
Полная версия
Два сапога без пары. Сплав по реке Ай, август 2024

Бадди Фазуллин
Два сапога без пары. Сплав по реке Ай, август 2024
Любая эпичная история (а то, что эта будет эпичной, я вас уверяю) начинается не с вешалки, а с фишки – какого-то запоминающегося, цепляющего хука, дабы с первых же строк заинтриговать и вовлечь праздных читателей в повествование.
Для меня таким заходом станут сапоги. Точней, их покупка. Ведь данного аксессуара я не носил с самой армии. А если иметь в виду не кирзу, а именно те самые, настоящие и так необходимые на сплаве резиновые изделия – то и, вовсе, с самого детства. Ведь даже в колхоз в школе я уже ездил в дядькиных яловых. Школьный товарищ Димка Кечкин так прямо и говорил, не стесняясь в выражениях: «Ты же в этих офицерских сапогах – вылитый лейтёха: ножки кривенькие, характер говённый… Тебе же прямая дорога идти по военной стезе…»
Но надо знать, где я, а где армейская стезя.
От резиновых же сапог из детства осталось такое воспоминание. У закадычного друга детства Вадьки (да, тоже Вадьки), так уж повелось с самой первой встречи (у подъезда нашего нового дома в четырёхлетнем возрасте), всё и всего было больше: и роста, и комплекции, и настоящей мальчишеской смелости… Не говоря о самом настоящем взрослом велосипеде Урал против моего подросткового Салюта… Даже сестра его была старше моей.
Резиновые сапоги у него тоже были больше: настоящие взрослые и на несколько сантиметров выше моих. А, значит, он мог заходить в огромную лужу на пустыре перед домом на целый шаг дальше. От промокших ног это никак не спасало, потому что мы умудрялись заходить в лужу по самую рисочку. Но я всё равно ему жутко завидовал и безуспешно просил родителей купить мне такие же.
Но настоящих «взрослых» сапог у меня так и не появилось. Поэтому напутствие всем будущим родителям, идущим следом по глубоким лужам горьких детских слёз: не отказывайте детям в их наивных детских хотелках. Выйдет не дороже денег, зато потом сильно на психотерапевтах сэкономите.
Ну, правда, кому пользы оттого, что пацан так хотел коньки (ну, хотя бы клюшку), что в очередной раз не дождавшись их в качестве подарка на день рождения, сам начал копить хотя бы на последнюю. Копил я на неё так долго, откладывая копейки до заветных 6-40 руб., что… успел вырасти из своих детских желаний. И когда в руках наконец оказалась вожделенная деревяшка из соседнего магазина «Турист», потребность в ней попросту отпала. Потом эта клюшка, вся такая красивая, красная с синими надписями, ещё и с редким тогда загибом под правую руку, в мгновение растерявшая всю свою нестерпимую привлекательность, долгие годы стояла в родительском туалете рядом со шваброй. Немым укором и в назидание потомкам.
С коньками случилось несколько иначе, но это уже другая история…
С настоящими «взрослыми» сапогами на этот раз случилось так: за неделю до сплава я наконец отыскал ровно то, что хотел: легкие виниловые, с внутренними войлочными чулками и затягивающейся вверху манжетой-кулиской, аккуратненькие невысокие полусапожки (в надежде, что по самую рисочку в лужи больше заходить не придётся). Ещё и отечественного производителя, что, по мнению продавцов на рынке, должно было послужить решающим аргументом: «Ведь российский винил намного лучше китайского, брат!»
Да только дело в том, что даже спустя столько лет «казус друга Вадьки» даёт о себе знать: настоящие взрослые сапоги начинаются с настоящих «взрослых» размеров. На мою же кукольную ногу не нашлось даже двух сапогов из пары. В смысле, сапог моего размера оказалось… один. Только один сапог на меня на базаре оказался! Прямо история про Золушку, прастихоспадя…
Хорошо, что есть интернет и маркетплейсы. Зря что ли сам я теперь оказался в шкуре деляги из вот этих самых маркетплейсов? И могу теперь не только покупать, но и продавать. А потом снова покупать. Осуществлять круговорот вещей в природе, одним словом. Но, как говорил кот Матроскин, «чтобы продать что-нибудь ненужное, сперва надо купить что-нибудь ненужное». Те же сапоги. На том же маркетплейсе. В размер и даже парой. И даже ниже рыночной, в смысле базарной стоимости. Одна загвоздка с этим круговоротом сапог – сроки. Доставка буквально накануне. Любая проволочка и всё – прощай мои детские мечты.
И ведь понятно, что если может случиться нечто подобное, оно непременно случится. Видно в прежней жизни я так сильно нагрешил, чтобы в этой мне ни клюшек, ни коньков, ни сапог ко времени не досталось. Потому что доставку всё-таки перенесли на воскресенье, когда все сплавы давно закончатся и сапоги уже попросту будут не нужны. И хорошо, что помимо маркетплейсов всё ещё работают базары. И где всё ещё продают сапоги. Пусть и размерами на друга Вадьку…
СапогиВы возмутитесь: «Как, опять сапоги?! Когда ты уже начнешь про сплав, экстрим, красоты природы, родину предков и так далее?..»
Да погодите вы, дайте сперва с сапогами разобраться. Я же отложенную на поездку наличку потратил на базарные сапоги. Пришлось писать жене, чтоб сняла ещё, потому что самому уже некогда и, вообще, мне ещё собираться. На что в ответ получил безапелляционное: «Не буду я тебе покупать никаких сапог!» Оказалось, я по запарке и со слепых шар написал вовсе не жене, а коллеге Ксении. Вот она за жену и ответила. Я давно так от души и в голос не смеялся…
Но ещё смешней стало дома, когда едва придя с базара со свежекупленными сапогами, я получил сообщение, что столь долгожданная ещё пару часов назад доставка из маркетплейса всё же пришла в пункт выдачи. И если вы всё правильно поняли, история с сапогами ещё далека от разрешения, поскольку к своим годам уж от чего-чего я избавился, так это от комплекса мериться сапогами. Когда тебя в пункте призывно ожидают аккуратные, по ноге, практически сказочные хрустальные туфельки, а в углу стоят огромные сапожищи «на друга Вадьку», то выбор для меня кажется очевидным. В конце концов, у меня сын подрастает. Нога его скоро догонит уже какие угодно взрослые, стоящие в углу сапоги.
Но ехать на сплав в этот раз мне не с сыном, а с дочей Полей. Кстати, раз уж про сапоги завёл, Полина, не в пример непутёвому отцу, вовремя купила симпатичные розовенькие резиновые сапожки. И столь же симпатичный розовенький дождевичок. Поскольку эстетика в таких делах как спорт или тот же сплав крайне немаловажна и очень стимулирует. Особенно когда дело касается Полины. И это ещё один побудительный аргумент на чашу весов «ехать – не ехать». И, возможно, именно эти розовые сапожки в итоге и перевесили.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
СапогиНо любой сплав, как и любой занудливый рассказ, начинается задолго загодя самого спуска на воду. Как театр начинается с пресловутой вешалки, а эта история – с уже порядком всех доставших сапог. Так, не успев ещё толком выдвинуться в район Сатки, отправной точки нашей двухдневной речной затеи, как приключения уже постучались в окошко нашего трансферного автобуса: на первой же короткой остановке у придорожного кафе наш неторопливый утренний обмен мнениями с коллегой Алексеем прервала милая девушка, которая прямо на наших глазах как-то странно вдруг побледнела, обмякла и… завалилась без чувств буквально под ноги.
Признаюсь, милые девушки самого нежного возраста при моём появлении всё реже стали падать в обморок. Тем более, прямо на руки. Больше того, с какого-то момента они вовсе перестали меня замечать. Что, конечно, обидно. Поскольку я с годами, наоборот, стал обращать на них внимание всё пристальней. С другой стороны, сказать, что я не был готов к подобному случаю, было бы неправдой. Ведь ровно при подобных обстоятельствах, то есть в самом начале пути ночного рейса Москва-Гавана моё полусонное состояние нарушил обморок нашего главного кубинского заводилы Боббы. Хотя это уже совсем другая история. Поскольку и Бобба – вовсе не милая девушка. Да и Гавана далеко не Сатка. А Варадеро, вообще, не Куба!
В общем, не скажу, что в этот раз я был сильно рад девушке, лишившейся чувств в моих трепетных руках. Но по некоторым внешним признакам и минимальным познаниям в области оказания первой помощи молоденьким девушкам, я понял, что случай не смертельный и, уж тем более, не приступ эпилепсии, слава-тебе-хоспадя, как сделал предположение Алексей. Поэтому моя неотложная помощь свелась к приведению спящей царевны в чувство и препровождение под белы рученьки хотя бы до стула в кафешке. Где и люди, и телефон, и даже обещали позвать настоящего доктора из числа транзитных пассажиров.
Кстати, пришедшая названная докторица добавила очков: окинув профессиональным взглядом ещё бледную, но уже вполне пришедшую в чувство мимозу, она коротко диагностировала: «Вызывайте скорую!» Хотя даже моих скудных познаний хватало понять, что дело с простым недомоганием. Мало ли: недосып, отсутствие нормального завтрака, укачивание в автобусе, резкое вставание после долгого сидения… В общем, свежий воздух, расслабленная полулежачая поза, пару расстегнутых верхних пуговиц и кружка горячего сладкого чая для повышение тонуса и прилива крови к мозгу – вот вам и вся медицина. А не вот это вот «вызывайте скорую»…
Кстати, принцессу звали Катя. И она оказалась из нашей команды, прямо из нашего микроавтобуса. «Катястрофа» – так прозвала её острая на язык, громогласная Настя из нашей же команды. Что не раз оправдывалось. В общем, Катерина со своей столь же юной подругой стали с этого момента вроде дочерей полка. И всё оставшееся время пребывали под неусыпным присмотром более взрослых товарищей. Хотя и его порой оказывалось недостаточно…
СапогиНа перевале за Миассом, как всегда, затянуло и с неба посыпалось. И вроде не дождь толком, а какая-то мокрота. Недаром этот край вдоль Уральского хребта (Златоуст, Сатка) называют «мочевым пузырём мира». На подъезде к Сатке убедились в этом, видя как хворые чахоточные облака буквально цепляются за горы. А когда подъехали непосредственно к реке, хмурые небеса уже набрали влаги и пролились коротким, но противным холодным дождём. Так что переодеваться непосредственно для сплава и надевать уже те самые, расписанные на сто раз резиновые сапоги пришлось практически на мокром месте.
Из-за непогоды предстоящие планы пришлось несколько подкорректировать, дабы совсем нас водными стихиями сверху и снизу не уморить. В результате первый день сплава оказался каким-то скомканным и коротким.
И понятно, что уже имея за плечами опыт четырёхлетней давности, теперь я всякий раз невольно буду сравнивать и проводить параллели. И если за первый день сплава по Белой в ковидном 2020 году мы были вынуждены преодолеть двойную норму, проведя тычком на катамаране около восьми часов, зато хоть с погодой тогда повезло куда больше. Всё-таки жаркое башкирское солнце, кристальное синее небо в обрамлении барашков-облаков, тёплая изумрудная вода и шикарнейшие виды вокруг не идут ни в какое сравнение с этими унылыми серыми Айскими пейзажами: мутная, будто ржавая, холодная тёмная вода, мрачные мокрые серые скалы и свинцово-серые небесные хляби на сколько хватает взора. И мы где-то посредине. Разодетые как капусты, в пяти манатках от холода и дождя, включая спас-жилет и дождевик. Ну и, конечно, сапоги. Куда теперь в повествовании без них?
И раз уж взялись сличать сплавы по разным рекам, то как тут лишний раз не заметить, что уж чего-чего никак не отнять у моих предков, так это способности давать всему вокруг простые, ясные и до мурашек красивые имена. Так имя Рустам означает «сильный, большой», Эркен – значит «свободный», Тимур это «железо», а Ямиля (Джамиля) – просто «красивая». Также как Агидель в переводе с тюркского – это «белая», а Ай – «светлая (чистая), как луна». Что лишний раз говорит о ясности ума народа, способного так коротко, простыми и доступными словами объяснить самое главное. Какая кристальная и незамутнённая красота во всём этом и лишний повод для гордости!
СапогиСделали пару остановок в пути. Первая – посмотреть на последствия нынешней небывалой за многие десятилетия паводковой стихии, в прямом смысле смывшей мост через горный ручей и часть трассы вдоль берега. Огромные бетонные плиты раскорёжены, скомканы и разбросаны, словно игральные карты. И все берега на несколько метров прилизаны паводком в ноль. В который раз поразился бескомпромиссной хтонической силище природы и никчёмности на её фоне человечишки и всего созданного им. Свадебные замочки на ограждении смытого моста – как лишнее тому напоминание.
Вторая остановка у «Промежности» – огромного вертикального скального разлома (кстати, совсем непохоже). Рустам (тот, что «сильный, большой»), один из сопровождающих нас на сапе гидов, даже поведал байку – поверье на суженого. Мол, незамужние девицы на выданье должны бросить в эту самую «Промежность» палку. И всё у них тогда удачно сложится и с промежностями, и с палками. История забавная, даже несмотря на явный логический парадокс: почему палку должны бросать девушки? С другой стороны: ну, не сапоги же туда бросать?
Среди хоть как-то скрасивших наши унылые речные будни вялых телепаний на воде были стаи уток, прикормленные вечно сплавляющимися в этих местах туристами. И чем, спросите, их прикармливать? Не знаю, чем положено, но у нас выходило лишь тем, что взяли с собой в качестве перекуса, точней закуски. К пиву и прочим напиткам: солёной снедью и бутериками с колбасой. Чем богаты…
Добросить же прикорм до вышедшей прямо к самому берегу бешеной лисы никто не решился, поскольку выглядела она, мягко говоря, неважно: до ужаса худая, со свалявшейся облезлой серой шкурой и прочими признаками близкой смерти. Здоровая и в уме лисица вот так на берег к шумным галдящим нетрезвым людям разве сама выйдет?
Кстати, о нетрезвых и галдящих. Наш заплыв, организованный фирмой активного отдыха Позитив (сплавы, горнолыжные туры, походы, путешествия, прокат инвентаря), состоял их двух команд. Человек по 16-18 в каждой, по 5-6 человек на катамаране. Выходит, что все мы уместились на шести катах. Но так вышло, что команды наши почти не мешались и так и остались разделёнными на условно корпоративные междусобойчики.
Потому хоть как-то смогу рассказать лишь о нашей части команды, в которую, помимо моих новых сослуживцев, их жён, дочерей, сестёр и подруг, влились упомянутые уже две дочери полка и разбитная троица во главе с также упомянутой выше громогласной Настей. Эти ни в чём себе не отказывали с первых же минут сплава, в чём я сильно им завидовал. Поскольку последние годы пропойца из меня тот ещё: на два дня сплава я прихватил с собой 200-миллилитровую походную фляжечку фирменной дубовки. Чисто в качестве аперитива под горячее. И заодно лишний раз похвалиться, что крепкие напитки могут быть ещё и вкусными. Которые не хочется бухать, но вкушать надобно. Самое смешное, что про дубовку по исходному её предназначению, то есть в качестве аперитива я так ни разу и не вспомнил. А из страждущих лишь Алексей да его сестра Алиса только и вызвались оценить былые винокуренные таланты.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.