Полная версия
Экономика воплощения идей (мирная мобилизационная экономика)
Чрезмерное перекладывание ответственности за происходящее с собой и вокруг себя, выражающееся в минимализации действий и в формальном выполнении своей работы, в свою очередь, является следствием широко принятого в современном обществе и описанного философами, политиками и психологами, понятия социального контракта.
Считаю важным для начала разделить два понятия: с одной стороны общую договорённость о морали и этикете, основных принципах, правилах поведения, о том, что считается хорошим и что плохим, а с другой стороны обязательства, вступающие в силу при определённых условиях. Первое общее и постоянно действующее. Второе временное, зависит от сути обязательств, условий их наступления и прекращения. Для удобства дальнейшего объяснения своей позиции предлагаю закрепить за первым слово «договор», а за вторым «контракт».
Вступая в контрактные обязательства, человек за выполнение определённого действия ожидает заранее оговорённое вознаграждение. Невыполнение ожидаемого от него действия или выполнение неправильного действия влечёт к соответствующим штрафам и наказаниям. При этом выполнение действия влечёт к прекращению контрактных обязательств перед контрагентами. В обществе, построенном на принципе социального контракта, полезное действие ограничено контрактными ожиданиями, а его выполнение приводит к прекращению действия и диссоциации с обществом до необходимости выполнения нового действия строго согласно контракту. Действие в рамках выполнения контрактного обязательства в основанном на социальном контракте обществе освобождает индивидуума от обязательств перед обществом. Взаимодействие людей, нацеленное на формальное выполнение обязательств по социальному контракту вместо заботы о достижении совместной цели, приводят к абсурдной ситуации, когда общественно полезное действие изначально направлено на обособление от общества. И даже видя проблему, которую он может решить, если решение выходит за рамки обязательств по контракту, человек оправдывает своё бездействие тем, что это «не его дело», «ему за это не платят», что «там есть люди, которые разберутся», "Мне что, больше всех надо, что ли?» Говоря в духе философа Сергея Булгакова, общество социального контракта является обществом необходимости, а не свободы.
Психолог Лоренс Колберг (Lawrence Kohlberg) классифицировал общество социального контракта как общество наивысшего уровня морального развития. Но его коллега Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) в своей классификации морального развития ставит на наивысший уровень общество, основанное на заботе (care based perspective), в котором, как описывает Стивен Гимбел (Steven Gimbel) в курсе лекций «Переосмысление реальности: Смысловые следствия современной науки.» («Redefining Reality: The Intellectual Implications of Modern Science»), мы видим себя частью большего мира и действуем не только для собственной выгоды, но видим себя и других как творческую личность, как творческий процесс, творчество в процессе, как процесс развития. (…a stage in which we see ourselves and others as projects, as walking along a developmental path, and we act in such a way that we advance everyone along that journey as much as possible.) АПМ предполагает заботу о воплощаемых идеях, заботу об окружающих тебя людях, заботящихся о своих идеях и помогающих воплощению твоих идей.
В обществе социального контракта каждый день мы сами приносим себе и другим материальный и моральный ущерб, подвергаем своё здоровье и свою жизнь опасности, если по незнанию или по каким-либо другим причинам не заботимся о здоровье, безопасности и комфорте других. Ведь каждый из нас каждый день, каждую минуту зависит от добросовестности, физического состояния, интеллектуального и творческого развития окружающих нас людей: будь то учитель, врач, водитель автобуса или работник атомной электростанции. Халатность на работе или безответственность в быту, а тем более преступное поведение одного человека может стать причиной материальных и моральных потерь многих людей, потери их здоровья или даже жизни. А потому каждый из нас кровно заинтересован в том, чтобы люди, от которых напрямую или косвенно зависит жизнь, здоровье или просто настроение, ответственно относились к своей работе, имели наивысшую квалификацию и сами были здоровы и счастливы. Основанное на заботе общество – это общество, предоставляющее максимальные возможности активного преобразования мира каждому человеку. Но надо заметить, что, активно преображая мир вокруг себя и более пассивно участвуя в воплощении идей других, твоё участие в строительстве и поддержании основанного на принципе заботы общества означает небезразличность и неформальность во всех моментах жизни, добросовестное выполнение своей работы, чем бы ты ни занимался. Потому что, как учил меня ещё мой дедушка, если ты взялся что-то делать, то надо доводить это дело до конца и делать его на совесть, чтобы никто за тобой не переделывал.
Если соотношение АПМ к ППМ в жизни человека стремится к нулю, что выражается в бесконечном невоплощении своих идей, вне зависимости от причины: будь то страх изменений, невозможность или неумение воплощать свои идеи, то может наступить состояние, которое в логотерапии называют экзистенциональной фрустрацией (existential frustration), выражающейся в чувстве нереализованности и апатии, депрессии, суицидальном поведении. Причины потери смысла и, если так можно выразиться, вкуса жизни лежат в ощущении бесперспективности, оценке обстоятельств жизни, как бесперспективных. Об этом говорят и на такие выводы исследований ссылаются Мартин Селигман и Энн Мари Репки в книге «Хомо Проспектус»: «Мы считаем, что когда видение перспективы нарушается, это негативно влияет на эмоции, сознание и поведение и ведёт к депрессии.», «Если человек чётко представляет прекрасное будущее, но остаётся убеждён в его недостижимости, то это может привести к депрессии. Действительно испытывающие состояния депрессии и безнадёжности люди, а также те, у кого недавно наблюдалось суицидальное поведение, не обязательно отказались от своих целей, но скорее имеют болезненное слияние видения достижения своих целей обязательным условием своего счастья (и жизни – примечание автора) и понимания невозможности их достижения.» (“Homo Prospectus” by Martin E. Seligman, Peter Railton, Roy F. Baumeister, and Chandra Sripada: “We believe that when prospection goes awry, it negatively influences emotion, cognition, and behavior, and that depression is the paradigm case of this.”, “If a person vividly sees a wonderful future but remains convinced it is blocked, this could maintain depression; indeed depressed and hopeless people, and those with recent suicidal behavior, do not necessarily abandon their goals but rather they have painful engagement, seeing their goals as both essential for happiness and too hard to achieve (Danchin, MacLeod, & Tata, 2010).”) Человек перестаёт радоваться жизни, следить за собой, собственным здоровьем, пренебрегает средствами элементарной техники безопасности, отказывается даже формулировать свои идеи, не строит планы на будущее, ни к чему не стремится и ничем не интересуется. Если в жизни большинства вокруг вас это соотношение достигает критически низких значений, то термином экзистенциальной фрустрации можно охарактеризовать состояние целого народа. Депрессия и самоуничтожение уже становятся общественными процессами. Приходят в упадок государственные и общественные институты, инфраструктура, экономика, разрушаются страны, происходят войны.
Сорен Киеркегаард в работе «Болезнь до смерти» в части «Отчаяние в свете аспектов возможности/необходимости» в разделе «Отчаяние возможности по причине недостатка необходимости» утверждает: «Действительность – это единство возможности и необходимости», а также: «Несчастье, когда человек не осознаёт самого себя, не осознаёт, что то, кем он является, что-то совершенно определённое, а значит необходимое» (The Sickness Unto Death by Sören Kierkegaard, Chapter 3 The Forms of This Sickness, i.e. of Despair, (b). Despair Viewed Under the Aspects of Possibility/Necessity, (1). The Despair of Possibility is Due to the Lack Of Necessity: “…actuality is a unity of possibility and necessity.”, “…the misfortune is that the man did not become aware of himself, aware that the self he is, is a perfectly definite something, and so is the necessary.“) В цитируемом тексте идёт речь об уникальности личности каждого и необходимости и обязанности каждого развивать свою личность и свои таланты для повышения сложности, качества и разнообразия генерируемых идей. А в разделе «Отчаяние необходимости по причине недостатка возможности» Сорен Киеркегаард пишет: «Когда этого (возможности – примечание автора) не хватает, когда человеческое существование пребывает в состоянии отсутствия возможности, оно оказывается в состоянии отчаяния, и каждый момент недостатка возможности приводит человека в состояние отчаяния.» ((2). The Despair of Necessity is Due to the Lack of Possibility: “When this is lacking, when a human existence is brought to the pass that it lacks possibility, it is in despair, and every instant it lacks possibility it is in despair.”) Отчаяние, о котором говорит Сорен Киеркегаард – это то самое состояние экзистенциальной фрустрации, потери смысла жизни в связи с отсутствием возможности воплощения идей. Люди во взаимодействии друг с другом создают действительность. То, какова будет эта действительность, зависит от сочетания многогранности и сложности необходимостей-идей и широты и разнообразия возможностей (воплощения этих идей). Наши необходимости-идеи зависят от уровня нашей культуры и защищённости от внешних опасных обстоятельств. Возможности (воплощения идей) зачастую зависят от качества и координации взаимодействия, выражающегося, в том числе, в виде устанавливаемых законами и институтами экономической и политической систем. Развитие качества и необходимости, и возможности принципиальны для активного преобразования мира – рождения качественно новой действительности.
Для начала движения по пути активного преобразования мира человеку необходимы:
– насколько это только возможно, детализированное представление идеи или, хотя бы, общее понимание или даже ощущение идеи,
– оценка существующего положения вещей в отношении к данной идее
– формирование плана воплощения идеи либо движения по пути достижения промежуточной цели,
– а также способность ощущать чувства и эмоции.
Эмоции наполняют движение к воплощению идеи энергией, мощью, позволяют заинтересовать идеей других. Эмоции являются потенциальной энергией действия. Негативная оценка существующего состояния дел, негативная информация о событиях или явлениях вызывают в нас сильные эмоции, заряжающими нас для немедленного действия по устранению источника негатива. Убеждённость идеей рождает организующую энергию смысла, переполняющую человека. Не дающую покоя, заставляющую его действовать в соответствии с ней. Вот как о силе и значении энергии эмоций говорит Питер Реилтон в книге «Хомо Проспектус» (“Homo Prospectus”), авторы: Мартин И. Селигман, Питер Реилтон, Рой Ф. Баумейстер и Чандра Срипада (Martin E. Seligman, Peter Railton, Roy F. Baumeister, and Chandra Sripada): «Иметь цель, например, означает иметь положительные чувства по отношению к мысли о её достижении и предчувствие положительных результатов по её реализации. В свою очередь, это переходит в положительное аффективное отношение к средствам достижения этой цели. В связи с тем, что аффект неразрывно связан как с мотивацией, так и с валентностью, это благоприятное отношение, в свою очередь, мотивирует усилия, необходимые для достижения цели или преодоления стоящих на пути препятствий.» (“…to have a goal, for example, is to have a positive affective attitude toward the thought of attaining it and a positive affective expectation from its realization. These in turn translate into a positive affective attitude toward means to realize that goal. Because affect is intrinsically linked with motivation as well as valence, this favorable attitude in turn motivates the effort needed to perform the means of attaining the goal or overcome the obstacles that stand in the way.”) Кроме того: «…продвижение к цели приносит удовлетворение, но как поощрение, а не просто удовлетворение само по себе. Таким образом, успешные усилия вознаграждаются, но и дальнейшие усилия становятся более привлекательными. Этими и другими способами аффект придаёт ценностям практическую силу, необходимую для того, чтобы превратить их в планирование и действие.» (“… making progress toward a goal is satisfying, but as encouragement rather than mere satisfaction. Successful effort is thus rewarded, but further effort is made more attractive as well. In these ways and more, affect gives values the practical force needed to turn them into planning and action.”)
Этой возникшей и накапливаемой энергии нужен выход – действие. Эмоциональная энергия вызывает необходимость активного преобразования мира. ППМ не способно справиться с высоким уровнем эмоциональной энергии. Иногда даже действие, непосредственно не связанное с причиной, вызвавшей эмоциональную реакцию, помогают выходу накопившейся энергии. В народе говорят, что необходимо «выпустить пар». Даже символическое действие или симуляция действия порой помогает реализовать хотя бы её часть, помогая уделить внимание и осознать важность и смыслы происходящего или произошедшего. Помогает определению дальнейших действий или даёт возможность поделиться осознанием невозможности изменить прошлое.
Но если у человека есть идея, осознание разницы с сегодняшним состоянием дел и представление о том, как двигаться в сторону воплощения идеи, то пользуясь для ориентации своими чувствами и ощущениями, мы направляем всю нашу, рождённую эмоциями, энергию на исправление ситуации и достижения цели.
И хорошо, если в этот момент достоверно известна причина негативных явлений, вызвавших в нас сильные эмоции. Хорошо, если негативны действительно явления, а не наша их интерпретация. Хорошо, если мы знаем, как устранить источник негатива, то есть у нас есть достаточно знаний и квалификации для определения проблемы, разработки плана действий и его реализации.
В общественной жизни для острых ситуаций заранее пишутся законы, чтобы люди не решали вопросы исходя только из собственных эмоций и интерпретаций произошедшего.
Один человек не может заниматься устранением всех негативных явлений и проблем, решением всех вопросов. Разделение ответственности и обязанностей играет не меньшую роль в общественной жизни, чем разделение труда в производстве. В устранении большинства негативных явлений, о которых мы слышим каждый день, мы рассчитываем на окружающих нас людей. Но по самым острым насущным вопросам в законах должны предусматриваться конкретные немедленные действия, которые человек может предпринять при возникновении необходимости таковых. Должна законодательно прописываться возможность АПМ. В случае непрописанности возможного немедленного действия в целях решения важных для людей вопросов или если закон не работает, то природное стремление людей к АПМ, актуализированное сообщением об острой опасности или деструктивной деятельности, вопиющем случае несправедливости или насилия, может закончиться общественными беспорядками или даже самосудом. Общественно значимые негативные события могут объединить в негодовании многих людей. Но часто те, кто, хладнокровно рассчитав ситуацию, а то и изначально в своих интересах неверно интерпретировав события как негативные, используют заряженность на действия людей, многократно усиленную синергией совместного действия, исключительно для достижения собственных целей. Хуже всего, когда людям с накопившейся нереализованной энергией подбрасывают ложные смыслы и разрушительные идеи.
Существуют созидательные и разрушительные идеи. Воплощённые идеи могут как служить эталоном гармонии, так и вносить дисгармонию в окружающий мир. Эволюционно люди настроены на определение дисгармонии. Она привлекает большее внимание и вызывает более сильные эмоции для того, чтобы мы скорее и с большей силой либо избегали опасности, либо её преодолевали.
Недостаточная возможность активно преобразовывать и организовывать свой мир, преобладание пассивного участия, формирует у законопослушного, поддерживающего привычный порядок человека ощущение незаметности. Объект дисгармонии же напротив, замечают все и сразу. Объяснимо, что те, кто пытается «засветиться», привлечь внимание окружающих или разнообразить серые свои будни, часто делают это внося дисгармонию. Этой нашей настроенностью на дисгармонию и негатив пользуются многие те, кто выбирают воплощение разрушительных идей: от хулиганов на улице до представителей соответствующих направлений искусства, создатели информационного контента в СМИ и интернете, а также и политики. В современной политической системе существование подконтрольной им долгоиграющей проблемы политикам выгоднее её решения.
С другой стороны, люди замечают любое изменение или действие и стремятся к гармоническим точкам опоры, к красоте, которая по утверждению Ф. М. Достоевского, спасёт мир: предметам искусства и другим результатам творчества – воплощённым в жизнь созидательным идеям. Значит мы должны, стараясь избегать в обществе проявлений дисгармоний, для внесения в него элементов и образцов гармонии увеличивать возможность каждого человека активно преобразовывать мир.
Идеи войны и нацизма – это тоже идеи и, на начальном этапе, они тоже объединяют тех, кто их исповедует, но это идеи разрушения и, в конечном итоге, они несут разрушение и смерть. Для некоторых, как в XX-м веке казалось, так и сегодня всё ещё кажется заманчивым вкладывать силы и средства в отравленные разрушительными идеями войны и нацизма действия, создавать врагов, бомбить территории и страны, натравливать страны и народы друг на друга и даже уничтожать часть человечества, а потом отстраивать пострадавшие районы. Война превратилась в социальный наркотик человечества, с помощью которого мы пытаемся стимулировать генерирование идей одновременно убивая себя.
Неужели людям всегда будут необходимы стихийные бедствия и войны для того, чтобы у них возникали идеи? Конечно же нет. И в мирных условиях достаточно как проблем, требующих незамедлительного решения, так и талантливых творческих людей, идеи которых могут и должны быть воплощены. Разрушительные идеи могут привести к временному росту экономики и даже к доминированию тех, кому удастся их воплотить, но для всего мира гораздо выгоднее воплощение созидательных идей. Надеюсь, что, понимая это, человечество выберет созидание. Что люди поймут ценность идей каждого во всемирном и всевременном взаимодействии, где каждый может дополнить этот мир своей идеей, которая окажется неотъемлемой частью коллективного гения в процессе созидания чего-то нового, о чём мы ещё и не догадываемся.
Максимальное развитие творческих способностей и талантов другого, пусть совершенно незнакомого ему человека, развитие коммуникации между людьми, обмена идеями, мнениями и знаниями увеличивает вероятность совершения новых открытий и инноваций, от чего прямо или косвенно выиграет каждый человек. Всё, что препятствует развитию личности и его талантов, является проблемой каждого и требует обязательного незамедлительного решения. И наоборот, всё, что способствует развитию личности, его творческих способностей и раскрытию талантов должно быть поддержано и не должно встречать препятствий в виде денег, места проживания, круга знакомств или состояния здоровья. Препятствие развитию, а тем более убийство человека прерывает цепочку взаимодействия, уничтожает уникальный взгляд на этот мир, его (мира) красоту и несовершенства и уникальную оценку идей других.
Мы не знаем чьей, какой именно идеи и в какой критический момент нам, всему обществу, а может и всему человечеству может не хватить для выживания. Для того, чтобы наше общество выжило, нас естественно должно становиться больше, все мы должны обладать наивысше возможной квалификацией в максимально возможных сферах и вопросах, высоким уровнем культуры, доверия, чтобы выслушать и доверять экспертному мнению каждого, высоким уровнем организации общества, в котором нужный голос будет услышан и принято необходимое решение, высоким уровнем технологий и знаний. То есть необходимо сделать всё для обеспечения равных максимальных возможностей реализации естественного стремления каждого к высокой степени активного преобразования мира для генерации и воплощения идеи, необходимой для выживания. И так как мы не можем знать какой именно момент станет таким критическим моментом, мы должны жить так, как будто каждый момент критический. А так как мы не можем знать чьей и какой именно идеи в такой критический момент прямо или косвенно нам, а может и всему человечеству, для выживания может не хватить, мы должны заботиться о максимальном творческом развитии и реализации каждого, как будто именно от него зависит судьба твоей семьи и будущее всего человечества. Более того, я считаю, что для нас такой момент уже наступил. Секрет его преодоления не в бескомпромиссной борьбе за власть и ресурсы и не в реализации планов нескольких людей за счёт всего народа, пусть эти планы будут даже во благо всего народа, а в синергическом эффекте воплощения идей как можно большего количества людей и в эффекте коллективного гения при взаимообогащении идеями и знаниями.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.