Полная версия
Кома: путешествие исцеления
Обучение общению с коматозными людьми
Работа с комой требует способности расширения наших обычных способов общения, поскольку человек, находящийся в коме, не может говорить с нами обычным образом. Требуется, чтобы мы учились устанавливать связь с измененным состоянием человека. Если мы приспосабливаем наш стиль общения к миру коматозного человека, мы всегда были способны – в той или иной форме – до него «достучаться». Наиболее чуткие люди, по-видимому, естественным образом используют такой вид общения. Даже если вам неизвестны многие навыки, человек в коме хорошо реагирует на любящее внимание, с которым вы стараетесь присоединяться к нему и приспосабливать свой стиль общения к измененному состоянию коматозного человека.
Я вспоминаю молодую мать, сопровождавшую своего десятилетнего сына, который был в коме в результате травмы мозга. Эта женщина была чрезвычайно любящей. Она нежно касалась лба своего сына, говорила ему на ухо очень интимным образом и слегка клала голову ему на грудь. Мальчик почти сразу начинал реагировать, поворачивая лицо к ней и бормоча звуки. Ее нежный, чуткий способ взаимодействия преодолевал, казалось бы, бесконечную пропасть.
Многие люди говорят с коматозными пациентами так, будто они находятся в «нормальном» состоянии сознания. Родственники и друзья так сильно хотят, чтобы человек в коме смотрел на них, болтал с ними, садился и реагировал так, как ему было свойственно до комы. В других случаях они могут быть внимательными к телесным нуждам человека, но почти не больше. Иногда коматозного человека могут считать по существу слепым, глухим и немым. Все эти реакции вполне нормальны. Большинство из нас не могут понимать или постигать, почему кто-то больше не разговаривает обычным образом. Кажется, что без обычных средств общения человек просто не может быть присутствующим. Многих людей удивляют виды коммуникации, которые может использовать коматозный человек, включая звуки, небольшие жесты или даже движения, которые кажутся настолько отличными от того, как мы общаемся в повседневной действительности. Многим из нас бывает трудно осознать, что кто-то, кого мы любим, находится в другом состоянии сознания, что этот человек присутствует, но требует особых методов общения. Однако многие родители и близкие друзья чувствуют, что человек присутствует и с ним можно связаться.
Однажды мы с Арни работали с коматозным пациентом, который попал в автомобильную аварию и лежал в городской больнице. На соседней кровати лежал двадцатипятилетний мужчина, который вышел из комы, но еще был в несколько смутном состоянии. Вместо того чтобы ясно отвечать, когда к нему обращались медсестры, он неопределенно кивал, признавая их присутствие, а затем куда-то уходил и начинал восторженно говорить о музыке. «Джонни, какой сегодня день?» – настаивали они. Джонни отвечал: «Эта музыка такая красивая». «Джонни, посмотри на календарь, – говорили они, – Ты знаешь, какой сегодня день? Сколько времени?» Джонни отвечал: «Вы ее слышите?»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
[Multi-Society Task Force on the PVS. Medical Aspects of PVS: Statement of the Multi-Society Task Force. Part I. P. 1503].
2
[Fahrlaender. Medizinische, Rechtliche und Ethische Probleme bei Permanentem Vegetativem Zustand. Pp. 1191–1195].
3
[Frankowski, Annegers, and Whitman. Epidemiological and Descriptive Studies. Part I. Pp. 33–43].
4
[Gilfix, Gilfix, and Sinatra. The Persistent Vegetative State. Pp. 63–71].
5
Arny Mindell [The Dreambody] calls this phenomenon the “dreambody”; the mirror experience between dream imagery and body experiences.
6
[Arnold Mindell. Coma: The Dreambody Near Death].
7
[Tomandl. Coma Work and Palliative Care].
8
[Ross. A Comparison of the Medical / Nursing and Process Work Approaches to Coma. Pp. 23–31].
9
[Zaleski. Otherworld Journeys. Pp. 45].
10
[Ibid., p. 19].
11
[Ibid., p. 45]. В XVIII в. рассказы о внезапном пробуждении мертвых распространяли страх преждевременного погребения и способствовали разработке новых законов, касавшихся погребальных практик. Кроме того, более 200 лет тому назад в Амстердаме возникло первое Гуманитарное общество – как результат осознания того, что некоторых людей, которые утонули, можно оживлять с помощью определенных методов. Технология реанимации достигла расцвета в 1959-х гг. [Президентская комиссия. Определение смерти. С. 12].
12
[Ivan and Ventureyra. Coma and the Evolution of Brain Resuscitation in Coma. P. 5].
13
[Zaleski. Otherworld Journeys. P. 13].
14
[Neidhardt. Black Elk Speaks].
15
[Clayman, ed. American Medical Association Encyclopedia of Medicine. P. 294].
16
Фраза, которую использует Жан-Доменик Боуби в своей книге «Водолазный колокол и мотылек», где он рассказывает о своем опыте синдрома «запертости», ставшего результатом инсульта, в котором его ум был полностью невредимым, но он был способен общаться только посредством моргания глазом.
17
См. работу Роджера Ла Броде, которую обсуждает Брэд Лемли в книге «Назад из комы» (с. 80–82), о медитативных и образных методах; см. также книгу Майкла Керни «Смертельно раненный» о работе с образами с людьми, которые умирают, но не находятся в коматозных состояниях. См. [Эдварид ЛеУинн. Пробуждение комы], где обсуждается использование непрерывной интенсивной стимуляции для пробуждения чувств, а также работа Института достижения человеческого потенциала и статью Гленна Доумана, Розелиз Уилкинсон, Михая Д. Диманеску и Ральфа Пеллиграна «Эффект интенсивной мультисенсорной стимуляции на пробуждение от комы и восстановление»; см. также [Beverly Slater. Coping Withс Head Injury. Pp. 153–154] о сенсорной интеграции – методе, используемом в случаях травмы мозга для улучшения чувств человека в соответствии с идеями развития, и программу ТВ-канала «Дискавери» «Кома: безмолвная эпидемия» об использовании интенсивной стимуляции неповрежденных частей мозга, заменяющих поврежденные. В медицинском сообществе идут споры о полезности подобных методов сенсорной стимуляции. В этой же программе упоминаются и гипербарические методы.
18
К пионерам в области околосмертных переживаний относятся Раймонд Муди, Элизабет Кюблер-Росс и Кеннет Ринг; о работе с умирающими см. у Кюблер-Росс, Стивена и Ондреи Левин, Мэгги Кэланан и Патрисии Келли; см. также работу «Проект дзен-хосписа» (Zen Hospice Project). Подробнее о работе с телом см. у Аминаха Рахима, Фритца Смита и Андреи Ольсен. Об измененных состояниях см. особенно сочинения Чарльза Тарта (ссылки на конкретные работы этих авторов даются в библиографии).
19
О Карен Энн Кваинлен см. [Joseph and Julie Quinlan. Karen Ann: The Quinlans Tell Their Story]. О женщине, избитой в Центральном парке в 1996 г., см. [Малькольм Глэдуел. Побеждая кому]; также см. ТВ-программу канала «Пи-Би-Эс» «Кома», где подробно говорится о новых стандартах скорой помощи при травме головы, утвержденных Всемирной Организацией Здравоохранения 15 мая 1997 г. Об издателе журнала «Elle», у которого был инсульт, см. [Bauby. The Diving Belland the Butterfly]. О полицейском, который вышел из комы, см. статью [Tim Friend. Seeking Clear-headed Conversation About Coma]. В последующем обзоре последнего случая некоторые врачи выражали сомнение в том, был ли вообще этот человек в настоящей коме. Как бы там ни было, широкая общественность кажется заинтригованной историями о таких состояниях.
20
См., например, [Kubler-Ross E. On Death and Dying].
21
[Taylor. The Hospice Movement in Britain. Pp. 5–6].
22
[George Young. Hospice and Health Care].
23
[Betty A. Prashker, ed. The Columbia University College of Physicians and Surgeons Complete Home Medical Guide. Pp. 54–55].
24
[Mark O’Keefe. Voters' Guide to Measure 51: Doctor Assisted Suicide Repeal. In The Oregonian (Portland). October 19, 1997, A20].
25
[Plum and Posner. The Diagnosis of Stupor and Coma. Pp. 330].
26
См., например, [Sogyal Rinpoche. The Tibetan Book of Living and Dying] (русскоязычное издание – [Согьял Ринпоче. Тибетская книга жизни и смерти. ИД «Ганга», 2017]. – Прим. ред.).
27
[Ross. A Comparison of the Medical / Nursing and Process Work Approaches to Coma. P. 28].