bannerbanner
Путь на Голгофу.В поисках исторического Иисуса
Путь на Голгофу.В поисках исторического Иисуса

Полная версия

Путь на Голгофу.В поисках исторического Иисуса

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 8

Таким образом, одной фразой евангелист доказывает неисторичность собственных фантазий о благовещении Гавриила, об ангельском пении, о поклонении пастухов, о поклонении волхвов и пр. Кроме того, этот рассказ Луки полностью исключает возможность непорочного зачатия.

Более о детстве и юношестве Иисуса из Евангелий неизвестно, за исключением единственного отрывка у Луки (2, 52), где сказано, что Он «преуспевал в премудрости и в любви у Бога и человеков». И все. Традиционное мнение, принятое христианскими теологами и учеными, заключается в том, что Иисус в период «утерянных» лет (от 12 до крещения, когда Ему было 29 или 30) находился в Назарете и никакой летописи о нем не велось, поскольку Он не делал ничего достойного упоминания.

Глава 6. Начало общественного служения. Иисус и Иоанн Креститель

Когда Иисусу было примерно тридцать лет, в Его жизни наступил крутой перелом: по неизвестным причинам он оставил дом, семью в Назарете и совершил путешествие в Иудею, чтобы принять крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана.

По сути жизнь исторического Иисуса начинается не с Его рождения и юности, о чем мы практически ничего не знаем, а с момента встречи с Иоанном.

Весть Иоанна Крестителя

Независимо от своих религиозных убеждений, в среднезаветный период люди продолжали с нетерпением ожидать прихода Мессии: они молились, говорили и мечтали о пришествии царя из рода Давидова, которому суждено спасти Свой народ. Они верили, что пришествие Мессии уже не за горами. Они верили, что Он присоединится к ним и расторгнет жестокое ярмо Рима,

Пророк Малахия предсказывал явление «Ангела», который «приготовит "путь Господу": «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4,5).

Со времени пророчества Малахии народ ждал вторичного появления Илии как непосредственного предтечи Мессии, однако, все евангелисты говорят, что относится оно все-таки к Иоанну Крестителю (Мф. 17, 10; Мк. 9, 11; Лк. 1, 17). Т. о. Илия как бы явился в лице назорея Иоанна Крестителя, который считается христианами Первым Пророком «нового устроения», объявившим о пришествии Мессии.

Однако, в среднезаветный период у разных групп возникло так много теорий, что они не знали, как распознать истинного Мессию, когда Он придет к ним. Ни одна из этих групп – ни книжники, ни фарисеи, ни ессеи, ни саддукеи, – не приняла Иоанна Крестителя как Пророка, и Иисуса – как Мессию. Некоторые члены этих групп были главными противниками Иоанна и Иисуса во время их служения (.Мф.21:23–46).

Сам Иоанн не считал себя ни пророком, ни новым воплощением Илии, ни тем более, Мессией. Он повторял слова пророка Исайи, называя себя «гласом вопиющего в пустыне», своего рода укором совести народа и видел свое призвание в побуждении людей к праведной жизни, в покаянии и очищении от грехов. Иоанн Креститель по своей известности явно превосходил Иисуса. Иосиф Флавий упоминает его как одного из самых уважаемых проповедников в Иудее, который «пользовался огромным влиянием на народ».

Общение с Иоанном Крестителем оказалось необходимой школой в земной жизни Христа, которая подготовила Его к собственной проповеди среди иудейского народа. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – призывал свою паству Иоанн (Матф. 3:2). Об этом же напоминал и Иисус: «Покайтесь, приблизилось Царство Божие».

Основное содержание проповеди Иоанна-призыв к покаянию «для прощения грехов» (МК 1.4). Он учил. что вскоре наступит конец века сего. Поэтому те израильтяне, которые в чем-то не соблюдали заповеди Торы, срочно должны покаяться перед суровым судом Божьим.

Крещенные Иоанном становились как бы новым народом Израиля, раскаявшимся, искупившем вину и готовым принять Царство Божье.

«Приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам…Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь…он (Сильнейший) очистит гумно свое и соберет пшеницу в житницу свою, а солому сожжет огнем неугасимым.» ЛК 3:7–9,16–17; Мф 3:7–12)

Негативный подтекст резкой, оскорбительной отповеди Иоанна, обращенной к фарисеям и саддукеям у Матфея и к «народу» у Луки, связан, прежде всего, с оскорблением РОДА: более точный перевод выражения «порождения ехиднины» – «змеиное отродье». Другими словами, если человек не приведет свою жизнь в соответствие с волей Божьей, его предки и родители суть змеи, т. е. они сами «рождены змеями». В скором апокалиптическом суде Бог истребит их, сожжет, как солому. От этого уничтожающего огня может спасти только водное омовение в реке Иордан и изменение жизни.

Проповеди Крестителя дошли до нас в христианской обработке. У христиан «Сильнейший» – явно Иисус, хотя в ряде пророчеств «Сильнейший» – сам Бог:«Я посылаю ангела моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал 3:1). Т. е. за пророком-вестником идет сам Бог. У евангелистов это пророчество стало ассоциироваться с Иоанном Крестителем и Христом.

Скорее всего, сам Иоанн не знал точно, кого он ждет. Он высказывался туманно, метафорически о том, Кто придет: помазанный царь Мессия из рода Давидова, или первосвященник, или Мелхиседек, а может, пророк, подобный Моисею?.. Главное – не то, КОГО пошлет Бог перед Концом, а то, как надлежит к этому подготовиться.

Крещение Иисуса и совместная проповедь с Иоанном

Среди тех, кто пришел услышать проповедь Иоанна и принять от него крещение покаяния, были также жители Галилеи, и между ними явился и Иисус.

Их «встреча», как описывает Еванелие, состоялась намного раньше, еще до рождения обоих, когда Мария, мать Иисуса приехала навестить свою родственницу Елизавету. Еще будучи в утробе матери, младенец Иоанн знал, что произошла встреча с Иисусом: Младенец "взыграл радостно"(Ев. Луки 1:41–44)

О том, как встретились «родственики» по прошествии многих лет, подробности отсутствуют.

Иоанн крестил Иисуса, как и других, пришедших покаяться и искупить грехи. Крещение сопровождалось удивительными явлениями: гласом с небес: «Ты Сын мой возлюбленный…», «отверзлось небо» и пр. Иоанн даже отказывался вначале крестить Иисуса и всячески умалял себя перед «истинным» пророком, признавая свою ничтожность перед ним (Ин 3,28–30). Но тем не менее, кем бы ни был Иоанн, до него Иисус был практически никому не известен. Впоследствии многие ученики Иоанна отказались присоединиться к христианам, утверждая, что ИХ Учитель, Иоанн Креститель, более велик, чем Иисус, так как Иисуса крестил он, а не наоборот.

После крещения Иисуса Иоанн продолжал проповедовать покаяние, а сам Иисус начал свое служение, присоединившись к движению Иоанна в качестве одного из его учеников. Какое-то время после крещения Иисус оставался, проповедуя словами учителя и крестя людей одновременно с ним.

Вскоре Иисус сам начал (или его ученики) совершать омовения, и Его проповеди сопутствовал огромный успех, больший, чем у Иоанна.

О том, что ученики Иоанна были недовольны самостоятельной активностью Иисуса и Его учеников, свидетельствует эпизод из Евангелия Иоанна:

«Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.»

В словах учеников Иоанна слышится нескрываемое недовольство. Между тем, в своем ответе Иоанн ссылается на свое прежнее свидетельстве об Иисусе и вновь подтверждает его: "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним… Ему должно расти, а мне умаляться." (Ин. 3:25–36).

"Ты ли тот, который должен придти?"

Недолго, однако, продолжалась совместная проповедь Иоанна и Иисуса. Вскоре Иоанн был арестован по приказу галилейских властей…

После ареста, находясь в темнице, Иоанн продолжал с тревогой следить за деятельностью Иисуса. Тревога его была связана с тем, что не всё шло «по плану»: приход будущего века задерживался, и надо было как-то сориентировать учеников. Предтеча жил ожиданием победоносного Мессии, помазанника Господня, Того, кто избавит Израиль от всех врагов его, – Сына Человеческого, возвещенного Даниилом, грядущего на облаках небесных нести суд нечестивым и погубить их дыханием уст Своих. Этого Мессию проповедовал Иоанн в пустыне народу: Того, Который уже теперь срубит все бесплодные деревья, отделит пшеницу от плевел. но, все было не так. …

Иоанн, может быть, догадывался об "особом предназначении" Иисуса, однако, до конца жизни не был уверен, что Он и есть тот самый Мессия, которого ожидал иудейский народ. Об этом недвусмысленно говорит евангелие от Матфея:

И он отправил к Иисусу посольство из доверенных учеников с прямым вопросом:

«Ты ли Тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф 11:2).

Такой вопрос свидетельствует о том, что Креститель сомневался. Предлагать такой вопрос Иисусу он мог лишь в том случае, если крещение Иисуса никаким чудом не ознаменоалось

Это противоречит утверждению Евангелий, будто Иоанн уже во время крещения убедился в том, что Иисус и есть подлинный Мессия. Это противоречит словам Крестителя о том, что он "недостоин развязать ремень обуви" Иисуса; что ему " надобно креститься" от Него… И вот он, Иоанн, крестивший Его, – сомневается. Впрочем, что говорить об Иоанне, если даже ученики Христа до конца уверовали в Иисуса как в Мессию, только после Его воскресения…

Христос не ответил прямо на поставленный вопрос. Он не сказал: «Я Тот, Кто должен придти». Он сказал лишь ученикам Иоанна, чтобы шли назад и передали Иоанну о том, что происходит:

«слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;и блажен, кто не соблазнится о Мне.» (МФ 11:5–6)

Ответ Иисуса представляет собой не просто описание происходящего, но описание в цитатах из Книги Исаии (Ис 26:19; 29:18–19; 35:5–6; 61:1). Скорее всего, ссылки на Исаию означают, что Иисус хотел сказать, что эсхатологические пророчества действительно сбываются.

В своем ответе Иисус ссылается на пророчества книги Исайи, где говорится о шести знамениях, которые исполнит Мессия в своё пришествие: он сделает так, что слепые прозреют, хромые будут ходить, прокажённые очистятся, глухие станут слышать, он воскресит мёртвых и будет проповедовать нищим. Итак, послание выглядело довольно ясно: Иисус – тот самый, кто должен прийти, Иоанну не нужно ждать другого.

Однако, ответ Иисуса не содержал в себе упоминания ещё об одном признаке Мессии – проповеди освобождения пленным (Исаия 61:1)

Предостережение: «Блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф 11–6) было обращено к Иоанну. Иисус как бы говорил ему: «Я-Мессия, но Я делаю не то, что ты ожидал от Меня, и я не отвечаю твоему представлению обо мне.»

Скорее всего, Иоанна ответ удовлетворил не полностью. Известно, что Иоанново движение сохранилось и после его смерти и даже конкурировало с христианством. Это значит, что Иоанн не оставил прямого указания на то, что Иисус – Мессия.

Как он мог смотреть на ситуацию и как мог понять ответ Иисуса?

Иисус в чём-то соответствовал ожиданиям Иоанна, но в чём-то и совершенно не соответствовал. Поэтому чрезвычайно красноречив тот факт, что евангелисты не упоминают о реакции Иоанна на ответ Иисуса.

Ответ Иисуса указывал вовсе не на Суд, не на наказание злодеев, а на милость Божию. Но если столь велика Его милость, то почему в тюрьме оказался праведник Иоанн?

Колебаниям Иоанна не суждено было разрешиться, ибо жизнь его трагически оборвалась.

Матфей приводит слова Иисуса об Иоанне Крестителе, обращенные к народу:

«Что же смотреть ходили вы?.. пророка? Да, говорю вам, и больше пророка…… Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна" (Мф. 11:7–13).

Иисус высоко ценил Иоанна об этом свидетельствуют Его слова: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Иисуса не смущает тот факт, что и Он сам рожден женщиной и по этой логике оказывается не большим, чем Иоанн. Но продолжение этой фразы – о том, что «меньший в Царстве Небесном больше его», как бы сводит на нет всю похвалу Иисуса Крестителю.

Выражение «до Иоанна» очевидно, означает, что Иоанн Предтеча по своей ментальности, образу действий и содержанию проповеди принадлежит еще к Ветхому Завету. Он – последний из ветхозаветных пророков, он «больше пророка», т. е. превосходит всех прежних пророков.

В то же время, он стоит на пороге Нового Завета: его проповедь тематически перекликается с проповедью Иисуса. Иисус много заимствовал у Иоанна. Особенно на первых порах Его проповедь выглядит как прямое продолжение Иоаннова служения. Иоанн первым произнес слова, ставшие лейтмотивом проповеди Иисуса на начальном этапе: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн первым вступил в полемику с фарисеями, и Иисус перенял стиль и манеру его общения с ними. Даже учение об Отце и Сыне впервые прозвучало из уст Предтечи (Ин 3:35–36) и лишь потом было раскрыто Иисусом.

При одном толковании речь идет о Царстве Небесном как новой реальности, в которой каждый человек обретает иное качество, и даже самый великий человек на земле меньше самого малого в Царстве Небесном. По такому толкованию получается, что все пророки ВЗ, включая самого Моисея и Давида, меньше любого новозаветного верующего, «удостоившегося» Царства.

При другом толковании слово «меньший» относится к Иисусу: Он – тот Меньший, Который пришел ПОСЛЕ Иоанна и принял от него крещение, но по своей значимости Он больше, так как миссия Иоанна носила лишь приготовительный характер, а миссия Иисуса – это «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр. 9:1).

Что касается выражения «Царствие Небесное силой берется» (Мф 11–12), речь, вероятно, о том, что употребившие «усилие» – это те, кто пошли вслед за Иисусом и поставили на кон все, рискуя всем, чтобы "силой" обрести "жемчужину" из притчи Иисуса (13–44) – Царство Божие.


Иоанн, так же как и позднее Иисус, был признан преимущественно низшими классами (Мф.21:32). Выражения, употребляемые Иоанном против своих оппонентов, были достаточно резки (Мф.3:7; Лк.3:7). Возможно, он был не чужд и политики, и это также явствует из той катастрофы, которая положила конец его деятельности.

Судьба Иоанна была печальна. Он выступил против тетрарха Галилеи и Переи Ирода Антипы, обвиняя его в незаконном, с точки зрения Торы, браке с Иродиадой. Антипа велел арестовать Крестителя и после довально длительного заточения в крепость он был казнен.

Иосиф Флавий приводит другую мотивировку ареста и казни Иоанна, которая выглядит более правдоподобно: «Так как многие стекались к проповеднику, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на [вполне подчинившуюся ему] массу не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно»

Иоанн явился своего рода посредником между кумранским учением и теми проповедями, которые были адресованы более широким массам. Можно предположить, что он отказался от строгой замкнутости кумранской общины и перешел к открытым проповедям, за что и поплатился жизнью.

Школа Иоанна не умерла со своим основателем, Иоанново движение разделилось. Одни полностью разочаровались в Иоанновой вести и отпали. Другие остались в движении, сплотившись вокруг оставшихся его лидеров. Крупнейшим из таких вождей был Иисус, и не случайно некоторые ученики Иоанна впоследствии стали учениками Иисуса. Другие предпочли продолжать дело Иоанна, но держась особняком от Иисусова круга.

Позже, к концу I века, баптизм ооказался в борьбе с христианством. Религиозная школа мандеев, последователи которой существуют и ныне, считает себя продолжателем учения Иоанна Крестителя. Они имеют свое Священное писание, в котором Иоанн выставлен истинным пророком, а Иисус – лжепророком, изменившим своему учителю, Иоанну.

Глава 7. После смерти Иоанна Крестителя. Начало общественной деятельности Иисуса

Исследователи "Поиска исторического Иисуса", не признающие божественность Христа, пытаются понять, какую роль сыграл Иоанн в формировании модели Его поведения в начале проповеднической деятельности. Иисус был подражателем Иоанна, по крайней мере, в течение нескольких недель. Крещение получило благодаря Иоанну большую важность; Иисус счел себя обязанным поступать подобно ему: Он крестился, и крестились также Его ученики. Превосходство Иоанна было слишком бесспорно для того, чтобы Иисус, ещё не пользовавшийся известностью, мог бы подумать вести с ним борьбу. Он просто хотел окрепнуть в Его тени и считал необходимым для того, чтобы привлечь к себе толпу, употреблять те же самые внешние средства, которые доставили Иоанну такой удивительный успех. Когда после заключения Иоанна в темницу Иисус снова начал проповедовать, то первые слова, которые обычно Ему приписывают, были повторением одной из обычных фраз Крестителя (Мф. 3:2; 4:17)

Согласно синоптикам, контакт между Иисусом и Крестителем ограничился только одним эпизодом Крещения. В изложении Ев. от Иоанна дело обстоит иначе (Ин. 1:26–31). Там говорится об Иисусе как о человеке, не известном многочисленным последователям Крестителя, и далее сообщается, что Иисус сам совершал крещение наряду с Крестителем (Ин. 3:22–4:3), ставя себя, таким образом, на одну ступень с ним (Ин. 3:26). Как бы то ни было, проповедническую деятельность Иисуса и Крестителя нельзя представить как короткую, можно предположить, что синоптики сократили период их взаимоотношений, ограничив его эпизодом Крещения.

"Традиция по возможности избегала всего, в чём можно было усмотреть уравнивание или даже подчинение Иисуса Крестителю», – пишет библеист и доктор богословия И. Иеремиас.

Другое противоречие касается сомнений Иоанна, касающихся признания Христа Мессией. Из эпизода Крещения следует, что во время него об этом Иоанну уже ясно было дано понять. Существуют мнения, что эпизод с вопросом: Ты ли тот, кто должен придти, или ожидать нам другого, – был исключён из Евангелия от Иоанна, чтобы спасти репутацию Крестителя, не решавшегося признать Иисуса избранником Божиим. Попытки построить наиболее правдоподобную теорию о взаимоотношениях Иисуса с Иоанном Крестителем, историчность которого не отрицается, в любом случае, на данный момент остаются только недоказуемыми теориями. Несомненно, общение с Иоанном Крестителем заставило Иисуса ощутить свою близость древним израильским пророкам, предвещавшим пришествие Мессии. Именно таким пророком считали его иудеохристиане – группа последователей Иисуса в Иудее, не отступившая от иудаизма. По-видимому, сознание мессианского призвания нарастало в Иисусе постепенно и достигло апогея во время пребывания его в Иерусалиме, хотя и тогда оно сопровождалось сомнениями и колебаниями.

Знакомство с Иоанном Крестителем содействовало разработке идей Иисуса о "Царстве Небесном" или "Царстве Божьем" (ЦБ). Лозунгом Его стала Благая весть о скором приближении ЦБ.

Целью Иисуса было обновить мир и осуществить на земле созданный Им идеал. "Человек, ожидающий ЦБ"– стало синонимом ученика Иисуса (МК 15:43). Выражение «ЦБ» было обычно для иудеев, но Христос придал ему новый смысл и значение.

Согласно Евангелиям, Иисус отказался от политики, считая бесполезным народное восстание. Он не выступал против римлян и тетрархов, уплачивая подати цезарю. Он не стремился уничтожить богатство, занять место богатых и сильных. Иисус создавал учение об идеальном Царстве – Царстве духа.

Однако при том, что практически все исследователи признают провозглашение ЦБ центральной, ключевой темой провозвестия Иисуса, именно в связи с Его представлением о ЦБ взгляды наиболее расходятся.

Во время своей публичной проповеди Иисус уже не работал (плотником). Превращение вчерашнего «пролетария» в пророка вызвало глубочайший скепсис именно среди тех людей, которые знали Его с юности. Поэтому Иисус быстро покинул Назарет, а основной базой для своей деятельности в Галилее сделал город Капернаум в противоположном конце этой области. Деятельность Иисуса быстро стала политически опасной. Его наставник Иоанн Креститель был казнён, над Иисусом висела угроза постоянного ареста. Поэтому Иисус старался избегать административных центров Галилеи (Сепфориса и Тивериады), держась поближе к окраинам и деревням. Кроме того, создаётся впечатление, что Иисусу вообще было симпатичнее село, чем городская жизнь. Большая часть его образов и притч взята именно из жизни деревенской.

Глава 8. Религиозное самосознание Иисуса

Ранние христиане величали Иисуса разными почётными титулами: Учитель. Пророк, Мессия (Христос), Сын Божий, а впоследствии, начиная с конца I века, – Господь. Современные авторы называют Христа целителем и чудотворцем, эсхатологическим пророком, мудрецом, учителем праведности, киником, революционером, представителем «когорты фанатиков»…Для верующих христиан Он – Мессия, Сын Божий, Господь.

Кем мог себя считать сам Иисус? В каком ключе мыслили о Нем другие люди при Его жизни? Можно ли Его более чётко определить в какую-либо из существовавших религиозных категорий?

Вопросы очень сложные и запутанные. На них скорее всего, невозможно дать определенный ответ. Мессия, Сын Божий, Сын Человеческий – это богословские категории, и скептик не может в принципе выносить какие-то свои суждения, насколько верна какая. либо из них применительно к Христу. Кроме того, Иисус мало говорил о самом себе, по крайней мере, напрямую.

Однако, на основании евангельских текстов, допуская их достоверность, можно составить представление о том, кем могли считать Иисуса окружающие и как Он мог относиться к этому.

УЧИТЕЛЬ (РАВВИН)?

Статус Иисуса среди фарисеев наиболее показательно представлен в Ев. Иоанна (3:2), где влиятельный фарисей (Никодим) называет Его раввином: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ев. Иоанна 3:1–2).

Иисус и фарисеи были в согласии по поводу воскресения мертвых и в отношении основных учений Торы. В Новом Завете есть примечательный разговор между Иисусом и книжником (книжники относились к фарисейскому учению), который также обращается к Иисусу как к Учителю (Ев. Марка 12:28–34).

Простые люди и ученики часто называли Его «равви»(Ев. Мк 5:35; 10:17; 12:14; Ев. Ин 1:35–39, 4:31,6:25). Мария обращается к воскресшему Иисусу: «Раввуни! – что значит: «Учитель» (Ин20:16).

Иногда утверждают, что использование слова «равви» в Евангелиях – анахронизм, поскольку до 70 г.н.э. оно не было титулом. Однако слово «равви» употребляется неформально и, по-видимому, отражает его использование в разговорной речи, до его формализации. Частое употребление этого обращения говорит о древности и аутентичности евангельской традиции. Иисуса в евангелиях называют «равви», потому что именно так обращались к нему окружающие во время его служения.

Но ОН был больше, чем простой учитель. Он учил своих последователей безраздельной любви к Богу, как правильно понимать заповеди Торы и следовать им, чтобы обрести Царство Божье. Иисус говорил и учил «как власть имеющий»(Мк 1:22); Он лишь принимал роль учителя, но наравне с Ним, как с Учителем Вечных Истин, нельзя было поставить никого: "Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель-Христос" (Мф 23:8). В «истинном» смысле учительское достоинство может принадлежать только Богу (или Его земному избраннику Иисусу Христу")

ПРОРОК?

Очевидно, что Иисус в начале своей проповеди считал себя пророком. Пророка видели в Нем люди: "Великий пророк восстал между нами!"(Лк 7:16). Как пророк Он признан и в то же время заклеймен позором: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» (Мк 6:4).

В эпизоде с призванием учеников (Мф.4:18–19) Иисус выступал только в роли проповедника. Чудеса, которые Он вскоре совершил, еще не заставляют народ видеть в Нем кого-то большего, нежели пророка: «А иные (почитают тебя) – за одного из пророков» (Мк 8:28).

Ранние христиане называли Иисуса Спасителем, Господом и Христом Сыном Божьим, но не подчеркивали то, что Он пророк: это было слишком «низкое звание» для Него. Кроме того, Иисус был известен своими предсказаниями (Мк 13:2) и произносил против различных лиц, групп и общественных установлений речи, сходные с пророческими обличениями (Мк 12:1–11; 14:58, Мф 11: 20–24, Лк 10:13–15).

На страницу:
4 из 8