Полная версия
Путь на Голгофу.В поисках исторического Иисуса
Иисус называет эту заповедь одной из двух величайших заповедей Бога (Ев Марка.12:29–31):
«…Какая первая из всех заповедей?
Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет.»
ИТАК, почти каждое высказывание Иисуса имеет параллели в иудаизме – в Торе, у Пророков.
В своих антитезах Иисус указывает на более глубокие требования, чем были известны раньше: не только не убивать, но и вообще не подходить к черте гнева, за которой возможно убийство; не только не прелюбодействовать, но вообще не вступать на дорогу, которая может побудить к греху; не только не клясться именем Бога ложно, но вообще избегать клятв.
Другими словами, вести себя таким образом, чтобы избежать не только самого греха. но и пути, ведущего к греху: стремление к примирению предохраняет от желания убить; воздержанность воображения предохраняет от прелюбодеяния; отказ от клятв – от произнесения ложных клятв.
Иисус описывает в новых выражениях более полно требования Торы, ради их более конкретного и глубокого раскрытия.
Глава 10. Весть о "Царстве Божьем"
Понятие "Царство Божье" в Ветхом Завете
Выражение "Царство Божие" (ЦБ)(или Царствие Небесное) – древнееврейская идиома, означающая время, когда в мире установится правление Божие, Его царствование. Для евреев этот термин обозначал наступление эсхатологической новой эры, где правителем будет Бог, где будут установлены новые отношения с людьми и со всем мирозданием. Это время, когда враги (напр., языческие державы) будут побеждены, когда установится та или иная вожделенная иудеями политико-социальная система.
"И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино" (Зах 14:9).
Пророк Исая так описывает это идеальное Царство Грядущего:
"Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю… А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю… и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих…И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел;…будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно… И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу… говорит Господь." (Ис.65:17–25)
В этом утопическом Царстве не будет слышно плача, будет царить веселье и радость; не будут умирать прежде, чем насладятся полнотой земных дней. А умирая, не будут изуродаваны приметами старости и болезнями…
Учение Иисуса о "Царстве Божьем"
Учение Иисуса о ЦБ проходит красной нитью через Евангелие и выражено оно в виде отдельных высказываний и притч. Его деяния (чудеса, исцеления, воскрешения) и Его образ жизни также рассматриваются как выражения учения.
Весть Христа о ЦБ, которую Он нес народу, была настолько новой и отличающейся от известной Его современникам, что Он Сам, по-видимому, не вполне мог её полностью сформулировать. «Новая реальность» ЦБ Христа не может быть выражена словами. ЦБ можно лишь «уподобить» чему – либо, существующему в мире, при помощи земных понятий и символов, и этим образам Иисус посвятил большинство своих притч:
Царство подобно «закваске в тесте» (Мф13:33–35); оно созревает и прорастает в человеке незаметно, превращаясь из «горчишного зерна» в дерево, в ветвях которого укрываются птицы (Мф 13:31–32); оно вытесняет в душе человека все его земные привязанности, подобно драгоценной жемчужине (Мф13:45–46) или бесценному сокровищу (Мф 13:44)…
Однако, по-настоящему новое в Его провозвестии ЦБ выражено у ЛК 7:22–23 (Мф 11:5) в ответе Иисуса посланцам от Крестителя:
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится обо мне».
Матфей и Лука понимают эти слова как перечисление чудес, совершенных Иисусом на глазах посланцев Иоанна, которые свидетельствуют о явлении Царства в служении Иисуса. Эта фраза представляла собой свободную комбинацию цитат Ис 35,5: 29:18 – изображение эры спасения и Ис 61,1 – радостная весть для нищих.
Используемые образы: прозревание слепых, обретение слуха глухими, ликующие возгласы немых и т. п. – все это в целом – древнейшие обороты речи, посредством которых на Востоке описывали эру спасения, когда не будет больше ни горя, ни страданий, ни боли.
Акцент делается на шестом тезисе (Лк 7:23), что следует не только из того, что он стоит в конце, но и из заключительных слов, которые имеет Синоальный перевод: «и блажен, кто не соблазнится о Мне!»,(т. е. блажен тот, кто не усомнится во Мне, в том, что я Мессия).
В переводе одного из авторитетнейших знатоков арамейского языка проф. Иоахима Иеремиаса («Богословие Нового Завета». ч.1) Лк (7:23)имеет несколько перевод: «блажен тот, у кого я не вызываю негодования».
К утверждениям о том, что слепые видят, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат и мертвые воскресают, заключительные слова о возможном негодовании относиться не могут. Видимо, в практике Иисуса было нечто, что в высшей степени задевало нравственные установления, и Иеремиас считает, что здесь имеется в виду предложение спасения нищим. Когда преодолевших это негодование Иисус называет блаженными, Он тем самым подчеркивает важность этого утверждения То, что эти слова действительно определяют главное в провозвестии Иисуса, подтверждается еще и с другой стороны тем же высказыванием, открывающим мощное эсхатологическое провозглашение обетовании блаженства: «блаженны нищие» (Лк 6,20).
"Нищие и грешники"
Чтобы составить себе представление о людях, которым Иисус принес радостную весть, следует исходить из того, что приверженцы Иисуса в Евангелиях именуются по-разному. С одной стороны, они неоднократно характеризуются как «мытари и грешники» (Мк 2,15.; Мф 11,19; Лк 15,1), либо «мытари и блудницы» (Мф 21,32), либо просто как «грешники» (Мк 2,17; Лк 7,37.39; 15,2; 19,7). Глубокое презрение, содержащееся в этих определениях, указывает на то, что исходили они от противников Иисуса; Мф 11,19 i Лк 7,34 явно подтверждает это.
Понятие «грешник» имело в окружавшей Иисуса среде весьма определенный оттенок. Это слово применялось не только в общем значении, но и в специальном – к людям презираемых профессий. На это ясно указывает такие словосочетания, как «мытари и блудницы» (Мф 21,31), «грабители, обманщики, прелюбодеи, мытари» (Лк 18,11). Приверженцы Иисуса часто называются «малыми» (Мк 9,42; Мф 10,42; 18,10.14) или «малейшими» (Мф 25,40.45), а также «простецами» (Мф 11,25), которым противопоставляются «мудрые и разумные».
Т.о., в круг приверженцев Иисуса входили преимущественно люди с дурной репутацией, необразованные, невежественные, которым их религиозное невежество и аморальное поведение, согласно убеждениям того времени, преграждают доступ к спасению.
"Нищие"-это угнетенные в самом широком смысле слова: притесняемые, которые не в состоянии себя защитить, отчаявшиеся, неизлечимые. Означая первоначально убогих и несчастных, у пророков это понятие охватывает всех притесняемых и бедняков, которые знают, что целиком должны полагаться на помощь Бога. В этом широком смысле, который приобретает у пророков понятие «нищие», употребляет его также и Иисус. Нуждающиеся, голодные и жаждущие, нагие и странники, больные и заключенные – все они, несомненно, принадлежат к «малейшим»: они его братья (Мф 25,31–46).
Однако у Христа круг «нищих» шире. Он называет их голодными, плачущими, больными, труждающимися, обремененными, последними, простодушными, потерянными, грешниками, делая акцент на разные стороны понятия «нищие»
Откликом на Радостную весть была буря негодования. Провозвестие Иисуса было резко отвергнуто: отделение от грешников считалось в иудаизме первейшим религиозным долгом.
Евангельские сообщения о провозглашении Иисусом радостной вести для нищих, как считают ученые, воспроизводят «подлинный голос» Иисуса.
Иисус не дает четкого определения тому, что такое «Божье Царствие» и лишь намекает в притчах о его природе.
Он молит Бога о его пришествии: «да придет Царствие Твое, будет воля Твоя и на земле, как и на небе» (Мф. 6:10; Лк. 11:2). «Приблизилось Царство Божье», – провозглашает Иисус. Иными словами, Бог должен воцариться над Израилем и всей землей, даруя справедливость и милость народу своему и всему миру.
В основе проповеди Иисуса лежала идея не о «небесах», а скорее, о преображенной земле, на которой царит всякого рода справедливость и мир, где всем всего будет в достатке и где, согласно пророку Михею, «никто (уже) не будет устрашать» людей (Мих. 4:4).
В заповедях блаженства Нагорной проповеди Иисус поздравляет Своих учеников и последователей с тем, что, с обычной точки зрения, выглядит скорее бедой или наказанием, чем поводом для поздравлений, потому что с наступлением Божьего правления происходит великий эсхатологический переворот: все, что так дорого людям, теряет всякую ценность, но утверждаются ценности вечные, божественные, которые раньше часто бывали у людей в пренебрежении. Несмотря на земные лишения и страдания, на которые их обрекает бедность и угнетенное положение, их должна переполнять великая радость: они уже избраны Богом.
Поздравления Иисуса обращены прежде всего, к Его ученикам, к тем Двенадцати, которые всё оставили ради следования за Ним. В рассказе Луки о Нагорной проповеди это выступает еще яснее, чем у Матфея, потому что Нагорная проповедь следует непосредственно за избранием двенадцати (Лк 6:13).
Один богослов назвал Нагорную проповедь «проповедью по случаю посвящения в сан Двенадцати». Иисус произнес перед двенадцатью учениками проповедь перед тем, как они приступили к исполнению своей миссии.
С одной стороны, блаженства отражают апокалиптические представления Иисуса о наступлении Царства Божьего, а с другой – то, что оно уже наступает, что не многие, а лишь некоторые могут вкусить частично уже здесь и сейчас.
Те, кто идут за Иисусом и следуют его призывам, могут ощутить, какой будет жизнь в Царстве, где не будет войн, – и ученики Иисуса призваны быть миротворцами уже сейчас. В Царстве не будет ненависти – и ученики Иисуса призваны любить всех уже сейчас. В Царстве не будет несправедливости и угнетения – и ученики Иисуса должны уже сейчас бороться за права угнетенных. В Царстве не будет голода, жажды и нищеты – и ученики Иисуса уже сейчас должны помогать бедным и бездомным.
"Царство Божие": в настоящем, прошедшем или будущем?
В Евангелиях приводятся противоположные свидетельства относительно ЦБ. С одной стороны, иногда Царство описывается как нечто, лежащее в будущем, причём скором будущем, а с другой – представляется как реальность, уже существующая.
В самом раннем Евангелии от Марка Иисус так говорит о приходе ЦБ:
«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят ЦБ, пришедшее в силе.»(Мк 9:1). «В те дни… солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою… Не прейдёт род сей, как всё это будет.»(Мк 13:24–26, 30)
Иначе представелено явление Царства у Луки:
«Быв же спрошен фарисеями, когда придёт ЦБ, отвечал им: не придёт ЦБ приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там: Ибо ЦБ – среди вас.»(Лк 17:20–21).
Иногда даже в рамках одного и того же текста возникает противоречивая картина.
Так, согласно Лк 17:20–21, приход Царства не будет виден; более того, создаётся впечатление, что Царство в будущем не предвидится, но оно уже присутствует среди людей. Однако, согласно следующему отрывку, Лк 17:22, приход Царства будет заметен всем и каждому:
«Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края небес, так будет Сын Человеческий в день свой».
Ещё менее понятны слова Лк 17:20–21 в свете Лк 17:28–31:
«Когда начнёт это сбываться… поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше… знайте, что близко ЦБ».
Можно выделить три логические возможности.
1. Иисус учил о Царстве как о будущем явлении, а идея Царства как нынешней реальности приписана ему христианами. т. е. фразы типа «не прейдёт род сей, как всё это будет» (Мк 13:30) аутентичны или, во всяком случае, верно отражают мысль Иисуса, а фразы типа «ЦБ – среди вас» (Лк 17:21) суть поздняя выдумка, сделанная христианамив ту пору, когда стало ясно, что покалиптическое Царство не пришло.
2. Иисус учил о Царстве как о нынешней реальности, а идея апокалиптического Царства вроде «не прейдёт род сей, как всё это будет» (Мк 13:30), являются выдумкой христиан, находившихся под влиянием еврейской апокалиптики.
3. Иисус учил и тому, и другому, причём оба аспекта в его учении органично сочетались.
Учение о "Царстве Божьем" в притчах
Причина, по которой Иисус выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана в Евангелии от Матфея:
"И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; п. Я потому говорю с ними иносказаниями, что они смотрят – и не видят, слушают – и не слышат и не понимают. Так исполняется на них пророчество Исайи, гласящее: «Ушами будете слушать – и не поймете, глазами смотреть – и не увидите…Вашим глазам посчастливилось – они видят, и ушам посчастливилось – они слышат. 17 Поверьте, много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели и услышать то, что слышите вы, но не услышали " (Мф. 13:10–16)
Ответ Иисуса ученикам загадочен не менее, чем Его притчи. С одной стороны, ученикам дано знать «тайны Царства Небес». «Тайна» вероятно, заключается в том, что Бог действует не так, как это ожидалось, например, учителями Закона. Она также в том, что Царство присутствует среди людей и растет, несмотря на видимые неудачи. Группа тех, кто слышит и повинуется, противопоставлена другим, кто отказывается услышать Иисуса и понять тайны Царства. Им это «не открыто» и остается загадочным. У Марка они названы «посторонними», «находящимися снаружи».
Глазам и ушам учеников посчастливилось: им дано увидеть то, что никому еще доводилось видеть: их глазам Иисус открыл эсхатологическую тайну пришествия Царства Бога в лице Своего Сына. То, о чем мечтали великие пророки и праведники древности, предстало перед ними наяву. Притчи Иисуса Христа призваны сделать более «осязаемыми» какие-либо «истины». некие элементы сознания, не доступные чувственному человеческому восприятию.
В одних притчах Иисус дает «образ» Царства Божьего. Напр. в притче о неводе (Мф. 13:47–50) ЦН уподобляется неводу, в который попадает хорошая и плохая рыба; и только "при кончине века" "ангелы отделят злых от праведных". Очевидно, что невод – это не рай, в котором злых по определению быть не может. В притче о плевелах (Матф. 13:24–30, 37–44) он прямо говорит, что в конце времени Сын Человеческий "пошлет ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие". Однозначно, что в раю нет ни соблазнов, ни делающих беззаконие. Но откуда же в ЦН могут быть «плевела» или ядовитая рыба? Откуда "сыны лукавого" и тот, о ком Он говорит: "пришел враг его!", т. е. Сатана? Как мог Сатана быть в Его Царстве? Ответ возможен такой: В ЦБ, подобное неводу, попадают и праведники и грешники, есть хорошие сыны Царства и негодные. Решение проблемы – при "кончине века"; ЦН как бы длится и завершается по пришествию Христа.
Некоторые исследователи считают, что ЦБ Иисус называет основанное Им на земле царство верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство неприметно вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию по кончине века Царства Небесного.
В ряде притчах описаны условия вхождения в ЦБ:«… когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:8–12). В Нагорной проповеди блаженны – нищие, горе – богатым. И теперь объясняется, почему нищие – «блаженны». Богатых позвали на «пир» в ЦБ, но им мешают «ничтожные» земные дела. А чтобы прийти, нужно оставить заботы о житейском, о богатстве, от которого следовало бы избавиться. Те, кто не хочет, не способен этого сделать, – откажутся придти на пир. В отличие от обрадованных приглашению на званный ужин нищих, которые с благодарностью примут приглашение. Тех же, кто отказывается от приглашения щедрого царя, будут царём уничтожены.
Притчи призывает «бодрствовать» и быть готовым к встрече Царства и Сына: "Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий".(Мф 25:1–13; Мф 25:14–30)
Тема богатства – одна из постоянно возникающих в Евангелиях начиная с Нагорной проповеди (Мф. 6:19–21, 24)Евангелие от Луки содержит грозное предупреждение богатым, пресыщенным и смеющимся: "Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк. 6:24–25). Это предупреждение является прямой антитезой блаженства нищих, алчущих и плачущих, содержащегося в том же Евангелии (Лк. 6:20–21). В притче Иисус призывает:
"Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и и где моль не съедает; 34. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет" (Лк 12:4–34)
Первое поколение христиан жило ожиданием и мечтами о ЦБ. Накануне конца мира считалось бесцельным все, что служит только к продлению существующего, в том числе, и семейные ценности… Полагалось избегать также всего, что привязывает человека к земному, всего, что отвлекает его мысли от небесного:
"Истинно говорю вам, кто оставит свой дом, жену, братьев, родных, детей ради Царства Божия, тому возвратится сторицей в этом мире, а в будущем он получит жизнь вечную".
Богач – это противоположность учению Иисуса о том, что надо отвергнутьси себя, и что тот, кто хочет сохранить свою душу, потеряет ее (ЛК 9:23–24).
Один из ключевых мотивов проповеди Иисуса: если человек богат, то вероятность того, что он попадёт в Царство Божие, очень мала, не больше, чем если верблюду удастся пройти через игольное ушко.
При этом богатство само по себе, может, и не плохо, но тем не менее, наличие у человека «богатства», как ИЗБЫТКА средств («излишество», «роскошь»), уже означает, что человек НЕ ДЕЛИТСЯ. А фундаментальная задача человека, желающего войти в ЦБ, – делиться, щедро помогать другим. Принципиальная для этой темы ситуация разбирается в притче "о богаче и Лазаре" (Лк. 16:19–31).
Глава 11. Старое и новое в учении Иисуса Христа
См. также главу главы 9 ("Нагорная проповедь") и 10 (" Весть о "Царстве Божьем")
Центром проповеди Иисуса был призыв к покаянию в преддверии скорого апоалиптического Царства Божьего. Какого именно изменения жизни требовал Иисус от людей? К каким нормам призывал? Какую роль в этом призыве играли традиционные учения и где Он являлся проповедником нового?
Евангелист Марк прямо связал учение Иисуса с судом над Ним. Он писал, что первосвященники хотели «погубить Иисуса: ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его» (Мк. 11:18). Единственный вопрос, заданный Иисусу первосвященником Анной после ареста, был «об учении Его» (Ин. 18:19).
Между тем. многие и сегодня продолжают задаваться вопросами:
В чем же заключалось учение Иисуса? В чем его новизна?
В этой главе рассмотрены основные положения учения Иисуса, в котором сочетаются традиционные представления иудаизма и то новое, что привнес Иисус в интерпретацию Закона.
Учение Иисуса, как следует из анализа Нагорной проповеди и Вести о ЦБ, уходит корнями в ВЗ, и практически каждое положение учения имеет параллель в иудаизме: в Торе, у Пророков, у последующих учителей Израиля. Это не удивительно: Иисус рассматривал Себя не как учитель НОВЫХ истин, а как апокалиптический вестник покаяния, т. е. ВОЗВРАЩЕНИЯ к заповедям Божьим: «После того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк:1:14–15).
Но Иисус не просто повторял традиционное учение иудаизма: Он брал его за ОСНОВУ, создавая свое учение об идеальном Царстве-Царстве духа. Излагая принципы Торы, Он развивал их применительно к Царству, где все традиционные ценности переменятся, где блаженны (счастливы) будут те, кто сегодня в слезах, а «смеющиеся ныне» изведают боль и горечь
Во времена Иисуса Христа разговорным языком в Палестине был арамейский, на котором изъяснялись ветхозаветные евреи и на котором была написана Библия, которому необходимо было учиться. Знание древнееврейского языка приобреталось в раввинских учебных заведениях; в Евангелиях нет указаний на то, что Иисус проходил такую учебу. Более того, в Евангелии от Иоанна передано неприкрытое удивление иудеев тем обстоятельством, что Он «знает Писания, не учившись» (Ин. 7:15).
У кого, где учился Иисус, и вообще, учился ли Он где-либо, – неизвестно.
Кто же тогда обучил Иисуса грамоте и ввел Его в круг библейской литературы? Евангелия не сообщают об этом, но очевидно, что
Ветхий Завет был Библией Иисуса.
Круг чтения Иисуса Христа определяла Библия, основной корпус которой сформировался задолго до Его рождения. К античной литературе на греческом и латинском языках Он, видимо, не обращался.
В состав современной Иисусу Библии, а следовательно, и в состав Его чтения, входили книги законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Судя по ссылкам на эту литературу в проповедях Иисуса Христа и Его беседах с учениками и последователями, зафиксированных в Евангелиях, чаще всего Он цитировал книги Бытия, Исход, Левит и Второзаконие. Он был прекрасно знаком с книгами Исайи, Даниила, Захарии и др. Пророков. В Священном Писании Он искал обоснования своим действиям: въезд в Иерусалим, изгнание торгующих из Храма и др. непосредственно связаны с пророчествами ВЗ; именно в Писании находил ОН пророчества о Мессии, которые, как Он считал, предсказывали Его собственную судьбу. Особое внимание уделял Иисус Книге Даниила. (Мф. 24: 15; 24:30; Мк. 13:14).
«Народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7: 28, 29).
Иисус говорил: «Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня»; «Вы изучаете Писания, ибо считаете, что через них обретёте вечную жизнь, но эти же самые Писания свидетельствуют обо Мне! …» (Иоанна 5:39–40, 46,).
«И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.»(Лк 24:27)
Отношение Иисуса к еврейскому Закону и традициям
Как уже отмечалось, практически все заповеди и наставления Христа, составляющие Его учение, являются цитированием или парафразированием Торы, т. е. все они укоренены в иудаизме: в Псалмах, Притчах и т. д… (см. главы 9 и 10)
Что же явился Иисус проповедовать людям – старый израильский Закон, предписанный Богом и воплощенный в Ветхом завете, или какую-то новую веру, Им Самим принесенную? Есть два противоречащих решения.
Старый Закон нерушим: «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадет» (Лука, XVI, 17). «Не думайте, – предупреждает Иисус учеников своих, – что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфей, V, 17). Этими словами Иисус отклоняет предполагаемый упрек в том, что следующее затем толкование Закона упраздняет первоначальный смысл библейского слова. Поэтому даже второстепенные заповеди требуют подобающего к себе отношения; такая позиция означает усиление Закона, «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все» (Мф 5:18).
Другая точка зрения на слова Иисуса " не нарушить пришел Я, но исполнить» заключается в том, что Иисус, по мнению некоторых христианских комментаторов, «ИСПОЛНИЛ» Тору (Закон) "раз и навсегда" и ПОЭТОМУ более не нужно исполнять ее заповеди.