bannerbanner
Социология: структура и динамика общественных отношений. Цикл: учебники по социологии
Социология: структура и динамика общественных отношений. Цикл: учебники по социологии

Полная версия

Социология: структура и динамика общественных отношений. Цикл: учебники по социологии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Поведение людей, по мнению Дюркгейма, определяется этой социальной структурой, которая включает в себя социальные факты, такие как нормы и ценности, а также институты, существующие вне индивида и ограничивающие его поведение.

Во-вторых, Дюркгейм подчёркивал, что социологи должны применять научные методы для выявления основных законов, которые регулируют человеческое поведение.

В своих работах Дюркгейм2 уделял особое внимание важности органической солидарности и пытался определить, какие действия должны предпринимать общества, чтобы достичь этой органической связи (Pope, 1975).

В-третьих, Дюркгейм считал, что люди от природы склонны к эгоизму, и цель общества – регулировать эти эгоистические желания. Это означает, что Дюркгейм был убеждён, что слишком большая свобода вредна как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Он верил, что можно достичь большего уровня человеческого счастья и «прогресса», если люди будут сотрудничать друг с другом, а не соревноваться в борьбе за скудные ресурсы.

Дюркгейм и социальная солидарность

Социальная солидарность и единство формируются и сохраняются в процессе социализации, в ходе которого индивиды усваивают нормы и ценности общества.

Дюркгейм полагал3, что для преодоления естественных эгоистических наклонностей людей общество должно воспитывать чувство социальной солидарности, заставляя людей ощущать себя частью чего-то большего и прививая им нормы достойного поведения.

Это явление Дюркгейм4 называл моральным регулированием. И социальная солидарность, и моральное регулирование основываются на успешной социализации индивидов в более широком обществе (Поуп, 1975).

Хотя Дюркгейм считал, что солидарность и моральное регулирование достигаются по-разному в примитивных и развитых индустриальных обществах, в промышленно развитых странах достичь этих целей гораздо сложнее.

Например, в «примитивных» обществах, таких как феодальная Европа, социальное регулирование осуществлялось на местном уровне, и люди жили в одном и том же районе всю свою жизнь. Ролевая дифференциация была очень слабой, а сложное разделение труда отсутствовало.

Другими словами, люди обычно имели общий опыт жизни в одной деревне, занимались одними и теми же видами деятельности и проживали всю свою жизнь с одними и теми же людьми.

Дюркгейм полагал, что в обществах, подобных феодальной Британии, люди разделяют одну и ту же реальность, имеют одинаковые цели и даже одну и ту же религию. Это, по его мнению, делает их тесно связанными друг с другом, что, в свою очередь, способствует легкому достижению морального регулирования и социальной солидарности. Дюркгейм5 назвал эту ситуацию механической солидарностью, основанной на сходстве (Pope, 1975).

Тем не менее, во время промышленной революции количество специализированных задач возросло, что привело к усложнению разделения труда. Люди, хотя и склонялись к индивидуализму, становились всё более взаимозависимыми, меняя самодостаточность на зависимость от множества людей, которых они не знали.

В результате ослабла способность крупных социальных институтов, таких как религия, поддерживать единство морали в обществе. По мере того как люди в обществе переставали вести одинаковый образ жизни, возникла необходимость в поиске новой основы для солидарности, отличной от сходства.

Эмиль Дюркгейм назвал это органической солидарностью – социальной сплочённостью, возникающей в результате взаимозависимости людей в обществе.

Дюркгейм и аномия: связь с функционализмом в социологии

Без чувства социальной солидарности общество может столкнуться с аномией – состоянием, при котором люди теряют понимание того, что считается нормальным в обществе.

Согласно Дюркгейму (1897), огромные различия между индивидами в индустриально развитых обществах привели к кризису морального регулирования. Это состояние он называл аномией.

Дюркгейм считал, что главной проблемой современной цивилизации является поиск путей достижения морального регулирования и обеспечения подчинения людей. Он предложил идею органической солидарности – социальной связи, основанной на различиях между людьми (Pope, 1975).

Дюркгейм верил, что трудовые организации и образование играют ключевую роль в обеспечении морального регулирования общества. Он утверждал, что образование способно одновременно развивать у людей разнообразные навыки, необходимые для углубленной специализации труда, и прививать им общие нормы и ценности через преподавание таких предметов, как история.

Функциональные теории в социологии рассматривают общество как систему взаимосвязанных элементов, которые работают сообща для поддержания стабильности и порядка. Каждая из этих частей, таких как семья, образование или религия, выполняет свою особую функцию на благо общества в целом.

# Основные выводы

Концепция функционализма стала доминирующей в американской социологии в период с 1930-х по 1960-е годы. Ее корни можно найти в работах французского социолога Эмиля Дюркгейма, написанных в конце XIX века.

Функционализм представляет собой структурную теорию, которая утверждает, что социальные институты и организация общества оказывают значительное влияние на его управление и поведение отдельных людей.

Толкотт Парсонс, продолжая идеи Дюркгейма о роли общества как морального регулятора, создал «великую» социологическую теорию, которая стремится объяснить все аспекты человеческого поведения в контексте институтов.

Как Парсонс, так и Дюркгейм считали, что общества постоянно развиваются, и крупные, формализованные структуры, такие как семья или образование, возникают для выполнения целей, которые когда-то были присущи небольшим сообществам. Это приводит к усилению взаимозависимости между людьми.

· Функционализм вызвал бурную критику со стороны различных научных направлений. Однако с 1970-х годов он был пересмотрен американскими социологами.

Функционалистские теории предполагают, что социальные проблемы и явления могут быть полезны для общества, а не являться симптомами социальных отклонений.

Что такое функционалистская теория в социологии?

Функционализм – это подход, который исследует, как социальные институты, такие как экономика, образование, семья, религия и средства массовой информации, выполняют свои полезные функции и влияют на жизнь людей.

Функционализм рассматривает общество как сложную, но упорядоченную и стабильную систему, состоящую из взаимосвязанных структур и социальных моделей, которые функционируют для удовлетворения потребностей отдельных людей.

Основные идеи функционалистской точки зрения заключаются в следующем:

1. Существует социальная структура, существующая независимо от индивидов. Эта структура состоит из норм и ценностей, которые передаются через институты и формируют личность.

2. Социологи должны изучать общество с научной точки зрения, стремясь найти общие законы, объясняющие действия людей на макроуровне.

3. Социализация играет важную роль, поскольку люди нуждаются в регулировании для общего блага. Таким образом, интеграция и упорядочивание индивидов являются положительными процессами.

4. Социологи должны анализировать общество как систему, рассматривая каждое социальное явление и его вклад в общее целое. Толкотт Парсонс считал, что общество функционирует подобно человеческому организму, поскольку социальные институты взаимодействуют подобно органам человека. И то, и другое представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую систему, работающую на благо всего организма.

5. Социальные институты обычно выполняют позитивные функции, такие как формирование ценностного консенсуса, социальная интеграция, социальное регулирование и предотвращение аномии. Функционализм, как теория консенсуса, предполагает, что институты общества работают сообща для поддержания социальной сплоченности и стабильности.

Функционализм зародился в британской антропологии. В частности, Бронислав Малиновский, польско-британский антрополог, предложивший функциональный анализ в 1943 году, рассматривал его как инструмент, позволяющий социологам интерпретировать социальные ситуации, основываясь на интуиции, а не только на наблюдениях.

По словам Малиновского, функциональный анализ открывает ученым двери к изучению культур, отличных от их собственных. Прежде чем анализировать социальное явление, характерное для конкретной культуры – будь то институт, материальный объект или идея – люди должны сначала понять, какую функцию это явление выполняет в рамках данной культуры.

Ключевым предположением функционализма Малиновского является то, что в каждой отдельной цивилизации каждый обычай, материальный объект, идея и мнение выполняют жизненно важную функцию, помогая как выражать, так и поддерживать культуру.

Такое объединение и сохранение культуры с помощью внутренних процессов называется интеграцией.

Примеры функционализма в семье

Одним из ярких примеров функционализма можно назвать семью. Согласно этой теории, семья представляет собой социальную структуру, отвечающую за воспроизводство и защиту детей.

Семья является основным институтом социализации, способствуя формированию у детей понимания ожидаемого поведения, норм и ценностей. Удовлетворяя эмоциональные потребности своих членов, стабильные семьи помогают поддерживать социальный порядок и экономическую стабильность в обществе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Bales, R. F., Parsons, T. (2014). Family: Socialization and interaction process. Routledge.

2

Durkheim, E. (1892). The division of labor in society. Free Pr.

3

Cumming, E., Henry, W. E. (1961). Growing old, the process of disengagement. Basic books.

4

Durkheim, E. (1951). Suicide (1897). na.

5

De Nardis, P. (2007). Function. The Blackwell Encyclopedia of Sociology, 1—2.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5

Другие книги автора