bannerbanner
С друзьями по Санкт-Петербургу. Пески
С друзьями по Санкт-Петербургу. Пески

Полная версия

С друзьями по Санкт-Петербургу. Пески

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Пивоваров Виктор

С друзьями по Санкт-Петербургу. Пески

Предисловие


Район Советских улиц уже много веков сохраняет свое неофициальное название Пески – вдоль современного Лиговского проспекта до самой Невы пролегала песчаная гряда, оставленная древним морем. В XVII-XVIII веках по ней проходила дорога от Великого Новгорода до села Спасское, находившегося на месте Смольного собора. Благодаря своим природным особенностям район Песков долгое время был самым высоким местом в городе и никогда не затоплялся во время наводнений.

При Петре I рядом с селом расположили Смоляной двор, где варили смолу, необходимую для пропитки древесины при строительстве кораблей.

В середине XVIII века на месте Смоляного двора по проекту великого Растрелли возник Смольный монастырь, приютивший институт благородных девиц.

Тогда же на Песках возникла слобода Канцелярии от строений домов и садов, получившая регулярную планировку. Церковь Рождества Богородицы дала название 10-и Рождественским улицам (ныне – Советские улицы) и стала культурным центром Песков.

В слободе поселились строители Александро-Невского монастыря, прибывшие из Новгорода, Старой Руссы и Боровичей. Так появились улицы Новгородская, Боровическая и Старорусская. Позже в район переселились люди других ремёсел. В названиях Тележной, Конной, Дегтярной улиц сохранилась память о здешних извозчиках и мастеровых. Селились в Песках и чиновники, отставные и небогатые.

В начале XX века Пески слились с центром огромного города – появились многоэтажные доходные дома, пустили трамвай, но, вместе с тем, некоторая провинциальность, тишина и покой сохраняется здесь и поныне.


Прогулка 1

Суворовский проспект




В 1741 году персидский шах подарил императрице Анне Иоанновне 14 слонов. Для их содержания неподалёку от пересечения Невской перспективы и Новгородского тракта (современный Лиговский проспект) построили огромные амбары. По дороге, соединившей слоновник и Смоляной двор, диковинных животных водили к Неве на водопой, что всегда собирало толпу зевак (так родилось слово «слоняться» – ходить без дела, валять дурака).

Долгое время участки дороги носили разные названия, но к 1880 году вся магистраль стала именоваться Слоновой улицей.

В 1900 году в Санкт-Петербурге торжественно отметили столетие кончины Александра Васильевича Суворова, в честь которого Слоновую улицу переименовали в Суворовский проспект.

Большевики, придя к власти в 1917 году, назвали проспект Советским. Тогда же Советскими стали и пересекавшие его Рождественские улицы (в 1944 году проспекту вернули название Суворовский, а Рождественские улицы так и остались Советскими).

В начале ХХ века Суворовский пробили до Невского, выкупив у домовладельцев дома и снеся их. При этом на красной линии оказались брандмауэры соседних домов и внутриквартальные хозяйственные постройки, которым, со временем, придали мало-мальски приличный облик.

Поскольку большого интереса эти строения не представляют, мы начнем прогулку по Суворовскому проспекту от 2-й Советской улицы и, двигаясь в сторону Смольного, будем рассматривать дома с чётной нумерацией. А потом вернемся назад по противоположной стороне.

Суворовский пр., 2


В годы Великой Отечественной войны район Московского вокзала серьезно пострадал от обстрелов и бомбардировок. В 1950-е на месте разрушенных домов возводили, как правило, монументальные сооружения в стиле, так называемого, «сталинского ампира». Таково и угловое здание (Суворовский, 2 / 2-я Советская, 11), построенное в 1954 году специально для проектного института Атомэнергопроект – единственной компании в российской атомной отрасли, разрабатывающей проекты АЭС со всеми типами реакторов.


Суворовский пр., 4


Другой угол на этом перекрестке занимает четырехэтажный дом (Суворовский, 4 / 2-я Советская, 6), перестроенный в 1872 году по проекту архитектора Aнтония Осиповича Томишко для первого в стране училища «фельдшериц и лекарских помощниц». Средства на это благородное дело выделил один из богатейших людей Российской империи, действительный статский советник, купец первой гильдии, барон Гораций Осипович Гинцбург.

На третьем этаже архитектор поместил церковь, украшенную «византийскими» орнаментами и дубовым резным иконостасом.

В 1902 году со стороны 2-й Рождественской здание украсили звонницей, увенчанной главкой, от которой сохранился только барабан.

В настоящее время в здании находится поликлиническое отделение детской больницы имени Карла Андреевича Раухфуса.


Минуем, не останавливаясь, несколько кварталов, отметив на ходу дом 6, фасад которого в стиле модерн украшен растительным орнаментом, женскими фигурами и масками.


Суворовский пр., 12


Угловой дом 12 был возведён в 1935-1938 годах для служащих Октябрьской железной дороги по проекту авторского коллектива, возглавляемого архитектором дореволюционной школы Андреем Андреевичем Олем. Фасады здания производят очень интересное и сильное впечатление наличием элементов ренессанса, барокко и конструктивизма. Угол дома украшает небольшой фонтан.


Весь участок между 5-й и 6-й Советскими улицами занимает здание послевоенной постройки (Суворовский, 14), возведённое по проекту архитекторов Евгения Адольфовича Левинсона и Анатолия Исааковича Прибульского для проектного института Гипроспецгаз.


Суворовский пр., 20, 22


Пропустим несколько строений и задержимся напротив здания под номером 20, построенного в 1894 году по проекту архитектора Иосифа Ивановича Дитриха. Этот обычный доходный дом примечателен тем, что здесь в 1896-1906 годах жил и умер Владимир Васильевич Стасов – художественный и музыкальный критик, историк искусства, этнограф и общественный деятель. Сохранились фотографии ателье Карла Буллы, запечатлевшие в квартире Стасова участников музыкального вечера: Николая Андреевича Римского-Корсакова, Федора Ивановича Шаляпина, Цезаря Антоновича Кюи, Марию Гавриловну Савину и других.


В доме 22, боковой фасад которого выходит и на 7-ю Советскую (Суворовский 22 / 7-я Советская, 16), в 1897-1898 и в 1910-1914 годах жил врач тибетской медицины Петр Александрович Бадмаев.

Пётр Александрович Бабмаев (имя при рождении – Жамсаран) остался в истории и народной памяти, в первую очередь, как гениальный врач тибетской медицины – традиционной системы врачевания, применяемой в Китае, Индии, Монголии и некоторых российских регионах. При этом он прекрасно знал основы медицины европейской. Способность излечить любой недуг обеспечила его высоким доходом, популярностью и позволила войти в окружение императорской семьи. Также Бадмаев известен как активный участник политической жизни в конце XIX и начале XX века.

При принятии православия Жамсаран Бадмаев выбрал себе имя в честь своего кумира – Петра I, а отчество традиционно давалось по имени царствующего лица.

Суворовский пр., 26


Следующий квартал между 8-й и 9-й Советскими улицами представлен типичными петербургскими домами, которые служат угловыми акцентами в городской застройке, благодаря наличию башенки, купола и шпиля. Дом 26 построен в 1898 году по проекту архитектора Петра Ивановича Гилёва, а дом 30 – в 1914 году по проекту архитектора Дмитрия Андреевича Крыжановского.


После 9-й Советской улицы Суворовский проспект вырывается из узкого каменного ущелья и становится вдвое шире.

Неприметное строение, имеющее номер 32 по Суворовскому, было сооружено в 1870-е годы на средства статского советника Мефодия Мироновича Молчанова для детского приюта. Здание выделяла видимая издалека высокая колокольня при домовой церкви, разрушенная в советский период.


Далее в глубине участка располагается здание бывшей Николаевской Академии Генштаба (Суворовский, 32Б), которое мы рассмотрим на обратном пути с близкого расстояния.


Сквер Галины Старовойтовой


На нечетной стороне проспекта, за перекрестком с улицей Моисеенко, находится небольшой сквер (Суворовский, 31 / Моисеенко, 2), который с 2006 года носит имя Галины Старовойтовой.

Галина Васильевна Старовойтова – ученый, правозащитник, председатель партии «Демократическая Россия», народный депутат СССР погибла в 1998 году от рук наемных убийц.

Остановимся напротив дома 34, где под острым углом от проспекта отходит Таврическая улица. Это собственный доходный дом архитектора Александра Васильевича Кащенко, построенный им в 1901 году. В декоре здания мирно соседствуют женские маски, львиные морды, а также рыбы, обвивающие трезубец Нептуна. В интерьере сохранились оригинальные витражи и немецкая напольная плитка.


Суворовский пр., 34


В доме Кащенко в 1903-1908 годах проживал гражданский инженер Алексей Фёдорович Бубырь, украсивший Санкт-Петербург замечательными зданиями в стиле модерн, а в 1906-1907 годах – поэт и композитор Серебряного века Михаил Алексеевич Кузьмин, известный также переводами Франческо Петрарки, Уильяма Шекспира, лорда Байрона и некоторых других.


Суворовский пр., 38


Глядя на фасад бывшего доходного дома В. Ф. Фогеля (Суворовский, 38) невозможно не залюбоваться – перед нами один из шедевров архитектора Василия Васильевича Шауба, посвятившего большую часть своего творческого пути европейскому направлению стиля модерн. Построенный в 1911 году дом дошёл до наших дней в первозданном виде. Не сохранились только изящные кованные парапеты между фигурными щипцами.


Суворовский пр., 48


Продолжая прогуливаться по нечетной стороне Суворовского, обратим внимание на здание, возведенное в 1913 году на участке сложной конфигурации между Кирочной и Кавалергардской улицами (Суворовский, 48 / Кавалергардская, 2 / Кирочная, 58). Гражданский инженер Николай Леонидович Захаров спроектировал доходный дом со скруглённым углом, который воспринимается как мощная крепостная башня. Неоклассицизм фасадов подчеркивают каннелированные пилястры коринфского ордера и треугольные фронтоны боковых фасадов.


За перекрёстком с Кавалергардской находится «монументальное здание строгого стиля с колоннами по фасаду» (Суворовский, 50-52). Так сообщалось в адресно-справочной книге «Ленинград» за 1940 год. И там же: «Когда строительные работы были окончательно завершены, горожане смогли оценить по достоинству произведение сталинского неоклассицизма, призванное прославлять величие социалистического государства».


Суворовский пр., 50-52


В здании начала свою работу Академия лёгкой промышленности, где на пяти факультетах (полиграфическом, текстильно-швейном, кожевенно-обувном, пищевом и химическом) готовили инженеров-организаторов легкой промышленности без отрыва от производства. Однако уже в ноябре 1940 года академию ликвидировали, а ее функции и имущество передали другим учебным заведениям.

19 сентября 1941 года в результате налета вражеской авиации здание полностью выгорело, внутренние конструкции обвалились, устоял только остов. Пострадало несколько сот человек – раненые и медперсонал находившегося здесь эвакуационного госпиталя, развернутого с началом блокады. Об этом трагическом событии сообщает мемориальная доска.

В 1955 году здание было воссоздано. В нем разместился Центральный научно-исследовательский институт имени академика А. Н. Крылова, занимавшийся фундаментальными исследованиями, связанными с морем, а также проектировавший корабли и морские сооружения.

В настоящее время здесь располагаются ГУ МВД России и Арбитражный суд по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.


Суворовский пр., 56-58


К протяженному зданию бывшей Академии легкой промышленности примыкает не менее протяженный жилой дом (Суворовский, 56-58), заворачивающий на Одесскую и Очаковскую улицы. Нам необходимо пройти почти полкилометра и расположиться за перекрёстком с Тульской улицей, чтобы по достоинству оценить один из лучших образцов послевоенного неоклассицизма. На Одесскую улицу выходит эффектный восьмиэтажный корпус, увенчанный балюстрадой с вазами. По краям балюстрады ранее стояли две скульптуры – мужская и женская. Фасады украшают головы строителей социализма, лозунги «миру-мир» лепные изображения архитектурных достопримечательностей города, а в подворотне – скульптурная группа, поддерживающая дату возведения дома – 1953 год. Сохранились массивные, украшенные резьбой, двери, ведущие в торговые помещения первого этажа.

Дом предназначался для партийной и культурной элиты. Мемориальные доски, установленные на доме, посвящены артисту Юрию Владимировичу Толубееву, художнику Евсею Евсеевичу Моисеенко, архитектору Сергею Борисовичу Сперанскому.


Смольный


Мы приблизились к площади Пролетарской Диктатуры, откуда сквозь пропилеи, созданные в 1930-е годы, открывается вид на Смольный. Так петербуржцы-ленинградцы, да и не только они, привычно называют здание, ставшее как символом революции, так и символом городской власти. Оно было построено в 1806-1808 году выдающимся зодчим Джакомо Кваренги для института благородных девиц, который перебрался сюда из Смольного монастыря.

В 1917 году большевики превратили Смольный в штаб вооруженного восстания, а потом, весь советский период, здесь размещались областной и городской партийные комитеты. В настоящее время в здании Смольного находится Администрация Санкт-Петербурга.


По Лафонской улице переместимся на площадь Растрелли, чтобы полюбоваться великолепным ансамблем Смольного монастыря.


Смольный монастырь


История этого места восходит к XV веку, когда здесь существовало село Спасское. В начале XVII века, после заключения Столбовского договора, его сменило шведское поселение и хорошо укрепленный форт. Петр I, отвоевав невские берега, приказал форт срыть, а невдалеке оборудовать обширный склад для варки и хранения запасов смолы, необходимой флоту. Так возник «Смоляной двор», на месте которого императрица Елизавета Петровна приказала основать Воскресенский Новодевичий монастырь. Проект и модель монастыря с собором, который, несмотря на официальное название, продолжали именовать Смольным, создал великий зодчий Бартоломео Франческо Растрелли. Сооружение собора началось в 1749 году, но вскоре было приостановлено из-за начавшейся Семилетней войны. После смерти Елизаветы Петровны Екатерина II велела подвести собор под крышу, но отделку не производить. Более полувека здание простояло заброшенным и только в 1835 году оно было закончено по проекту архитектора Василия Петровича Стасова.

В келейных корпусах, образующих крестообразное каре, в 1764 году обосновался Смольный институт благородных девиц – первое в России женское учебное заведение.

Институт был основан указом Екатерины II по инициативе Ивана Ивановича Бецкого и первоначально назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Смольный институт долго служил образцом для устройства не только остальных институтов, но и многих пансионов и различных женских учебных заведений.

По уставу девочки должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причем с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. В 1796 году институт вошёл в Ведомство учреждений Императрицы Марии. В октябре 1917 года институт переехал в Новочеркасск, а летом 1919 года покинул Россию и продолжил работу в Сербии.

Интересный факт: первой правительницей института была назначена Софья Ивановна де Лафон, находившаяся в этой должности тридцать лет. Смолянки всегда с благодарностью вспоминали Софью Ивановну, а в год столетнего юбилея института, в 1864 году, обратились в городскую Управу с прошением переименовать прилегающие к Смольному площадь и улицу в Лафонские.

В советское время они получили название «Пролетарской Диктатуры» и только в 2017 году улица снова стала Лафонской. Что же касается площади, то решение об её аналогичном переименовании не было принято из-за «особой позиции некоторых членов топонимической комиссии».

Вернемся, однако, на Суворовский и двинемся в обратный путь, рассматривая дома на нечетной стороне проспекта.


Суворовский пр., 63


В 1840 году на обширной территории, принадлежавшей артиллерийскому ведомству между современными Тульской улицей и Заячьим переулком, по указу Николая I, был открыт военно-сухопутный госпиталь на 1340 коек (Суворовский, 63). Строительство медицинского комплекса продолжалось пять лет по проекту архитектора Александра Егоровича Штауберта. Столичная газета «Северная пчела» писала, что сооружение госпиталя «…принадлежит, вне всякого сомнения, к случаю великих милостей Государя Императора к своим воинам. Это поистине единственное во всех отношениях образцовое заведение по красоте и прочности отделки всех его зданий, по удобствам содержания больных и средствам их лечения».

В славной истории госпиталя оставили заметный след видные ученые-медики с мировыми именами, среди которых: Александр Порфирьевич Бородин, Генрих Иванович Турнер, Владимир Михайлович Бехтерев, Николай Васильевич Склифосовский, Карл Андреевич Раухфус и многие другие. Именно здесь 30 ноября 1847 года выдающийся хирург Николай Иванович Пирогов произвел первую в нашей стране операцию под хлороформным наркозом.

Во время эпидемий госпиталь принимал не только военных, но и гражданский больных. За 1855 год в связи с Крымской войной здесь получили медицинскую помощь более 15000 пациентов.

В начале 1881 года в, так называемом, Сушильном корпусе для душевнобольных всего за 4 дня Илья Ефимович Репин написал последний портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского.

В 1923 году госпиталю, ставшему 442-м Окружным, присвоено имя заместителя наркома здравоохранения Зиновия Петровича Соловьёва, по инициативе и при активном участии которого был создан пионерский лагерь-санаторий «Артек» в Крыму.


Суворовский пр., 59-61


В 1954-1959 годах на территории Окружного госпиталя был построен жилой дом (Суворовский, 59-61) для высшего командного состава Ленинградского военного округа. При этом медицинское учреждение было отделено каменной оградой и «пробит» участок Кирочной улицы от Суворовского проспекта до Новгородской улицы.

Строительство «генеральского» дома в стиле послевоенной неоклассики, украшенного советской военной атрибутикой, было осуществлено в три очереди по проекту архитектора Азиса Сафовича Уразова.


Суворовский пр., 51


Дальнейшая застройка нечетной стороны проспекта представлена неординарными строениями, среди которых выделяется дом на углу с Заячим переулком (Суворовский, 51 / Заячий пер., 2). Он построен в 1910 году в стилистике рационального модерна по проекту гражданского инженера Николая Ивановича Котовича. Нарядный вид зданию придают майоликовые вставки, сдержанный лепной декор, а также угловые эркеры, завершенные шлемовидными куполами.


Обращает на себя внимание и трёхэтажный особняк, перестроенный в 1915 году архитектором Антонином Сергеевичем Лыткиным для инженера путей сообщения Алексея Александровича Экарева (Суворовский, 41). Здание стилизовано под виллу эпохи ренессанса и обильно украшено барельефами на библейские сюжеты. В нише балкона – скульптура молодой женщины в античном одеянии.


Суворовский пр., 43, 41, 39


Соседний дом (Суворовский, 39) был выкуплен и перестроен в 1870 году для размещения Мариинско-Сергиевского приюта, находившегося в ведении Императорского Человеколюбивого общества. В 1884 году покровителями приюта стали великая княгиня Мария и великий князь Сергей Александровичи, дети Александра II, имена которых и составили название приюта.

В 1901-1902 годах лицевой дом был полностью перестроен в псевдорусском стиле по проекту гражданского инженера Петра Николаевича Батуева. Посреди главного фасада возвышалась шатровая звонница, увенчанная главкой, которая, по известным причинам, до наших дней не дошла.

В советское время это был обычный жилой дом с коммунальными квартирами.


Интересен фасад дома 33, представляющий тонкую стилизацию мотивов ренессанса и романского стиля. Этот изначально доходный дом был сооружен в 1880 году по проекту архитектора Василия Федоровича фон Геккера.


Суворовский пр., 33


Мы подошли к металлическому ограждению, за которым в глубине сквера находится здание, построенное в 1900-1901 годах специально для Николаевской академии Генерального штаба (Суворовский, 32 Б). Архитектор Александр Иванович фон Гоген возвел главное учебное здание в виде старинного усадебного дома с колонным портиком. Высокий парапет, по углам которого восседали огромные орлы, украшали лепные изображения военной арматуры.

В центре клумбы перед главным входом в 1909 году был открыт памятник «Питомцам академии, павшим при исполнении служебного долга». В советское время его заменили беломраморным львом, а в 2003 году место льва заняла бронзовая скульптура Александра II – подарок Украины в честь 300-летнего юбилея Петербурга.

Украинский подарок является копией статуи Александра II, отлитой по модели скульптора Марка Антокольского и установленной в Публичной библиотеке города Киева в 1910 году.

Суворовский пр., 32Б


В разное время Академию Генштаба закончили будущие генералы: Дмитрий Алексеевич Милютин, Михаил Дмитриевич Скобелев, Алексей Николаевич Куропаткин, Михаил Иванович Драгомиров, Александр Васильевич Колчак, Антон Иванович Деникин, Пётр Николаевич Врангель. Здесь также постигали военное искусство и будущие советские военачальники: маршал Борис Михайлович Шапошников, командарм 1-го ранга Сергей Сергеевич Каменев, командарм 2-го ранга Август Иванович Корк.

В советское время Академию Генштаба перевели в Москву, а в здании на Суворовском разместилась школа связи имени Ленсовета, реорганизованная, в дальнейшем, в училище, а затем и в Академию связи.


Продолжая прогулку, мы с друзьями вновь вступаем в узкую часть Суворовского проспекта, которая начинается от 9-й Советской улицы.


Суворовский пр., 25


Дом под номером 27 с угловым эркером-фонариком, накрытый изящным граненным куполом, был перестроен в 1906 году по проекту архитектора Игнатия Платоновича Горленского. Его авторству принадлежит и соседний, построенный в 1903 году, дом 25 (Суворовский, 25 / 8-я Советская, 16), угол которого подчеркивает многогранный эркер, увенчанный куполом. Между третьим и четвёртым этажами Горленский разместил оригинальный орнаментальный пояс, оттенённый майоликой синих и голубых тонов.


Суворовский пр., 21


А вот угол дома 21 (Суворовский, 21 / 7-я Советская, 18) архитектор Павел Петрович Дейнека акцентировал мезонином, обильно украшенным лепным декором, вазами и «кокетливым» фронтоном, напоминающим кокошник.

На страницу:
1 из 2