те или иные системные изменения в слушателе. Оно же – развивающая функция истории. Конечно же, можно сказать, что вызвать хорошее настроение это уже изменение. И это – чистая правда! Но, в силу причин рассмотренных в прошлом разделе, нам нужные изменения более глубинные.
Собственно, повлиять мы можем, разве что, на мышление слушателя. Все остальное развитие – это его личная заслуга и труд. Причем, именно в таком порядке. Помимо легкой мотивационной манипуляции, он (порядок) описывает еще и то, как работает хорошая история на уровне восприятия. Человек слушает ее, сопереживает герою, проникается его идеями, вместе с ним преодолевает препятствия и, самое главное, вместе с ним получает награду за свершения!
То есть, у человека появляется легкое ощущение, что он уже что-то получил и чего-то добился. Потом ему хочется получить этого же, только в реальной жизни. Включается простое, знакомое с детства: “Я хочу так же!”. Искать здесь какие-то хитрые логические связи не стоит. Помните же, что история работает прежде всего в сфере эмоций?!
Вот то-то и оно! Если подавать идею об изменениях с позиции логики, человек в большинстве случаев скажет: “Спасибо, не надо. Мне и так хорошо. Идите-ка вы подальше, пожалуйста”. Другое дело – разбуженная “хотелка”!
Остальное – дело техники. Интересная, захватывающая история уже сама по себе может хорошо замотивировать человека на изменения. А если вы, как говорят современные маркетологи, попали “в боль”, то успех почти обеспечен. Вот так просто? И да и нет. Конечно, есть несколько моментов, которые нужно учитывать.
Во-первых, даже самая крутая история не будет изменять человека сама по себе. Изменяется человек только сам и только по доброй воле. Многие ваши слушатели будут следить за повествованием с открытым ртом, восторженно рассказывать, как им все понравилось и как они “хотят так же”, но останутся сидеть на месте ровно. Это никто не виноват, это человеческое мышление так работает. Есть много теорий и исследований на тему, почему хотят почти все, а достигают единицы, при желании, вы вполне можете ознакомиться с ними самостоятельно и выбрать наиболее близкую вашему сердцу. Сейчас просто примите к сведению. Самая лучшая ваша история “зажжет” сто человек, а “продолжат гореть” от силы десять.
Во-вторых, те десять, которые “продолжат гореть” тоже нуждаются в дополнительной “раскачке”. Это примерно как с продажами – считается, что клиент покупает у нас что-либо где-то в районе седьмого “касания”, т.е., появления нашей рекламы и прочих напоминаний в его зоне внимания. Ну и чисто логически, в реальность достижения какой-либо цели легче поверить, когда слышишь больше, чем одну историю об этом. Хотя бы, три. Помним старое доброе “один раз – случайность, два раза – совпадение, три раза – закономерность”. Поэтому, запасайтесь историями в изобилии! Кстати, примерно это в бизнес-продвижении называют кейсами, с поправкой на то, что кейс это сначала история про цифры, а уже потом про эмоции. Но возможны разные варианты, если подойти с умом.
В-третьих, история это про то “что делать”. А “как делать” это уже за ее границами. Детальное до последней запятой описание технологического цикла губит историю, возвращая ее в рациональную часть мира. Именно поэтому нам бывает очень интересно следить за героем какого-нибудь приключенческого романа с драками и стрельбой ровно до того момента, как начинается описание этих самых драк. Если автор уходит в дебри описания последовательности действий, количества и очередности появления в стенах и противниках дырок от пуль и тому подобное, то все – пиши пропало. Этот кусок, скорее всего, станет очень нудным для многих читателей, причем, по разным причинам. Кому-то просто лень эти детали запоминать, кто-то знает как все работает на самом деле, а кому-то вообще важны диалоги и душевные терзания.
И это я сейчас специально говорю о большой прозе, где, в принципе, полно места для маневра. А в случае, когда на всю историю у нас минут пять, даже не пытайтесь рассказывать “как сделать”! Зато рассказу о том “что сделать” уделите максимум внимания!
По сути, это все основные нюансы развивающей функции истории. Мы можем “зажечь” человека своей идеей и дать ему инструкцию что делать, чтобы получилось так же. Вроде как, и не сильно много, но без этого точно никаких изменений с человеком не случится.
IV. Принципы истории
Функции, которые нужно выполнять хорошей истории, мы рассмотрели. Настал черед разобраться с принципами, которые следует соблюдать при ее создании. Это нужно, чтобы история стала интересной не только вам, а еще и широкому кругу слушателей.
Я выделяю четыре основных принципа интересной истории. Это:
● Понятность
● Простота
● Полезность
● Последовательность.
Скажу больше: этим принципам вполне можно следовать при написании практически любых текстов. Конечно же, дополняя их специфическими правилами в зависимости от заданного формата.
Итак, пойдем по порядку.
ПонятностьПрежде всего, речь здесь про понятность для слушателя. Это то, что в продажах называется “говорить на языке клиента”, а в стародавние времена звучало как “я с эллинами был как эллин, а с иудеями – как иудей”. Это то, обо что “спотыкаются” практически все начинающие создатели историй (не важно – рассказчики, писатели, маркетологи или кто-либо еще), так и, вроде бы, вполне опытные. Это то, без чего все дальнейшие принципы просто не имеют смысла – если человек не понимает вашу историю (именно в бытовом смысле “не понимает”), то она автоматически ему не интересна.
Но как же мне быть уверенным, что моя история понятна, спросит пытливый читатель? Откуда мне знать, на каком языке говорит мой слушатель?! Люди же все разные! У каждого свое!
Как ни странно, в нашем случае все сильно проще. Прежде всего, наши слушатели являются носителями какого-либо языка. Логично предположить, что того же, что и вы. Либо одного из тех, которыми вы владеете, На это (и только на это!) и ориентируйтесь!
Как мы помним, язык бывает литературным и разговорным. Плюс разного рода жаргоны и говоры. Наш выбор – язык литературный и только он! Во-первых, он обладает максимальной эффективностью, то есть, смысловой наполненностью каждого элемента предложения. И не важно, речь о слове или, например, союзе. Во-вторых, он максимально благозвучен. Особенно это важно, если вы пишете свою историю. Разговорный язык потому так и назван, что на нем комфортно разговаривать. А вот для письма его обороты уже не подходят. Они будут или слишком примитивными, или слишком громоздкими, или лишены контекста, который вкладывается во фразу с помощью вербальных средств выразительности (тембр, громкость, интонация и т.д.). В-третьих, да, черт возьми, литературным языком мало кто пользуется и вы будете выгодно выделяться, что тоже полезно.
Все остальные варианты и способы изъяснения, особенно, что касается жаргонизмов, оставьте только для тех случаев, когда без них никак. И то – либо подбирайте их с учетом аудитории (да, в этом случае, нужно будет заранее узнать или предположить, кто наши слушатели), либо сразу же объясняем значение используемых слов.
Если же с предварительным анализом аудитории не задалось, а жаргонизмы вы уже напихали, можно, как говорилось в одном хорошем фильме, “этот постыдный недуг в подвиг оборотить”. Сделайте из этого небольшой элемент интерактива. Что-то типа “А прежде, чем мы пойдем дальше, скажите, кто из вас знает такое слово? Отлично! Вот, а для остальных уточню – оно означает то-то и то-то”. В чуть другом виде такой прием можно использовать и на письме.
Отдельно отмечу, что нарушение следующих трех принципов может очень быстро перевести историю в категорию “непонятно”. Помните об этом все время, что работаете над историей и даже немного дольше!
ПростотаКазалось бы, то же самое, что и предыдущий принцип, но – нет. Простота это, прежде всего, про количество элементов в нашей истории. Полагаю, всем вам хоть раз в жизни попадался пересоленный или переперченный суп? Вот, с историями ровно то же самое – если накидать слишком много элементов, получится несъедобно!
Далее, вспоминаем “число Миллера” – те самые семь плюс-минус две точки внимания, которые может одновременно удерживать в голове человек. Поскольку у наших слушателей могут быть какие-то свои мысли и заботы в тот момент, когда они познают нашу историю, ориентируемся на пять-семь точек.
А теперь разложим наш сюжет на составные части и поймем, что является точками внимания в нашем случае. Номер один это герой. Номер два – его цель. Номер три – препятствия на пути к цели (пока что, просто как сам факт того, что таковые есть). Номер четыре – место, время действия и прочие декорации (тоже пока просто сам факт наличия). Номер пять – последствия действий героя после достижения цели (сначала те, которые слушатель предполагает, а потом – фактические).
Вот, пожалуйста, уже набралось на минимальный набор для поглощения внимания. Да, все эти вещи слушатель будет держать “перед собой” во время вашего рассказа (напомню, равно как и во время чтения книги или просмотра фильма). А если разбить вашу историю на отдельные сцены, там тоже найдется достаточное количество составных частей.
И еще важный момент – не путайте простоту и примитивность. История о том, как вы пошли в магазин за колбасой и с вами ничего не произошло – это примитивно и, скорее всего, никому не интересно, какими украшалками ее не увешивай. Самая простая проверка “на примитивность” это прикинуть, чем и насколько ваша история полезна. Здесь мы плавно переходим к третьему принципу.
ПолезностьЭтот принцип был в свое время самым неоднозначным для меня самого. Получилось так: умом я понимал, что он нужен и нужен именно на этом месте, но имелся ряд вопросов. Если мы пишем учебник, биографию или инструкцию – с ними понятно, там чистая прикладная польза, бери и делай.
А как быть с историями, например, развлекательными?
Да так и быть. Поскольку мы говорим, что цель истории – изменение слушателя, то пользой можно назвать любое конструктивное и/или позитивное изменение. Иными словами, если от вашей истории у человека улучшилось настроение, значит, она полезна. Да, это может быть просто небольшой “пластырь” или вообще “подорожник на ранку”, но он уже делает жизнь вашего слушателя чуточку лучше.
От этого и отталкивайтесь – какую понятную, простую, прикладную пользу дает ваша история в формате “здесь и сейчас”?! Глобальные смыслы и “трепетное послевкусие” это очень хорошо и нужно, но это, скорее, приятное дополнение к вашей истории. Если вспомните, все истории, которые остались в веках (всевозможные притчи, сказки и тому подобное), работают именно в моменте.
Та же, например, сказка про репку, сначала создает позитивное изменение настроения (развлекает, если по-русски), а потом уже закладывает идею о пользе командной работе и важности роли каждого члена коллектива, даже самого незаметного. Притчи же далеко не всегда развлекают (чаще, даже, наоборот – они имеют более драматичные, а то и трагичные сюжеты), но всегда построены вокруг некоего инсайта, озарения, которое получит слушатель.
Важно также понимать, какие истории точно не являются полезными. Прежде всего, это истории ради историй, когда нам рассказывают что-то без начала, конца и непонятно для чего. Также пользы нет в историях, которые фокусируются только лишь на проблематике, не давая никаких вариантов решения и даже не подразумевая, что таковые в принципе имеются.
Проще говоря, если вашу историю можно описать словами “мелодрама” или “нытье“, поздравляю, принцип полезности вы где-то проморгали!
Вот здесь есть тонкая грань между мелодрамой и драмой. Напомню, драматичный сюжет это нормально для истории. И трагичный – нормально! Смысл тут в том, что таковые сюжеты концентрируются на финале, результате действий. Если все закончилось хорошо – у нас история мотивирующая (пример “как надо”); если плохо – поучительная (пример “как не надо”).
Мелодрама же концентрируется вокруг процесса и переживаний. Результат там не то, что не важен, а попросту отсутствует как класс! Как следствие, прикладной пользы – ноль. Даже развлечения в чистом виде не получится, потому что в процессе эмоции слушателя либо изменятся несколько раз, либо останутся без изменений вообще. Поскольку результат не обозначен, контролировать смену эмоций тоже вряд ли получится.
Конечно, можно возразить, мол, книжные магазины завалены всевозможными любовными романами и прочими видами мелодраматических историй. Действительно, это так, более того, есть люди, которые активно их скупают. Но сколько из этих произведений являются интересными даже по мнению постоянных читателей?! Вот в чем вопрос, на мой взгляд.
Сторителлинг это не про “истории фоном”, это именно про истории, меняющие людей; истории, которые запоминаются; истории, которые живут своей жизнью. Сторителлинг это довольно-таки амбициозный инструмент, а не “писательство для бедных”. Только, когда планка качества задрана так высоко, мы можем сразу создавать истории, от которых хотя бы не хочется спать, и потом довольно быстро развивать свой навык.
Польза, которую приносит ваша история слушателю, прямо пропорциональна пользе, которую вы хотите получить от него! Нудная, бессмысленная, бесполезная история никого не сподвигнет купить у вас что-либо, пойти к вам учиться, сохранять верность вашей идее. Когда же человеку интересно, он обязательно вернется к вам снова и снова! А со временем приведет и других людей.
ПоследовательностьИ последний “по порядку, но не по значимости“ принцип – последовательность. Он прежде всего относится к структуре повествования и внутренней логике. Если вы являетесь выпускником приличных литературных курсов, то с этим у вас, по идее, уже все хорошо. Просто за время обучения настолько въестся в голову обязательность соблюдения очередности этапов произведения, все эти принципы “от общего к частному”, “от простого к сложному” и так далее, что с какого-то момента уже не представляешь, что можно делать как-либо иначе.
Если же вы, сочинитель-самоучка, особенно, если начинающий сочинитель-самоучка, у вас может возникнуть стойкое желание сделать по-своему. Оптимизировать, поэкспериментировать, нарушить законы и прочее юношеское бунтарство. Само по себе это не плохо и действительно, многие известные литераторы, признанные людьми и прошедшие проверку временем, тоже были не чужды затеям. Но! Как правило, сначала они становились известными и признанными, а только потом начинали делать по-своему.
Данный принцип наиболее подвержен влиянию цифр, схем и прочей “оцифровке”. По сути, это эдакое воплощение вселенского Порядка – строгого, непреложного и единообразного. Делаем только так и никак иначе! Причем, здесь речь идет даже не о “делаем так или история получится плохой”. Если изменить хоть что-то, истории не будет вовсе!
И это не ради красного словца. Давайте-ка представим, что вы выносите финал истории в ее начало. Что получится? Правильно, дичь! Естественно, вы сейчас приведете кучу примеров того, как повествование начиналось с какой-либо почти кульминационной сцены, а потом нам рассказывали, как так получилось, из-за чего, зачем и почему. Весь смысл именно в том, что упомянутая сцена – почти кульминационная. Настоящая кульминация и, соответственно, финал, находятся на своих местах в конце произведения.
Финал это часть истории, где все объясняется и подводятся итоги. Кульминация – момент наивысшего напряжения. Если нам сразу все объяснили, то зачем слушать дальше? Если пиковый по эмоциональности момент находится в начале, то, опять же – зачем слушать дальше? Если самый значимый сюжетный поворот и высшая точка напряжения находятся в разных местах истории, как мы поймем, что этот поворот значим и для чего столько переживать в другом месте?
Нарушение последовательности повествования рождает у слушателя слишком много вопросов даже на подсознательном уровне. Некоторые из них вполне могут вылезти и на уровень сознания. Какая-то часть может бы задана вам сразу в процессе рассказа. И даже в случае, если вы на них исчерпывающе ответите, “осадочек останется” и, скорее всего, история, что называется, не зайдет.
Даже незначительная перестановка причины и следствия типа “герой упал от сокрушительного удара” вместо “от сокрушительного удара герой упал” уже является нарушением принципа последовательности. Особенно, когда таких мелочей накапливается огромное количество. А в каждом таком случае слушателю надо, параллельно восприятию истории, производить кучу лишних действий: услышать дичь; понять, что это дичь; понять, как должно быть правильно; расставить события в правильном порядке; рассказать себе заново; понять, что он пропустил, пока устаканивал дичь и так далее, и тому подобное.
Непоследовательное повествование, пожалуй, сильнее всего “загружает мозги” слушателя. И это вовсе не та нагрузка, которая нужна для понимания истории, погружения в ее мир, проникновения в ее идею. Как раз, наоборот – очень мешает всему конструктивному. Мозги слушатель “напрягает” потом – когда осмысливает услышанное и, если история хорошая, прожитое, как свой опыт.
А рассказчикам, которые стремятся как можно сильнее напрячь аудиторию в процессе повествования, надо самим предельно сильное внушение делать. С занесением. Во избежание!
V. Струтура истории
Как правило, истории в сторителлинге предлагается строить по трехчастной структуре “вступление – основная часть – завершение”. Эту модель еще называют “было – произошло – стало”. В первом случае названы композиционные элементы, во втором – смысловые. Трехчастная структура действительно хорошо подходит для простых историй и, в принципе, позволяет создать ту самую “историю со смыслом и целью”, которая и является сутью сторителлинга.
Особенно часто трехчастную структуру мы можем встретить в устном народном творчестве. В качестве практически эталонного примера Интернет послал мне сказку “Три калача и одна баранка” (части структуры выделены в отдельные абзацы для наглядности).
Одному мужику захотелось есть.
Он купил калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.
Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей?! Мне бы надо сначала съесть одну баранку!».
Если же мы хотим создать более насыщенную и глубокую историю (особенно, это касается историй написанных), то нам лучше подойдет структура уже из пяти частей. Ее называют структурой художественного произведения и она знакома каждому, кто в школе посетил хотя бы один урок литературы: “вступление (или – экспозиция) – завязка – развитие действия – кульминация – развязка”.
Различия с трехчастной структурой здесь в том, что основная часть разделена на три блока (завязка – развитие действия – кульминация), а завершение является логическим следствием именно первого блока основной части. Для автора удобство в том, что можно более наглядно расставить акценты повествования уже на этапе замысла. Для слушателя история с такой структурой более увлекательна, как следствие, он готов уделить ей больше времени и внимания.
В чем секрет? А вот в чем – каждый элемент пятичастной структуры имеет свою четко обозначенную роль и эмоциональную наполненность. Вступление – эмоционально нейтральная часть, далее по возрастающей, вплоть до кульминации, и небольшой эмоциональный спад (эдакий “выдох”) в развязке. Это все, опять же, не взято с потолка, а основано на анализе восприятия человеком информации.
В основе своей пятичастная структура истории имеет принцип “от общего к частному”. В произведениях крупных форм возможны вариации (например, экспозиция может следовать после завязки), но в нашем случае это будет излишнее усложнение истории. Поэтому предлагаю придерживаться линейной последовательности событий, как наиболее простой для восприятия.
Далее мы подробнее рассмотрим каждый из элементов нашей структуры.
ВступлениеВсе с чего-либо начинается и чем-либо завершается. Так и наша история сначала знакомит слушателя со своим миром и его обитателями, а уже потом погружает в водоворот событий. Время, место, возраст главного героя, его желания и прочие значимые для сюжета детали мы показываем во вступлении.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.