Полная версия
Природа Будды и Просветление
Природа Будды и Просветление
Влад Юм
© Влад Юм, 2024
ISBN 978-5-0065-0171-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Природа Будды
В буддийской философии и сотериологии концепция природы Будды представляет собой ключевую идею, утверждающую, что каждый живое существо обладает врождённым потенциалом стать Буддой. Это также подразумевает, что все существа уже имеют в своей сути чистую природу, которая по своей сути является Буддой. Данный концепт часто переводится на английский как «природа Будды» и охватывает несколько связанных с Махаяной буддийских терминов, таких как татхагатагарбха и буддхадхату, а также сугатагарбха и буддагарбха. Термин «татхагатагарбха» можно интерпретировать как «утроба» или «эмбрион» (гарбха) «ушедшего» (татхагата), что указывает на потенциальное состояние Будды, заключённое в каждом существе. Это подразумевает, что в каждом из нас есть нечто, что может развиться в полное осознание Будды. С другой стороны, «буддадхату» может означать «элемент Будды», «царство Будды» или «субстрат Будды», что также указывает на наличие в каждом существе основополагающего элемента, связанного с Буддой. Природа Будды имеет множество значений в рамках индийского буддизма, а затем и в восточноазиатской и тибетской буддийской литературе. В общем смысле эта концепция предполагает, что каждый из нас обладает светлым разумом, который является естественным и истинным состоянием сознания. Этот чистый (вишуддхи) разум не подвержен страданиям и изначально присутствует в каждом разумном существе, оставаясь вечным и неизменным. Его сияние может проявиться, когда разум очищается от скверны, и когда мы осознаем истинную природу нашего ума. Сутра Махапаринирвана, относящаяся к Махаяне и датируемая II веком н. э., оказала значительное влияние на восприятие этих учений в Китае. Она связывает концепцию татхагатагарбхи с буддадхату, подчеркивая, что внутренний Будда, как принцип спасения, гораздо более важен, чем поклонение физическим реликвиям исторического Будды. В этом контексте буддадхату стал символом внутреннего просветления, которое может быть достигнуто каждым, кто стремится к пониманию своей истинной природы. Важно отметить, что в буддийской традиции существует идея, что все живые существа могут достичь Буддхата, но это требует определённых усилий, практики и осознания. Путь к просветлению включает в себя медитацию, моральное поведение и развитие мудрости. Буддизм учит, что страдания и невежство являются результатом неосознанности, и именно через осознание своей природы можно преодолеть эти преграды. В дополнение к этому, буддийская философия утверждает, что природа Будды не является чем-то внешним или отделённым от нас. Это нечто, что уже существует внутри каждого из нас, и задача заключается в том, чтобы распознать и развить этот внутренний потенциал. Это может быть достигнуто через различные практики, такие как дзен-медитация, которая помогает сосредоточиться на настоящем моменте и осознать свою истинную природу. Кроме того, в тибетском буддизме концепция природы Будды также включает в себя учения о «тулку», или реинкарнации просветлённых существ, которые возвращаются в мир, чтобы помочь другим достичь просветления. Это подчеркивает важность взаимосвязи между всеми существами и необходимость сострадания и помощи другим на пути к освобождению. Природа Будды представляет собой глубокую и многослойную концепцию, которая охватывает не только индивидуальный путь к просветлению, но и более широкий контекст взаимодействия между всеми живыми существами. Это учение вдохновляет практикующих буддистов стремиться к самосознанию и развитию сострадания, что в конечном итоге ведёт к общему благу и гармонии в мире.
Татхагатагарбха
Термин «татхагатагарбха» представляет собой сложное концептуальное понятие в буддизме, которое можно перевести как «эмбриональный татхагата», «чрево татхагаты» или «содержащий татхагату». Этот термин имеет множество значений и интерпретаций, что делает его важным элементом буддийской философии. Санскритское слово «татхагатагарбха» состоит из двух частей: «татхагата» и «гарбха». Первое слово, «татхагата», переводится как «тот, кто ушёл» и непосредственно связано с Буддой. Этим термином обозначают Будду как сущность, которая покинула цикл сансары – круг рождения, смерти и перерождения – и достигла нирваны. В этом контексте «татхагата» символизирует не только уход из сансары, но и возвращение в неё с целью помощи всем живым существам. Это возвращение может быть интерпретировано как проявление сострадания и желания помочь другим достичь освобождения. Вторая часть термина, «гарбха», имеет более широкое значение. Она может означать «чрево», «эмбрион», «центр» или «сущность». В контексте татхагатагарбхи это слово подразумевает, что в каждом живом существе существует потенциальная возможность стать Буддой, то есть достичь просветления. Это понимание акцентирует внимание на внутреннем потенциале каждого человека и подчеркивает важность духовной практики для раскрытия этого потенциала. Татхагатагарбха можно рассматривать как концепцию, которая объединяет идеи о просветлении, внутреннем потенциале и сострадании. Она учит, что каждый из нас имеет возможность стать Буддой, и эта возможность уже заложена в нас с самого рождения. Это понимание создает основу для практики и философии, направленной на развитие добродетелей и устранение страданий, как для себя, так и для окружающих. В буддийской традиции татхагатагарбха также связывается с учением о пустоте и взаимозависимости, подчеркивая, что все явления не имеют фиксированной сущности и находятся в постоянном изменении. Это учение вдохновляет на глубокое самосознание и осознание взаимосвязанности всех существ, что в свою очередь способствует развитию сострадания и мудрости.
Азиатские переводы
Термин «татхагатагарбха» в китайском языке переводится как rúláizàng, что можно интерпретировать как «сокровищница Татхагаты». Этот перевод подчеркивает идею о том, что в каждом существе скрыто нечто ценное и священное, что можно сравнить с сокровищем. В этом контексте слово «занг» может означать как «хранилище», так и «то, что скрыто». Это указывает на двойственность понятия: с одной стороны, это нечто, что обволакивает или содержит, а с другой – то, что само может быть скрыто или заключено в чем-то другом. В тибетском языке термин переводится как de bzhin gshegs pa’i snying po, что в буквальном смысле означает «сердце Татхагаты». Интересно, что тибетские переводчики избегали использования слова «матка» (mngal или lhums) и вместо этого выбрали более глубокие термины, такие как «эмбриональная сущность», «ядро» или «сердце». Это подчеркивает важность внутренней природы и потенциала, заключенного в каждом существе. Кроме того, термин «сердце» также использовался монгольскими переводчиками, что свидетельствует о широкой интерпретации этого концепта в различных буддийских традициях. Тибетский учёный Го Лоцава выделил четыре ключевых значения термина татхагатагарбха, которые были признаны и индийскими буддийскими учеными. Первое значение связано с пустотой, которая рассматривается как неимпликативное отрицание, то есть пустота, не имеющая каких-либо характеристик. Второе значение указывает на светлую природу ума, что подразумевает, что все существа обладают изначальной чистотой и ясностью. Третье значение связано с алая-виджняна – концепцией сознания-хранилища, которая хранит все впечатления и опыт. Четвёртое значение охватывает всех бодхисаттв и живых существ, подчеркивая, что каждый из нас имеет потенциал для достижения просветления. Татхагатагарбха представляет собой глубокое философское понятие, которое охватывает как внутреннюю природу каждого существа, так и его потенциал для духовного роста. Это учение вдохновляет буддистов на пути к просветлению, напоминая о том, что в каждом из нас есть нечто священное, что ждет, чтобы быть раскрытым и реализованным.
Западные переводы
Термин «татхагатагарбха» впервые появляется в буддийских сутрах, известных как Татхагатагарбхи, которые относятся к II и III векам нашей эры. Это концепция, которая вызывает множество интерпретаций и переводов, особенно среди западных ученых и переводчиков. Одним из наиболее известных исследователей данной темы является Салли Кинг, которая отмечает, что термин можно понимать по-разному. Она выделяет несколько значений: «эмбриональный татхагата», что подразумевает зарождающегося Будду; «причина Татхагаты», что указывает на источник или основу Будды; а также «чрево Татхагаты» и «плод Татхагаты». Кинг также указывает на то, что в китайском языке термин rúláizàng переводится как «матка» или «плод», что подчеркивает связь с идеей о зарождении и развитии. Исследователи, такие как Уэйман и Хидеко, также подчеркивают использование слова «гарбха» в значении «матка», но чаще всего предпочитают термин «эмбрион». Это предпочтение объясняется тем, что слово «эмбрион» лучше отражает динамичную и самопреобразующуюся природу татхагатагарбхи. Следующий исследователь, Циммерман, добавляет, что гарбха может означать внутреннюю часть или центр чего-либо, а также его сущность. В контексте татхагатагарбхи это может означать, что человек является «контейнером» или «утробой» для татхагаты. В этом смысле татхагатагарбха может рассматриваться как нечто, что содержит в себе потенциал для будущего развития и реализации. Циммерман также рассматривает татхагатагарбху как бахуврихи, что в переводе означает «содержащий татхагату». Он отмечает, что термин гарбха имеет множество значений, включая «рожденный», «эмбрион», «лоно», «чашечка», «ребенок», «член клана» и «ядро». Все эти значения могут быть актуальны в контексте использования термина татхагатагарбха, что делает его многозначным и многослойным. Важным аспектом концепции татхагатагарбхи является ее связь с идеей внутреннего просветления и потенциала, который существует в каждом человеке. Эта идея перекликается с буддийским учением о том, что каждый имеет возможность достичь просветления, и что в каждом из нас уже заложена природа Будды. Таким образом, татхагатагарбха может рассматриваться как символ внутреннего потенциала, который необходимо развивать и реализовывать. С точки зрения практики, понимание татхагатагарбхи может вдохновлять на медитацию и самосознание, помогая людям осознать, что в них уже есть все необходимое для достижения просветления. Это может привести к более глубокому пониманию себя и своей природы, а также к стремлению к внутреннему развитию. Кроме того, татхагатагарбха имеет значительное влияние на различные школы буддизма, включая махаяну и ваджраяну. В этих традициях акцентируется внимание на том, что каждый человек обладает потенциалом стать Буддой, и что этот потенциал можно развивать через практику и обучение. Это создает основу для более глубокого понимания буддийской философии и практики, а также для развития сострадания и мудрости. Татхагатагарбха представляет собой не только философскую концепцию, но и практическое руководство для тех, кто стремится к духовному развитию. Она подчеркивает важность внутреннего потенциала и возможности каждого человека для достижения высших состояний сознания. В этом контексте татхагатагарбха становится ключевым элементом буддийской практики, вдохновляя последователей на путь самосовершенствования и просветления.
Buddhadhātu
Термин «природа Будды» представляет собой важное понятие в буддизме, хотя и не является точным переводом термина татхагатагарбха. Этот термин описывает сущность, присущую каждому человеку, и подчеркивает, что в каждом из нас заложен потенциал для достижения просветления. В санскрите аналогом этого понятия является buddhadhātu, который также имеет свои нюансы и значения. Природа Будды может быть интерпретирована в двух ключевых аспектах: во-первых, как сама природа Будды, которая эквивалентна термину дхармакая – одной из трех тел Будды, представляющей собой истинную реальность и абсолютное состояние. Во-вторых, природа Будды может рассматриваться как причина, лежащая в основе Будды, что подчеркивает важность взаимосвязи между причиной и следствием в буддистской философии. Эта взаимосвязь выражается через понятие дхармадхату, которое относится к пространству, где все явления существуют и взаимодействуют. Дхату в данном контексте можно понимать как нечто общее, что объединяет все явления и их сущности, включая такие концепции, как свабхава (природа вещей) и махабхута (основные элементы). Интересно отметить, что исследователь Мацумото Широ подчеркивает, что термин «природа Будды» переводит санскритский buddhadhātu как «место для размещения чего-либо» или «фундамент», что указывает на то, что это понятие не следует воспринимать как «изначальную природу» или «сущность» Будды. Вместо этого, оно акцентирует внимание на возможности достижения состояния Будды, а также на том, что в каждом человеке уже присутствует потенциал для этого. Природа Будды становится не просто философским понятием, но и практическим ориентиром для буддистов, подчеркивающим важность внутренней работы и самосовершенствования. Каждый человек, согласно этой концепции, способен развивать в себе качества, присущие Будде, такие как сострадание, мудрость и умиротворение. Это открывает возможность для каждого из нас не только осознать свою природу, но и стремиться к высшему состоянию, которое может привести к просветлению. В этом контексте природа Будды служит не только теоретической основой, но и практическим инструментом для духовного роста и самопознания.
Источники индийских сутр
Исторические предшественники
Идея татхагатагарбхи, согласно Алексу Уэйману, основывается на учениях Будды о существовании некоего светящегося ума, который в буддийской традиции называется прабхасварачитта. Этот ум, как утверждается, по своей природе чист, но временно затмевается загрязнениями, известными как агантука клеша. Важное упоминание о светящемся уме можно найти в Ангуттара Никая, где говорится, что разум обладает изначальным светом, однако он осквернен приходящими загрязнениями, что указывает на необходимость внутренней работы для достижения чистоты. Школа Махаяна-вайбхашика развивает эту концепцию, связывая её с понятием «корневого сознания» или мулавиджняна. Это сознание считается основным слоем ума, обладающим своей природой (читтасвабхава), которая изначально чиста (вишуддхи) и незапятнана. В некоторых сутрах татхагатагарбхи утверждается, что сознание по своей природе является чистым (пракрити-паришуддха) и представляет собой семя, из которого вырастает состояние будды. Таким образом, Уэйман подчеркивает, что учение о чистом светящемся уме стало основой классического понимания природы будды. Карл Бруннхольц также отмечает, что первое известное упоминание термина татхагатагарбха можно найти в Экоттара-никае Агаме. Однако в этом контексте термин используется несколько иначе, чем в более поздних текстах. В частности, говорится, что если кто-то посвящает себя изучению «Экоттара-кагаме», то у него есть татхагатагарбха. Даже если его тело не сможет избавиться от скверны в этой жизни, в следующей жизни он достигнет высшей мудрости. Это подчеркивает важность практики и преданности в пути к просветлению. Идея татхагатагарбхи возникла в результате взаимодействия различных направлений буддийской мысли о природе человеческого сознания и путях к его пробуждению. Грегори утверждает, что эта доктрина подразумевает, что просветление является естественным состоянием ума, доступным каждому. Это открывает новые горизонты для понимания буддизма, предлагая идею, что каждый человек изначально обладает потенциалом для достижения просветления, и задача заключается в том, чтобы очистить свой ум от загрязнений. Татхагатагарбха не только объясняет природу ума, но и служит важным аспектом буддийской практики, побуждая последователей к самосовершенствованию и внутреннему очищению. Этот концепт вдохновляет буддистов на пути к просветлению, подчеркивая, что каждый имеет возможность достичь состояния будды, если только они будут работать над собой и стремиться к внутренней чистоте. Учение о татхагатагарбхе служит надеждой и источником вдохновения для всех, кто ищет глубинное понимание своей природы и стремится к духовному пробуждению.
Аватамсака и Сутры лотоса
Учения Аватамсака-сутры, датируемые I—III веками нашей эры, представляют собой важный этап в развитии буддийской философии, особенно в контексте концепции природы Будды. По словам Уэймана, в этих сутрах утверждается, что знание Будды является всеобъемлющим и присутствует во всех живых существах. Хотя в тексте Аватамсака-сутры термин татхагатагарбха не используется, идея о том, что мудрость Будды (буддхаджняна) пронизывает сознание всех живых существ, воспринимается многими исследователями как важное дополнение к концепции татхагатагарбхи, которая подразумевает наличие буддистского потенциала в каждом человеке. Интересно отметить, что в «Лотосовой сутре», написанной между 100 годом до н. э. и 200 годом н. э., также отсутствует прямое упоминание термина татхагатагарбха. Тем не менее, японские учёные предполагают, что в этом тексте содержится аналогичная идея, касающаяся универсальности буддистской природы. В десятой главе «Лотосовой сутры» подчеркивается, что все живые существа имеют потенциал стать Буддой, что является основным мотивом буддийского учения о просветлении. В двенадцатой главе утверждается, что даже историческая фигура Девадатта, известная своей антипатией к Будде, обладает возможностью достичь состояния будды. Это подчеркивает идею о том, что просветление доступно каждому, независимо от их прошлого или текущего состояния. В восточноазиатских комментариях к «Лотосовой сутре» эти учения рассматриваются как указание на то, что текст также основывается на концепции универсальности природы Будды. Сравнение «Лотосовой сутры» с более поздними татхагатагарбха-сутрами показывает, что между ними есть общие темы и идеи. Это позволяет некоторым учёным предположить, что «Лотосовая сутра» оказала значительное влияние на формирование этих более поздних текстов. Кроме того, концепция татхагатагарбхи, которая стала более популярной в буддизме Махаяны, акцентирует внимание на внутреннем потенциале каждого человека. Эта идея о наличии буддистской природы в каждом существе подчеркивает важность самосознания и внутренней работы, необходимых для достижения просветления. В контексте современных буддийских практик эта концепция продолжает вдохновлять множество людей, побуждая их к самосовершенствованию и духовному развитию. Как Аватамсака-сутра, так и «Лотосовая сутра» играют ключевую роль в формировании буддийской мысли о природе Будды, подчеркивая идею о том, что каждый человек имеет в себе потенциал для достижения высшего состояния сознания. Эти тексты не только обогащают философию буддизма, но и продолжают оказывать влияние на практику и восприятие буддистских идей в современном мире.
Татхагатагарбха-сутра и Нирвана-сутра
Согласно исследованиям, проведённым учёным Циммерманом, «Татхагатагарбха-сутра», датируемая II – III веками н. э., представляет собой один из самых ранних текстов, посвящённых исследованию природы Будды. В этом произведении вводится ключевой термин «татхагатагарбха», который, по мнению Циммермана, впервые появился именно в этой сутре. Основная идея «Татхагатагарбха-сутры» заключается в том, что все живые существа уже содержат в себе совершенное тело Будды, известное как татхагататва, буддатва или татхагатакая. Однако это внутреннее совершенство остаётся скрытым от нашего сознания, затенённым страданиями и иллюзиями, которые мы испытываем в повседневной жизни. Сутра использует девять ярких сравнений, чтобы проиллюстрировать эту концепцию. Например, татхагатагарбха можно сравнить с буддой, скрытым в гниющем лотосе, или с медом, который находится среди пчёл. Эти образы подчеркивают, что несмотря на внешние обстоятельства, истинная природа каждого существа остаётся неизменной и чистой, подобно золоту, скрытому в грязи, или драгоценному изображению, покрытому глиной. Таким образом, сутра утверждает, что все живые существа, несмотря на свои загрязнения и страдания, имеют в себе внутренний потенциал к просветлению. Другим важным текстом, который рассматривает природу Будды, является «Махапаринирвана-сутра», также известная как Нирвана-сутра, которая, вероятно, была написана во II веке н. э. Некоторые исследователи, такие как Майкл Рэдич, считают, что это произведение является самым ранним источником, посвящённым природе Будды. Эта сутра оказала значительное влияние на развитие буддизма, особенно в Восточной Азии. В отличие от «Татхагатагарбха-сутры», «Махапаринирвана-сутра» связывает концепцию татхагатагарбхи с понятием «буддхадхату», что переводится как «природа Будды» или «элемент Будды». В этом контексте оба термина приравниваются к вечному и чистому телу Будды, известному как Дхармакая или ваджракаея. «Махапаринирвана-сутра» также представляет татхагатагарбху как нечто, что можно сопоставить с понятием «Я» или истинного «Я» (атман). Это открытие имеет глубокие философские последствия, так как оно ставит под сомнение традиционные представления о «Я» и индивидуальности. В буддизме акцент делается на пустотности и непостоянстве всех явлений, что противоречит идее постоянного «Я». Тем не менее, в контексте «Махапаринирвана-сутры» истинное «Я» становится символом внутренней природы Будды, которая, хотя и скрыта, всегда присутствует в каждом из нас. Оба текста – «Татхагатагарбха-сутра» и «Махапаринирвана-сутра» – играют ключевую роль в понимании буддистской философии и концепции просветления. Они подчеркивают, что внутренний потенциал к просветлению уже заложен в каждом существе, и задача практикующего – раскрыть этот потенциал, преодолевая страдания и иллюзии. Эти идеи продолжают оказывать влияние на буддийскую практику и философию, вдохновляя множество последователей на пути к просветлению и пониманию своей истинной природы.
Другие важные сутры о природе будды
«Шрималадеви Симханада-сутра», или «Львиный рык царицы Шрималы», написанная примерно в III веке нашей эры, представляет собой важный текст в рамках буддийской традиции Махаяны. В этой сутре обсуждаются ключевые концепции, такие как татхагатагарбха, или «утроба Татхагаты», которая рассматривается как основа буддийского учения о природе Будды. Татхагатагарбха является важным понятием, которое подразумевает, что все существа обладают внутренним потенциалом к просветлению, и эта идея становится центральной в понимании буддийского пути. В тексте также рассматриваются другие важные доктрины, такие как единое средство и светлый ум. Единое средство подразумевает, что все пути ведут к одному и тому же состоянию просветления, а светлый ум обозначает чистую и ясную природу сознания, свободную от привходящих загрязнений. Интересно отметить, что сияющая природа ума, как утверждается в сутре, не только свободна от загрязнений, но и наполнена безграничными качествами Будды, что подчеркивает идею о том, что каждый человек в своей сути уже обладает всем необходимым для достижения просветления. Шрималадеви также утверждает, что татхагатагарбха служит основой как сансары, так и нирваны, что указывает на взаимосвязь между этими двумя состояниями бытия. Она приравнивает татхагатагарбху к дхармакайе – одной из трех тел Будды, которая описывается как «постоянная», «вечная», «неизменная» и «спокойная». Это подчеркивает идею о том, что истинная природа реальности неизменна и вечна, несмотря на иллюзорные изменения, которые мы наблюдаем в нашем повседневном опыте. Другим важным текстом, который следует упомянуть, является «Анунатвапурнатванирдеша», или Учение о том, что нет ни увеличения, ни уменьшения. В этой сутре утверждается, что царство разумных существ (саттвадхату) не увеличивается и не уменьшается, а представляет собой единую область (*экадхату), которая одновременно является как сансарой, так и буддостью. Эта концепция подчеркивает целостность и единство всех существ, а также их внутреннюю природу, которая изначально чиста (*пракритипаришуддхачитта) и связана с татхагатагарбхой. Также стоит обратить внимание на «Аṅгулималийя-сутра», относящуюся ко II веку нашей эры. В этом тексте рассказывается о новообращенном бодхисаттве Аṅгулимале, который в прошлом был массовым убийцей, но после встречи с Буддой изменил свою жизнь. Эта история подчеркивает возможность преобразования и искупления, показывая, что даже самые темные деяния могут быть преодолены через понимание и практику буддизма. В этой сутре также подчеркиваются качества вселенской татхагатагарбхи, такие как отсутствие возникновения, независимость и неизменность, что указывает на ее трансцендентную природу. Еще одним значимым текстом является «Махабхери-сутра» или Сутра Великого Барабана, в которой описывается природа Будды как сияющей и чистой, вечной, бесконечной, мирной и самосущей (атман). Эта сутра подчеркивает важность понимания природы Будды как нечто, что превосходит обычное восприятие и концепции, предлагая более глубокое понимание реальности. Кроме того, «Махамегха-сутра» или Сутра Великого Облака также стоит упомянуть, так как она, подобно «Нирвана-сутре», учит о вечности Будд и их доктринёрской природе. В этой сутре рассматриваются четыре совершенства: постоянство, блаженство, самость и чистота, которые являются основополагающими для понимания буддийского пути к просветлению. Эти концепции помогают практикующим осознать, что просветление – это не конечная цель, а процесс, который требует постоянного усилия и глубокого понимания природы реальности. Эти тексты представляют собой не только философские размышления, но и практические указания для последователей буддизма, стремящихся к просветлению. Они подчеркивают важность внутренней работы, понимания своей природы и стремления к развитию качеств, присущих Будде. Каждый из этих текстов вносит свой вклад в богатую традицию буддийской мысли, предлагая различные подходы к пониманию одной и той же глубокой истины.