bannerbanner
Психология и философия совести. т.2. часть 31
Психология и философия совести. т.2. часть 31

Полная версия

Психология и философия совести. т.2. часть 31

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Александр Алтунин

Психология и философия совести. т.2. часть 31

Глава 31

Совесть не позволяет человеку быть упрямым и несговорчивым. Среди представителей стандартного менталитета очень распространена такая черта характера, как упрямство. Чертой характера оно выглядит с чисто психологической точки зрения. А если смотреть на него с духовной точки зрения, то окажется, что это элементарная одержимость обычным злым духом упрямства. Когда человек, сам того не ведая, как правило, выполняет роль банальной марионетки в руках этого злого духа. Ведь, если разобраться чисто логически в сути упрямства, то выявится, что в его основе лежит целый ряд отрицательных моментов. В частности, это подчинение целой серии других злых духов. В том числе, самоуверенности и самовлюбленности. Своенравности и сумасбродства, капризности и привередливости, амбициозности и стервозности, эгоизма и эгоцентризма, отсутствия самокритичности, упрощенности и примитивности, деструктивности и дисгармоничности, вредности и прихотливости, стереотипности мышления, прозаичности и приземленности, неуживчивости и конфликтности, неумения строить прочные и перспективные отношения, болезненного самолюбия, отсутствия честолюбия, мелочности и посредственности, неумения правильно любить и уважать себя (девяносто-девяносто пять процентов людей), низкой одухотворенности, душевной и умственной лени, как фонового состояния личности, принципиального нежелания заниматься мало-мальски серьезным самовоспитанием и самосовершенствованием, отсутствия серьезного самоконтроля, отсутствия интеллигентности, неумения мыслить категориями средней и высокой степени сложности, отсутствия философского отношения к себе, к жизни, к своему месту в жизни; отсутствия чувства интеллектуальной и психологической эстетики, отсутствие интуиции и проницательности интеллектуального и психологического плана, принципиальной несостоятельности личности человека в целом и по важнейшим духовным, интеллектуальным и психологическим аспектам, примитивности мировоззрения, претензии на обладание истинной в последней инстанции, отсутствие серьезной заботы о гармонии себя, своей жизни и жизни вообще, пренебрежения главным духовным законами Бытия, отсутствия смысла жизни (по большому счету), отсутствия чувства психологической изящности, в ряде случаев – глупости и невежества. Собственно, кроме перечисленных шестидесяти злых духов, к этому списку можно добавить еще сотню-другую участников этого «замечательного» состояния. А их подробное перечисление могло бы вызвать вполне определенную скуку. Хотя, предполагается, что об этом будет сказано более подробно в отдельной работе.

Упрямство – это уже не просто небольшой недостаток, это уже большой порок. Ибо, его присутствие, как правило, не только принципиально мощно тормозит положительную эволюцию личности человека в целом, но и способствует возникновению и интенсивному развитию психологической и духовной деградации. И тому множество конкретных примеров по наблюдению за людьми в течение тридцати-сорока-пятидесяти лет.

Упрямство лежит в основе возникновения неблагоприятного психологического климата в любом коллективе – учебном, производственном, в семье, в быту, в любом произвольном общении.

Человек может в значительной степени контролировать влияние злого духа упрямства на себя. Но для этого необходимо громадное мужество и очень развитая сила воли. Да и заботливый и мудрый наставник, по отношению к которому человек проявляет абсолютно полное послушание всегда и во всем. Без каких-либо частичных и косвенных компромиссов. Собственно, это актуально в равной степени и по отношению к любым другим злым духам.

Сговорчивость вовсе не является проявлением слабости характера, отсутствием чувства собственного достоинства или высокого интеллекта, отсутствием самодостаточности или зрелости, гармонии личности в целом или мудрости. Во-первых, практически девяносто процентов вопросов, с которыми повседневно сталкиваются люди, это вопросы второстепенного и третьестепенного характера. И поиск взаимоприемлемых компромиссов не только возможен, но и реально необходим. Нельзя всем, всегда и во всем навязывать свое мнение, своею волю, свое желание. В конце концов, никто не обязан ублажать капризы и прихоти любого другого человека. Хотя, по большому счету, и свои собственные капризы и прихоти далеко не всегда стоит ублажать. Ибо, они часто навеяны не нашим разумом, а духом капризности или прихотливости.

Во-вторых, нужно четко и конкретно разделять вопросы психологического и интеллектуального характера от вопросов духовного плана. Потому как, в первых двух случаях компромисс необходим, а в последнем случае часто категорически противопоказан. Теоретически он, быть может, в отдельных особенных случаях, и возможен. Но для его адекватного моделирования необходим такой уровень духовной мудрости, который встречается, в лучшем случае, у одного человека из тысячи. И это из числа интеллигенции. Среди рабочего класса и крестьянства этот момент обстоит еще более проблематично.

Сговорчивость – это несомненный элемент коммуникабельности и интеллигентности, психологической гибкости и дипломатичности. Конечно, в отдельных случаях, когда мы сталкиваемся с авантюристами и интриганами, психологическими манипуляторами, подлецами и сволочами, наглецами и стервами, грубиянами и хамами, жестокими и агрессивными личностями, компромисс, возможно, представляется малоцелесообразным. Хотя, каждая конкретная ситуация требует индивидуального подхода. Ибо, можно выиграть, условно говоря, копейки, а проиграть десятки или сотни рублей.

С одной стороны, каждый человек должен предварительно взвесить свои силы и возможности в борьбе с такого рода «замечательными» людьми. И если не чувствуешь себя достаточно сильным и умным, то, что называется, не ввязывайся в драку. А с другой стороны, «все самые большие несправедливости мира совершаются с молчаливого согласия окружающих». В большинстве случаев, достаточно четко и конкретно одернуть того или иного конкретного человека, чтобы ограничить его деструктивное влияние на что-либо или кого-либо. Не говоря уже о том, что негативное общественное мнение еще не потеряло своего принципиального влияния на внешнюю активность психологических и духовных отщепенцев, прохиндеев и проходимцев. Только оно должно быть четко организованным и коллективным. Кстати говоря, если вы лично не будете защищать интересы других людей в сложных и проблемных ситуациях, то, скорее всего, никто не будет защищать и ваши личные интересы тогда, когда это будет для вас особенно важным и ценным. Не говоря уже о том, что в этом случае будет запускаться процесс интенсивного очерствения и ожесточения вашей души. В подавляющем большинстве случаев, необратимый.

Есть и еще один важный момент: Высшие силы, видя ваше демонстративное пренебрежение психологическими и духовными законами жизни, не будут делать вам в последующем больших подарков. Особенно из числа особенно ценных и важных для вас. Это для начала. А потом будут вас жестоко и конкретно наказывать, посылая вам громадную (в ряде случаев, бесконечную) череду очень больших проблем и неприятностей, драм и трагедий. Вплоть до полного физического уничтожения.

Могут, конечно, послать и тяжелый инсульт в назидание остальным окружающим и в качестве наказаниям тем, кто старательно потакал вашим капризам и прихотям, сумасбродству и своенравности, самовлюбленности и эгоизму. И прочим вашим «особенностям» такого рода. Злокачественная шизофрения и злокачественная онкология, по наблюдениям автора за последние сорок лет, тоже не редкость в системе наказаний Высших сил.

Сговорчивость – это очень важное и очень ценное качество. Без него невозможно даже самое элементарное общение. Умение услышать и понять мнение другого человека заслуживает не только симпатии, но и большого уважения. Иногда мнение другого человека открывает нам совершенно новые аспекты относительно уже совершенно привычного для нас явления или дает новый ракурс его восприятия, обнаруживает его более значительную сложность, многогранность и многослойность, возможные подводные камни в реализации задуманного нами, открывает новые грани понимания серьезной заботы об интересах окружающих и т.д. В отдельных случаях, другое мнение может даже принципиально изменить наше собственное, возникшее на предварительном этапе планирования или реализации задуманного.

В этом плане весьма наглядной является ситуация, когда родители, имеющие вполне определенный жизненный опыт, наставляют в чем-то своих детей.

Сговорчивость делает человека открытым для положительного влияния на его ум, характер, мировоззрение со стороны других людей или самой жизни. Конечно, сговорчивость не должна быть слепой и механической, упрощенной и формальной, а максимально осмысленной. Предполагающей определённую интеллектуальную и психологическую тонкость. В отдельных случаях, быть может, даже изящность. Вообще, мы в повседневной жизни очень мало говорим об изящности мысли и чувства, желания и стремления, любого действия и поступка, форме и сути отношений человека и с окружающим, и с самим собой. О том, насколько это важно и ценно. О том, что это придает совершенно особенную изюминку любому делу, явлению, действию. Создает предпосылку для возникновения впечатления у наиболее достойных и умных окружающих о том, что это действительно необычно и непривычно, нестандартно и оригинально. И, в силу этого, заслуживает особенной симпатии и уважения. И в отдельных, редких случаях, даже восхищения и восторга. Но это только в том случае, когда то, что мы делаем, и то, как мы это делаем, относится к иерархии вечных классических ценностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана.

Ханжество – это четкий признак отсутствия у человека совести. Отличительной особенностью ханжества является наличие лживости и лицемерия. И не просто в числе многих других второстепенных человеческих качеств, а в числе ведущих фундаментальных свойств личности. И даже более того: это принципиальный элемент одного из ведущих менталитетов среди трех типов личности. Если рассматривать личность с точки зрения ее гармонии. В частности, это сознательный способ замаскировать свою примитивность и дисгармоничность, свою мощную лень ума и души, несостоятельность своей личности, как таковую. Да и многочисленные своеобразные особенности, слабости, не говоря уже, о конкретных недостатках и пороках (в индивидуальном наборе от ста до пятисот качеств). В стандартном менталитете ханжество присутствует в степени развития от слабой до умеренной. При переходе от умеренной к выраженной менталитет становится уже деструктивным и дисгармоничным. И это настолько проблематичное и драматичное явление жизни, что его можно отнести к психологическому и духовному паразитизму. Когда не только отдельный человек, но и достаточно обширные слои населения включаются энергично и интенсивно в процесс глобальной психологической и духовной деградации. К сожалению, как правило, необратимый.

От ханжества до явной и сознательной подлости всего полшага. Ханжество заключается в публичной демонстрации своего мнимого большого интеллекта, мнимой большой психологической и духовной зрелости. Когда ведущим мотивом поведения человека является следующий: главное не быть одухотворенным интеллектуалом, а лишь внешне выглядеть таковым.

Большинство же людей, как показывает практика, по большому счету, лишены интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической интуиции. И потому все психологические манипуляции дисгармоничных людей воспринимают доверчиво и легкомысленно за чистую монету. Чтобы понять истинную глубину драматичности таких манипуляций, достаточно вспомнить эпоху правления Ленина, Гитлера, Сталина. Да и сейчас далеко не все ладно в датском королевстве. И это, мягко говоря.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу